Авторский курс предпрофильной подготовки "Мое здоровье в моих руках"
учебно-методический материал по биологии (9 класс) на тему
Программа предпрофильного курса предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskiy_predprof_kurs_dorabotannyy_1.doc | 478 КБ |
Предварительный просмотр:
ОУ Шигонская СОШ №1 « Образовательный центр»
Программа
курса по выбору предпрофильной подготовки
«Мое здоровье в моих руках»
Учитель биологии высшей категории
Торхова Людмила Александровна
Шигоны 2013
Самое ценное у человека – это жизнь,
Самое ценное в жизни – это здоровье.
Пояснительная записка
Необходимость разработки и ведения курса обусловлена его огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов сегодня тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а “болезни поведения” стали проблемой современности.
Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным. Необходимо вовремя сформировать положительную мотивацию к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.
Данный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-тых классов посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 17 часов.
Содержание, структура соответствует возрастным особенностям 14-16 летних подростков, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы и тесно взаимосвязан с предметом ОБЖ, углубляет валеологические знания школьников.
Элективный курс “Мое здоровье в моих руках” поможет школьникам дать научные ответы на многие волнующие вопросы.
Программа элективного курса предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья.
Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения подростков к своему здоровью.
Цель элективного курса – формирование компетенций учащихся, направленных на сохранение и укрепление здоровья подростков.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- расширить теоретические знания школьников в образовательной области “Мое здоровье в моих руках”;
- создать условия для формирования у подростков навыков общей культуры, включая культуру тела, основы санитарии и гигиены;
- сформировать готовность к отказу от вредных привычек;
- способствовать формированию положительной мотивации на ЗОЖ, своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить здоровье в современных условиях.
В содержании программы представлены следующие виды деятельности учащихся:
- Практическая, связанная с отработкой умений и навыков по оказанию первой медицинской помощи;
- Лабораторно-практическая;
- Исследовательская.
В рамках курса предполагается использование эффективных форм организации занятий: мультимедийных лекционных занятий, лабораторных работ, семинарских занятий, научно-практических конференций, экскурсий, встреч с интересными людьми.
Данный курс также направлен на формирование следующих компетенций учащихся:
1. Учебно-познавательных:
– находить адекватные способы решения учебных задач на основе заданных алгоритмов;
– определять наиболее рациональную последовательность при выполнении практических и лабораторных работ;
– самостоятельно оценивать свою деятельность;
– уметь выделять причинно-следственные связи;
– творчески решать практические задачи.
2. Коммуникативных:
– вести диалог, выступать публично;
– участвовать в коллективной мыслительной деятельности;
– убеждать, доказывать, формулировать выводы.
3. Общекультурных:
– управлять своим поведением, своими потребностями и желаниями, сочетая их с интересами коллектива;
– соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических и лабораторных работ.
4. Информационных:
– конспектировать прочитанное, осуществлять пометки, выписки, цитировать письменный текст, составлять тезисы;
– описывать полученные результаты во время практических, лабораторных работ, делать выводы;
– работать с микроскопом, микропрепаратами, муляжами, таблицами, схемами.
Данный курс позволит повысить культуру отношения подростка к своему здоровью (культуру психологическую – способность управления своими чувствами и эмоциями; культуру интеллектуальную – способность управлять своими мыслями и контролировать их; культуру поведения – способность понимать своё предназначение). Курс направлен на выбор учениками предметов естественно – научного профиля, что поможет в дальнейшем обучении школьников осуществить выбор профессии.
Освоив программу элективного курса “Мое здоровье в моих руках” школьники будут знать:
- причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;
- отрицательное влияние вредных привычек, “болезней поведения” на организм подростка;
- пути формирования здорового образа жизни.
Школьники будут уметь:
- оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь, использовать полученные знания на практике;
- воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Школьники будут применять:
- полученные знания на практике; для осознанного выбора профессии.
Программа курса
1. Введение.
“Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования”. Пути формирования здорового образа жизни. Беседа.
2. Вредные привычки, их профилактика.
2.1 Алкоголизм.
2.1.1 Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и борьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия. Детский и подростковый алкоголизм. Практическая работа № 1 “Работа со статистическими данными”.
2.1.2. Подросток и алкоголь. Девушка и алкоголь, влияние на организм алкоголя, причины, особенности течения беременности, осложнения беременности при употребления алкоголя. Мультимедиа – лекция
2.2. Курение.
2.2.1. Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы органов подростка. Семинар.
2.2.2. Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм, организм подростка, новорождённого, девушки, последствия. Практическая работа № 2 “Проведение исследования и выявление курящих – подростков, (анкетирование, тесты)”.
2.3. Наркомания.
2.3.1. Понятие о наркомании, её виды, наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков. Круглый стол.
2.3.2. Наркотическая зависимость. Пути решения проблем.
Практическая работа № 3 “Работа со статистическими данными”.
2.4. Токсикомания.
2.4.1. Понятие о токсикомании, токсические вещества, их отрицательное влияние на организм подростка. Причины и последствия детской токсикомании. Практическая работа. № 4 “Работа со статистическими данными”.
3. Простудные заболевания.
3.1. Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное воздействие на организм подростка (ангина, грипп, ОРЗ). Воздействие на организм бактериальных и вирусных инфекций: грипп, ангина, герпес и.т.д. Как избавить себя от простуды, профилактика простудных заболеваний. Практическая работа № 5 “Исследование: частота заболевания школьников простудой в своей школе”.
4. Стресс.
4.1. Понятие о стрессе, причины, влияние на организм подростка, пути снятия стресса, “экзаменационный стресс”. Практическая работа № 6 “Исследования уровня стресса у старших школьников”.
5. Заболевания подростков, передающиеся половым путём.
5.1. Понятие СПИД/ВИЧ инфекции, способы заражения, причины, симптомы заболевания, пути предотвращения заболевания. Распространение СПИД/ВИЧ в мире, стране. Практическая работа № 7 “Работа со статистическими данными“. Презентация. Работа лекторской группы по теме исследования.
5.2. Встреча с врачами по проблеме. Круглый стол.
5.3. “Болезни поведения” подростков. Профилактика болезней поведения подростков, клиника, осложнения. Беременность, аборт, нежелательная беременность, последствия. Лекция с элементами беседы.
5.4. Понятие о “болезнях поведения” (гонорея, сифилис), их отрицательное влияние на организм подростка. Стадии, симптомы, профилактика. Молодая семья и ее ответственность за воспитание детей. Встреча с врачами по проблеме. Использование ИКТ.
6. Первая медицинская помощь.
6.1. Необходимость оказания первой квалифицированной помощи при отравлении организма подростка ядами сигарет, алкоголя, наркотических и токсических веществ, при простудных заболеваниях.
7. Обобщение: “За здоровый образ жизни”.
Научно-практическая конференция «Я выбираю жизнь!» для уч-ся 9-11 классов ( защита исследовательских работ, проектов, защита презентаций, роликов, собранной информации и.т.д.)
Учебно-тематический план курса
№ п/п | Тема занятий | Количество часов |
1 | Введение: пути формирования здорового образа жизни подростка. | 1 |
2 | Вредные привычки, профилактика. | 7 |
2.1 | Алкоголизм | 2 |
2.1.1 | Вред алкоголя, борьба с алкоголизмом. Детский и подростковый алкоголизм. | 1 |
2.1.2 | Подросток и алкоголь, влияние алкоголя на здоровье девушки. | 1 |
2.2 | Курение | 2 |
2.2.1 | Состав компонентов табачного дыма. Влияние сигарет на организм подростка. | 1 |
2.2.2 | Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм. | 1 |
2.3 | Наркомания | 2 |
2.3.1 | Понятие о наркомании, наркотических веществах, видах наркомании, причины, последствия. | 1 |
2.3.2 | Наркотическая зависимость, пути решения проблем. | 1 |
2.4 | Токсикомания и подросток | 1 |
2.4.1 | Понятие о токсикомании, токсических веществ, причины токсикомании. Последствия токсикомании на организм подростка. | 1 |
3 | Простудные заболевания. | 1 |
3.1 | Понятие о простудных заболеваниях, отрицательное воздействие на организм: бактериальных и вирусных инфекций. | 1 |
4 | Стресс. | 1 |
4.1 | Понятие о стрессе, причины, пути снятия стресса. | 1 |
5 | Заболевания подростков, передающиеся половым путём. | 4 |
5.1 | Понятие СПИД/ВИЧ, причины и пути заражения. Распространение СПИДа в мире, стране, районе | 1 |
5.2 | Встреча с врачами (конференция) | 1 |
5.3 | “Болезни поведения” подростков. Профилактика болезней поведения подростков. | 1 |
5.4 | Инфекции, передаваемые половым путём, стадии, симптомы. | 1 |
6 | Первая медицинская помощь. Экскурсия на подстанцию Скорая помощь МУЗ Шигонская ЦРБ. | 2 |
6.1 | Приемы оказания первой медицинской помощи | 1 |
7 | Конференция “Мое здоровье в моих руках” Представление портфолио учащихся: защита презентаций, проектов, фильмов, собранной информации и.т.д. | 2 |
Итого: 17 часов.
Можно добавить несколько часов на внеаудиторную самостоятельную деятельность обучаемых (подготовка рефератов, презентаций, проектов), если позволяют рамки учебного процесса.
Информационное обеспечение
- Занятия в форме лекций проводятся в аудитории, оборудованной мультимедиа и проекционным оборудованием.
2. Практические работы выполняются в кабинете биологии школы.
Литература:
(для учителя)
1.Богарад И.В. “Больной и врач”. М.: Знание, 1992. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 8).
2.Волков Г.И. “Нервный ребенок: каприз или болезнь?” - М.: знание, 1982. – 224с.
3.Росляков Г.Е. “Враги нашего здоровья”. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7).
4.Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 “Как вырастить ребенка здоровым?”. – М.:АНС, 2005– 384 с.
5.Энциклопедия народная медицина. Т.1. “Авитаминозы – простуда”. – М.: АНС, 2008 – 400с.
Литература:
(для учащихся)
1.Коростылев Н..Б. “От А до Я” изд. Медицина, 2000 год.
2.Ротенберг Р. “Расти здоровым”: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил.
3.Соколов Ю.Е. “Книга знаний для детей”. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2008 – 320с.
4.Жербин Е.А. “Река жизни”. – М.; Знание, 2010 – 224с. –
5.Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. “Архитектура души”. М.; Аванта + , 2007. – 640с.
ОУ Шигонская СОШ №1 « Образовательный центр»
Программа
курса по выбору предпрофильной подготовки
«Мое здоровье в моих руках»
Учитель биологии высшей категории
Торхова Людмила Александровна
Шигоны 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина "Моё здоровье в моих руках"
Мероприятие направлено на: формирование здоровогообраз жизни; воспитание общей культуры здоровья; развиватие коммуникативных умений учащихся....
Мое здоровье - в моих руках
Конспект занятия по трудовому воспитанию. Презентация к занятию....
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «МОЕ ЗДОРОВЬЕ В МОИХ РУКАХ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Необходимость создания и ведения курса «Мое здоровье в моих руках» обусловлена огромным образовательным значением, так как проблем...
Классный час "Моё здоровье в моих руках"
В увлекательной игровой форме учащиеся знвкомятся с правилами здорового образа жизни, с вредными привычками, такими как курение, алкоголизм и наркомания, с их пагубным воздействием на организм подрост...
презентация "Моё здоровье - в моих руках"
презентация "Моё здоровье - в моих руках"...
Секреты здоровья познавательно- развлекательное мероприятие по программе "Моё здоровье в моих руках"
Внеклассное мероприятие направленное на формирование здорового образа жизни у подростков....
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА : «МОЕ ЗДОРОВЬЕ В МОИХ РУКАХ»
Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожи...