Тема: Торговые символы, этикетки и штрих-код
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему

Литвиненко Лариса Борисовна

Цели: познакомить учащихся с назначением торговых символов, этикеток, штрих-кода, информацией, которая в них заложена; учить разбираться в этой информации; воспитывать грамотного покупателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8.2.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Торговые символы, этикетки и штрих-код

 

Цели: познакомить учащихся с назначением торговых символов, этикеток, штрих-кода, информацией, которая в них заложена; учить разбираться в этой информации; воспитывать грамотного покупателя.

Оборудование: образцы маркировок, этикеток, вкладышей, упаковок с нанесенным штрих- кодом ; таблица «Символы по уходу за вещами.

Словарь: маркировка, этикетка, вкладыш, штрих-код.

Ход урока

  1. Организация урока.
  • Приветствие.
  • Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Сообщение темы урока.

Знания, которые вы получите на сегодняшнем уроке, необходимы каждому человеку, совершающему покупки. Умение получать информацию о товаре из маркировок поможет свести к минимуму ваши ошибки при приобретении многих вещей и продуктов. Сегодня мы будем учиться быть грамотными покупателями.

  1. Повторение пройденного материала.

Опрос учащихся по вопросам.

  • Что такое информация о товарах?
  • Из каких источников можно получить информацию о товаре?
  • В каких целях применяется сертификация продукции?
  • Покупая солнцезащитные очки, какие сертификаты вы должны спросить у продавца?

  1. Изучение нового материала.
  1. Объяснение учителя.

Откуда можно получить информацию о товарах?

 По некоторым подсчетам, в торговой сети нашей страны существует около полумиллиона наименований товара. Как же приобрести ту вещь, которая нужна семье, которая устроит вас по всем параметрам? Например, вы решили купить холодильник. Откуда можно почерпнуть информацию о его технических и эксплуатационных качествах: объеме его камер, потребляемой  энергии, температуре в морозильной камере и т.д. (ответы учащихся)

     Такая информация содержится в технической документации, которая должна прилагаться к изделию: инструкциях, паспортах, вкладышах.

 Покупая товары в упаковке, вы, наверное, обращали внимание на то, что наверное, обращали внимание на то, что на них нарисованы различные символы; рюмочки, зонты, кружочки и т.д.

  Знаете ли вы о том, какую информацию они несут? (ответы учащихся)

     Весь этот комплекс обозначений, состоящий из текста, графических, цветовых символов, нанесенные на упаковку, ярлык, этикетку называется маркировкой. По маркировке можно определить изготовителя продукции, условия и сроки ее хранения.

  Этикетку все видели, все знают. На спичечных коробках, на бутылках с газированной водой, на новом костюме яркая наклейка, цветной ярлычок, которые привлекают наше внимание и рассказывают (информируют) о предмете.

       Этикетка содержит фирменное название продукции, компании, состав, рекламные материалы и инструкции для пользователя.

      Этикетка – словно маленький представитель вещи. И от того, как нам понравился этот «полномочный посол», во многом зависит отношение к его «хозяину» - самой вещи. Ну, представьте себе: на бутылке вкуснейшего лимонада кислая наклейка «Уксус». Захочется ли кому-нибудь поближе познакомиться с содержанием бутылки? Да , все- таки этикетка много значит.

     А знаете ли вы, какая информация содержится в этикетке? (ответы учащихся).

      Да, по этикетке вы узнаете  название продукции, символ компании производителя, состав, инструкции для пользователя.

Вкладыш – это детальная инструкция с указаниями о мерах предосторожности для сложной и опасной продукции.

  Вкладыши обязательно прилагаются к химическим препаратам (инсектицидам, гербицидам и т.д.), лекарствам.

Торговые знаки, которые наносятся на этикетки, могут быть самыми разнообразными:

  • Удостоверяющими экологическую чистоту продукта;
  • Подтверждающими стандарт качества и безопасность использования;
  • Информирующими о правилах ухода за вещами.

Большое внимание мы уделяем знакам, информирующим о правилах ухода за  вещами   (карточка 1).

  На уроках технологии мы знакомились с такими знаками, когда изучали правила ухода за изделиями, изготовленных из различных видов тканей    ( учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Символы по уходу за изделиями».)

  1. Рассмотрение различных видов упаковок, этикеток и т.д.

Учащиеся изучают различные виды упаковок от разного вида товаров, этикетки, инструкции, паспорта к изделиям, вкладыши определяя важнейшую для покупателей информацию: срок годности, правила эксплуатации, правила эксплуатации, меры предосторожности и т.д.

  1. Продолжение объяснение учителя.

Изобретение штрих-кода.

Штрих-код выполняет несколько функций, но основные из них – контроль качества продукции и ее  соответствие заданному образцу.

Придумали штрих-код американцы. В одной из диссертаций Гарвардской школы бизнеса впервые появилось его символическое изображение. Однако новое изобретение получило признание не сразу. Понадобилось еще около двух десятков лет, прежде чем в США был выдан первый патент на линейный код. А практическое его использование началось в  60-х годах прошлого столетия с идентификации железнодорожных вагонов. С тех пор штрих-код завоевал весь мир.

   Если бы штрих-коду надо было придумать девиз, он мог быть таким: «Скорость + надежность».

   

Код продукции состоит из ряда цифр и штрихов над ними.

Цифры - это товарный номер. Обычно он состоит из 13 цифр.

Первые три означают код той стороны, где выпущен товар.

Следующие четыре указывают на производителя продукции – его порядковый номер в каталоге страны.

И последняя цифра – это контрольное число, подтверждающее правильность самого кода.

Полосы над цифрами – штриховой код, который представляет собой запись все того же товарного кода, но в форме, удобной для чтения с помощью компьютера.

Каждой цифре товарного кода соответствует особая последовательность штрихов и пробелов.

Сферы применения  штрих- кода.

  • В библиотечном деле – на книгах и  читательских билетах;
  • В фармацевтике (кодируются все лекарственные препараты);
  • На конвейерах (кодируются детали);
  • На складах – для учета складируемой продукции;
  • В перевозках (багаж);
  • На контрольно-пропускных пунктах;
  • В электронике для проверки качества изделий;
  • В магазинах для учета проданной продукции.

         5. Практическая работа.

Задание: выполнить практическую работу №5 (учебник с. 17-18)

  1. Итог урока.
  • Выставка этикеток, разработанных учащимися.
  • Беседа по вопросам.

  1. Какая информация внесена вами в содержание этикетки?
  2. Сможем ли  мы по  вашей этикетки узнать полную информацию о продукте?
  3. Какую информацию вы должны знать при покупке электрической лампочки и откуда вы ее можете почерпнуть?
  4. Покупая упаковку с чипсами, на что вы обязательно должны обратить внимание, рассматривая маркировку?

Тема:  Семейный бюджет.

Доходная и расходная части бюджета.

Цели: познакомить учащихся с понятием «бюджет семьи», его структурой, учить планировать семейный бюджет, добиваться его сбалансированности; развивать понимание того, что экономическое состояние семьи зависит от каждого из ее членов.

Оборудование: рабочая тетрадь, схема «Доходная часть семейного бюджета».

Словарь: бюджет семьи, доход, расход, обязательные платежи, подоходный налог, кредит, баланс.

Ход урока

  1. Организация урока.
  • Приветствие.
  • Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Сообщение темы урока.

От многого зависит счастье семьи – гармонии интересов ее членов, уровня бытовых условий, работы по душе – перечень будет длинным. Но не в последнюю очередь – и от экономического уклада семьи, экономической  грамотности ее членов. В семейной  экономической деятельности контролеров нет. Вы сами и рассчитываете, и совершаете  экономические действия. И сами контролируете себя. Поэтому надо постичь науку рационального ведения семейного бюджета. Об этом и пойдет речь на уроке.

  1. Повторение пройденного материала.

Опрос учащихся по вопросам.

  • Что такое маркировка товаров, для чего она нужна?
  • Какие виды маркировки вы знаете, и какую информацию из них может получить потребитель?
  • Перечислите известные области применения  штрих-кода.
  • Какую информацию несет в себе штрих-код?

  1. Изучение нового  материала.

 Объяснения учителя.

  1. Семейный бюджет как часть экономики государства.

 В последнее время слово «социальный» буквально не сходит с уст политиков.  Стало модным рассуждать о «социальной составляющей в экономике», «социальном эффекте» тех или иных решений. И это наверно оправдано. Ведь социальная сфера – это та часть огромного экономического механизма, которая касается человека как потребителя,

удовлетворяющего материальные  и духовные запросы свои и членов своей семьи.

  Социальная экономика – наука, изучающая образ жизни людей, - т.е. все вопросы, связанные с потреблением, обеспечением, интересами, свободным временем населения.

    Все экономические механизмы функционируют ради отдельного человека, семьи. Именно на уровне семьи преломляется, как в капле воды, состояние экономики любой страны. Несмотря на всю свою специфику, жизнь семьи подчиняется общим законам экономики.

     Структура всех доходов и расходов семьи за определенный период представляет собой бюджет семьи.

2. Структура семейного бюджета.

Таблица 4.

Структура семейного бюджета.

Источник дохода

% от общего дохода

Вид расхода

% от общего расхода

Заработная плата членов семьи

80

Обязательные платежные сборы: налоги, оплата квартиры и др.

25

Пенсии, стипендии, пособия

9

Питание

40

Доход от личного подсобного хозяйства

4

Непродовольственные товары: одежда, обувь, мебель, предметы домашнего обихода

20

Доход из других источников

7

Культурные потребности (кино, музей, театр)

Накопления, сбережения

10

5

3.Особенности бюджета в разных семьях.

Каждая семья имеет цель (или несколько целей), свои привязанности, интересы, причуды, увлечения, хобби.

   У каждой семьи своя система ценностей. И все это влияет на структуру семейного бюджета. А кроме этого, нужно учитывать и состав семьи, и размер доходов, и место жительства, и уровень культуры, и многое-многое другое. Поэтому нельзя выбрать или высчитать, как многие

мечтают, какую-то идеальную, или типичную, или среднюю семью и поставить ее в пример остальным: вот как правильно нужно хозяйствовать. Из этого ничего не получится.  У каждой семейной ячейки собственные индивидуальные стратегии и тактика расходов, ведения домашнего бюджета, не всегда осознанные.

   А иногда и жизнь жестко поворачивает бюджет семьи к конкретной цели. Скажем, кому-то предстоит дорогостоящая операция или же кто-то планирует поступать в какое-либо учебное заведение на плановой основе. Тогда волей-неволей придется менять структуру бюджета.

4.Доходная часть бюджета.

Семья может потратить только ту сумму, которую заработали ее члены. Ни копейки больше.                                                                                                      Так из каких источников складывается доходная часть семейного бюджета?

Рассмотрим схему № 3. «Доходная часть семейного бюджета»

Совокупный доход семьи складывается:

  • Из заработной платы членов семьи;
  • Пенсий и стипендий;
  • Доходов от ценных бумаг;
  • Доходов от сдачи недвижимости и других средств в аренду;
  • Выплат и льгот от общественных организаций;
  • Доходов из других источников;
  • Доходов от приусадебного хозяйства;
  • Доходов от предпринимательской деятельности.

  1. Расходная часть бюджета.

Чаще всего из чего складывается семейный бюджет члены семьи более или менее знают, а куда, сколько, как, на что, в каком количестве тратят деньги – представление имеют весьма смутное, приблизительное.

   Чтобы рассчитывать семейный бюджет, нужно знать, на что расходуются деньги.

    Все расходы можно разделить на две группы: постоянные и переменные.

 Постоянные расходы – расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период.

Переменные расходы могут быть периодическими (сезонными, циклическими) и единовременными (непредвиденными)

 Денежные расходы семьи делят на три основные группы: личное потребление; налоги и другие обязательные платежи; денежные накопления и сбережения.

- Как вы думаете, какие платежи относятся к обязательным? (ответы учащихся).

Правильно, к обязательным платежам относятся налоги, оплата услуг детского сада, плата за образование, оплата коммунальных услуг, погашение банковских кредитов и т.д.

- А знаете ли вы какие платежи относятся к коммунальным? (ответы учащихся)

Правильно, к коммунальным  платежам относятся:  плата за отопление, газ, воду, радио, телефон, электроэнергию и т.д.

- От чего зависит плата за отопление? (ответы учащихся)

Правильно, оплата зависит от площади отапливаемых помещений.

- Плата за воду составляет значительную часть бюджета. Знаете ли вы, как она рассчитывается? (ответы учащихся).

Чаще всего плата за воду рассчитывается из расчета определенного количества воды на одного человека.

- Как проводится оплата радиоточек и телефонов? (ответы учащихся).

Правильно, эти платы производятся по тарифу, одинаковому для всех.

- А знаете ли вы, как оплачивается потребления электроэнергии? Приведите пример расчета (ответы учащихся).

Правильно, плата за электроэнергию зависит от стоимости 1 кВт/час и количества потребленной энергии.

Предложите проекты снижения затрат на оплату коммунальных услуг  (ответы учащихся).

Правильно, для того чтобы снизить затраты на оплату коммунальных услуг, необходимо знать точный расход воды. Для этого в квартире нужно установить счетчики. Еще одним источником экономии может быть плата за электроэнергию. Включенный телевизор, который никто не смотрит, лампочка, постоянно горящая в туалете. Кажется, что тут сэкономишь? Но все начинается с малого.

  1. Рациональность бюджета семьи.

Законы домашней экономики: они просты и одновременно сложны. Просты потому, что, опираясь на здравый смысл, их в состоянии постичь каждый. А сложны потому, что для того, чтобы следовать им, нужно иметь определенную силу воли.

     Итак, каждый из нас будет в состоянии управлять своим бюджетом с учетом своих доходов, целей, желаний. При этом необходимо соблюдать четыре условия: учет, планирование, организация, контроль.

   

 

Ключевое слово в экономике семьи – учет. Чтобы стать квалифицированным домашним экономистом, учет надо вести обязательно.

  1. Практическая работа.
  • Ведение учета.

Задание 1. Записать таблицу учета семейных доходов и расходов в рабочую тетрадь.

  • Умеете ли вы считать деньги.

Задание 2. Проверьте свои способности в управлении семейной экономикой с помощью шуточного теста.

            Вопросы тестирования

         Да

   

     Нет

Сведения приблизитель ные,   мнение

неопределенное

1. Знаете ли вы, сколько денег осталось до зарплаты?

20

5

7

2. Вы увидели модную вещь. Будете ли интересоваться ее стоимостью и просить денег у родителей?

7

20

6

3. Считаете ли вы, что холодильник более необходимая вещь, чем музыкальный центр?

25

2

11

4. Покупаете ли про запас постельное белье?

1

18

8

5. Заказываете ли такси, когда вам необходимо ехать далеко, а на улице дождь?

4

16

6

6. Верите ли вы, что свое материальное положение можно улучшить, участвуя в различных лотереях, розыгрышах?

2

24

12

7. Помогают ли вашей семье дедушка и бабушка средствами для покупки вещей?

11

14

3

8.Берете ли вы суды?

17

5

6

9. Считаете ли вы, что экономнее все делать дома вручную, чем тратиться на бытовую технику?

9

15

3

10. Собираясь в магазин, составляете ли вы список необходимых покупок?

14

3

5

11. Отдаете ли вы вещи, из которых вы выросли малоимущим или в благотворительные организации?

9

9

0

Ответив на все  вопросы, подсчитайте набранные очки. Что получилось?

30-40 очков. Да в вашем доме не имеют никакого понятия о том, что деньги любят счет. И задолго до зарплаты встает вопрос: у кого бы занять нужную сумму. Всякие советы по рациональному ведению домашнего хозяйства вы встречаете в штыки. Постоянно строите планы, как бы быстро и легко стать самостоятельным. Вам стоит задуматься над перспективами своей жизни.

40-100 очков. Квалификация домашнего экономиста у вас невысокая. Вы сознаете, что никто, кроме вас, не виноват, что деньги утекают, как вода сквозь пальцы, но как навести порядок, не имеете понятия. Вы постоянно мучаетесь в раздумьях, какая вещь вам более необходима и тем не менее довольно часто приобретаете нечто лишнее. Вам необходимо навести железную дисциплину в расходах.

100-170 очков. К деньгам вы относитесь спокойно. Уверены в завтрашнем дне. В вашей семье каждый знает цену заработанного рубля. В будущем вы станете хорошим домашним экономистом.

170-180 очков. Что же, вас можно назвать довольно квалифицированным домашним экономистом. Вы знаете, чего хотите добиться в семейной жизни, знаете и средства для достижения цели. Вы не будете залезать в долги, брать ссуды, но и сами дадите в долг в редких случаях. Окружающие считают, что у вас дом «полная чаша». В вашей семье часто говорят: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».

Задание 3. Выполнить практическую работу № 6 (учебник, с. 22)

  1. Подведение итогов урока.

  1. Домашнее задание: п. 6, с. 18-22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИКТОРИНА «Колесо истории» на тему: «Государственные символы России»

Символы возникли и существуют с древнейших времён, и будут существовать вечно.  Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и...

урок обществознания в 6 классе по теме "Государственные символы Российской Федерации"

В представленной  разработке урока формируются знания  учащихся о понятиях «гимн», «герб», «флаг» («знамя»), воспитываются  чувства уважения к символам  Российского  Государст...

Торговые символы. Этикетки. Штрихкоды.

Торговые символы.Этикетки.Штрихкоды....

Технологическая карта урока на тему "Торговые символы" (8 класс)

Цель урока - познакомить учеников с назначением торговых символов, этикеток, штрих-кода. Познакомить с основными инструментами маркетинга.В процессе урока ученики создают собственную этикетку, собстве...

Конспект урока по технологии "Торговые символы, этикетки и штрихкод" 8 класс

Конспект урока по технологии "Торговые символы, этикетки и штрихкод" 8 класс...

Разработка урока по технологии в 8 классе на тему "Торговые символы, этикетки и штрих – код"

Разработка урока по технологии в 8 классе на тему "Торговые  символы,  этикетки  и  штрих – код"....