Конспект урока и презентация технология Вышивка шелковыми лентами 8 класс
план-конспект урока по технологии (8 класс) по теме
Конспект урока и презентация технология Вышивка шелковыми лентами 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vyshivka_lentami_1.doc | 55 КБ |
vyshivka_lentami.1.pptx | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Еленская Татьяна Ивановна
учитель технологии
МБОУ СОШ № 22
Г. Краснодар
8 класс программа В. Д. Симоненко
Тема раздела: Художественная обработка материалов
Тема урока: Вышивка шелковыми лентами. Урок №1
Тип урока: комбинированный
Задачи урока:
- образовательная: познакомить с историей вышивки, расширить знания об инструментах и материалах для вышивки, ознакомить с классификацией лент, показать связи с ранее изученными материалами в курсе общеобразовательной школы;
- воспитательная: продолжить формирование дисциплинированности, добросовестности, аккуратности;
- развивающая: развивать координацию движений рук, научить выполнять требования по технике безопасности.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, готовые работы учащихся, карточки по технике безопасности, инструкционные карты.
Ход урока
- Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
- Сообщение темы и цели урока.
1.Знакомство учащихся с новым видом вышивки – вышивки шелковыми лентами.
2.Научиться вышивать лентами (слайд №1, №2)
III. Актуализация опорных знаний.
Скажите, какие декоративно - прикладные виды искусства вы знаете?
А сегодня мы поговорим об одном из видов декоративно – прикладного искусства: вышивке. Вы уже научились делать разные виды вышивки. Давайте вспомним – какие вы знаете вышивки? Однако сейчас получает все большее распространение еще один вид вышивки – вышивка шелковыми лентами. История вышивки шелковыми лентами уходит глубоко в прошлое.
IY. Изучение нового материала.
Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски ткани, чтобы « оживить» свой образ. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда. В средние века в Италии лентами декорировали спинки стульев, балдахины, а также подвязывали тяжелые занавеси. Но только в XIV веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. В начале XVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Король Людовик XIV украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал одеваться оригинально и с выдумкой. Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие.
Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим.
Именно в эти времена во Франции появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, затем настал черед белья. Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова, в Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи. Расцвет этого искусства пришелся на 70 – е годы XIX столетия. К этому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах, безделушках для дома и шляпах.
«Силк риббон» - так называется тип вышивки, которую выполняют, используя вместо обычной пряжи ленточку из шелка или органзы и получая объемный эффект (слайд №3).
Посмотрите мини – выставку работ, вышитых ленточками, (слайд №4 и №5). Понравились вам работы? Какие чувства они вызывают? Хотели ли вы научиться так, вышивать?
С занятным рукоделием жизнь намного краше, лишь надо приложить к нему терпенье, И мастерство становится выше, когда тобой владеет вдохновенье.
Девиз наших уроков: «Не за свое дело – не берись, а за своим – не ленись».
Будто солнечным лучом освещенные, сияют цветы озаренные: розы, ромашки, листья зеленые, на вышивке запечатленные (слайд №6)
( слайд №7) Вспомните, какие инструменты использовали вы при вышивании гладью?
Итак, нам необходимы будут следующие инструменты:
1. пяльцы (любого диаметра);
2. иголки (№ 18 и № 24, а также №8 , иглы должны быть острыми);
3. ножницы (маленькие с острыми концами);
4.карандаш и линейка (чтобы чертить схемы);
5.ластик для ткани (чтобы стирать неверные карандашные линии)
6. портновские булавки;
7. краски (для раскрашивания ленточек, подкрашивания фона);
8. кисточки (для росписи);
9. губки (для создания фона);
10.нитки для вышивания
Нам понадобится и материал для вышивания. Вышивать ленточками можно по любой ткани, через которую легко продеть иголку. Это могут быть и ткани льняные, шелковые, хлопчатобумажные, шерстяные. Назовите, какие вы знаете хлопковые ткани?
Хлопковые ткани: рогожка, батист, муслин, сатин, плис (хлопчатобумажный бархат).
Вспомните и назовите названия льняных тканей? Льняные ткани: суровое полотно, тонкое полотно, грубая холстина.
Назовем названия шелковых тканей? Это – шифон, чесуча, шелковый тюль.
И последнее: «Что можете сказать о названиях шерстяных тканей?». Шерстяные ткани: креп, твид, джерси.
Нам понадобятся и ленточки. Существуют ленты декоративные, которые нельзя стирать, и ленты шелковые. Их стирать можно, но вручную, гладят с изнанки, чтобы вышивка не стала плоской. Шелковые ленты продаются разной ширины и различных цветов. Их можно использовать для вышивки по любому виду ткани.
Итак, мы познакомились с инструментами и материалами, необходимыми для вышивания ленточками.
Давайте вспомним как правильно запяливать ткань в пяльцы?
( слайд №8) Как можно переводить рисунок на ткань? (слайд №9)
Чтобы начать работу по изучению основных швов при вышивке лентами, давайте вспомним правила безопасной работы (слайд №10).
На столах у вас имеются карточки по техники безопасности.
Изучим их и отгадаем загадки.
Труд – дело очень важное, Правила должны вы знать,
Порой небезопасное. Безопасность соблюдать.
Карточка 1.
1.Булавки и иглы хранить в игольнице. Тонконогая Ненила
Всех одела – нарядила.
На самой бедняжке
Даже нет рубашки.
(игла)
2. Шить с наперстком. На одной яме - сто ям с
ямой, (наперсток).
3.Не шить ржавой иглой. Железная рыбка ныряет,
а хвост на волне -
оставляет (игла).
4.Количество игл до работы должно равняться количеству игл после работы.
5.Передавать иглу ушком вперед. У вострушки – хвостик
в ушке (игла с ниткой).
6.Передавать ножницы кольцами
вперед.
Инструмент бывалый –
не большой, не малый
( ножницы).
( слайд № 11, №12)) Так делают узелок на конце ленты и закрепляют шов.
Вот как выполняют ленточный шов: закрепить конец ленты. Ровно, придерживая ленту второй иглой, вывести иглу с лентой на изнаночную сторону, проткнув ее посередине (слайд №13).
Шов «цветочек» выполняют так: сделав плоский, вывести иглу на лицевую сторону работы и снова вернитесь к изнанке рядом с местом прокола, образуя петлю, размеры которой зависят от типа цветка. Вернитесь на лицевую сторону, выведя иглу внутрь верхней части петли, и потяните слегка ленточку (слайд №14).
Вспомним, как выполняются стебельчатый и тамбурный швы (слайд №15 и №16).
И последний шов - шов «пестик». Выполняется он так: выведите иглу на лицевую сторону работы и, помогая себе другой рукой, протяните ленточку, хорошо прижав к материалу, чтобы она не перекрутилась; затем сделайте один виток вокруг иглы (слайд №17).
Вышивание цветка с помощью присборенной ленты – многогранная и гибкая техника. Вариантов выполнения цветков с помощью присборенной ленты много. Мы рассмотрим один вариант (слайд №18).
Практическая работа. Изготовление розы (слайд №19).
Инструкционная карта.
1.Вышейте нитками в тон ленты звезду с пятью лучами. Поверните работу и хорошо закрепите нитку на изнанке.
2.Возьмите ленту, сделайте плоский узел и протяните ее на лицевую сторону в центре звезды.
3.Протащите иголку под первым стежком и пропустите второй.
Продолжайте, поочередно пропуская иглу под или над лучами звезды.
V.Подведение итогов.
1.Выставление оценок.
Все виды декоративно – прикладного искусства хороши.
Это занятие для рук умелых и для души.
Вышивание требует особого терпения,
Навыков и способов его овладения:
Как место рабочее организовать,
Рисунок как правильно копировать,
Как эстетично цвет ниток подобрать,
Как в изделии гармонию создать.
Итак, искусству вышивания будем учиться,
Мы помним: в нашей жизни все пригодится.
VI. Домашнее задание (слайд № 21)
1.Посетить народный музей и посмотреть работы мастеров города.
2.Подобрать материал для написания реферата на тему «Вышивка Кубани».
Рекомендуемая литература для учителя
- Технология: 8 класс. / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана граф, 2007.
- Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия / Пер. с ит. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2003.
- Дафтер. Х. Фантазии из шелковых ленточек. /Пер. с англ. – Ч.: Контэнт, 2007.
- Чиотти. Д. Украшения из шелковых лент. /Пер. с итал. – М.: Мир книги, 2007.
- Вышивка шелковыми лентами. Кокс. Э./ Пер. с англ. – М.: Кристина – Новый век, 2006.
Рекомендуемая литература для учащегося
1. Искусство вышивки лентами. Чернова А. Г. – Изд. 7 – е. - Ростов Н/Д: Феникс, 2006.
2. Терешкович. Т. А. Уроки вышивания. - Мн.: Хэлтон, 2000.
Фотографии в презентации выполнены автором данной работы.
Использованы ресурсы: http:// www. it – n. ru/ Работы:
1. Смирновой Е. В. Рекомендации для создания презентаций в учебном процессе.
2. Будова Л. В. Семья и бизнес.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока Познакомиться с историей вышивки лентами, сформировать интерес к данному виду рукоделия, познакомить с работами учащимися ранее выполненными, воспитание аккуратности, усидчивости, научить изготавливать розу. Задача на урок: научиться основным приемам вышивки лентами, научиться делать основные швы, изготовить розу.
История вышивки «Силк риббон» - так называется тип вышивки, которую выполняют, используя вместо обычной пряжи ленточку из шелка или органзы и получая особенный объемный эффект. Это искусство зародилось во Франции в XVIII в., когда ленты были неотъемлемой деталью нарядов знати и верхушки буржуазии и использовались как элементы убранства интерьера. После первых лет триумфа во Франции мода на вышивку шелком и органзой завоевывает всю Европу. Англия распространит технику вышивки лентой на американских колониях
Работы учащихся школы №22
Работы учащихся школы №22 Эту творческую работу сделала ученица 8 А класса Шевчик Анастасия.
Работы учащихся школы №22 Эту творческую работу сделала ученица 8 А класса Логоша Дарья.
Инструменты для вышивки Иглы - №22, №24. Булавки –острые и тонкие Пяльцы – круглые Ножницы – с загнутыми концами Ленты – из шелка разных размеров (3, 7, 9,12),из органзы , атласные. Нитки для вышивания Ткань – через которую легко продеть иглу
Так нужно запялить ткань в пяльцы Положите ткань на меньший обруч и наложите сверху второй обруч. Завинтите винт до тех пор, пока ткань не натянется. Не подтягивайте ткань после того, как затянете большой обруч.
Перевод рисунка на ткань При помощи сколки Аккуратно проколите булавкой по всему контуру рисунка, не забывая о самых сложных местах. Продырявленный рисунок положите на ткань и закрепите его булавками. Потом припорошите его порошком.
Техника безопасности Труд – дело очень важное, порой небезопасное. Правила должны вы знать, безопасность соблюдать. 1.Тонконогая Ненила 2. На одной яме – сто всех одела – нарядила. с ямой(наперсток) На самой бедняжке Даже нет рубашки(иголка) 3.Инструмент бывалый – Не большой, не малый(ножницы) Отгадайте загадки и расскажите правила работы с этими инструментами.
Как делать узелок на конце ленты Длинный конец ленты дважды подогните на несколько миллиметров и воткните иглу в центр подогнутого края. Придерживая ленту одной рукой и подтягивая другой, потяните ленту через изгиб – получился узел, который не портит изнанку.
Как закреплять шов Вывести ленту на изнанку и очень осторожно сделав небольшую петельку, проведите иголку под стежками вышивки. Крепко придерживая пальцами стежки, легонько подтяните ленту. Закончив работу, отрежьте ленту в нескольких миллиметрах от последнего стежка.
Ленточный шов Этот шов – один из наиболее простых в выполнении и используемый чаще всего при вышивании цветов и листьев. Вытяните иглу на лицевую сторону и протяните ленточку, прижав ее к материалу. Определив размер лепестка, введите иглу в центр ленточки, проведите ее через ленточку и материал, оставив на изнаночной стороне. Осторожно потяните ленточку с изнаночной стороны так, чтобы в верхней части образовался легкий завиток
Шов « цветочек» Выведите иглу на лицевую сторону работы и снова вернитесь к изнанке рядом с местом прокола, образуя петлю, размеры которой зависят от типа цветка или листика, который необходимо выполнить. Вернитесь на лицевую сторону, выведя иглу внутрь верхней части петли и потяните слегка ленточку. Маленьким накидным стежком ленточки зафиксируйте петлю на материале, снова выведя иглу на изнанку. Затем вновь на лицевую рядом с основанием первой петли, чтобы выполнить новый лепесток. Так продолжайте, пока не завершите цветок.
Стебельчатый шов Выведите иглу на лицевую сторону работы. Движением сверху вниз, прокалывая материал и держа иглу слегка под наклоном, а ленточку – прижатой к материалу, снова выведите иглу на изнанку на расстоянии от первого прокола, определяющем длину шва; затем вернитесь на лицевую сторону, выводя иглу примерно в середине этого же самого шва. Продолжайте, выводя иглу всегда на середине предыдущего шва и сохраняя тот же наклон стежков.
Тамбурный шов Выведите ленточку на лицевую сторону. Создайте нечто вроде колечка, пройдя снова иглой рядом с местом прокола, и вновь проведите ее на лицевую сторону внутрь колечка; потяните ленточку. Вернитесь к изнанке, снова пройдя в колечко рядом с местом прокола и создав новое колечко того же размера, что и предыдущее.
Шов «пестик» Выведите иглу на лицевую сторону работы и, помогая себе другой рукой, протяните ленточку, хорошо прижав к материалу, чтобы она не перекрутилась; затем сделайте один виток вокруг иглы, как при выполнении узелкового шва. Введите иглу в материал и вернитесь к изнанке, регулируя натяжение ленточки, чтобы на этом отрезке не образовались другие узелки. И так далее.
Сборка Проложите по центру ленточки сметочную строчку. Стяните ленточку. Сшейте края ленточки. Пришейте полученный цветок к материалу. На ленточке можно по разному прокладывать сметочную строчку, тогда и цветы выйдут разные.
Практическая работа Изготовление розы 1.Вышейте нитками в тон ленты звезду с пятью лучами. Поверните работу и хорошо закрепите нитку на изнанке. 2.Возьмите ленту, сделайте плоский узел и протяните ее на лицевую сторону в центре звезды. 3.Протащите иголку под первым стежком и пропустите второй. Продолжайте, поочередно пропуская иглу под или над лучами звезды.
Рефлексия Дополните предложения: На уроке было интересно ……….. На уроке было трудно……………. На уроке я научилась…………….. Теперь я могу………………………. Мне захотелось…………………….
Домашнее задание Посетите народный музей и посмотрите работы мастеров города Подберите материал для написания реферата на тему «Вышивка Кубани»
Список литературы Рекомендуемая литература для учителя 1.Технология: 8 класс. / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана граф, 2007. 2.Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия / Пер. с ит. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2003. 3.Дафтер. Х. Фантазии из шелковых ленточек. /Пер. с англ. – Ч.: Контэнт, 2007. 4.Чиотти. Д. Украшения из шелковых лент. /Пер. с итал. – М.: Мир книги, 2007. 5.Вышивка шелковыми лентами. Кокс. Э./ Пер. с англ. – М.: Кристина – Новый век, 2006.
Список литературы Рекомендуемая литература для учащегося 1. Искусство вышивки лентами. Чернова А. Г. – Изд. 7 – е. - Ростов Н/Д: Феникс, 2006. 2. Терешкович. Т. А. Уроки вышивания. - Мн.: Хэлтон, 2000. Фотографии в презентации выполнены автором данной работы из книг, представленных выше. Использованы ресурсы: http :// www . it – n . ru / Работы: 1.Смирнова Е. В. Рекомендации для создания презентаций в учебном процессе. 2.Будова Л. В. Семья и бизнес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок технологии "Вышивка шелковыми лентами" 5 класс
Урок технологии 5 класс. Тема: Вышивка шелковыми лентами". Содержит подробное, поэтапное выполнение простейших вышивальных швов....
Конспект урока по предмету «Технология. Обслуживающий труд». 7 класс «Изготовление украшений для волос в технике «канзаши»
Данная разработка представляет собой методический материал для проведения урока по теме «Изготовление украшений для...
Разработка урока по технологии"Вышивка шелковыми лентами",6 класс
Урок-конспект"Вышивка шелковыми лентами",с презентацией...
Конспект открытого занятия по технике вышивка шелковыми лентами на тему: «Изготовление картины «Букет цветов».
вашему вниманию представлен конспект мастер-класса, который был проведен для педагогов дополнительного образования....
Конспект урока и презентация технология Рукоделие. Вышивка 8 класс
Конспект урока технология Рукоделие. Вышивка 9 класс...
Конспект урока и презентация технология Вязание крючком 7 класс
Конспект урока и презентация технология Вязание крючком 7 класс...
Конспект урока в модульной технологии (3Х30) для 5-класса, обучающихся по учебнику С.М.Никольского "Разложение натуральный чисел на простые множители"
Данный модульный – урок (3 Х 30) адресован для учителей математики, работающих в 5 классе по учебнику С.М.Никольского для объяснения темы « Разложение натурального числа на простые множители». Урок ра...