Авторская логопедическая программа "Готовим руку к письму".
рабочая программа на тему
Программа адресована ученикам 1 класса, проходящим адаптационный период. Будет полезна как самостоятельный курс по развитию графо - моторных навыков, можетвходить в состав комплексных занятий для детей с заключением:общее недоразвитие речи (III уровня).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Авторская логопедическая программа
«Готовим руку к письму».
Пояснительная записка.
Цель: сформировать графомоторные и сенсорные навыки у детей в условиях школьного логопункта.
Задачи: корригировать мелкую и общую моторику, развивать сенсорное и зрительное восприятие, внимание, пространственную ориентировку, слухомоторную координацию; формировать базовые графические навыки.
Актуальность: целенаправленная коррекционная работа по формированию готовности к овладению навыками письма является важным начальным этапом подготовки детей к обучению в школе. Качество процесса письма в значительной мере обусловливается уровнем развития психомоторной сферы ученика.
Конкретными недостатками психомоторной сферы являются:
- несформированность зрительно – двигательной координации;
- недостаточный уровень мышечных усилий руки;
- недостатки в развитии микромоторики.
У детей с низким уровнем развития психомоторной сферы отмечаются следующие трудности в написании букв и цифр:
- нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону элементов букв и цифр);
- отсутствие связных движений при письме, «печатание» элементов букв;
- неустойчивый почерк, сильный тремор, проявляющийся в дополнительных штрихах, дрожащих линиях;
- повышенное напряжение руки при письме.
Характерными методами и приемами являются: пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, динамические и настольные игры, беседы, работа с природными и сыпучими материалами, игровые задания по расстегиванию и застегиванию различных видов застежек и шнурков.
Структура занятий разработана мной самостоятельно с опорой на стабилизацию и активизацию энергетического потенциала организма и повышения пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.
В ходе апробации данной программы мною было замечено положительное влияние занятий на улучшение конструктивного праксиса, звуко – буквенного и цифрового гнозиса, на развитие общей и мелкой моторики, эмоционально – волевой сферы. Стабилизировалась четкость кинестетических движений и четкость произносительных навыков, увеличился объем словарного запаса учащихся, которые стали более коммуникабельными и уместно используют жесты и мимику.
Заметно повысилось качество изобразительной и трудовой деятельности, письма. Наблюдаются понижение уровня ошибок ( которые связаны с оптической дисграфией), совершенствование фонематического слуха.
В результате освоения предметного содержания курса «Готовим руку к письму» у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов.
Личностные: обучение письму организует и дисциплинирует учащихся, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить начатое дело до конца.
Регулятивные: Учащимся первого класса (особенно в первом полугодии) свойственна не критичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля. Формирование элементов учебной деятельности успешно корригируется в процессе специально организованного обучения, когда школьник сначала при помощи учителя, а затем и самостоятельно, учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат.
Познавательные: на занятиях курса «Готовим руку к письму» в результате взаимодействия усилий учителя и учащихся (при направляющем и организующем воздействии учителя) развивается мышление учащихся. Важную роль в обучении письму играет целенаправленная работа по развитию у школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности: учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением.
Коммуникативные: в процессе занятий курса «Готовим руку к письму» развивается речь учащихся, обогащается специфическими терминами и выражениями их словарь, формируются речевые умения: школьники учатся комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя), формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний.
В результате освоения предметного содержания курса «Готовим рук к письму» у учащихся должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации. Когда действия учеников мотивированы, когда они смогут полученные на занятиях знания применять в своей повседневной или трудовой деятельности, качество усвоения материала возрастает.
Особенностью расположения материала в программе является наличие подготовительных упражнений, которые подводят учащихся к формированию того или иного понятия. Материалы курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять дифференцированный подход в обучении в зависимости, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения учащимися знаниями, а с другой – от учета их потенциальных возможностей.
Структура занятия:
1.Организационный момент.
2.Мобилизующий момент:
а) артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения;
б) коррекция высших психических функций.
3.Изучение нового материала.
4.Динамическая пауза.
5.Закрепление. Продуктивная обработка образца.
6.Итог.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны уметь:
- выделять каждый палец на руках и называть его;
- выполнять упражнения с карандашом;
- захватывать мелкие предметы и сыпучие материалы;
- выполнять специфические ручные действия с мелкими предметами (нанизывание, кручение, вращение);
- выкладывать предметы из палочек, бусинок, косточек, крупы, макаронных изделий по образцу;
- подбирать и сравнивать парные картинки;
- выполнять определенные действия с предметами, ориентируясь на звуковой сигнал;
- правильно держать ручку и владеть орнаментальным рисованием в тетради;
- правильно писать элементы букв;
- сравнивать и выкладывать по линейке трафареты различных форм и размеров;
- выполнять гимнастику для пальцев и кистей рук.
Логопедическая программа «Готовим руку к письму» предназначена для детей 1 класса и может использоваться как самостоятельная программа, рассчитанная на 60 занятий – первое полугодие (адаптационный период) первого класса, с учетом того, что занятия будут проходить 3 раза в неделю, а так же может входить в состав программы для детей первого класса с заключением: общее недоразвитие речи III уровня.
Используемая литература.
1.Букварь: Мой первый учебник: для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Авторы: М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова и др. г.Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012 год.
2.Прописи (на печатной основе) «Хочу хорошо писать» в 4 частях. Авторы: Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова. г.Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012 год.
3. 100 уроков для обучения письму. Автор - составитель Л. Маврина. Москва, издательство «стрекоза», 2010 год.
Тематическое планирование по программе «Готовим руку к письму».
№ | Дата | Тема | количество занятий | |
1 | Ориентировка на листе бумаги. Знакомство с тетрадным листом. | 1 | ||
2 | Ориентировка на листе в клетку. Нахождение углов клетки. | 1 | ||
3 | Написание квадратов. | 1 | ||
4 | Написание кругов. | 1 | ||
5 | Написание треугольников. | 1 | ||
6 | В гостях у веселого карандаша (проведение различных линий в горизонтальном направлении). | 1 | ||
7 | В гостях у веселого карандаша (проведение различных линий в вертикальном направлении). | 1 | ||
8 | В гостях у веселого карандаша (проведение различных наклонных линий). | 1 | ||
9 | В гостях у веселого карандаша (проведение волнистых линий). | 1 | ||
10 | В гостях у веселого карандаша (проведение наклонных волнистых линий). | 1 | ||
11 | Волшебное путешествие: проведение различных линий (прямых и волнистых) в горизонтальном, вертикальном и наклонном (в право, в лево) направлениях. | 1 | ||
12 | Упражнение в зарисовке и штриховке овощей (горизонтальная штриховка). | 1 | ||
13 | Упражнение в зарисовке и штриховке овощей (вертикальная штриховка). | 1 | ||
14 | Упражнение в зарисовке и штриховке фруктов (штриховка с наклоном в право). | 1 | ||
15 | Упражнение в зарисовке и штриховке фруктов (штриховка с наклоном в лево). | 1 | ||
16 | Выкладывание геометрических фигур из счетных палочек. | 1 | ||
17 | Выкладывание геометрических фигур из фасоли. | 1 | ||
18 | Выкладывание геометрических фигур из крупных макаронных изделий. | 1 | ||
19 | Прописывание геометрических фигур указательным пальцем на крупе (равномерно распределенной на разносе). | 1 | ||
20 | Прописывание геометрических фигур палочкой на крупе (равномерно распределенной на разносе). | 1 | ||
21 | Игра с линиями (использование готовых линий при дорисовывании предмета). | 1 | ||
22 | Игра с линиями (использование готовых линий при дорисовывании предмета). | 1 | ||
23 | Рисование по точкам и клеточкам. | 1 | ||
24 | Дорисовывание предмета по точкам и клеточкам. | 1 | ||
25 | Дорисовывание предмета по точкам и клеточкам. | 1 | ||
26 | Выполнение узора по образцу. | 1 | ||
27 | Выполнение узора по образцу. | 1 | ||
28 | Рисование по пунктиру. | 1 | ||
29 | Рисование с соблюдением закономерности. | 1 | ||
30 | Различные виды шнурования. | 1 | ||
31 | Застегивание и расстегивание пуговиц. | 1 | ||
32 | Ориентировка на листе в узкую косую линейку. | 1 | ||
33 | Упражнения в написании элементов различной величины. | 1 | ||
34 | Упражнения в написании элементов различной величины. | 1 | ||
35 | Упражнение в прописывании элементов букв и написании букв «А,а; О,о». соединение этих букв. | 1 | ||
36 | Упражнение в прописывании элементов и написании букв « И,и; ы». Соединение этих букв. | 1 | ||
37 | Упражнение в прописывании элементов и написании букв « У,у; Э,э ». соединение этих букв. | 1 | ||
38 | Упражнение в прописывании элементов и написании букв « Л,л; М,м ». соединение этих букв. | 1 | ||
39 | Упражнение в прописывании элементов и написании букв « Н,н ». Соединение этих букв. | 1 | ||
40 | Упражнение в прописывании элементов и написании букв « Р,р ». Соединение этих букв. | 1 | ||
41 | Упражнение в прописывании элементов и написании букв « С,с ». Соединение этих букв. | 1 | ||
42 | Упражнение в прописывании элементов и написании букв « К,к ». Соединение этих букв. | 1 | ||
43 | Упражнение в прописывании элементов и написании букв « Т,т ». Соединение этих букв. | 1 | ||
44 | Упражнение в прописывании элементов и написании букв « В,в ». Соединение этих букв. | 1 | ||
45 | Упражнение в прописывании элементов и написании букв « П,п ». Соединение этих букв. | 1 | ||
46 | Упражнение в прописывании элементов и написании букв « Ш,ш ». Соединение этих букв. | 1 | ||
47 | Упражнение в прописывании элементов и написании букв « Е,е; Ю,ю ». Соединение этих букв. | 1 | ||
48 | Упражнение в прописывании элементов и написании букв « Й,й ». Соединение этих букв. | 1 | ||
49 | Упражнение в прописывании элементов и написании букв « З,з;С,с ». Соединение этих букв. | 1 | ||
50 | Упражнение в прописывании элементов и написании букв « Б,б;П,п ». Соединение этих букв. | 1 | ||
51 | Упражнение в прописывании элементов и написании букв « Г,г;К,к ». Соединение этих букв. | 1 | ||
52 | Упражнение в прописывании элементов и написании букв « Дд; Т,т ». Соединение этих букв. | 1 | ||
53 | Упражнение в прописывании элементов и написании букв « Ж,ж ». Соединение этих букв. | 1 | ||
54 | Упражнение в прописывании элементов и написании букв « Ф,ф ». Соединение этих букв. | 1 | ||
55 | Упражнение в прописывании элементов и написании букв « Х,х ». Соединение этих букв. | 1 | ||
56 | Упражнение в прописывании элементов и написании букв « Ц,ц ». Соединение этих букв. | 1 | ||
57 | Упражнение в прописывании элементов и написании букв « Ч,ч ». соединение этих букв. | 1 | ||
58 | Упражнение в прописывании элементов и написании букв « Щ,щ ». Соединение этих букв. | 1 | ||
59 | Упражнение в прописывании элементов и написании буквы « ь ». Соединение этих букв. | 1 | ||
60 | Упражнение в прописывании элементов и написании буквы « ъ ». Соединение этих букв. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка руки к письму-каллиграфические бордюры.
В этом сборнике предлагаются образцы каллиграфических бордюров (при желании их можно модифицировать, как подскажет ваша фантазия) для рисования п...
готовим руку к письму
Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Учителя отмечают, что первоклассники...
Некоторые приемы подготовки руки к письму
В статье содержатся рекомендации для родителей по подготовке руки к письму детей дошкольного возраста....
Комплекс гимнастических упражнений по подготовке руки к письму
Материал представлен упражнениями, направленными на тренировку движений рук, изолированности движений рук, развитие движений пальцев рук...
Учебно-методическое пособие «Последовательность в работе по подготовке руки к письму» (для педагогов, родителей воспитанников от 3-х до 7 лет)
Учебно-методическое пособие составлено на основе анализа широкого спектра современных печатных изданий по проблеме. Данная работа адресована в первую очередь родителям детей с ослабленной мелкой ...
подготовка руки к письму
консультация для родителей дошкольников"Подготовка руки к письму"...
Конспект открытого логопедического занятия по подготовке руки к письму в подготовительной группе с детьми с ОНР
Конспект открытого логопедического занятия по подготовке руки к письму в подготовительной группе с детьми с ОНР...