Конспект урока "Ручные стежки и строчки", 5 класс
презентация к уроку по технологии (5 класс) на тему
Матвеева Ольга Алексеевна, учитель технологии
БГОУ гимназия №227, Фрунзенского района, города Санкт-Петербурга
Технологическая карта урока
Раздел: Создание изделий из декоративных и поделочных материалов.
Тема: Ручные работы, 5 класс
Цель: Изучение приемов выполнения ручных швов.
Образовательные:
- Познакомить учащихся с правилами выполнения простейших ручных швов
- Формировать у учащихся умения работать с различными материалами, соблюдая технику безопасности.
Развивающие:
- Развивать мыслительные процессы, внимание и логическое мышление учащихся при работы.
- Развивать мелкую моторику, зрительно – пространственное восприятие, память.
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность при выполнении работы, интерес к моделированию, заинтересованность в конечном результате своего труда.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения:
Словесные методы: рассказ учителя, беседа с детьми;
Наглядные: презентация «Ручные стежки и строчки»;
Практические: выполнение образцов ручных швов.
Дидактическое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Ручные стежки и строчки», образец ткани х/б 15*15 см, нитки, игла, ножницы.
Источники информации:
1. О.А. Кожина «Технология. Обслуживающий труд» Программа 5-8 классы. М: «Дрофа»,2014г;
2. Методические рекомендации авторов-разработчиков УМК (Кожина О. А Методическое пособие к учебнику «Технология. Обслуживающий труд».– М.: Дрофа, 2014.).
Требования к уровню подготовки | ||
предметные | личностные | метапредметные |
Усвоение учащимися знаний по основам изготовления швейных изделий. Развитие пространственного воображения, логического мышления. Готовность использовать полученную информацию на уроке в дальнейшем на занятиях по технологии. | Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. | Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой. Умение организовать себя, ставить цели. Полноценно использовать собственные ресурсы, умение применить информацию, полученную на уроке, в повседневной жизни, например, изготовить игрушку, выполнить вышивку и т.д. |
Описание этапов урока
Этап урока | Содержание и деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД (универсальные учебные действия) |
I. Организационный (3 мин)
| -приветствие; -проверка явки учащихся; -проверка готовности учащихся к уроку; -настрой учащихся на работу
| -приветствуют учителя; - визуально контролируют свою готовность к уроку; -рассаживаются на рабочие места. | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. |
II. Повторение пройденного материала (5 мин) | Постановка вопросов; формирование вместе с обучающимися темы урока. Ответы учащихся на вопросы по предыдущей теме «Основы машиноведения». Повторение устройства швейной машины.
| - отвечают на вопросы; - выходят к доске показывают различные части устройства швейной машины; -выбирают оптимальные решения;
| Личностные: построение логических рассуждений, умение правильно использовать информацию, полученную на предыдущих уроках.
|
III. Изучение нового материала (10 мин) | Формулировка цели урока. Запись в тетрадь новых понятий. Терминология ручных работ. Виды ручных стежков.
| - формулируют цель урока вместе с учителем; - беседа с учителем; - записывают необходимые понятия в тетрадь; - запись швов и зарисовка схем; - подготовка к выполнению практической работы. | Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений. Регулятивные: планирование последовательных действий. Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного рассказа; структурировать знания; Личностные: построение логических рассуждений. |
IV. Инструктаж по технике безопасности (5 мин) | Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и иглой (слайд 20-22). | - повторение техники безопасности при работе с ножницами. | Личностные: построение логических рассуждений, умение правильно использовать информацию, полученную на предыдущих уроках. |
V. Практическая работа (45 мин)
| Выполнение образцов ручных швов. (слайд 23) | - выполнение образцов ручных швов под руководством учителя в соответствии с зарисованной схемой. | Личностные: овладение нормами и правилами организации труда; Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Регулятивные: умение применять полученные знания на практике, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение ориентироваться в понятиях. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем, умение правильно выражать свои мысли.
|
VI. Подведение итогов оценка работы учащихся (10 мин) | Теперь, мы в течение нескольких минут, доделываем работу. Повторение пройденного материала, ответы на вопросы. Оценивание работу друг друга в парах по пятибалльной системе.
| - проверка качества работы у соседа по парте; - отвечают на вопросы учителя;
| Личностные: развитие творческого мышления; умение провести самооценку и организовать взаимооценку; Регулятивные: умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления. Познавательные: умение ориентироваться в понятиях по теме «Ручные работы». Коммуникативные: работа по парам, умение правильно выражать свои мысли. |
VII. Рефлексия (10 мин) | А теперь поделитесь мнениями об уроке. Попрошу учащихся ответить на вопросы: - Что нового вы узнали на уроке? - Чему научились? - Что было сложным для понимания, выполнения?
| - отвечают на вопросы. | Регулятивные: умение применять полученные знания на уроке во время ответа на вопросы; Познавательные: выявлять допущенные ошибки; Коммуникативные: Умение с точностью выражать свои мысли.
|
VII. Домашнее задание (2 мин) | Подготовка к работе на следующем уроке по теме «Вышивка». Принести образец ткани для вышивания, нитки мулине, ножницы. | Учащиеся слушают и записывают домашнее задание в дневниках.
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruchnye_raboty_5_kl.docx | 22.81 КБ |
ruchnye_stezhki_i_strochki_5_kl.pptx | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Раздел: Создание изделий из декоративных и поделочных материалов.
Тема: Ручные работы, 5 класс
Цель: Изучение приемов выполнения ручных швов.
Образовательные:
- Познакомить учащихся с правилами выполнения простейших ручных швов
- Формировать у учащихся умения работать с различными материалами, соблюдая технику безопасности.
Развивающие:
- Развивать мыслительные процессы, внимание и логическое мышление учащихся при работы.
- Развивать мелкую моторику, зрительно – пространственное восприятие, память.
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность при выполнении работы, интерес к моделированию, заинтересованность в конечном результате своего труда.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения:
Словесные методы: рассказ учителя, беседа с детьми;
Наглядные: презентация «Ручные стежки и строчки»;
Практические: выполнение образцов ручных швов.
Дидактическое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Ручные стежки и строчки», образец ткани х/б 15*15 см, нитки, игла, ножницы.
Источники информации:
1. О.А. Кожина «Технология. Обслуживающий труд» Программа 5-8 классы. М: «Дрофа»,2014г;
2. Методические рекомендации авторов-разработчиков УМК (Кожина О. А Методическое пособие к учебнику «Технология. Обслуживающий труд».– М.: Дрофа, 2014.).
Требования к уровню подготовки | ||
предметные | личностные | метапредметные |
Усвоение учащимися знаний по основам изготовления швейных изделий. Развитие пространственного воображения, логического мышления. Готовность использовать полученную информацию на уроке в дальнейшем на занятиях по технологии. | Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. | Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой. Умение организовать себя, ставить цели. Полноценно использовать собственные ресурсы, умение применить информацию, полученную на уроке, в повседневной жизни, например, изготовить игрушку, выполнить вышивку и т.д. |
Описание этапов урока
Этап урока | Содержание и деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД (универсальные учебные действия) |
I. Организационный (3 мин) |
| -приветствуют учителя; - визуально контролируют свою готовность к уроку; -рассаживаются на рабочие места. | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. |
II. Повторение пройденного материала (5 мин) | Постановка вопросов; формирование вместе с обучающимися темы урока. Ответы учащихся на вопросы по предыдущей теме «Основы машиноведения». Повторение устройства швейной машины. | - отвечают на вопросы; - выходят к доске показывают различные части устройства швейной машины; -выбирают оптимальные решения; | Личностные: построение логических рассуждений, умение правильно использовать информацию, полученную на предыдущих уроках. |
III. Изучение нового материала (10 мин) | Формулировка цели урока. Запись в тетрадь новых понятий. Терминология ручных работ. Виды ручных стежков.
| - формулируют цель урока вместе с учителем; - беседа с учителем; - записывают необходимые понятия в тетрадь; - запись швов и зарисовка схем; - подготовка к выполнению практической работы. | Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений. Регулятивные: планирование последовательных действий. Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного рассказа; структурировать знания; Личностные: построение логических рассуждений. |
IV. Инструктаж по технике безопасности (5 мин) | Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и иглой (слайд 20-22). | - повторение техники безопасности при работе с ножницами. | Личностные: построение логических рассуждений, умение правильно использовать информацию, полученную на предыдущих уроках. |
V. Практическая работа (45 мин) | Выполнение образцов ручных швов. (слайд 23) | - выполнение образцов ручных швов под руководством учителя в соответствии с зарисованной схемой. | Личностные: овладение нормами и правилами организации труда; Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Регулятивные: умение применять полученные знания на практике, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение ориентироваться в понятиях. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем, умение правильно выражать свои мысли. |
VI. Подведение итогов оценка работы учащихся (10 мин) | Теперь, мы в течение нескольких минут, доделываем работу. Повторение пройденного материала, ответы на вопросы. Оценивание работу друг друга в парах по пятибалльной системе. | - проверка качества работы у соседа по парте; - отвечают на вопросы учителя; | Личностные: развитие творческого мышления; умение провести самооценку и организовать взаимооценку; Регулятивные: умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления. Познавательные: умение ориентироваться в понятиях по теме «Ручные работы». Коммуникативные: работа по парам, умение правильно выражать свои мысли. |
VII. Рефлексия (10 мин) | А теперь поделитесь мнениями об уроке. Попрошу учащихся ответить на вопросы: - Что нового вы узнали на уроке? - Чему научились? - Что было сложным для понимания, выполнения? | - отвечают на вопросы. | Регулятивные: умение применять полученные знания на уроке во время ответа на вопросы; Познавательные: выявлять допущенные ошибки; Коммуникативные: Умение с точностью выражать свои мысли. |
VII. Домашнее задание (2 мин) | Подготовка к работе на следующем уроке по теме «Вышивка». Принести образец ткани для вышивания, нитки мулине, ножницы. | Учащиеся слушают и записывают домашнее задание в дневниках. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема предыдущего урока?
?
Цель: Изучение приемов выполнения ручных швов Задачи : -Познакомить учащихся с видами ручных швов. - Формировать первоначальные навыки выполнения ручных стежков и строчек. -Показать сферу применения ручных швов. - Развивать воображение и фантазию. - Воспитывать эстетический вкус.
Основные понятия Стежок Строчка Шов З аконченный процесс переплетения ниток на ткани. Ряд повторяющихся стежков на ткани. Н иточное соединение деталей. Длина стежка Р асстояние между двумя последовательными проколами иглы.
По способу выполнения: ручные машинные По назначению: соединительные отделочные
Терминология ручных работ Сметывание - временное соединение двух или более деталей Приметывание - временное соединение мелких деталей с крупными
Заметывание - временное закрепление подогнутого края детали, складки Обметывание - закрепление среза детали с целью предохранения от осыпания Подшивание - прикрепление подогнутого края изделия постоянными потайными стежками Пришивание- прикрепление одной детали к другой или фурнитуры к основной детали
Виды ручных стежков Стежки временного назначения Стежки постоянного назначения Отделочные ручные стежки 1 2 3
Отделочные ручные стежки «Вперед иголку» 5. «Шнурок» «Назад иголку» 6. Косые стежки «Стебельчатый» 7. Петельный «Тамбурный»
* «вперед иголка» Шов представляет собой ряд стежков и пропусков одной длины. Это самый простой шов. Проложенной по прямой нитью можно вышивать различные декоративные бытовые предметы — портьеры, скатерти, дорожки, салфетки, диванные подушки.
* «назад иголка» Этот шов с лицевой стороны похож на шов «вперед иголку», а с изнаночной стороны, за счет различной техники выполнения, отличается от него. Прокладывается шов справа налево одинаковыми стежками и с равными расстояниями между ними. Шов может заменять машинную строчку.
* «стебельчатый» Стебельчатый шов напоминает шов «назад иголку». Стебельчатым швом в растительных орнаментах вышивают стебельки цветов, листьев, бутонов. Этим швом можно вышить полностью узор или обшить контур детали, уже выполненный другими швами.
* «петельный» Этот шов используют для обработки петель, откуда он и получил свое название. Также его традиционно применяют при обработке края изделия. Петельный шов можно также использовать в качестве контура узора.
* «тамбурный» Это непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Применяется для вышивания контура и для сплошного заполнения узора.
Выполняется в два приема. Вначале по прямой линии «вперед иголку». После этого иглу с ниткой ( обычно другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань .Таким швом можно украсить одежду, полотенце, скатерть, салфетку. * «шнурок»
* Шов «козлик» Шов «козлик» составляется из дважды (как минимум) перекрещивающихся стежков, располагающихся между двумя линиями. Он может быть частым, выполненным, как говорят, «укол в укол» (рис.1, 2), и редким (рис. 3, 4). Причем частоту и высоту ряда можно изменять до получения шва, подобного стебельчатому. Применяется для подшивания края изделия и как отделочный.
Инструменты Ручные иглы Напёрсток Ножницы Булавки Портновский мел
* Большое влияние на самочувствие учащихся и качество их работы оказывает правильная посадка. * Неправильное положение корпуса вызывает преждевременную усталость, снижение работоспособности, а также способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости Организация рабочего места
Правильная посадка во время работы заключается в следующем: * Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, т.к. при другом положении ног нарушается кровообращение. * Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд. * Голову слегка наклонить вперёд. * Нельзя опираться грудью о стол. * Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см. * При работе не следует ставить локти на стол. * Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см. * В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.
- Хранить иглу нужно в специально отведенном месте – в игольнице. - Не брать иглу в рот и не играть с иглой. - Не крепить иглу на одежду. - Не отвлекаться вовремя работы с иглой. - Соблюдать порядок на своём рабочем месте. - Перед работой проверить исправность инструментов. - Работать с ножницами нужно только на своём рабочем месте. - Ножницы класть нужно кольцами к себе, а передавать кольцами вперёд. - Не играть с ножницами, не подносить ножницы к лицу. - Использовать ножницы строго по назначению. Техника безопасности во время работы с ножницами и иглой
Практическая работы Выполнение простейших ручных швов: Вперед иголка Назад иголка Стебельчатый Шнурок Петельный Тамбурный «Козлик» Материалы и инструменты: - Образец ткани 15*15 см - Нитки - Игла - ножницы
Вопросы: Понятия: стежок, строчка, шов, длина стежка? По способу выполнения швы бывают? По назначению швы бывают? Терминология ручных работ? Техника безопасности при работе с ножницами и иглой? Виды ручных стежков? Какие ручные швы вы теперь знаете?
- Что нового вы узнали на уроке? - Чему научились? - Что было сложным для понимания, выполнения? Подведение итогов
Домашнее задание Образец ткани для вышивания; Нитки мулине; Игла для вышивания; Ножницы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по технологии 5 класс. "Терминология ручных работ. Выполнение ручных стежков и строчек"
Урок по технологии для учащихся 5 класса. Тема: "Терминология ручных работ. Выполнения ручных стежков и строчек".Цель урока: дать общие понятия о терминах, применяемых при выполнении ручных рабо...
технология 5 класс. Терминология ручных работ. Выполнение ручных стежков и строчек.
Презентация к уроку по технологии для учащихся 5 класса. "Терминология ручных работ. Выполнение ручных стежков и строчек"....
Ручные работы. Технология выполнения ручных стежков и строчек.
Урок технологии в 5 классе....
Ручные стежки и строчки
урок 5 класс по фгос...
Презентация к уроку по профессионально-трудовому обучению на тему: "Ручные стежки и строчки" для 5 класса школы VIII вида.
Презентация к уроку по профессионально-трудовому обучению по курсу "швейное дело" на тему: "Ручные стежки и строчки" для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного ...
Ручные стежки и строчки. Технология выполнения ручных стежков.
Технологичекская карта урока по предмету "Технология" 5 класс....
Лайфхаки как инструмент повышения интереса к предмету (на примере занятий по технологии работы с текстильными материалами). Мастер-класс "Выполнение ручных стежков и строчек на пластиковой канве"
Лайфхак это некая оптимизация, трюк или полезный совет для выполнения определенных действий....