Склеивание и зачистка изделий из дерева
план-конспект урока по технологии на тему

Панин Олег Михайлович

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skleivanie_i_zachistka_izdeliy_iz_dereva.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Склеивание и зачистка изделий из дерева

Цель: научить учащихся приемам склеивания и окончательной обработки (зачистке) изделий из дерева.

Оборудование: столярный верстак, струбцина, напильники, наждачная шкурка, различные клеи.

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1.Беседа по вопросам:

"Почему нельзя ввинчивать шурупы без предварительного выполнения отверстий в детали?

"Какие правила безопасности следует соблюдать при соединении деталей гвоздями и шурупами?

2.Практическое задание.

"Выполните соединение деталей гвоздями и шурупами.

"Определите виды гвоздей (учитель показывает, а учащиеся называют виды гвоздей, рассказывают об их назначении).

Учитель. А кто из вас знает, как появился гвоздь? Послушайте сведения об этом из рубрики "Это любопытно".

Когда-то вместо гвоздя пользовались шипами кустов и деревьев, щепочками, рыбьими костями и заостренными костями животных. Как только человек стал выплавлять металл, он научился лить и ковать гвозди. Металлические гвозди вытесняли костяные и деревянные постепенно, потому что поначалу очень дорого стоили. Однажды воины Древнего Рима должны были спешно оставить крепость. Перед этим они аккуратно сложили в ящики и закопали семь тонн гвоздей - чтобы не достались противнику! Тайный склад случайно нашли уже в наши дни.

3.Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

Рассказ "Склеивание древесины и наклеивание на древесину".

Учитель. Жизнь давно нас убедила, что склеить можно все. В промышленности склеивают любые материалы - бетон, металлы, стекло, пластмассы. Мы читаем о строительстве мостов на клею, мы летаем самолетами, в которых многие элементы конструкций склеены. Современные синтетические клеи обеспечивают такую прочность клеевого шва, что если со временем склеенные изделия и выходят из строя, то в ряде случаев разрушение происходит по склеиваемому материалу - шов остается целым. Известны многочисленные случаи удачных операций, в которых раздробленные в аварии кости руки или ноги "собирали" из кусков на клею и возвращали людям способность нормально жить и трудиться.

В быту также можно и нужно уметь широко пользоваться клеями, чтобы самим приклеить обои, продлить жизнь лыж и красивой вазы, заделать течь в аквариуме, подремонтировать мебель и т. д. В продажу поступают самые разнообразные клеи - специального назначения и так называемые универсальные (вполне универсальных клеев пока не существует).

Клеи для бытовых нужд - это в подавляющем большинстве случаев - жидкости, желе или пасты. Процесс склеивания на первый взгляд предельно прост: клей наносят на склеиваемые поверхности, прижимают их друг к другу, через некоторое время клей затвердевает, или, как говорят, "схватывается". Но на самом деле склеивание далеко не простое дело. Нужно ведь, чтобы клей одинаково прочно сцеплялся и с одной, и с другой поверхностью, а они, как известно, могут быть самыми различными.

При схватывании клея его жидкая или пастообразная пленка переходит в твердое или пластичное состояние. Это происходит у разных клеев по-разному. Одни клеи приготовлены на воде или органических растворителях, и когда они испаряются, остается твердая пленка из основного материала клея. У других клеев такая пленка образуется в результате химических реакций, для протекания которых в ряде случаев надо либо повысить температуру, либо перед самым склеиванием ввести в состав клея еще один компонент- отвердитель или катализатор.

Существуют общие правила обращения с клеями, выполнение которых способствует надежному соединению склеиваемых материалов. Во-первых, склеиваемые поверхности обязательно должны быть хорошо подготовлены - очищены от жира и грязи, от остатков старого клея или краски, по возможности они должны быть не гладкими, а шероховатыми - обработанными напильником, шкуркой и т. д. Второе правило гласит, что чем тоньше слой клея, тем меньше вероятность возникновения в нем сил, "распирающих" клеевую пленку, а следовательно, шов получается более прочный. Наконец, в-третьих, для большинства клеев сразу после их нанесения склеиваемые детали надо прижать друг к другу с помощью струбцины, резинового жгута или просто положить на них груз. Это нужно для клеев, приготовленных на воде или растворителях. Нагрузка клеевого шва будет не только способствовать проникновению клея в микропоры и трещины и лучшему сцеплению его с материалом (для чего, кстати, и проводят предварительную очистку поверхности и придание ей шероховатости), она приведет к еще большему утончению слоя клея. Представьте себе сами, что будет происходить, если пленку клея сделать толстой: пары воды или растворителя будут тогда с трудом проходить через нее и "расталкивать" склеиваемые детали. Вот этому-то и должна помешать нагрузка. Если материалы непористые или поверхность не может быть сделана шероховатой, особенно в тех случаях, когда клеевой шов широкий, применяют так называемый контактный способ склеивания. При этом способе клеем покрывают обе склеиваемые поверхности, нанесенные слои подсушивают для того, чтобы из них испарилось основное количество воды или растворителя. Клей при этом образует эластичную пленку. После подсушивания, а иногда и после повторного нанесения клея на подсушенный слой обе поверхности соединяют и сильно сдавливают. Заметьте, что такой способ можно применять далеко не для всех клеев.

Для того чтобы попытаться создать универсальный клей, необходимо ввести в его состав большое число компонентов, обеспечивающих возможность склеивания любого материала. Поэтому рецептура даже не вполне универсальных клеев весьма сложна, а по-настоящему универсальных клеев вообще нет. Условились считать универсальными такие клеи, которые могут склеивать несколько различных материалов.

Сейчас в продажу поступает около 50 различных клеев, герметиков, мастик и замазок, не считая так называемых изделий с остаточной липкостью - липких лент, самоклеющихся обоев и т. д.

В их числе клеи на естественной основе (например, казеиновые, декстриновые) и синтетические (нитроцеллюлозные, поливинилацетатные, перхлорвиниловые, фенолоформальдегидные, карбамидные, каучуковые и эпоксидные), универсальные и специальные.

Рассмотрите таблицу, которая поможет вам выбрать нужный клей для материалов из древесины.

Клеи и мастики

Древесина

1. Нитроцеллюлозные - Аго, Рапид

+

2. Поливинилацетатные:

Синтетический для быта;

Обойный ПВА

 

+

+

3. Перхлорвиниловые и поливинилхлоридные:

Марс, Уникум    

 

+

4. Фенолоформальдегидные, карбамидные и поливинилбутиральные: 

БФ-2;

Синтетический столярный 

 

+

+

5. Каучуковые, латексные:

Бустилат, Бустилат-М;

Герметик, Герметик-2

 

+

+

6. Эпоксидные:

Эпоксидная шпаклевка;

Эпоксидный универсальный

 

+

+

7. Клеи естественного происхождения и прочие:

Костный;

Мездровый;

Казеиновый;

Акрилакс

 

+

+

+

+

Одним из способов соединения деревянных деталей является склеивание.

При склеивании древесины клей наносится на обе склеиваемые поверхности. Для прочного соединения шов необходимо нагрузить или зажать склеиваемые детали в струбцине на 25-30 мин. После отверждения шва не следует нагружать изделие в течение суток.

При склеивании клей заполняет поры древесины, вскрытые при строгании и распиловке, что и обеспечивает прочность шва. Если же поры закрыты, например старым слоем клея, краски, шпатлевки, соединение будет непрочным. Поэтому поверхность перед склеиванием необходимо очистить. (См. Приложения, рис. 37.)

Склеивание в струбцине

Помните о необходимых правилах безопасности при склеивании:

"склеивать детали необходимо только на подкладных досках;

"не дотрагиваться до клееварки и избегать попадания клея на руки.

III.Практическая работа.

Выполнение заданий по овладению технологическим приемом склеивания:

"Подготовить склеиваемые детали.

"Нанести клей на детали и через 2-3 минуты сжать их с помощью струбцины.

IV.Рассмотрение технологического приема "Зачистка поверхностей деталей".

Беседа - объяснение.

Учитель. Зачистку детали производят с помощью напильника, шлифовальной шкурки.

Кто может сказать, какие формы напильников вы знаете? (Плоские, круглые, квадратные, треугольные, ромбические, полукруглые и др.)

Удобство форм напильников позволяет обрабатывать как наружные, так и внутренние поверхности.

Для зачистки изделие надежно закрепляют в тисках или в верстаке.

Чтобы обеспечить гладкую и прямолинейную зачистку, ее делают в нескольких направлениях под углом 45°-90°.

Окончательную зачистку выполняют наждачной шкуркой, помещенной в шлифовальную колодку. (См. Приложения, рис. 39.)

При зачистке необходимо соблюдать правила безопасности:

"использовать напильник только с исправной ручкой;

"для уборки рабочего места пользоваться щеткой.

V. Практическая работа.

Выполнение заданий по обработке технологического приема - зачистка деталей:

Подобрать напильник и шкурку.

Зачистить ранее выполненные соединения и детали.

IV. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока «Мозаика на изделиях из дерева»

КОНСПЕКТурока по технологии: «Мозаика на изделиях из дерева»Гайворонского Дениса Владимировичаучителя технологиимуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«Средняя общеобразовательная шк...

Тест по "Технологии изготовления художественных изделий из дерева"

Материалы, инструмент, резьба по дереву, мозаика...

Разработка урока "Мозаика на изделиях из дерева".

Усвоение учащимися приемов художественной обработки древесины...

Конспект урока "Выжигание по дереву в художественном оформлении изделий из дерева"

Тип урока: комбинированный, применение знаний, умений и навыков.Методы, используемые на занятии: наблюдение, демонстрация, рассказ, беседа, практическая работа.Количество часов: 1 урок(45 мин.)Цель ур...

Технологическая карта урока технологии по теме: «Выпиливание изделия лобзиком. Зачистка изделия «Сувенир»

Знакомство с особенностями выпиливания изделий из древесины лобзиком; формирование навыков настройки лобзика; формирование навыков пиления и зачистки изделия. Определение последовательности выполнения...