Тема: Саржевое, сатиновое и атласное ткацкие переплетения. Дефекты тканей.
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Литвиненко Лариса Борисовна

Цели: ознакомить с различными текстильными дефектами ткани; научить определять ткани из натуральных шерстяных и шелковых волокон; объяснить значение понятий: раппорт, саржевое переплетение,  сатиновое переплетение, атласное переплетение, ткацкие дефекты, дефекты печати; рассмотреть признаки образования ткацкого саржевого, сатинового и атласного переплетений; воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки аккуратности; развивать логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6.5.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Саржевое, сатиновое и атласное ткацкие переплетения.

Дефекты тканей.

Цели: ознакомить с различными текстильными дефектами ткани; научить определять ткани из натуральных шерстяных и шелковых волокон; объяснить значение понятий: раппорт, саржевое переплетение,  сатиновое переплетение, атласное переплетение, ткацкие дефекты, дефекты печати; рассмотреть признаки образования ткацкого саржевого, сатинового и атласного переплетений; воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки аккуратности; развивать логическое мышление.

Оборудование: коллекция образцов тканей, учебник, рабочая тетрадь, кусочки  шерстяной и шелковой тканей, клей, ножницы, линейка, ручная игла, нитки.

Ход урока

  1. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Повторение пройденного материала.

Устный опрос.

Вопросы:

  • Какие волокна относятся к натуральным?
  • На какие две группы делятся натуральные волокна?
  • Перечислите животных, из шерсти которых можно получить волокно?
  • Что называют шерстью, руном?
  • Какова последовательность первичной обработки шерсти?
  • Что называют натуральным шелком?
  • Какова цель первичной обработки шелка?

Проверка заполненной схемы «Волокна» в рабочих тетрадях.

  1. Изучение нового материала.
  1. Изучение основных ткацких дефектов ткани.

Учитель называет основные ткацкие дефекты, показывает на образцах, рисует на доске. Учащиеся зарисовывают в рабочей тетради основные ткацкие дефекты:

  • Утолщение нити нити основы или утка в ткани более толстые, чем соседние нити;
  • Нарушение целостности ткани – это дефект, при котором нити основы или утка разрушены (дыры, пробоины);
  • Непропечатанные места – местный дефект в виде отсутствия изображения рисунка;
  • Перекос рисунка – в виде перекоса нитей утка по отношению к кромке.

  1. Коллективная работа по учебнику ( п. 2, с. 9-13).

Учащиеся читают текст учебника и находят ответы на вопросы учителя.

Учитель. Прочитайте на с.9 учебника определение  слова «раппорт».

Раппорт повторяющаяся часть (мотив) рисунка (узора) на ткани, трикотаже, вышивке, обоях и др.

  • Каким показателем определяется раппорт? (Числом входящих в него нитей).
  • Как различают раппорт? (Раппорт по основе R0   и раппорт по утку  RY.)
  • Объясните, как переплетение характеризуется сдвигом. (Числом, показывающим, на сколько нитей удалено перекрытие последующей нити от предыдущей.)
  • Что называют вертикальным сдвигом?
  • Что называют горизонтальным сдвигом?
  • Какие переплетения относятся к простым?

  1. Словарная работа.

Полотно - льняная, полульняная, х/б, шелковая ткань, выработанная обычно из нитей основы и утка одинаковой толщины и плотности.

Саржа – х/б или шелковая ткань с наклонными рубчиками на лицевой поверхности. Употребляется для подкладок, пошива платьев.

Сатин – х/б или шелковая ткань с гладкой, блестящей лицевой поверхностью. Из сатина шьют женские и детские платья, мужские сорочки, бельё и т.п.

Атлас -плотная шелковая, полушелковая или х/б мягкая ткань с гладкой блестящей лицевой поверхностью.

(Учитель демонстрируют образцы тканевых переплетений)

  1. Продолжение коллективной работы по учебнику.

Вопросы и задания:

- Рассмотрите по рис. 5 характерные особенности саржевого переплетения .

- Прочитайте и перечислите основные признаки ткацкого саржевого переплетения   (стр.9-10)

- Что отличает саржевые ткани? Как это нужно учитывать при работе с ними?

- Рассмотрите по рис.6,7 сатиновое и атласное переплетения. Сравните их.

-  Как образовано то и другое переплетение? (с.11)

- Прочитайте и назовите признаки их переплетений.(с.10)

- Охарактеризуйте достоинства и недостатки сатинового и атласного переплетений. (с.11). Как эти качества нужно учитывать при технологии обработки сатиновых и атласных тканей?

- Что означает слово «дефект»?     (Дефект- изъян, недостаток.)

- Вспомните, о каких дефектах тканей мы вели речь в 5 классе.

- Для чего нужно внимательно рассматривать ткань, прежде чем приступить к ее    раскрою?

- Какова причина появления дефектов ткани?

- Рассмотрите на рис. 8,9 разновидности ткацких дефектов ткани. Назовите и объясните причины их возникновения.

- О каких еще дефектах вы узнали из текста учебника?

- Каковы причины возникновения дефектов печати?

-Рассмотрите по рис. 10, 11, 12 различные дефекты и объясните их происхождение.

  1. Закрепление изученного материала.

Задание. В рабочей тетради выполнить практическую работу № 2 «Выполнение из бумаги макетов саржевого, сатинового и атласного переплетений. (учебник, с. 13-14, рис. 13, 14, 15.)

  1. Анализ и оценка урока.

Выставление оценок.

  1. Итог урока
  • С какими трудностями столкнулись при выполнении практической работы?
  • Что было интересного, полезного на уроке?
  • Что нового о тканях вы сегодня узнали?
  • Какие сведения нужно учитывать при обработке ткани, ее раскрое?

  1. Домашнее задание: п.2 с. 9-14; ответить на вопросы 1-5 (с. 14.)

Тема:  Лицевая и изнаночная стороны тканей.

Свойства тканей.

Цели:  научить учащихся определять лицевую и изнаночную стороны ткани; ознакомить учащихся с основными свойствами тканей; воспитывать эстетический вкус, внимательность; развивать логическое мышление.

Оборудование: коллекция образцов тканей, учебник, рабочая тетрадь, набор ручных инструментов.

Ход урока

  1. Организация  урока.

Проверка готовности учащихся.

  1. Повторение пройденного  материала.

Проверка домашнего задания.

  • Ответы на вопросы учебника к п.2 (с.14)
  • Представление учащимися составленных коллекций с образцами тканей, их характеристика.

  1. Изучение нового материала.
  1. Рассказ учителя о свойствах тканей.

К основным свойствам тканей относятся: механические, физические и технологические.

Механические свойства определяют в зависимости от того, как реагирует материал на действие различных внешних сил. Под действием этих сил материал деформируется: изменяются его размеры и формы. К механическим свойствам тканей относятся: прочность, сминаемость, драпируемость, износостойкость. (Дать определение каждому свойству)

Физические свойства – это свойства, направленные на сохранение здоровья человека. К ним относятся: теплозащитные свойства, пылеемкость и гигроскопичность.         (Дать определение каждому свойству)

Технологические свойства – это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая влажно-тепловой обработкой. К технологическим свойствам тканей относятся: скольжение, осыпаемость, усадка.

(Дать определение каждому свойству)

Изделия из шерстяных тканей стирают вручную при температуре не выше 30ْ С с применением специальных моющих средств. Стирают в большом количестве воды, не выкручивая, высушивают, закатывая в полотенце, и раскручивая на столе.

Утюжат ткани из шерсти при температуре 150-200ْ С через х/б или льняную ткань. Чистят шерстяные изделия с применением бензина, ацетона и нашатырного спирта.

Ткани из натурального шелка очень прочные, красивые, малосминаемые, на ощупь мягкие и гладкие, обладают приятным блеском, хорошо драпируются, гигроскопичны и воздухопроницаемы. Недостатки: сильно  растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку.

Шелк стирают только вручную при температуре 30-45ْ С. Прополаскивают сначала в теплой, а затем в холодной воде с уксусом. Влажные вещи из шелка заворачивают в ткань, слегка отжав воду. Необходимо учитывать, что шелковые ткани линяют.

Шелк утюжат при температуре 150-160ْ С с изнаночной стороны, не увлажняя, т.к. вода оставляет на ткани пятна. Изделия из шелка чистить не рекомендуется.

   Определить шерстяные и шелковые ткани можно по внешнему виду и обрыву нитей, а также по характеру горения.

  1. Объяснение учителя  «По каким признакам определить лицевую и изнаночную стороны ткани».

Вы уже знаете, что ткань имеет две стороны – лицевую и изнаночную.

Рассматривая ткань с 2-х сторон и сравнивая ее поверхность, можно определить лицевую сторону. Т.о. определяется лицевая сторона пестротканой ткани.

Показывая ткань с печатным рисунком, поясняем: на ткань наносят с лицевой стороны с помощью печатных машин. На лицевой стороне рисунок более яркий, четкий, а на изнаночной будет бледный. Чем толще ткань, тем бледнее рисунок на изнаночной стороне.

Лицевую и изнаночную стороны в ткани можно определить по следующим признакам:

1.По краю ткани – около кромок имеются проколы. На лицевой стороне ткань в местах проколов более выпуклая.

2. В гладких тканях изнаночная сторона более пушистая, чем лицевая, так как на изнаночную сторону выводят ткацкие дефекты. Для определения пушистости  ткани ее нужно рассматривать на уровне глаз.

3. По рисунку ткацкого переплетения:

- в тканях саржевого переплетения на лицевой стороне рубчик идет снизу вверх и слева направо;

- сатиновое и атласное переплетения образуют гладкую лицевую сторону.

4. В смешанных тканях отделочные нити выводят на лицевую сторону. Например, в парче блестящая металлизированная нить – люрекс выведена на лицевую сторону.

5. В  драпах ворс располагается более упорядоченно на лицевой стороне, а на изнаночная сторона имеет немного неаккуратный внешний вид.

4.Практическая работа №3 «Определение лицевой и изнаночной сторон тканей»  (учебник, с. 17-18; таблица 2  «Признаки лицевой и изнаночной сторон ткани»).

  • Учащимся раздать коллекции образцов ткани для определения лицевой и изнаночной сторон.
  • Записать в рабочую тетрадь, по каким признакам определялась лицевая и изнаночная стороны в каждом образце ткани.

  1.  Закрепление изученного материала.

Вопросы:

  • Как  отличить ткань с печатным рисунком от пестротканой?
  • Как определить лицевую сторону в гладкокрашеной ткани?
  • Назовите, какие ткацкие дефекты относятся к основным.
  • Какие свойства тканей относятся к основным?
  • Что  представляют собой механические, физические и технологические свойства?
  • Каковы положительные качества шерстяных и шелковых тканей?
  • Назовите отрицательные качества шерстяных и шелковых тканей.
  • Как влияет осыпаемость нитей на раскрой изделий?
  • Чем отличаются режимы влажно- тепловой обработки шерстяных и шелковых тканей?

  1. Практическая работа
  1. Сделать рисунок схемы переплетений в тетрадь.
  2. Выполнение практической работы №4 «Изучение свойств шерстяных и шелковых тканей» (учебник, с. 18-20).

  1. Итог урока.

- С какими свойствами тканей ознакомились на сегодняшнем уроке?

- Для чего нужны эти знания? Где они потребуются?

  1. Домашнее задание: п.3, с.15-20; ответить на вопросы (с.20).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ткацкие переплетения. Дефекты тканей.

Цели урока:1.     Ознакомить учащихся с классификацией ткацких переплетений2.     Изучить понятия “Раппорт”, “Раппорт по основе” “раппорт по утку”, “дефек...

.САРЖЕВОЕ, САТИНОВОЕ И АТЛАСНОЕ ТКАЦКИЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ. ДЕФЕКТЫ ТКАНЕЙ

Цели: ознакомить с различными текстильными дефектами ткани; научить определять ткани из натуральных шерстяных и шелковых волокон; объяснить значение понятий: раппорт, сарже­вое переплетение, сатиновое...

Ткацкие переплетения. Дефекты тканей.

Методическая разработка "Ткацкие переплетения. Дефекты тканей." На этом уроке учащиеся изучают ткацкие переплетения. выполняют практическое задание по определению вида переплетения по лицевой и изнано...

Тема: "САРЖЕВОЕ, САТИНОВОЕ И АТЛАСНОЕ ТКАЦКИЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ. ДЕФЕКТЫ ТКАНЕЙ"

Цели: Ознакомить учащихся со сложными видами ткацких переплетений.1.     Изучить понятия  “Раппорт по основе” “раппорт по утку”, “дефекты тканей”.2....

План урока по технологии "Свойства и дефекты тканей. Саржевое переплетение нитей"

Цель урока - ознакомить с различными текстильными дефектами ткани; научить определять ткани из натуральных шерстяных и шелковых волокон; объяснить значение понятий: раппорт, саржевое переплетение, тка...