Методическая разработка интегрированного урока (черчение-технология)
методическая разработка по технологии (8 класс) на тему

Назарова Светлана Ивановна

Данную разработку интеграции (черчение-технология) можно использовать в 8 классе в сотрудничестве с учителем технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                              Приложение № 2

 Нижегородская область

Шатковский район

Муниципальное образовательное учреждение

Лесогорская средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка интегрированного урока

по черчению и технологии

на тему:

«Подарок к празднику»

                                                                                   

8 класс

                                                           Разработала:

                                                           учитель черчения

                                                           МОУ Лесогорская СОШ

                                                           Назарова Светлана Ивановна

р.п. Лесогорск

Основные задачи урока:

  1. Объединив знания и умения по черчению и технологии получить готовый продукт.
  2. Способствовать повышению личной уверенности каждого ученика, его самореализации и рефлексии.
  3. Продолжить привитие у детей эстетического вкуса, воспитание аккуратности, умения ценить рабочее время.
  4. Совершенствовать графические навыки.
  5. Развитие пространственных представлений учащихся, их наблюдательности, глазомера, измерительных навыков.

Оснащение рабочих столов учащихся

В кабинете, где проводился урок черчения:

  1. 3 листа ватмана формата А4;
  2. Чертежные инструменты и принадлежности;
  3. Ножницы;
  4. Рабочая тетрадь;
  5. Учебник.

В кабинете обслуживающего труда:

  1. Бумажные салфетки, цветная бумага
  2. Клей ПВА;
  3. Кисточка;
  4. Шнур текстильный;
  5. Иглы с большими ушками;
  6. Элементы декоративного украшения;
  7. Ножницы;
  8. Линейка;
  9. Лоскут ткани;
  10. Технологическая карта изготовления упаковки.

В кабинете технического труда:

  1. Фанера толщиной 4 мм;
  2. Лобзик;
  3. Надфили;
  4. Клей столярный;
  5. Шкурка шлифовальная;
  6. Пропитка для деревянных изделий или жаростойкий лак;
  7. Кисть;
  8. Линейка;
  9. Карандаш;
  10. Технологическая карта изготовления подставки.

Пособия, используемые учителями:

  1. Народные костюмы;
  2. Образцы упаковок;
  3. Образцы подставок под горячие блюда;
  4. Примеры шаблонов;
  5. Таблицы «Порядок выполнения чертежа шаблона»;
  6. Таблица «Развертки поверхностей»;
  7. Чертежные инструменты для учителя;
  8. «Жетоны» разного достоинства;
  9. Технологические карты по изготовлению упаковки и подставки;
  10.  Электродрель;

Урок проводился накануне Дня Матери, длился три учебных часа (черчение + технология), были задействованы все учащиеся. Урок проводился силами двух учителей (1 учитель черчения и 1 учитель технологии) и был разделен на четыре основные этапа.  

Ход урока:

1. Организационный этап.

Этот этап урока проводился учителем технологии для всего класса. Была объявлена тема и цели урока, выделена важность и место этого урока в учебном процессе. Учитель технологии настроил детей на совместную плодотворную работу и рассказал учащимся о плане предстоящего большого урока.

2. Вступительная беседа.
Теоретическая часть на этом этапе была построена на сведениях из истории русского костюма (приложение), культурологии, демонстрации различных вариантов «лакомников», подарочных «узелков» как элементов национального русского костюма. Затем учитель показал варианты современных подарочных упаковок, разделочных досок и подставок под горячие блюда (приложение).

2. Конструктивный этап.

Конструктивная часть урока заключалась в выполнении чертежей шаблонов для изготовления праздничной упаковки (девочки) и подставки под горячие блюда (мальчики). Учащиеся выполняли работу на форматах А4 под руководством учителя черчения. За основу была взята тема курса «Черчение» «Деление окружности на равные части». В данном случае производилось деление окружности на 10 равных частей. Учащиеся под руководством учителя вспомнили основные правила построения окружности, понятие правильного многоугольника (в построении чертежа использовали мальчики), общие и частные способы деления окружности на равные части, понятие и правила построения развертки, выделение линий сгиба на развертках (в построении чертежа использовали девочки). В период повторения теоретических основ учащиеся поощрялись «жетонами» разного достоинства, наличие которых влияет на оценку за урок.

На этом этапе урока учитель черчения использовал таблицы «Порядок выполнения чертежа шаблона», изготовленные в масштабе 4:1, «Правильные многоугольники», «Развертки поверхностей моделей, изготовленных из листового материала», кроме этого учитель на доске построил схему выполнения чертежа шаблона, тем самым, дав возможность детям самостоятельно закончить свой чертеж (Рисунок 1: детали 1 и 2) - девочки, (Рисунок 2) - мальчики. Кроме этого мальчики продумали и выполнили чертежи элементов декоративного оформления подставки (форма элементов – правильные многоугольники). В ходе урока учитель проверял этапы выполнения работы и проводил индивидуальный инструктаж.

После выполнения чертежей дети ножницами вырезали начерченные изображения по нужным линиям и получили шаблоны для дальнейшей работы. В конце второго этапа учащиеся перешли в кабинеты технологии.

3. Технологический этап.

Третий этап урока у девочек проводился в кабинете обслуживающего труда, у мальчиков - в мастерской. На этом этапе с учащимися работал учитель технологии.

Кабинет обслуживающего труда.

Вводный инструктаж: данный этап начался подготовкой рабочих мест, осмотром внешнего вида девочек и повторением правил техники безопасности с клеящимися средствами, ножницами и ручными иглами. Учитель познакомил учениц с техникой «Декупаж» и салфеточной техникой, дал краткую историческую справку об этих видах декоративно-прикладного искусства (приложение), напомнил цель урока. Учащиеся познакомились с последовательностью изготовления упаковки, педагог продемонстрировал этапы на образцах

Технологическая карта изготовление упаковки

п/н

Технологическая последовательность

Графическое изображение, примечание

1

Вырезаем детали 1 и 2.

Детали вырезаны на предыдущем этапе урока

2

Наклеиваем деталь 2 на 1 с внутренней стороны упаковки.

 

3

Наклеиваем с лицевой стороны салфетку, лишнее срезаем.

 

4

Сгибаем деталь 1 по линиям сгиба на лицевую сторону, немного не доходя до 2 детали.

 

5

Между полученными рёбрами закладываем складки, придавая упаковке форму мешочка.

 

6

В иголку с большим ушком вставляем декоративный шнур.

 

 

7

Проводим шнур два раза, прокалывая все складочки упаковки (смотри схему).

 

8

Мешочек можно украсить пайетками и бисером, пришивая или приклеивая.

 

Учитель несколько раз проводил текущий инструктаж и консультировал индивидуально каждого ребенка.

Кабинет технического труда.

Технологический этап в кабинете технического труда начался с проверки наличия специальной формы одежды. После напоминания учителем цели урока учащиеся вспомнили технику безопасности при работе с лобзиком, электродрелью и последовательность работы при выпиливании и обработки изделий из фанеры. Учитель провел вводный инструктаж.

Технологическая карта на изготовление подставки


опер.

Содержание
операции

Операционный эскиз

Примечание

1

Выбор заготовки

Сучки и сколы не допускаются.

2

Положить готовый шаблон подставки на заготовку и обвести карандашом

 

Инструмент: линейка, карандаш

3

Вырезать изображение по нужным линиям

Инструмент: лобзик, электродрель

4

Зачистить основной элемент подставки

 

Инструмент: нашпили, шкурка шлифовальная, фрезерный станок

5

Обвести карандашом шаблоны элементов декоративного оформления

Использовать обрезки фанеры, оставшиеся от заготовки. Инструмент: линейка, карандаш

6

Вырезать изображения элементов оформления

Инструмент: лобзик

7

Зачистить элементы оформления

 

Инструмент: надфили, шкурка шлифовальная

8

Приклеить элементы оформления к основной части подставки

Использовать столярный клей

9

Зачистить подтеки клея

 

Шкурка шлифовальная

10

Покрыть изделие лаком или пропиткой

 

Инструмент: кисть

В ходе урока учителем было проведено два текущих инструктажа и заключительный инструктаж.

4. Заключительный этап урока.

В проведении заключительного этапа урока принимали участие все учителя. На этом этапе были подведены итоги урока: дана общая характеристика работы всех учащихся, проведен анализ допущенных ошибок, продемонстрированы творческие работы учащихся, объявлены оценки за урок. Каждый ребенок получил две оценки: первую оценку по черчению за выполнение чертежей и устную работу, вторую – по технологии за изготовление конечного продукта своей деятельности в зависимости от достижения цели урока каждым учащимся. Учителя и учащиеся обменялись мнениями о совместном сотрудничестве. В конце урока была произведена уборка рабочих мест.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."

Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений.  Ключевые понятия урока: война и Вера...

Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"

Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)Класс...

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...

Обобщение опыта учителя математики Бирюковой Галины Анатольевны по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе по теме «Путешествие по Московскому Кремлю».

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем моти...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)...

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...