Программа по технологии 5 класс ФГОС
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012года, в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897); на основе программы Технология: 5-8 классы /А.Т.Тищенко, Н.В.Синица.- М: Вентана - Граф, 2012.-144с, а также основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа № 1 Акбулакского района Оренбургской области».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5b_kl_tekhnologiya_fgos.doc | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»
Утверждаю: Согласовано Рассмотрено
Директор МБОУ заместитель директора руководитель ШМО
«Акбулакская СОШ №1» по УВР _________________
_____________________ ___________________ ________________
«29» августа 2014г. «28» августа 2014г. «28» августа 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Технологии (Технологии ведения дома) ФГОС
на 2014-2015 учебный год
класс: 5Б
Учитель: Антипина Валентина Михайловна
Планирование составлено на основе 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897).
2. Технология: программа: 5-8 классы /А.Т.Тищенко, Н.В.Синица.- М: Вентана - Граф, 2012.-144с
Программа обеспечена учебником: «Технология. Технологии ведения дома» - 5 класс, М. : «Вентана-Граф», 2012г-192с.
Авторы учебника : Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, М. : «Вентана-Граф», 2012г.
Количество часов, всего 68
В неделю 2
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012года, в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897); на основе программы Технология: 5-8 классы /А.Т.Тищенко, Н.В.Синица.- М: Вентана - Граф, 2012.-144с, а также основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа № 1 Акбулакского района Оренбургской области».
Авторский коллектив УМК: Н.В. Матяш, Н.В. Синица, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. Преподавание в 5 классе ведется по учебнику: Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, «Технология. Технологии ведения дома» - 5 класс, М. : «Вентана-Граф», 2012г-192с.
Программа позволяет учащимся 5-8 классов получить представления о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и вариант последовательности их изучения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
1. Цели и задачи курса
Цели курса:
формирование представлений о технологической культуре производства,
развитие культуры труда подрастающего поколения, воспитание трудовых,
гражданских и патриотических качеств личности.
Задачи обучения:
- сформировать у учащихся необходимые в повседневной жизни базовые приемы ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин;
- помочь учащимся овладеть способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
- научить применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
2. Общая характеристика учебного курса
«Технология. Технологии ведения дома».
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- технологическая культура производства;
- распространенные технологии современного производства;
- культура, эргономика и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
- основы графики и дизайна;
- элементы домашней и прикладной экономики;
- знакомство с миром профессий,
- творческая проектная деятельность.
В результате изучения технологии учащиеся
ознакомятся:
- с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;
- функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;
- элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью;
- экологическими требованиями к технологиям, социальными последствиями применения технологий;
- предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
- методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;
- информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями;
овладеют:
- основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информационной преобразующей, творческой деятельности;
- умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;
- умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;
- навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда; выбора, проектирования, конструирования;
- навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;
- навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
- навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
- умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;
- умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.
Межпредметные связи, преемственность.
Программа построена с учетом принципа системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей.
Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин; с историей и искусством при изучении декоративно-прикладного искусства.
Новизна и целесообразность программы
Новизной данной программы по направлению «Технологии ведения дома» является использование в обучении учащихся информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор обучающихся за счет обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность выполнять схемы для рукоделия, создавать электронные презентации.
В содержании программы сквозной линией проходят вопросы экологического и эстетического воспитания школьников, знакомство их с различными профессиями.
По каждому разделу учащиеся изучают основной теоретический материал, осваивают необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейшем позволяют им выполнять творческие проекты по каждому разделу.
Сроки реализации программы
Программа реализуется в 5 - 8 классах общеобразовательной школы (всего 238 учебных часов). В том числе: в 5 -7 классах 68 часов из расчета 2 часа в неделю; в 8 классе - 34 часов из расчета 1 час в неделю. Продолжительность урока не превышает 45 мин.
Используемые технологии, методы, формы работы.
Исходя из уровня обученности класса, используются наглядные, словесные методы; групповые, индивидуальные, разноуровневые формы работы.
Рабочая программа по технологии в 5 - 8 классах подразумевает использование таких организационных форм проведения уроков, как:
урок «открытия» нового знания;
урок отработки умений и рефлексии;
урок общеметодологической направленности;
урок развивающего контроля;
урок – исследование (урок творчества);
практическая работа; творческая работа; урок – презентация.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторные, практические работы, выполнение проектов.
В процессе обучения используются ИКТ, проектные технологии.
Реализация целей технологического образования происходит в процессе формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Ключевая компетенция:
Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся.
Общекультурная компетенция. Способность и готовность:
- организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний.
Социально-трудовая компетенция. Способность и готовность:
- нести ответственность;
- организовывать свою работу.
Коммуникативная компетенция. Усвоение основ коммуникативной культуры личности:
- овладение навыками неконфликтного общения.
Компетенция в сфере личностного определения. Способность и готовность:
-занимать личную позицию в дискуссиях и высказывать свое собственное мнение.
3. Место курса «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане
Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность— профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая —должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников.
Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.
Инструментарий для оценивания результатов:
- тесты,
- практические работы
- творческие работы,
- творческие проектные работы,
- лабороторно-практические работы
Система оценки достижений учащихся:
- пятибалльная, портфолио, проектная работа
Форма промежуточной и итоговой аттестации: аттестация (оценка) за I, II, III, IV четверти и год.
4. Результаты изучения учебного предмета
«Технология. Технологии ведения дома».
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология», направление «Технологии ведения дома», являются:
- проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
- самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
Метапредметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология», направление «Технологии ведения дома», являются:
- планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
- проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
- виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
- обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология», направление «Технологии ведения дома» являются:
в познавательной сфере:
- рациональное использование учебной и дополнительной технической и
технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
- ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
- владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;
- владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
- применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
в трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
- проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
- соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
- выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;
- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда и проектной деятельности;
- расчет себестоимости продукта труда;
- экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
в мотивационной сфере:
- оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
- оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
- выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
- согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
в эстетической сфере:
- дизайнерское проектирование технического изделия;
- моделирование художественного оформления объекта труда;
- разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;
- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
- опрятное содержание рабочей одежды.
в коммуникативной сфере:
- формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
- выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
- оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;
- публичная презентация и защита проекта технического изделия;
- разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
- потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
в физиолого-психологической сфере:
- развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
5. Содержание курса
«Технология. Технологии ведения дома», 5 класс
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Тема 1. Интерьер кухни, столовой
Теоретические сведения. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.
Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приёма пищи (зона столовой). Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни с помощью ПК.
Лабораторно-практические и практические работы. Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой.
Проектирование кухни с помощью ПК.
Раздел «Электротехника»
Тема 1. Бытовые электроприборы
Теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины.
Лабораторно-практические и практические работы. Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне. Изучение безопасных приёмов работы с бытовыми электроприборами. Изучение правил эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника.
Раздел «Кулинария»
Тема 1. Санитария и гигиена на кухне
Теоретические сведения. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд.
Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола.
Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.
Лабораторно-практические и практические работы. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.
Тема 2. Физиология питания
Теоретические сведения. Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания.
Лабораторно-практические и практические работы. Составление индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой пирамиды.
Тема 3. Бутерброды и горячие напитки
Теоретические сведения. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезания продуктов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.
Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, цикорий, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления кофе, подача напитка. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка.
Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление и оформление бутербродов.
Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао). Дегустация блюд. Оценка качества.
Соблюдение правил безопасного труда при работе с ножом и горячей жидкостью.
Тема 4. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий
Теоретические сведения. Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка их к варке, время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд.
Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление и оформление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.
Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема 5. Блюда из овощей и фруктов
Теоретические сведения. Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка к заморозке, хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов.
Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей.
Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей.
Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.
Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью.
Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.
Лабораторно-практические и практические работы. Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов.
Определение содержания нитратов в овощах.
Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов.
Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема 6. Блюда из яиц
Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в «мешочек», вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.
Лабораторно-практические и практические работы. Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц. Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема 7. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку
Теоретические сведения. Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.
Лабораторно-практические и практические работы. Разработка меню завтрака. Приготовление завтрака.
Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Тема 1. Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения.
Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.
Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии оператор прядильного производства, ткач.
Лабораторно-практические и практические работы. Определение направления долевой нити в ткани.
Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани.
Сравнительный анализ прочности окраски тканей.
Изучение свойств тканей из хлопка и льна.
Тема 2. Конструирование швейных изделий
Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке, сарафана, топа. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами.
Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.
Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия.
Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Тема 3. Швейная машина
Теоретические сведения. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.
Лабораторно-практические и практические работы. Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленной нитками.
Заправка швейной машины нитками. Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками.
Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины.
Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка.
Упражнение в выполнении закрепок.
Тема 4. Технология изготовления швейных изделий
Теоретические сведения. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами.
Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок.
Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — ручное обмётывание; временное соединение деталей — смётывание; временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами).
Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ.
Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание.
Классификация машинных швов: соединительных (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевых (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом).
Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), резинку (в юбке). Профессии закройщик, портной.
Лабораторно-практические и практические работы. Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия.
Изготовление образцов ручных и машинных работ.
Проведение влажно-тепловых работ.
Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.
Раздел «Художественные ремёсла»
Тема1. Декоративно-прикладное искусство
Теоретические сведения. Понятие «декоративно-прикладное искусство». Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села.
Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Лабораторно-практические и практические работы. Экскурсия в краеведческий музей (музей этнографии, школьный музей).
Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства родного края.
Зарисовка и фотографирование наиболее интересных образцов рукоделия.
Тема 2. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства
Теоретические сведения. Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиция. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции.
Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции.
Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора.
Лабораторно-практические и практические работы. Зарисовка природных мотивов с натуры, их стилизация.
Создание графической композиции, орнамента на ПК или на листе бумаги в клетку.
Тема 3. Лоскутное шитьё
Теоретические сведения. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др.
Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия.
Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление образцов лоскутных узоров. Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья.
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»
Тема. Творческая проектная деятельность
Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников.
Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчёт затрат на изготовление. Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.
Практические работы.
Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства».
Творческий проект по разделу «Кулинария».
Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».
Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».
Составление портфолио и разработка электронной презентации.
Презентация и защита творческого проекта.
Варианты творческих проектов: «Планирование кухни-столовой», «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи», «Столовое белье», «Фартук для работы на кухне», «Наряд для завтрака», «Лоскутное изделие для кухни-столовой», «Лоскутная мозаика» и др.
3. Тематическое поурочное планирование курса «Технология. Технологии ведения дома»
5б класс (68 часов) ФГОС
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Целевая установка | Понятия | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС | Дата | Дата | |||||
предметные | метапредметные | личностные | |||||||||||
1 | Вводный урок. Техника безопасности | 1 | Изучение нового материала и формирования новых знаний | Знакомство с новым предметом, с его особенностями и требованиям. Правила ТБ. | Технология: технологическая деятельность, инструкция и инструктаж. правила ТБ. | Знание: техники безопасности проведения: технологического приготовления пищи и пошива изделий из текстильного материала; работы электрооборудо ванием и инструментами спец.характера. | Познавательные УУД: Умение работать с информацией. Личностные УУД: уметь соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя (конспектировать теорию) согласно установочным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: Умение слушать учителя и вести диалог. | Познавательный интерес к учебному предмету. | |||||
2 | Творческий проект. Этапы выполнения проекта. | 1 | Изучение нового материала и формирования новых знаний | Формирование представления о проектно-иссле-довательской деятельности; | Проектная деятельность, проект, алгоритм. | Познакомиться с Алгоритмом ведения проектной деятельности. | Умение работать с информацией. уметь соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Умение организовать выполнение заданий учителя(составить план-конспект)согласно установочным правилам работы в кабинете. конспектировать теорию Умение слушать учителя и вести диалог. | Понимание значимости и изучения и ведения проектно-исследовательской деятельности. Проявление технико-технологичес кого и экономическо-го мышления При организации своей деятельности. | |||||
Разделы «Технологии домашнего хозяйства» (2ч), «Электротехника» (1ч), «Технологии творческой и опытнической деятельности» (3ч) | |||||||||||||
3,4 | Интерьер и планировка кухни- столовой. | 2 | Изучение нового материала и формирования новых знаний. | Изучение основ дизайна интерьера. | Интерьер, основы композиции цветоведения и дизайна. | Знание основ дизайна интерьера. | Умение работать с информацией. уметь соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Умение организовать выполнение заданий учителя(составить план-конспект)согласно установочным правилам работы в кабинете. конспектировать теорию Умение слушать учителя и вести диалог. | Познаватель-ный интерес к теме урока. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства. | |||||
5 | Бытовые электро приборы | 1 | Изучение нового материала и формирования новых знаний. | Ознакомление с видами и правилами ухода за бытовыми электроприборами. Правила ТБ | Бытовые электроприборы | Знание правил ТБ при эксплуатации бытовых электроприбор | Умение работать с информацией. уметь соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам Умение организовать выполнение заданий учителя(составить план-конспект)согласно установочным правилам работы в кабинете. конспектировать теорию Умение слушать учителя и вести диалог. | Познаватель-ный интерес к теме урока. Готовность к рациональному использованию электроприборов на кухне | |||||
6,7,8 | Творческий проект: Планирование кухни-столовой». | 3 | Урок повторение, обобщения и закрепления материала Применение и совершенствования знаний, умений и навыков на практике при защите проекта. | Синтез практической деятельности с проектной. освоение и закрепление знаний по изучению особенностей ведения проекта и его защите в сфере дизайнерского проектирования | Интерьер, зоны, Форма (линейная, угловая, параллельная, П-образная) | Ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда. | поиск и выделение необходимой информации, постановка и формирование проблемы. действие смыслообразования. умение организовать последовательно выполнение проекта. Саморегуляция. умение в постановке вопросов, полное и точное выражать своих мыслей. | Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации и защите своей проектной деятельности.
| |||||
Разделы « Кулинария» (14 ч) «Технологии творческой и опытнической деятельности» (2ч) | |||||||||||||
9,10 | Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания. | 2 | Урок-изучения нового учебного материала. Применение знаний, умений и навыков на практике. | Ознакомление с правилами санитарии и гигиены. Научить правильному выбору продуктов питания. | Гигиена и санитария. Витамины, здоровое питание. | Знание санитарно-гигиенических требований к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи. Умение ухода за посудой. Безопасные приёмы работы на кухне. | поиск и выделение необходимой информации, постановка и формирование проблемы. уметь соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Умение организовать выполнение заданий умение в постановке вопросов, полное и точное выражать своих мыслей. | Готовность к рациональному владению домашнего хозяйства. | |||||
11,12 | Бутерброды и горячие напитки. | 2 | Урок-изучения нового учебного материала. Применение знаний, умений и навыков на практике. | Изучение технологического процесса приготовления бутербродов -открытого, закрытого и закусочного типа. Изучение технологического процесса приготовления горячих напитков -чай. Правила и знание ТБ. | Технологический процесс зернотерки, хлебосольство, ломтик, сандвич, гренки, закрытый и открытый бутерброд, закусочный. Чай и кофе | Знание технологического процесса приготовления пищи. Умение приготовления пищи. | определение адекватных условий способов решения учебной и трудовой задачи на основе заданных логаритмов. проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач. планирование процесса познавательно-трудовой Деятельности. Подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. | Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной Технологической деятельности. | |||||
13, 14 | Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. | 2 | Урок-изучения нового учебного материала. Применение знаний, умений и навыков на практике. | Изучения технологического процесса приготовления пищи из круп, бобовых и макаронных изделий-лапшевник. Знание ТБ. | Варка, гречневая крупа, рисовая крупа, овсяная крупа, пшено, бобовые, макаронные изделия; рассыпчатая, вязкая и жидкая каша | Знание технологического процесса приготовления пищи. Умение приготовления пищи. | определение адекватных условий способов решения учебной и трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач. планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. | Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной Технологической деятельности. | |||||
15, 16, 17, 18 | Блюда из овощей и фруктов. | 4 | Урок-изучения нового учебного материала. Применение знаний, умений и навыков на практике. | Изучение технологического процесса приготовления салатов из сырых и вареных овощей и фруктов. Салат «Цезарь» Знание ТБ | Винегрет, сортировка, мойка, очистка, промывание нарезка, варка, припускание, бланширование, жаренье, тушение, пассерование, запекание,салат заправка, этика в кулинарных блюдах | Знание технологического процесса приготовления пищи. Умение приготовления пищи. | определение адекватных условий способов решения учебной и трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач. планирование процесса познавательно-трудовой Деятельности. Подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. | Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной Технологической деятельности. | |||||
19, 20 | Блюда из яиц. | 2 | Урок-изучения нового учебного материала. Применение знаний, умений и навыков на практике. | Изучение технологического процесса приготовления блюда из яиц -омлет с помидорами и колбасой. Знание ТБ. | Технология приготовления пищи, яйцо, яйца- диетические и столовые, всмятку, в мешочек, вкрутую, глазунья, «омлет»,овоскоп, категория | Знание технологического процесса приготовления пищи. Умение приготовления пищи. | определение адекватных условий способов решения учебной и трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач. планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. | Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной Технологической деятельности. | |||||
21,22 | Приготовление завтрака Сервировка стола к завтраку | 2 | Урок-изучения нового учебного материала. Примене ние знаний, умений и навыков на практике | Изучение составления меню, сервировки стола, правил этикета. | Правила этикета. Столовые приборы. | Знание технологического процесса приготовления завтрака, этапов выполнения сервировки стола. | поиск и выделение необходимой информации, постановка и формирование проблемы. Действие смыслообразования. умение организовать последовательно выполнение проекта Саморегуляция. умение в постановке вопросов, полное и точное выражать своих мыслей. | Познавательный интерес к миру вещей. | |||||
23, 24 | Творческий проект «Приготов-ление воскресного завтрака для всей семьи» | 2 | Урок повторение, обобщения и закрепления материала. Применение и совершенствования знаний, умений и навыков на практике при защите проекта. | Синтез практической деятельности с проектной. Освоение и закрепление знаний по изучению особенностей ведения проекта и его защите. | Технология приготовления пищи. Правила этикета. Столовые приборы. | Ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда. | поиск и выделение необходимой информации, постановка и формирование проблемы. Действие смыслообразования. умение организовать последовательно выполнение проекта. Саморегуляция. умение в постановке вопросов, полное и точное выражать своих мыслей. | Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации и защите своей проектной деятельности. | |||||
Разделы «Создание изделий из текстильных материалов», (22ч) «Технологии творческой и опытнической деятельности» (6ч) | |||||||||||||
25, 26, 27, 28 | Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения | 4 | Урок-изучения нового учебного материала. Применение знаний, умений и навыков на практике | Формирование новых знаний в области текстильных волокон. | Натуральные волокна, растительного и животного происхождения. Ткачество и прядение, сырье и ткань, нити основы и утка, кромка, полотняное, саржевое, сати-новое, атласное переплетение, ткацкий рисунок, отбеливание, крашение, печатание суровая ткань. | Знание о текстильной промышленности, волокнах и тканях натурального происхождения. предметов декоративно- прикладного искусства | изучение натуральных волокон растительного и животного происхождения. распознание в тканях волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти. уметь соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам Умение организовать выполнение заданий учителя(составить план-конспект)согласно установочным правилам работы в кабинете. конспектировать теорию Умение слушать учителя и вести диалог. | Познаватель-ный интерес к миру вещей | |||||
29, 30, | Конструирование швейных изделий. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука. | 2 | Урок-изучения нового учебного материала. Применение знаний, умений и навыков на практике | Изучения технических, конструкторских и чертежных аспектов технологического изготовления чертежа | Сантиметровая лента. Описание модели, чертеж, мерки, снятие мерок, конструктивные линии фигуры, обхват груди, обхват и полуобхват талии, бедер, длина изделия. | Знание построения чертежа выкройки. | овладение установками ,нормами и правилами научной организации умственного и физического труда. выражение желания учиться и самостоятельно изготавливать вещи из текстильных материалов. Умение организовать выполнение заданий учителя(составить план-конспект) | Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности. | |||||
31, 32 | Построение чертежа фартука в М1:4 и натуральную величину. | 2 | Урок-изучения нового учебного материала. Применение знаний, умений и навыков на практике | Умение строить чертежи выкройки в М1:4 и натуральная величина. Знание ТБ. | Сантиметровая лента, конструирование масштаб, чертеж | Знание этапов построения чертежа выкройки. | изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в тканях. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Положительно относиться к школьным занятиям. самоконтроль результата исследовательско-практической деятельности. умение слушать учителя и вести диалог. | Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности. | |||||
33, 34 | Раскрой швейного изделия | 2 | Урок-изучения нового учебного материала. Применение знаний, умений и навыков на практике | Изучение последовательной, правильной и точной раскройки деталей фартука. Знание ТБ. | Ткань, выкройка, раскрой. | Знание методов ведения технологического процесса фартука. | овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда. выражение желания учиться и самостоятельно изготавливать вещи из текстильных материалов. Умение организовать выполнение заданий учителя(составить план-конспект)согласно установочным правилам работы в кабинете. конспектировать теорию. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда | Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности. | |||||
35, 36, 37, 38 | Швейные ручные работы | 4 | Урок-изучения нового учебного материала. Применение знаний, умений и навыков на практике | Изучение видов, способов и технологической последовательности выполнения Ручных стежков и строчек. Знание ТБ. | Строчка, стежок, длина стежка, шов, ширина шва, наметать, заметать, сметать, копировать, обметать. | Практические и технологические знания и умения по использованию теоретического материала при обработке изделия, необходимого для этого способа. | овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда. выражение желания учиться и самостоятельно изготавливать вещи из текстильных материалов. Умение организовать выполнение заданий учителя(составить план-конспект)согласно установочным правилам работы в кабинете. конспектировать теорию. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда | Проявление познаватель-ных интересов и активности в данной области предметной технологичес-кой деятельности. | |||||
39, 40 | Швейная машина | 2 | Урок-изучения нового учебного материала. Применение знаний, умений и навыков на практике | Изучения швейной машины и этапы ее заправки. Правила ТБ. | Швейная машина, челнок, заправка верхней и нижней нити. | Знание объектов изучения (виды, механизмы, заправка и смазка швейной машины) | овладение установками нормами и правилами научной организации умственного и физического труда уметь соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Умение организовать выполнение заданий учителя (составить план-конспект) согласно установочным правилам работы в кабинете. конспектировать теорию Самооценка своих умственных и физических способностей для труда. | Познавательный интерес к электромехани-ческим механизмам. | |||||
41, 42, 43, 44 | Приемы работы на швейной машине Влажно-тепловая обработка ткани. | 4 | Урок-изучения нового учебного материала. Применение знаний, умений и навыков на практике | Изучение видов машинных швов и работы за швейной машиной. Правила ТБ. | Машинные швы: Стачной, расстрочной, зигзагообразный и т.д. ВТО. Правила ТБ. | Знание машинных швов. Выполнение технологических Операций с соблюдением установочных нормостандартов и ограничений. | овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда уметь соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Умение организовать выполнение заданий учителя(составить план-конспект)согласно установочным правилам работы в кабинете. конспектировать теорию Самооценка своих умственных и физических способностей для труда согласно установочным правилам работы в кабинете. | Понимание значимости обучающего процесса. | |||||
45, 46 | Технология изготовления швейных изделий | 2 | Урок-изучения нового учебного материала. Применение знаний, умений и навыков на практике | Изучение технологического процесса при создании изделия из текстильного материала. Знание ТБ | Нижний и боковые срезы фартука, приметать, заметать, настрочить карман, обработать пояс, обметать,. приметать стачать.ВТО изделия | Практические и технологические знания и умения по использованию теоретического материала при обработки изделия, необходимого для этого способа. | овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда. выражение желания учиться и самостоятельно изготавливать вещи из текстильных материалов. Умение организовать выполнение заданий учителя(составить план-конспект)согласно установочным правилам работы в кабинете. конспектировать теорию. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда | Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологичес-кой деятельности. | |||||
47, 48, 49, 50, 51, 52 | Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов» | 6 | Урок проектно-исследовательской и практической деятельности,применение и совершенствование знаний, умений и навыков на практике. | Синтез практической деятельности с проектно-исследова-тельской. Изучение особенностей пошива изделия | Мода, стиль , красота, технологический процесс кройки и шитья. | Знание алгоритмов ведения проектно-исследовательской деятельности И этапы выполнения технологического процесса кройки и шитья изделий текстильных материалов. | поиск и выделение необходимой информации, постановка и формирование проблемы. Действие смыслообразования. умение организовать последовательно выполнение проекта. Саморегуляция. умение в постановке вопросов, полное и точное выражать своих мыслей. | Познавательный интерес к миру моды и дизайна. Проявление Технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. | |||||
Художественные ремесла (8 ч) | |||||||||||||
Декоративно- прикладное искусство (2 ч) | |||||||||||||
53, 54 | Декоративно- прикладное искусство. | 2 | ОзнакомлениеПрименение знаний, умений и навыков на практике | Ознакомление и изучение исторического развития народного творчества | ДПИ, народные промыслы, вышивка, лоскут | Знание объекта изучение: традиции, обычаи и культурные промыслы | поиск и выделение необходимой информации, постановка и формирование проблемы. Действие смыслообразования. умение организовать последовательно выполнение проекта. Саморегуляция. умение в постановке вопросов, полное и точное выражать своих мыслей. | Проявление познаватель-ных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности. | |||||
Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства (2 ч) | |||||||||||||
55, 56 | Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно- прикладного искусства | 2 | Урок-изучения нового учебного материала. | Ознакомление и изучение основ композиции, цветовых сочетаний в орнаменте. | Народные промыслы, вышивка, орнамент, цвет | Знание о композиции, предметов декоративно- прикладного искусства. | изучение основ композиции, цветовых сочетаний в орнаменте уметь соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам Умение организовать выполнение заданий учителя(составить план-конспект)согласно установочным правилам работы в кабинете. конспектировать теорию Умение слушать учителя и вести диалог. | Познаватель-ный интерес к миру вещей | |||||
Лоскутное шитье (4 ч) | |||||||||||||
57, 58 | Лоскутное шитье-«Пэчворк». | 2 | Урок-изучения нового учебного материала. Применение знаний, умений и навыков на практике | Изучение техники «Лоскутное шитье»-как вид деятельности в ДПИ. Знание ТБ | Композиция и компоновка, прокладка, прихватка | Знание алгоритма выполнения технологического процесса кройки и шитья изделия из текстильных материалов технике «Лоскутное шитье» | поиск и выделение необходимой информации, постановка и формирование проблемы. действие смыслообразования. Р.умение организовать последовательно выполнение проекта. Саморегуляция. умение в постановке вопросов, полное и точное выражать своих мыслей. | Проявление познаватель-ных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельност. | |||||
59, 60 | Прихватка для кухни в технике «Лоскутное шитье» | 2 | Урок-изучения нового учебного материала. Применение знаний, умений и навыков на практике. | Выработать у уч-ся умения и навыки в обработке изделия из текстильных материалов, в технике «Лоскутное шитье» | Пэчворк, Обработка изделия Готовое изделие. | Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений | поиск и выделение необходимой информации, постановка и формирование проблемы. действие смыслообразования. умение организовать последовательно выполнение проекта. Саморегуляция. умение в постановке вопросов, полное и точное выражать своих мыслей. | Проявление познаватель-ных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности. Реализация Замысла. | |||||
«Технологии творческой и опытнической деятельности» (10 ч) | |||||||||||||
61,62,63,64, | Творческий проект по разделу «Художест- венные ремесла» | 4 | Урок закрепления материала, применен. совершенст вование знаний, умений и навыков. | Синтез практической деятельности с проектно-исследова- тельской. | Проектная деятельность, подтарелочная салфетка, пэчворк | Знание алгоритма проектно-исследовательской деятельности | поиск и выделение необходимой информации, аргументация и защита проекта действие смыслообразования умение защищать свою работу. Умение выражать точно свои мысли. | Познавательный интерес к миру и народному творческому. Проявление технико-технологич. и экономического мышления. | |||||
65, 66 | Создание портфолио | 2 | Изучение нового материала и формирования новых знаний | Ознакомление с деятельностью по созданию портфолио. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты. | Проектная деятельность, проект, алгоритм, презентация, портфолио | Познакомиться с алгоритмом ведения проектной деятельности , созданию и оформлению портфолио | Умение работать с информацией. уметь соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Умение организовать выполнение заданий учителя(составить план-конспект)согласно установочным правилам работы в кабинете. Умение слушать учителя и вести диалог. | Понимание значимости и изучения и ведения проектно-исследовательской деятельности. Проявление технико-технологичес кого и экономическо-го мышления при организации своей деятельности. | |||||
67, 68 | Защита творческого проекта | 2 | Применение знаний, умений и навыков на практике. | Организация деятельности обучающихся по защите творческих проектов | Проектная деятельность, проект, алгоритм, презентация | Знание алгоритмов ведения проектно-исследовательской деятельности, Этапов выполнения технологического процесса изготовления изделий из текстильных материалов. Защита творческого проекта. | поиск и выделение необходимой информации, постановка и формирование проблемы. действие смыслообразования. умение организовать последовательно выполнение проекта. Саморегуляция. умение в постановке вопросов, полное и точное выражение своих мыслей. | Познавательный интерес к декоративному творчеству. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. |
6. Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29декабря 2012.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897).
3. Федеральный базисный учебный планом для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (Приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312, в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 N 241, от 30.08.2010 N 889, от 03.06.2011 N 1994, от 01.02.2012 N 74)
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год
- Примерная программа основного общего образования. Технология. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
6. Технология: программа: 5-8 классы /А.Т.Тищенко, Н.В.Синица.- М: Вентана - Граф, 2012.-144с
7. Синица Н.В., Симоненко В.Д. «Технология. Технологии ведения дома», учебник для обучающихся 5 класса, М.: «Вентана-Граф», 2012.
8. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: методическое пособие / Н.В.Синица. – М.: Вентана-Граф, 2013.
9. «Технология. Технологии ведения дома». Рабочая тетрадь 5 класс. – М.: Вентана –Граф, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по технологии Симоненко ФГОС 5класс(мальчики) 2016-2017
Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразов...
Рабочая программа по технологии по ФГОС 5-8 классы
Рабочая программа по ФГОС 5-8 классы по технологии...
Рабочая программа по технологии (мальчики) ФГОС 5 - 8 класс
Рабочая программа по технологии (мальчики) ФГОС 5 - 8 класс...
Рабочая программа по технологии 7класс(ФГОС)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и скорректирована на смешанные группы (мальчики, девочки). Введен раздел "Современные технологии" с использованием учебника по...
Рабочая программа по технологии 5класс ФГОС
Рабочая программа по технологии 5класс ( девочки)ФГОС с календарно-тематическим планом...
примерная программа по технологии (девочки) ФГОС
Примерная общеобразовательная программа по технологии (девочки) в соответсвии с ФГОС...