Творческая работа Метод проектов на уроках черчения
учебно-методический материал по технологии (8 класс) на тему
В данной работе представлен опыт работы учителя по применению метода проекта на уроках черчения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ Лесогорская СОШ
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
«Метод проектов на уроках черчения»
(Обобщение педагогического опыта)
Работу выполнила
учитель МОУ Лесогорская СОШ
Назарова Светлана Ивановна
р.п. Лесогорск
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы метода проектов………………... 4
1.1. Дидактика методов проектов………………………….. 4
1.2. Типология проектов …………………………………...5
1.3. Технология проектного обучения...........………...........7
1.4. Особенности проектной деятельности………………..10
1.5. Роль учителя в проектной деятельности ……………..11
1.6. Система оценки проектных работ…………………….12
1.7. Оформление проектной папки……………………….. 14
Глава II. Проектные разработки на уроках черчения…..………..15
2.1. Мотивация метода проектов …………………………15
2.2. Метод проектов на уроках черчения …………………..16
Заключение …………………………………………………………22
Список литературы ……………………………………………….. 24
Приложения …………………………………………………………
Введение
Ни для кого не секрет, что в наше время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на запрос работодателей и местного сообщества является идея компетентностно-ориентированного образования. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Считаю применение метода проекта в педагогической практике актуальным, т.к. проектная деятельность позволяет учащимся, оканчивающим школу свободно ориентироваться в современном социально-экономическом пространстве страны, быть психологически устойчивыми, уметь организовывать «дело», участвовать в социальных и гражданских практиках.
Все новое – хорошо забытое старое. Эта известная формула давно принимается за аксиому и никем не оспаривается. Очередное подтверждение тому – интерес к проектной деятельности и востребованность этой технологии в современной школе. Это обуславливается, прежде всего, наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образования. Разрушение прежней системы образования, централизованной, ориентированной на выполнение исключительно государственного заказа привело к состоянию растерянности многих и многих педагогов. Ведь теперь освобождаясь от необоснованных иллюзий или же потребительского отношения, надо много научиться делать самим: придумывать цели, задачи, методы и формы проведения уроков и многое другое, что входит в содержание проекта. Следовательно, задача педагога состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знаний, рационально подходить к процессу познания, т.е. научить учиться.
Глава 1. Теоретические основы метода проектов
1.1. Дидактика методов проектов Метод-проект возник еще в начале 20 века в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Внимание российских педагогов метод проектов привлёк в начале нынешнего столетия века. В настоящее время этот метод приобрел довольно широкую популярность. В современном российском образовании различают широкое толкование проекта как понятия и образовательную технологию – «метод проектов». Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний и умений, применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
1.2. Типология проектов
В педагогике выделяют следующие классификации проектов:
- Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся
Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом очень разнообразна. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее
сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли каких-либо
персонажей или героев с целью воссоздания различных социальных или
деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается
открытым до самого окончания. Он позволяет участникам приобрести
- Классификация проектов по комплексности и характеру контактов
По комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить:
Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации. Такие проекты могут проводиться в рамках классно-урочной системы.
Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.
Для внепредметных проектов характерно то, что они имеют тесную связь с психологией, социологией, политологией; чётко продумывается область применения работы, делается упор на практическую направленность.
Для надпредметных свойственно то, что они строятся на сведениях, не входящих в школьную программу; рассматривается как общешкольный проект, который выражает интересы данного учебного заведения; в котором используются специальные организационные формы и методы.
По характеру контактов проекты могут быть: внутриклассными, внутришкольными, региональными (в пределах одной страны), международными. Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.
- Классификация проектов по продолжительности
Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Их разработка наиболее продуктивна для некоторых учебных курсов. Работа над проектом может вестись в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы с внеклассными.
Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
- По количеству участников проекты подразделяются на индивидуальные, парные, групповые.
В реальной практике чаще всего происходит интеграция различных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами.
1.3. Технология проектного обучения
Проект представляет собой формулу "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. Выделяются следующие этапы разработки проекта:
1.Информационный (подготовка проекта): содержание работы: учитель проводит установочное занятие, на котором сообщает о целях и задачах проекта; формирует мотивацию к выполнению проекта. Учащиеся определяют проблемы, анализируют их изученность и обосновывают актуальность; обмениваются мнениями, формулируют гипотезы о результатах и путях их достижения; определяют общее направление работы. На этом этапе учителю необходимо: - обратить внимание учащихся на общую тему и подтемы проекта; - проинформировать о ходе, сроках и этапах работы над проектом; - создать ситуацию, стимулирующую к самостоятельному исследованию. 2. Плановый (планирование): содержание работы: совместно с учителем учащиеся определяют сроки выполнения проекта; составляют план и график промежуточной отчётности; определяют источники информации; разрабатывают критерии оценки результатов. Учащиеся выбирают способы сбора информации; формы отчёта; распределяют обязанности между членами команды. На этом этапе учителю необходимо: - проанализировать и сгруппировать выдвинутые идеи; - выделить среди них наиболее удачные; - помочь учащимся составить план работы над проектом.
3. Поисковый (исследование):
содержание работы: учащиеся собирают, анализируют и обобщают информацию из разных источников (литература, интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, практикум); проводят исследования, решают промежуточные задачи, выполняют задания; корректируют промежуточные результаты; оценивают выполнение видов работ на каждом этапе. На этом этапе учителю необходимо: - составить список возможных источников информации; - следить за ходом исследования; - проводить консультации по методике сбора и обработки информации; - контролировать и корректировать деятельность участников проекта;
- обобщать промежуточные результаты;
- учить рефлексии.
4. Обобщающий (результаты и выводы):
содержание работы: учащиеся анализируют и структурируют информацию; формулируют выводы; систематизируют данные; строят логические схемы; приводят статистические данные; готовят наглядно – графический материал (сводные таблицы, графики, изготовление макетов). На этом этапе учителю необходимо: - организовать консультирование по обобщению материалов; - помочь участникам проекта в выявлении проблем и поиске путей их решения; - продумать формы совместного обсуждения полученных результатов; - выбрать форму представления проектов.
5. Этап представления и защиты проекта (отчёт):
содержание работы: учащиеся представляют свою работу (выставка, коллекция, доклад, отчёт, мультимедийный продукт, рекламу, буклет, видеофильм, веб-сайт, газета, журнал, оформление кабинета, праздник и т.д.) перед аудиторией учащихся. Затем обязательно проходит выступление экспертов или рецензентов.
На этом этапе учителю необходимо: - определить время и форму защиты проектов; - подготовить сценарий защиты проектов; - оказать помощь учащимся в подготовке защиты проектов.
6. Аналитический (оценка):
содержание работы: самооценка ученика (группы); коллективное обсуждение;
Проводится рефлексия: обсуждение процесса, итогов работы, групповых и личностных достижений учащихся.
На этом этапе учителю необходимо помочь учащимся определить результаты, достижения и проблемы, а также перспективы дальнейших действий.
1.4. Особенности проектной деятельности
Каждый этап проектной деятельности способствует развитию у учащихся определённых общеучебных и специальных умений:
- мыслительных: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, выбор способа, самоанализ и рефлексия;
- презентационных: построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации, изготовление элементов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
- коммуникативных: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;
- поисковых: находить информацию по каталогам, уметь анализировать материалы СМИ, проводить контекстный поиск в Интернете, формулировать главную мысль;
- информационных: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
Необходимо учесть и то, что, занимаясь учебными проектными работами в школе, учащиеся готовятся к проектной деятельности во взрослой жизни, школьная проектная деятельность способствуют лучшей адаптации учащегося (в последствии взрослого человека) в современном обществе.
Особенности метода проектов привносят в учебный процесс новизну, приводят к функциональным изменениям других педагогических средств. В то же время, будучи специфичным, метод проектов способствует более успешному выполнению задач учебно-воспитательного процесса:
— учащиеся обучаются целенаправленному поиску нужной информации, анализу и ранжированию ее по степени значимости, что очень важно для подготовки к взрослой жизни, требующей способности ориентироваться в информационном потоке;
— моделирование работы в группах позволяет развивать у учащихся умения и навыки, личностные качества, необходимые для работы в команде, это также важно для современности — общественное производство нуждается в людях, способных коллективным умом решать социально-экономические проблемы;
— проектирование формирует у учащихся навыки научно-исследовательской деятельности, что так же будет востребовано обществом, в условиях развития наукоемких технологий потребность в кадрах, владеющих навыками научно-исследовательской работы, будет возрастать;
— проектирование развивает у учащихся такие качества, как ответственность за свои поступки и действия (а также своих товарищей), способность чувствовать удовлетворение (или неудовлетворение) результатами своего труда и др.;
— при проектировании выполняется задача формирования у учащихся способности к самооценке, самокритике и т.п.
1.5. Роль учителя в проектной деятельности
Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала. Отныне его авторитет зависит от способности быть инициатором интересных начинаний.
Каким образом, участвуя в проектной деятельности, учитель может создать условия для развития учащихся?
Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит "прожить" педагогу по ходу реализации проекта:
- энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели
- специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких областях
- консультант, организующий доступ к информационным ресурсам
- руководитель (особенно в вопросах планирования времени)
- "человек, который задает вопросы" (по Дж. Питту) - организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей (человек, задающий косвенные, наводящие вопросы, помогающий обнаружить ошибки и т. п.)
- координатор группового процесса
- эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта.
Наиболее сложным для педагога является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом, которая зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных особенностей детей, их предыдущего опыта проектной деятельности, сложности темы проекта, характера отношений в группе и др.
1.6. Система оценки проектных работ
Для выработки системы оценки проектных работ предварительно требуется ответить на следующие вопросы:
- Будут ли включаться самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?
- Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т. д.)?
- Как будет происходить оценка проектов?
Критерии оценки должны быть выбраны, исходя из оптимальности их числа (не более 7 - 10) и доступности для учащихся каждого возраста. Оцениваться должна не столько презентация, сколько качество проекта в целом. Очевидно, что критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.
При выполнении проектной работы учитель обязательно должен совместно с учащимися выработать критерии оценки проекта, сориентировав их на следующие параметры внешней оценки проекта:
• значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
• корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов;
• активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
• коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);
• характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
• необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
• привлечение знаний из других областей;
• доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
• эстетика оформления результатов проведенного проекта;
• умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
На своих уроках использую следующие критерии проектов и
лист оценки проектов:
№ | Название проекта | Практическая значимость проекта | Оформле-ние проекта | Презентация проекта | Общая оценка (в бал.) |
1 | |||||
2 |
- Практическая значимость проекта (от 1 до 5 баллов) означает, может ли проект быть применен в дальнейшем, на уроках в других классах и на других предметах, чем больше сфера применения – тем больше баллов.
- Оформление проекта (от 1 до 4 баллов) – удобен ли вид проекта для пользователя; есть ли инструкции к использованию проекта.
- Презентация проекта (от 1 до 5 баллов) – здесь оценивается выступление авторов: насколько полно и доступно представлен проект, изложены цели, область применения, этапы выполнения проекта; соблюден регламент выступления: не более 5-7 минут.
Общая оценка в баллах: (сумма баллов) до 8 – оценка «удовлетворительно», от 8 до 11 – оценка «хорошо», 12-13 баллов - оценка «отлично».
1.7. Оформление проектной папки.
При выполнении некоторых проектов есть необходимость оформлять проектную папку. В состав проектной папки (портфолио проекта) могут входить:
· паспорт проекта
· планы выполнения проекта и отдельных его этапов. В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа.
· промежуточные отчеты группы
· вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet
· результаты исследований и анализа
· записи всех идей, гипотез и решений
· отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, "мозговых штурмах" и т. д.
· краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения
· эскизы, чертежи, наброски продукта
· материалы к презентации (сценарий)
· другие рабочие материалы и черновики группы.
В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими - в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается.
Грамотно составленная проектная папка позволяет:
· организовать работу каждого участника проектной группы
· создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом
· объективно оценить ход работы над завершенным проектом
· судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта
· сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме, проектов.
Глава II. Проектные разработки
2.1. Мотивация метода проектов
Наукой доказано, что 80% информации, которую слышит ученик на уроке, забывается в тот же день, если ученик самостоятельно над ней не поработал (повторил, проговорил, записал), 20% сохраняется в памяти несколько дольше, в зависимости от уровня ее актуальности для обучаемого. Поэтому применение проектной деятельности на уроках позволяет учащимся полноценно осмыслить и усвоить учебный материал, формирует самостоятельность и инициативность школьников.
Задачи, побудившие меня сначала изучить эту технологию, а затем применять её в своей педагогической деятельности, стали следующие:
- обеспечивать повышение качества обучения и развитие интеллектуальной сферы учащихся;
- способствовать развитию интереса к предмету, познавательных навыков у учащихся;
- способствовать развитию у учащихся способностей ориентироваться в информационном пространстве, собирать необходимые сведения, анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения;
- способствовать развитию критического мышления;
- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся;
Можно сказать, что метод проектов способствует достижению цели, над которой я, как педагог, работаю – сделать образование современным, качественным, нацеленным на то, чтобы не столько передавать учащимся готовые знания, сколько научить их добывать и конструировать знания самостоятельно, научить пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
2.2. Метод проектов на уроках черчения
Каждая техническая идея, прежде чем воплотиться в реальный объект, проходит графический этап. Курс черчения в школе направлен на:
- формирование графической культуры учащихся;
-содействие активному развитию пространственных представлений и пространственного воображения, логического и технического мышления, познавательных и творческих способностей школьников;
- обеспечение умения школьниками читать и выполнять различную чертёжно-графическую документацию;
- формирование личности учащегося, развивая характер, волю, усидчивость, аккуратность, самостоятельность.
Учебный предмет «Черчение» преподается всего 1 час в неделю в 8 и 9 классах, но реализация творческого потенциала его велика. Мой опыт практической реализации программы «Черчение» в средней школе показал, что успешность её освоения намного повышается при использовании в процессе обучения разных форм деятельности. Поэтому несколько лет мною используется метод проектов, как один из элементов деятельности на уроках черчения.
Суть метода проектов на уроках черчения – стимулирование интереса ребят к предмету, к овладению базовым уровнем знаний.
Выполнение проекта на уроках черчения - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, оформленным практическим результатом.
Метод проекта позволяет моим учащимся в системе овладеть организацией практической цепочки – от идеи через цели и задачи, мозговой штурм до реализации и защиты.
В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только конкретные поисковые действия, но и в системе решаются разнообразные задачи.
Меня, как учителя, в методе проекта привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащегося.
Проводя уроки черчения, я стараюсь разнообразить формы их проведения, придавая особое значение самостоятельной деятельности школьников, также учитываю возрастной ценз учащихся при выборе вида проектной деятельности: важно заинтересовать учащихся, а не перегрузить их работой.
На уроках черчения использую разные типы проектов: исследовательские, творческие, монопроекты, межпредметные. При выборе творческих проектов по черчению необходимо учитывать: личные интересы учащихся, сложность и трудоемкость материала, творческую самостоятельность.
В своей педагогической деятельности опираюсь на труды ведущих отечественных ученых и методистов в области черчения: А.Д. Ботвинникова, И.С. Вышнепольской, В.А. Гервера, М.М., А.Е. Панькова. И поэтому прежде, чем включить детей в серьезную проектную деятельность по своему предмету, необходимо с изучения самых первых тем развивать у учащихся проектное мышление на уроке. Помогают развитию проектного мышления проблемные ситуации с элементами проектной деятельности, которые я создаю с помощью специальных учебных заданий. Уровень их сложности должен соответствовать жизненному опыту школьников. Например, в начале изучения темы «Прямоугольное проецирование» (8 класс) учащимся показывается чертеж предмета, выполненный в одном изображении. Задается проблемный вопрос: возможно ли изготовить данный предмет по одному изображению, почему. Проблемная ситуация такого характера стимулирует познавательный интерес, развивает творческие способности. Или же при выполнении графической работы «Сопряжение» даю задание: выполнить любой рисунок, применив сопряжение прямого, тупого и острого углов. В начале изучения темы «Сечения. Отличие сечения от разрезов» (9 класс) ставлю школьников перед проблемой: во время археологических раскопок было найдено копье древнего человека. Художник нарисовал копье и вместе с другими зарисовками отправил в исследовательский центр. Работу приняли с пометкой: «Форма копья не ясна». Учащимся предлагается в группах обсудить данную проблему, наметить пути её решения и предоставить совместно найденный результат на обсуждение классу».
Регулярно включаю такие задания, которые формируют у школьников готовность к переносу полученных учебных навыков в ситуации реальной жизнедеятельности и реального общения, развивают навыки коллективной проектной деятельности, решения специфических проблемных ситуаций, возникающих в групповом процессе. Например, в начале 8 класса при изучении темы «Линии чертежа» предлагаю детям представить, что они имеют возможность переоборудовать кабинет своего класса так, как им этого хотелось бы, естественно, без всякого волшебства, в пределах возможностей современного мира. Кроме этого условия (реальности проекта), он должен отвечать еще двум требованиям. Во-первых, в создании проекта кабинета выделено несколько зон: учебная, зона отдыха и зона для хранения вещей и учебных материалов. Во-вторых, в созданном кабинете должно найтись место для всех: и для детей и для учителей. Таблица с названными условиями и условными обозначениями вывешивается на доску. Учащиеся делятся на несколько рабочих групп. Каждая группа получает лист А3, на котором с помощью линий обозначены стены класса, расположение окон и дверей. Учащиеся в течение 10-15 минут, используя знания нового учебного материала «Линии чертежа», создают проект. Затем группы представляют свой проект. Участники других групп имеют возможность задать вопросы. После презентации наступает время голосования: выбора лучшего проекта.
Одной из самых первых проектных работ с учащимися 8 класса, которая предлагалась мною детям, является исследовательская поисковая работа по теме «Из истории чертежных инструментов и принадлежностей». Эта работа является подготовительным этапом к творческой проектной деятельности учащихся. Результаты поисковой работы бывают неожиданными. Участники этого проекта собрали богатейший материал по теме. Из собранного материала в прошлом учебном году по индивидуальному заданию учащийся, который лучше других владеет компьютером, выполнил проект в виде компьютерной презентации. Получилось учебное дополнительное пособие для частого использования при изучении программного материала в 8 классе. (Приложение № 1 на диске)
Также стремлюсь показать детям связь изучаемого материала с жизнью на практике, объединяя усилия с учителем технологии и частично исключая при этом дублирование одного и того же материала в учебных программах по черчению и технологии. При этом значительно повышаю свой профессиональный уровень. Как только учащиеся 8 класса получили первые навыки по оформлению чертежей, проводятся интегрированные уроки, при планировании которых использую в основном технологию взаимодействия двух учителей: учитель черчения – учитель технологии. Взаимодействие строим в зависимости от темы и целей урока с равным или неравным долевым участием. Чаще наш совместный интегрированный урок проходит в два этапа: на уроке черчения учащиеся выполняют чертеж будущего проекта, а на уроке технологии по этому чертежу учащиеся изготавливают готовый продукт. (Приложение № 2) Результативность интегрированных уроков очень высокая. Дети с большим удовольствием работают, проходя по всем правилам этапы от замысла до конечного результата – проекта. Межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в технологическом обучении и воспитании школьников. Знание только своего предмета не дает возможности хорошего творческого обучения. Межпредметные связи на моих уроках являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся. С помощью многосторонних межпредметных связей закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.
Для проектной деятельности, из всех тем программы по черчению в 9 классе несколько лет подряд выбираю раздел “Архитектурно-строительные чертежи”, предлагая всему классу осуществить проект “Дом моей мечты”. (Приложение № 3) . Это итоговая работа по изучению курса черчение. Этот вид деятельности индивидуальный и рассчитан таким образом, чтобы каждый ученик сам для себя выполнил по общей схеме именно свой проект.
Проект “Дом моей мечты” должен быть оформлен на пяти стандартных листах формат А4. На одном листе оформляется план местности, где располагается непосредственно сам проектируемый дом, разбивается участок, с подъездными путями, прогулочные дорожки и вспомогательные помещения. На другом листе ученику необходимо начертить фасад дома своей мечты. На третьем - сделать его план. На четвертом показать разрез этого дома. На пятом - план кровли. Таким образом, я задаю жёсткие параметры, очерчивая необходимые контуры будущего проекта, а характер расположения и сама содержательная часть – это творчество и фантазия самого ученика. Для защиты проекта может быть использована компьютерная презентация.
Роль и значение учителя на этапе проектной деятельности претерпевает значительные изменения. С одной стороны, он должен постоянно напоминать ученикам о выполнении необходимых жестких внешних параметрах, с другой стороны, давать возможность и постоянно побуждать учеников к творчеству. Работа над этим проектом проводится от 3 до 5 уроков. На вводном уроке мною даётся под запись и тщательнейшим образом разбирается методика работы ученика в проектном методе “Дом моей мечты”: подготовка к работе над проектом, сбор информации и её ранжирование, использование различных источников информации и изучение строительных чертежей, разработка первоначального собственного варианта изображения своего проекта на листах бумаги, корректировка проекта после получения консультации у руководителя проекта, реализация окончательного варианта своего проекта, подготовка к защите проекта, презентация проекта, рефлексия (анализ). Этот проект способствует активизации всех сфер личности школьника - его интеллектуальной сферы и практической деятельности, а также позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Эта проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный).
Интересно и педагогически целесообразно работать всем классом над одним проектом. Например: проект здания из простых геометрических тел, который выполняется в 8 классе после изучения тем: «Анализ геометрической формы предмета» и «Чертежи разверток поверхностей геометрических тел». Тогда весь класс превращается в конструкторское бюро (КБ). Обязательно надо выделить главного конструктора, технолога, дизайнера и экспертов. Проект будет разработан основательнее. Проблем будет не меньше, но все они будут связаны с выполнением общего для всех проекта, поэтому все будут вникать в проблемы и работу всех групп. Точнее и полнее могут быть смоделированы реальные производственные ситуации, что важно для обучения и развития, для профориентации и косвенного включения школьников в жизнь общества.
Виды проектов для учащихся разнообразны. Программная графическая работа – это тоже проект. Ведь, чтобы организовать работу по её выполнению и получить требуемые результаты, необходимо соблюсти всю технологию проектного обучения. Кроме вышеописанного применяю изготовление наглядного материала, моделей деталей, геометрических тел, разработка геометрического орнамента для украшения посуды и одежды.
(Приложение № 4)
Идей и задумок у меня как у учителя много, но надо помнить одну фразу «Лучше меньше, да лучше», не забывать о возрастных особенностях учащихся и их учебной нагрузке, иначе возможен обратный процесс.
Заключение
Цель и смысл деятельности педагога вижу в том, чтобы через любовь к предмету и стимулирование интереса ребенка к совместной деятельности, добиться желаемых результатов. Об эффективности моей работы можно судить по результатам годовых контрольных работ и выпускных экзаменов. Мои ученики справляются с контрольными работами: успеваемость - 100%, качество – 60 %. В прошлом учебном году ученики 9 класса успешно сдали выпускные экзамены по черчению: качество – 100 %. Многие выпускники школы выбирают дальнейшее обучение после школы в технических вузах и техникумах. И как приятно слышать в свой адрес слова благодарности от них и их родителей о фундаменте знаний и умений, заложенных по черчению.
Этому способствует применяемая мною проектная технология, постоянная работа над самосовершенствованием. Именно в проектной деятельности создаются условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной “Я-концепции” (“Я могу”, “Я хочу”, “Я нравлюсь” и т.д.), для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира. Участие в проекте позволяет приобрести учащимся уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
Конечно, необходимо учитывать и недостатки проектной методики: - неравномерность нагрузки на учащихся на разных этапах деятельности; - повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников; - большие временные затраты; - для оформления результатов работы необходимо знание компьютера и умение работать с программами создания текстовых документов, презентаций, буклетов. Это могут выполнять далеко не все учащиеся.
При использовании метода проекта требуются современные условия организации учебного процесса. На сегодняшний момент востребованность на учительском рабочем месте учителя черчения, компьютера и интерактивной доски, отдельного кабинета возрастает. Возрастает потребность у меня как учителя в изучении программы Auto Cad, тогда и графические проекты будут выполнены на другом уровне.
Однако плюсов у метода гораздо больше. Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Результат оправдывает усилия, а навыки, полученные в процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания по предмету, а самое главное - реализовать свой личный творческий потенциал.
Литература
- Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение в средней школе, 1998.
- Бычков А. В. Метод проектов в современной школе, 2000.
- Гервер В.А. Творческие задания по черчению, 1998.
- Гильбух Ю.З. Тренировка пространственного мышления / Школа и производство, №6 1989.
- Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения / Директор школы, №6 1995.
- Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии, 1998.
- Паньков А.Е. Практика развивающего обучения черчению в школе, 1993.
- Чечель И.Д. Метод проекта или попытка избавить учителя от
обязанностей всезнающего оракула / Директор школы, №3 1998.
- Щербакова С.Г., Выткалова Л.А. Организация проектной деятельности в школе, 2008.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности учащихся
В основу этого метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значи...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Применение метода проектов на уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся"
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный проектной деятельности на уроке технологии....
курсовая работа "Метод проектов на уроках иностранного языка"
Данная курсовая работа может быть использована учителем английского языка на сврих уроках и студентом-практикантом на практике....
Использование методов проектов на уроках технологии и во внеурочной работе как средство совершенствования исследовательско-творческой деятельности учащихся
Данный материал будет полезен как учителям технологии, так и руководителям кружков художественно-эстетического направления....
Использование метода проектов на уроках информатики и ИКТ для развития творческой личности учащихся. Из опыта работы.
Значимость метода проекта в образовательной деятельности состоит прежде всего в том, что он показывает детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, необходимость их для дальнейшей жизни...
Применение метода проектов на уроках черчения
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание те...
Из опыта работы "Метод проектов в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей"
Человек становится профессионалом в какой-либо сфере деятельности не сразу, а проходит на пути своего профессионального становления множество этапов. Их характер и динамика движени...