урок для 5 класса
план-конспект занятия по технологии (5 класс) на тему
Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_obrabotki_konstruktsionnykh_materialov_i_elementy_mashinovedeniya.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения
Балдир Байыр Дугержапович, преподаватель
Цели:
- раскрыть содержание и задачи раздела “Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения”;
- научить правильно, организовать труд и оборудовать рабочее место для обработки древесины;
- ознакомить с техникой безопасности труда
- Воспитать бережное отношение к сделанным вещам.
Инструменты и оборудование: столярный верстак с комплектом инструментов, таблица по технике безопасности в школьных мастерских, выставка работ учащихся V классов.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ознакомление учащихся с правилами поведения в школьных мастерских, а также с требованиями, предъявляемыми к ученикам.
- Ознакомление с учебными мастерскими и режимом работы в них.
- Распределение обязанностей между учащимися.
П. Изложение нового программного материала.
Для повышения у учащихся интереса к данной дисциплине необходимо продемонстрировать работы учащихся предыдущих лет и сообщить им, что все это они научатся делать в процессе обучения.
Итак, приступим к изучению новой учебной дисциплины - технология.
- Что же это за термин?
Слово “технология” происходит от древнегреческого techno - “искусство, мастерство, умение” и латинского logos - “учение, наука”.
Под технологией понимают совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в процессе производства продукции.
Технологией называют также определенную последовательность действий, обеспечивающих изготовление какой-либо продукции заданного качества. Точное выполнение всех операций и соблюдение их последовательности - гарантия выпуска качественной продукции.
Технология же, как наука занимается выявлением физических, химических, биологических закономерностей с целью разработки и использования наиболее эффективных и экономных производственных процессов. Это основные определения.
Технологий много. Каждая сфера деятельности человека имеет свои специфические технологии. Но есть такие технологии, которыми должен владеть каждый человек.
- Как вы думаете, что это за технологии?
Это технология общения, технология ухода за жильем и др.
Существует также ряд очень распространенных технологий, которые входят в содержание труда людей, - это технологии обработки древесины и металла, технологии ремонтно-строительных работ в доме и др.
Древесина - один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, крепости, мельницы, орудия труда, посуду и многое другое.
- Какие изделия из древесины, окружающие нас, вы знаете? Мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и др. Изучив основы технологии обработки древесины, вы сможете самостоятельно сделать простейшие изделия для школы.
Занятия по технологии проходят в учебных школьных мастерских, где для каждого из вас выделено постоянное рабочее место. Для удобства работы с древесиной рабочее место оборудуется столярным верстаком (рис. 1), стулом, стеллажами, ящиками, полками и тумбочками для хранения инструментов, приспособлений и заготовок.
Слово “верстак” в переводе с немецкого означает “мастерская”. Верстак, как вы уже поняли, - это рабочий стол.
- Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины?
Столяр (от словосочетания - изготовление столов). Существует два вида верстака: столярный (деревянный) и универсальный (комбинированный). Столярный - для обработки древесины, а универсальный - для обработки древесины и металлов.
Столярный верстак (рис. 1) состоит из подверстачья (1), крышки (2) с отверстиями (3), в которые вставляются клинья, лотка (4). переднего зажима (5), заднего зажима (6), выдвижных и поворотных пальцев (7).
Передний зажим служит для закрепления заготовок. Отверстия (3) с клиньями - для упора и крепления заготовок при строгании. В лотке (4) размещают инструмент. Задний зажим - для крепления заготовок при строгании и распиливании. Выдвижные и поворотные пальцы - для опоры длинномерных заготовок при их строгании. Подверстачье является основанием верстака. В нем также размещают и хранят инструменты и приспособления.
- Какие инструменты относятся к измерительным?
Линейки, угольники, циркули, транспортиры. Все инструменты хранят отдельно и располагают вокруг верстака на стеллажах или в тумбочках так, чтобы их легко можно было взять и положить обратно. Наиболее часто применяемые инструменты располагают ближе к месту работы в зоне досягаемости рук.
Рис. 1.
Столярный верстак. 1 – подверстачье; 2 – крышка; 3 – отверстия под клинья;
4 – лоток; 5 – передний зажим; 6 – задний зажим; 7 – выдвижные пальцы.
- Какие инструменты относятся к режущим?
Ножовки, пилы, рубанки, дрели и другие.
Работать у верстака следует стоя, и лишь некоторые виды работ можно выполнять, сидя возле него на стуле. Высота верстака должна соответствовать росту ученика.
- Как это проверить?
Нужно встать около верстака, опустить руки вниз и положить на него крышку ладони. Если при этом не требуется наклоняться или сгибать руки, значит, высота верстака соответствует росту.
Крепление обрабатываемых заготовок на верстаке должно быть надежным.
- Что для этого нужно делать?
Заготовки зажимают винтовыми зажимами. Для крепления длинных заготовок применяют снизу подпоры в виде выдвижных или поворотных пальцев.
Низкие заготовки при их строгании на крышке верстака упирают передним торцом в клин, а с заднего торца заготовку поджимают клином заднего зажима (рис. 2). Работу в мастерской выполняют в специальной одежде.
- В какой?
Рис. 2.
Халат, комбинезон или фартук, берет (желательно темного цвета).
Давайте вместе обсудим технику безопасности при работе на верстаке.
- Оберегать крышку верстака от повреждений режущими инструментами.
- Не закручивать сильно передний и задний зажимы верстака.
- Не ударять молотком по крышке верстака.
- Клинья в отверстия верстака забивать только киянкой.
- По окончании работы очищать верстак от стружки щеткой.
Правила поведения в учебных мастерских
1. Соблюдать порядок и режим работы в учебных мастерских:
- являться на занятия в спецодежде (фартук и нарукавники или халат, головной убор);
- иметь тетрадь и необходимые принадлежности для выполнения графических работ и записей;
в начале урока по указанию учителя занять свое рабочее место, получить у бригадира (дежурного) материалы и инструмент;
- не подходить к работающему за станком, соблюдать установленную очередность при работе на станках.
2. Строго соблюдать правила безопасности труда.
3. Содержать в чистоте и порядке рабочее место. Бережно относиться к оборудованию, инструментам и материалам. После урока убрать рабочее место и сдать изделия и инструмент бригадиру, который сдает их учителю.
III. Практическая часть.
Ознакомиться с устройством столярного верстака. Назвать его основные части. Проверить соответствие верстака росту учащихся. Потренироваться в закреплении заготовки в зажимах и между клиньями. Рассмотрите устройство переднего и заднего зажимов.
IV. Текущий инструктаж.
Проверить правильность закрепления заготовок. Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота заготовки.
V. Закрепление пройденного материала.
- Что включает в себя рабочее место в школьной мастерской?
- Из каких основных частей состоит столярный верстак?
- Для какой цели служат передний и задний винтовые зажимы?
- Перечислите правила ухода за столярным верстаком.
VI. Заключительная часть.
Проверка закрепления заготовок, указание на недочеты. Уборка рабочих мест, инструментов, помещения мастерских.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...