Авторская программа кружка "Умелые руки"
материал по технологии на тему

Данная программа кружка расчитана на три года (5-7класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx59.06 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Владимира

 «Средняя общеобразовательная школа №40»

   

                                                                              «Утверждаю»

                                                                                            Директор МБОУ «СОШ №40»

                                                                                            ______________________ В.  А. Лебедев

                                                                                            Приказ № 4    от   09.01.2014

Программа

дополнительного образования детей

«Умелые руки»

               

                      Возраст обучающихся – 10-13 лет

Срок реализации программы– 3 года.

                                                                  Составитель программы:

                                                                  педагог дополнительного образования

                                                                  МБОУ «СОШ №40»   г. Владимира

                                                                  Невская Татьяна  Александровна                                  

                                                                               

                                                                   

                                                   г. Владимир 2014

                                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           

                    Программа дополнительного образования детей «Умелые руки» относится к  категории программ художественно-эстетической направленности, т. к. ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения дети овладевают основными техниками нескольких  ремесел: шитья, вышивки, бисероплетения, лоскутной техники, вышивки лентами, вязания, работы с самыми различными материалами.  Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в искусстве создания  поделки практически из любого материала.

Актуальность программы обусловлена тем, что благодаря занятиям, подрастающее поколение получает необходимый позитивный опыт социализации в современных условиях, происходит интеграция личности в национальную и мировую культуру.

Педагогической целесообразностью программы является то, что в процессе занятий по данной программе происходит приобщение ребёнка к труду, в результате занятий у ребенка повышается самооценка, так как существуют вещи, которые он может изготовить своими руками.

Цели программы: 

- создание условий для развития личности ребёнка;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы  картины мира;

- интеграция личности в национальную и мировую культуру;

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- укрепление психического и физического здоровья детей;

- профилактика асоциального поведения.

Задачи программы: 

-развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;

-обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

-обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;

-создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй;

Работа по данной программе направлена на трудовое и эстетическое воспитание. Дети приобретают навыки художественного творчества, получают  представления о пропорциях, выразительности формы, отделке, декоративных свойствах материалов. При изготовлении поделок дети осваивают разнообразные технологические приемы, которые служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность обучающихся.

      Особенностью данной дополнительной образовательной программы является то, что в ходе её реализации предусмотрены задания как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка индивидуальной деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии.

  По срокам реализации программа является 3-х годичной. Программа каждого года обучения представляет собой завершенный тематический блок знаний и может рассматриваться как самостоятельная программа, рассчитанная соответственно на один, два и три года обучения. Программа дополнительного образования детей «Умелые руки» рассчитана на возраст обучающихся  10-13 лет, оптимальное количество детей в группе 8-10 человек.                                                        

Применяются такие формы занятий как урок-беседа, урок-лекция, урок-игра, урок-путешествие,  урок-конкурс, групповые занятия, комбинированные. Подведение итогов работы проводится в форме выставок.

При реализации программы используются различные методы:

- словесные: лекции, беседы, игры, викторины;

- наглядные: просмотр репродукций, фото- и видеосюжетов, образцов изделий;

- практические: изготовление наглядных пособий, образцов и макетов изделий.

Необходимо учитывать особенности детской психологии, а именно

неустойчивость интересов учащихся. Для этого нужно использовать разнообразные формы занятий и включать в их содержание интересные занимательные сведения и факты.

Для проведения занятий необходимо постоянное помещение, оборудованное школьной доской, с креплениями для демонстрации наглядных пособий.

   Режим занятий.

Данная программа вполне может быть ориентирована как на учащихся равного возраста (начиная с 5-х – 6-х классов), так и для разновозрастных групп учащихся. Достичь это можно благодаря варьированию количества часов на усвоение того или иного материала, в зависимости от уровня подготовки учащихся, а также степени сложности заданий.

 

Ожидаемые результаты:

 

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности;
  • Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
  • Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
  • Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища.

                         

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

- составление альбома лучших работ на персональном сайте педагога;

- организация выставок работ учащихся в школе;

- участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, и т. д.);

- участие в районных, городских и областных выставках детских творческих работ.

- участие в конкурсах различного уровня;

- проведение мастер-классов.  

   Особенностью программы является то, что все изучаемые технологические приёмы находят своё развитие в выполнении итоговой работы (задумки которой должны появиться уже на самых первых занятиях). Постепенно когда приобретаются определённые навыки, вырабатывается усидчивость и трудолюбие, предлагаемый материал усложняется, и на заключительных этапах курса работа выполняется практически самостоятельно. 

Итоги проделанной работы подводятся также в конце каждого занятия, проходит собеседование по пройденному материалу, демонстрация выполненных работ, отмечаются достигнутые успехи.

     Эффективность учебно-воспитательной работы напрямую зависит от возрастных возможностей, темперамента, характера, способностей воспитанников, на которые надо опираться в процессе занятий. Поэтому в программе уделено внимание возрастным особенностям учащихся.

 Программа, рассчитанная на три года обучения, предполагает поэтапное освоение её содержания.

Первый этап соответствует первому году обучения. Его задачи - содействие психологическому здоровью детей, усвоение детьми элементарных знаний по предмету деятельности, поддержка и поощрение успехов, развитие интереса к данной деятельности.

Второй этап соответствует второму году обучения. Задача – закрепление базовых умений, полученных на первом этапе обучения в соответствии с индивидуальными способностями, поддержка стремления к достижению результатов, развитие потребностей самореализации и способности творчески интерпретировать полученные знания. Обучение осуществляется через единство творческих познаний и практики. Теория не выделяется в самостоятельную часть, она вплетается в практическую деятельность и служит основой. Знания, таким образом, в практике оказываются прочными и создают базу самостоятельной последующей деятельности.

Третий этап соответствует третьему году обучения. Задача – закрепление базовых умений, знаний, навыков, полученных на первом и втором этапах обучения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1-й год обучения)

п/п

Название разделов и тем

Форма

занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

Вышивка. Необходимые материалы и инструменты. Техника безопасности.

Теоретический урок

2

2

-

2

Простейшие швы. Способы закрепления нитки в начале и в конце работы.

Объяснение, показ, практическая работа.

2

1

1

3

Выполнение простейших швов.

Объяснение, показ, практическая работа.

4

2

2

4

Перевод рисунка на кальку.

Способы перевода рисунка на ткань.

Практическая работа

2

1

1

5

Подготовка ткани к работе. Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги.

Практическая работа

2

1

1

6

Творческая работа. Изготовление мотива на ткани. Оформление работы. Выставка работ учащихся.

Объяснение, показ практическая работа.

8

2

6

7

Лоскутная техника. Общие  сведения.   Подбор тканей (цветовое сочетание).

Объяснение, показ,практическая работа.

4

1

3

8

Раскрой деталей кроя изделия в лоскутной технике (по выбору учащегося)

Практическая работа

4

-

4

9

Изготовление изделия в лоскутной технике. Выставка работ учащихся.

Объяснение, показ, практическая работа.

10

2

8

10

Общие сведения о мягкой игрушке.

Теоретический урок.

2

2

-

11

Подбор материалов, раскрой деталей кроя мягкой игрушки (по выбору учащегося)

Объяснение, показ, практическая работа.

4

1

3

12

Изготовление мягкой игрушки. Художественное оформление Выставка работ учащихся.

Практическая работа

12

2

10

 13

Творческая работа «Подарок к празднику». Работа с журналами по рукоделию.  Изготовление подарка с использованием изученных техник.

 Объяснение, показ, практическая работа.

12

1

11

 

Итого:

 

68

18

50

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА  (1-й год обучения)

1-6.  Знакомство с программой, правилами проведения занятий. Техника безопасности. Организация рабочего места. Общие сведения о вышивке. Материалы, инструменты для вышивки. Способы перевода рисунка на ткань. Правила закрепления нитки в начале и конце работы, замена нитки. Технология выполнения швов: стебельчатый, прямой, петельный, тамбурный, узелок и др. Изготовление мотива на ткани (по выбору учащегося). Оформление работы. Выставка работа учащихся.

7-9.Общие сведения о лоскутной технике. Представление о цвете. Цветовой круг. Подбор тканей по цветовому сочетанию. Влияние цветов на эмоциональное состояние человека. Правила техники безопасности при раскрое. Правила работы с различными по структуре материалами. Раскрой деталей кроя для изделия в лоскутной технике. Технология изготовления изделия, влажно-тепловая обработка, художественное оформление. Выставка работ учащихся.

10-12. Общие сведения о мягкой игрушке. Инструменты, материалы. Организация рабочего места. Раскрой деталей кроя для игрушки. Обработка мелких и крупных деталей, сборка, набивка, художественное оформление. Выставка работ учащихся.

13. Работа с журналами по рукоделию. Подбор подарка к празднику. Изготовление сувенира с использованием изученных техник. Оформление работы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН (2-й год обучения)

п/п

Название разделов и тем

Форма

занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Работа с бисером. Необходимые материалы и инструменты. Техника безопасности при работе.

Теоретический урок

2

1

1

2

Техники плетения бисером. Параллельное, петельное, ажурное плетение. Схемы.

Объяснение, показ, практическая работа.

4

1

3

3

Изготовление поделок из бисера по схеме. Оформление работы. Выставка работ учащихся.

Объяснение, показ, практическая работа.

14

2

12

4

Вышивка лентами. Общие сведения Инструменты и материалы.

Объяснение, показ, практическая работа.

2

1

1

5

Технология изготовления цветов из лент на ткани (розочки, незабудки и т.д.)

Практическая работа

4

-

4

6

Изготовление мотива (по выбору учащегося) из лент. Оформление работы. Выставка работ учащихся.

Объяснение, показ, практическая работа.

12

2

10

7

Аппликация. Элементы аппликации. Материалы и инструменты. Способы крепления на ткани.

Объяснение, показ, практическая работа.

2

1

1

8

Изготовление панно с использованием аппликации, вышивки лентами, бисера. Оформление работы. Выставка работ.

Практическая работа

18

2

16

9

Работа с гофрированной бумагой. Изготовление цветов из бумаги.  Оформление композиции.

Объяснение, показ, практическая работа.

8

2

6

10

Заключительное занятие.

Подведение итогов работы за учебный год.

2

1

1

 

Итого:

 

68

13

55

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА  (2-й год обучения)

1-3. Содержание программы занятий. Правила техники безопасности.  Бисер. Виды. Инструменты и материалы для работы. Техники плетения бисером. Схемы. Изготовление поделок из бисера по схемам. Оформление стебельков цветов. Оформление композиции. Выставка работ учащихся.

4-6.Общие сведения о технике вышивки лентами. Инструменты, приспособления, виды лент. Изготовление каркаса для розочек. Технология изготовления розочек из лент. Изготовление цветов, листьев  из лент. Оформление работы. Выставка работ учащихся.

7-8.Аппликация. Материалы и инструменты. Подбор тканей. Способы крепления на ткани. Изготовление аппликации по шаблонам. Создание мотива с использованием аппликации и изученных техник рукоделия. Оформление работы.

9-10. Гофрированная бумага. Способы создания цветов из бумаги.  Создание композиции. Оформление работы. Подведение итогов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН   (3-й год обучения)

п/п

Название разделов и тем

Форма

занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Вязание на спицах. Правила техники безопасности при работе со спицами.

Теоретический урок

2

1

1

2

Набор петель. Схемы, раппорт. Изготовление образцов основных петель.

Объяснение, показ практическая работа.

6

1

5

3

Знакомство с технологией изготовления мягких вязаных игрушек, дополнительных элементов, оформление мордочек и лица у игрушек. Изготовление вязанной мягкой игрушки. Оформление. Выставка работ учащихся

 Показ, практическая работа

12

2

10

4

Вязание крючком. Материалы и инструменты. Схемы.

Объяснение, показ, практическая работа.

2

1

1

5

Основные приемы вязания крючком по схемам (воздушная петля, столбики с накидом, столбики без накида и т.п.)

Объяснение, показ, практическая работа.

6

2

4

6

Изготовление изделия (по выбору учащихся) крючком. Оформление работы. Выставка работ учащихся.

Практическая работа

12

2

10

7

Мягкая игрушка Тильда. Материалы и инструменты. Выкройки.

Объяснение, показ.

2

1

1

8

Раскрой деталей игрушки по выкройкам. Технология изготовления игрушки, набивка, сборка.

Объяснение, показ, практическая работа.

10

2

8

9

Одежда для игрушек. Изготовление одежды Художественное оформление

Объяснение, показ, практическая работа.

6

1

5

10

Валяние. Материалы и инструменты. Техника безопасности.

Объяснение, показ.

2

1

1

11

Сухое валяние. Основные приемы работы. Валяние игрушки из шерсти. Оформление. Художественная отделка

Объяснение, показ, практическая работа.

6

1

5

12

Заключительное занятие.

Подведение итогов работы за учебный год.

2

1

1

 

Итого:

 

68

16

52

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА  (3-й год обучения)

1-3. Вводное занятие. Вязание на спицах. Материалы, инструменты. Набор петель, положение рук. Выполнение образцов лицевых, изнаночных петель. Схемы, вязание по схеме. Изготовление вязаной игрушки по схеме. Сборка, набивка, оформление. Выставка работ.

4-6. Вязание крючком. Материалы, инструменты. Правила техники безопасности при работе. Выполнение основных приемов(воздушная петля, столбики с накидом, без накида и т.п.).Вязание по схеме. Оформление работы. Художественная отделка.

7-9. Мягкая игрушка Тильда. Особенности изготовления. Материалы и инструменты. Выкройки. Технология изготовления и оформления игрушки. Изготовление одежды для игрушки. Выставка работ.

10-12. Валяние. Виды валяния.  Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Приемы выполнения сухого валяния. Изготовление игрушки в технике сухого валяния. Оформление. Окончательная отделка. Подведение итогов работы за год.

Пример обеспечения программы методическими видами продукции (разработка занятия-игры по теме «Бисероплетение»)

Занятие-игра по теме «Изготовление сувениров из бисера»

Цель: Способствовать формированию стойкого интереса к бисероплетению, заинтересованности в самостоятельном совершенствовании умений и навыков в данном виде  декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

-закрепление знаний о материалах и инструментах, используемых в работе с бисером;

-закрепление навыков плоского параллельного и ажурного плетения;

-воспитания бережного отношения к материалам для бисероплетения;

-расширение знаний учащихся по истории появления бисера и бисероплетения.

Материалы и инструменты:

Бисер и бусины для выполнения поделок, проволока для бисероплетения, ножницы, салфетки льняные.

Наглядные материалы:

Схемы плетения из бисера, образцы работ из бисера.

Оборудование:

Музыкальный проигрыватель, диск с новогодними песнями.

Оформление:

Празднично оформленный класс, ёлка без игрушек.

Ход занятия

                                     

Педагог. Здравствуйте, ребята!  Сегодня у нас с вами необычное занятие. Но прежде чем начать его, давайте вспомним и расскажем о том, что такое бисероплетение, вспомним историю возникновения бисера и бисероплетения в нашей стране.

Дети. Рассказ «Из истории возникновения бисера и бисероплетения».

Педагог. Бисероплетение является древнейшим народным искусством, когда то оно было забыто в нашей стране и вот теперь люди вспомнили о нём, стали совершенствовать техники плетения, придумывать новые схемы плетения. И вот на свет появились новые изделия из бисера – игрушки, цветы, выполненные из бисера шапочки,  блузки, накидки на плечи и даже платья.

Вот наверно поэтому это прикладное искусство получило такой широкий размах в настоящее время. Бисероплетению стали посвящать стихи. Ещё Александр Блок писал в своём стихотворении:

Бледна, с лицом

К столу склонённым,

Ты нижешь

Бисерную нить…

Педагог. Дети, посещающие наш кружок посвящают это стихотворение бисеру…

Дети.                                    

«Ода бисеру»

Из бисера колье, серёжки украсят женское лицо,

А вот – гердан, браслеты, брошки, цветы, пасхальное яйцо…

Какие вещи – загляденье! От них исходит чудо-свет.

Недаром, бисероплетенье так популярно сотни лет.

Ценился бисер средь народа, он украшал наряд и быт.

Менялись вкусы, стиль и мода, но бисер всё же не забыт.

Он может вышивкой стать гладкой, цветком прекрасным и жгутом.

И остаётся он загадкой – волшебной, сказочной притом.

Возрос вновь интерес к дизайну, к вещам красивым и словам.

Кружок бисероплетенья тайну всегда откроет нам и вам.

Педагог. А теперь давайте вспомним, какие техники плетения мы с вами используем в процессе выполнения различных поделок. Я буду показывать вам работу из бисера, а вы будете называть технику плетения. (поделки: ёлка, бабочки, снежинка, роза, игрушки: Снегурочка, Золушка, Нептун, Мальвина).  

(Дети называют техники плетения, в которых выполнены эти работы: петельное, параллельное, ажурное, французская техника плетения - низание дугами, «мозаика по кругу», кирпичный стежок).

Педагог. А теперь давайте вспомним, какие материалы и инструменты нам нужны для работы.

Дети. Материалы: бисер, бусины, рубка, стеклярус, проволока, леска. Инструменты: ножницы, бисерные иглы, маникюрные кусачки. Бисер при работе высыпается на льняную салфетку.

Педагог. При работе с проволокой, ножницами мы должны соблюдать правила техники безопасности. Давайте их вспомним и назовём их.

Дети называют правила техники безопасности при работе с проволокой и ножницами.

Практическая часть.

Педагог. Какой скоро праздник?

Дети. Новый год.

Педагог. Почему вы любите этот праздник?

Дети. Дед мороз приносит нам подарки, мы весело проводим праздник, наряжаем ёлку.

Педагог. Наверно вы уже заметили, что наш зал украшен по-новогоднему, и в центре стоит новогодняя ель. А что не хватает здесь для настоящего праздника?

Дети. Новогодних игрушек на ёлке.  

Педагог. Правильно. Сегодня мы с вами будем украшать нашу ёлку.  

Педагог. Сегодня у нас необычное занятие-игра «Фабрика новогодних игрушек». Все участники игры делятся на 2 команды – цеха по производству и сборке Новогодних игрушек.  Начальником производства буду я.    

(Деление участников на 2 команды, дети выбирают начальника цеха).    

Педагог. После того, как все участники игры заняли свои рабочие места в цехах, начальник цеха (участник игры) проверяет как подготовлены рабочие места (материалы, инструменты, салфетки для бисера, правила техники безопасности). Я как директор фабрики выдаю материалы для работы начальникам цехов, а также заранее приготовленные детали для сборки новогодних игрушек. Задание: всем работникам фабрики необходимо либо усовершенствовать эти новогодние игрушки, либо собрать игрушки из отдельных деталей, которые мы с вами заготовили на занятиях кружка. В своей работе можно пользоваться схемами плетения, которые я вам выдам в качестве наглядного материала. Чтобы наши гости тоже не скучали – они будут работать в цехе, который будет завершать нашу работу по  изготовлению ёлочной игрушки. Они к новогодним игрушкам прикрепят блестящие верёвочки, за которые можно повесить игрушку не ёлку.

Педагог выдает детям (начальникам цехов) детали для сборки игрушек, материалы, объявляет о начале рабочей смены. Дети приступают к выполнению задания, начальник цеха контролирует выполнение работы. Выполнение работы происходит под музыкальное сопровождение.

(Музыкальное  сопровождение: песни о Новом годе).                      

По окончании работы начальник фабрики игрушек проверяет качество выполненной продукции.

Педагог. После проверки качества выполненной работы я разрешаю вам украсить Новогоднюю ёлку вашими игрушками (Дети украшают ёлку).

Педагог. Теперь наша ёлка совсем похожа на новогоднюю.

Подведение итогов занятия, награждение детей подарками-сюрпризами.

Методическое обеспечение:

1. Дидактический материал по темам программы (рисунки, шаблоны, схемы, инструкционные карты, журналы по рукоделию). 
2. Демонстрационный материал (иллюстрации, готовые изделия).

Материально - техническая база:

1. Иглы, ножницы, спицы, крючок, пяльцы, карандаши, линейки, сантиметровые ленты, бумага, картон

2. Нитки (х/б, шерстяные, мулине), ткань, ленты, синтепон, пуговицы, бусины, бисер, стеклярус.

3. Проволока, леска.

4. Оборудование: столы, стулья, гладильные доски, электроутюги, швейные машины, оверлок.

Список литературы:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мягкая игрушка своими руками. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  2. Базулина Л.В., Новикова И.В.  Бисер. -  Ярославль: «Академия развития», 1999.
  3. Калинич М., Савиных В.  Рукоделие для детей. -  Мн,: Полымя, 2000.
  4. Кочетова С. Мягкая игрушка: Игрушка для всех. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс; СПб.: Валери СПД, 2002.
  5. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Послушные узелки. – М.: Эксмо, 2004.
  6. Павлова Н.   Мягкая игрушка. От простого к сложному. 100 новых моделей. -  Ростов н/Д: Издательский дом «Рипол КлассиК», 2004.
  7. Татьянина Т.И. Бисер. Забавные фигурки. -  М., Астрель; СПб.: Полигон», 2011.
  8. Фомичёва Э.А.  Начинаем вязать спицами и крючком. -  М., Просвещение, 1992.
  9. Щеглова О. А. Вязание на спицах для начинающих. Вязание на спицах для всех. – Ростов н/Д: Издательский Дом «Владис», 2006.
  10. Журналы по рукоделию «Burda креатив».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»

             По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди мо...

Авторская логопедическая программа "Готовим руку к письму".

Программа адресована ученикам 1 класса, проходящим адаптационный период. Будет полезна как самостоятельный курс по развитию графо - моторных навыков, можетвходить в состав комплексных занятий для дете...

Авторский курс предпрофильной подготовки "Мое здоровье в моих руках"

Программа предпрофильного курса предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области с...