1 | Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; Методы: объяснительно-иллюстративные, мотивации учебно-познавательной деятельности
| Вступительное слово учителя: - Здравствуйте, ребята! Психологический настрой на работу. Пословица "Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит". Трудовой процесс, если он свободен, кончается творчеством. Пришвин М.В.
1.Вступление - (организационный момент, объявление темы и цели урока, актуализация знаний). Начинаем урок технологии. Чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Посмотрите на доску. Там написана пословица и эпиграф к нашему уроку. -Как вы понимаете данные высказывания? -Вы с ними согласны? -Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом. Итак, не будем терять время и перейдем к работе. На предыдущем занятии мы знакомились с историей лоскутной техники, с правилами организации рабочего места для выполнения работ в лоскутной технике, с правилами цветового сочетания тканей, с технологией подготовки материалов к работе, с техникой безопасности при выполнении работ в лоскутной технике. Мы продолжаем работу по изучению лоскутной техники. Сегодня вы научитесь составлять эскизы, изготовлять шаблоны, раскраивать лоскут и соединять детали между собой и с подкладкой. Художественная работа с лоскутом - это богатая возможность для творчества. Не торопитесь выбрасывать обрезки ткани после раскроя изделий на уроках трудового обучения. Их мы будем использовать для изготовления проекта в технике лоскутной мозаики. Для изучения новой темы урока, вам необходимо проверить свои знания, полученные на прошлом уроке. |
2 | Опрос учащихся по заданному материалу. Цели, которые учитель ставит перед учениками: закрепить знания, полученные на предыдущем уроке Цель, которую учитель хочет достичь: проверить знания учащихся по пройденной теме. Методы организации работы: объяснительно-иллюстративные, самостоятельной работы и работы под руководством учителя; проверки и оценки знаний; методы стимулирования
| 2. Проверка знаний
Ребята (по желанию) получают карточки-задания в виде цветового круга, в ячейки необходимо приклеить цветные секторы в соответствии с требованиями сочетания цветов. После выполнения задания – самопроверка (Слайд №2). За правильное выполнение задания ребята получают жетон. Ребята (по желанию – 2 человека) выполняют задание у доски: 1 вариант. Перечислите инструменты, необходимые для выполнения работ в лоскутной технике. 2 вариант. Перечислите материалы и оборудование, необходимые для выполнения работ в лоскутной технике. (Слайд № 3) Пока учащиеся выполняют индивидуальные задания, проводится фронтальный опрос. (Слайд № 4 - гиперссылка). - Как по научному называется лоскутная техника?
- Как правильно организовать рабочее место для выполнения работ в лоскутной технике?
- В какой последовательности выполняют изделия из лоскутов?
- Расскажите о правилах подготовки ткани к работе в лоскутной технике.
Проверка выполнения заданий у доски. (Слайд № 3 – гиперссылка)
Самопроверка знаний по карточкам-заданиям (Слайд № 2).
Учитель отметил ошибки при опросе обучающихся, совместно с учениками нашли правильное решение. Подвели итоги опроса (за правильные ответы ребята получили жетон для пополнения копилки личных достижений на данном уроке)
Физкультминутка. (Если я поднимаю зелёный сегмент цветового круга – шагаем на месте; если я поднимаю красный сегмент цветового круга – поднимаем руки вверх; жёлтый – наклон головы вперёд; синий – наклон головы назад) |
3 | Изучение нового учебного материала Цели, которые должны быть достигнуты учащимися: знать виды шаблонов для раскроя элементов орнамента, область их использования; какие инструменты, материалы и оборудование необходимы для работы при изготовлении прихватки в технике лоскутной пластики; технику безопасности при обработке тканей; уметь составить эскиз, изготовить шаблоны, раскроить лоскут, соединить детали между собой и подкладкой, используя технологическую карту и соблюдая технику безопасности.
Цель, которую хочет достичь учитель: создать учащимся проблемную ситуацию для самостоятельного поиска решения по данной теме урока; Методы: побуждающий (от проблемной ситуации к поиску решения), объяснительно-иллюстративный, самостоятельной работы по осмысливанию и усвоению нового материала; учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике; репродуктивный; проверки и оценки знаний, умений и навыков.
| - Итак, как я уже сказала в начале урока, сегодня мы продолжаем работу по изучению лоскутной техники. Самостоятельная работа. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 108, параграф 22. Найдите ответ на вопросы: что такое шаблон? Из чего изготовляются шаблоны? Назови элементы геометрической мозаики. (Ответы запишите в рабочую тетрадь). Самопроверка (Слайд № 5). За правильные ответы ребята получают по жетону. Перед вами ставится проблема: изготовить подарок маме на 8 марта в лоскутной технике. Самым дорогим подарком принято считать подарок, сделанный своими руками. Думаю, что и ваши мамы будут рады получить от вас такой подарок. Чтобы вам было легче решить эту проблему, я предлагаю посмотреть внимательно на экран (Слайды № 6-12, демонстрация образцов прихваток, подушек, покрывал). Вы просмотрели какими могут быть изделия из лоскутков. Подушки и покрывала вы будете шить, когда приобретёте опыт в изготовлении изделий из лоскутов, а сейчас целесообразно будет выбрать более простые изделии: прихватки, салфетки, подставки под горячее. Практическая работа № 15. (Перед началом работы учитель напоминает правила техники безопасности). Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги (треугольник, квадрат, шестиугольник). Здесь перед вами снова стоит проблема самостоятельного выбора. Ребята сами определяются с изделием и геометрическим рисунком для выбранного изделия, изготовляют шаблон из картона или плотной бумаги. Учитель проверяет правильность и аккуратность выполнения практической работы, указывает на ошибки, подсказывает пути их исправления. По окончании работы ребята получают по жетону. Продолжаем изучение нового материала. Эскиз прихватки вы составили и изготовили шаблоны для раскроя. А теперь прочитайте параграф 26 «Технология соединения деталей лоскутной мозаики между собой». Заполните таблицу на предложенной карточке и приклейте её в тетрадь «Материалы для изготовления прихватки с использованием шаблона-квадрат» Наименование деталей кроя | Количество деталей | Размеры кроя (см) | Квадраты цвета А |
|
| Квадраты цвета Б |
|
| Подкладка |
|
| Прокладочный материал (ватин) |
|
| Полосы А для окантовки изделия |
|
| Полосы Б для окантовки изделия |
|
|
Так как шаблоны у вас не у всех в форме квадрата, я перед уроком заготовила на всех ребят шаблоны-квадраты для изготовления прихватки из 16 квадратов. Приступаем к раскрою, соблюдая при этом технику безопасности. Величина припуска равна 1 см. По шаблонам вырезаем необходимые детали прихватки: подбирая цвета, вырезаем геометрические формы. На изнаночной стороне вычерчиваем контур шаблона. При раскрое даём припуски на швы и обращаем внимание на долевую нить, чтобы избежать перекосов и растяжение ткани. За выполнение задания дети получают по жетону. Физкультминутка. (Если я поднимаю шаблон-квадрат – вы вытягиваете руки вперёд; шаблон-треугольник – наклон туловища влево; шаблон-ромб – наклон туловища вправо) Далее пользуясь инструкционной картой (таблица 32, стр. 112), выполняем соединения деталей прихватки, соединяя с прокладкой, обрабатываем срезы, выполняем окончательную обработку изделия. Учитель, обходя рабочие места учащихся при выполнении практической работы, контролирует правильность выполнения всех операций, соблюдение технологической последовательности, правильность приёмов труда и соблюдение правил техники безопасности. Учащиеся при работе выполняют самоконтроль и взаимоконтроль в парах. Учитель выдает жетоны: один за готовое изделие, другой за соблюдение правил техники безопасности. |
4 | Закрепление учебного материала Цели, которые должны быть достигнуты учащимися: учиться оперировать глоссарием по данной теме, знать назначение изделий из лоскута. Цель, которую ставит перед собой учитель: выяснить, насколько правильно учащиеся поняли новый материал создать условия для формирования умения работать с лоскутом. Задачи: - развивать способность давать адекватную самооценку; развивать творческие способности и коммуникативные навыки Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные | Блиц-опрос: 1. Шаблон – это …? 2. Какие геометрические формы применяют для шаблонов? 3. Из каких операций складывается процесс изготовления прихватки? 4.Перечислите материалы, необходимые для изготовления прихватки? 5.Какие изделия можно изготовить в лоскутной технике? 6. Где и для чего можно применять изделия, выполненные в лоскутной технике? Работа по карточкам, для контроля знаний использовать взаимоконтроль. - Выполните эскиз подушки в лоскутной технике, применяя шаблон – треугольник.
- Выполните эскиз подушки в лоскутной технике, применяя шаблон – прямоугольник.
- Выполните эскиз подушки в лоскутной технике, применяя шаблон – ромб.
- Выполните эскиз подушки в лоскутной технике, применяя шаблон – шестиугольник.
- Выполните эскиз подушки в лоскутной технике, применяя шаблон – по вашему выбору.
После взаимоконтроля ребята получают по жетону. |
4 | Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса Методы организации работы: словесные, моделирование. Методы стимулирования: похвала. Методы оценивания: взаимооценка, самооценка, отметка | Работа группами по карточкам. Ребятам предложено перечислить предметы, которые можно выполнить в лоскутной технике, не упоминая те, что были названы на нашем уроке. Обсуждение проблемных заданий в группах. Проблемные ситуации решаются самостоятельно, а обсуждаются коллективно. На листе дети после обсуждения перечисляют те предметы, которые они видели в журналах, книгах, в домах своих близких и т. д, придумывают сами (скатерти, покрывала, одежду, ковры, сумки, обувь и др.) Ребята с помощью смайликов оценивают своё настроение, все выбрали улыбку. Самостоятельно подсчитывают и оценивают свои результаты за урок (от 7 до 9 жетонов – отлично, от 4 до 6 жетонов – хорошо; 3 жетона – удовлетворительно). Отметки за урок выставляются в дневник и классный журнал. |
5 | Домашнее задание Цель: закрепить знания по технологии изготовления прихватки, выполненной в лоскутной технике
| Домашнее задание написано на цветных листочках, дети приклеивают листок в рабочую тетрадь. (Параграф 26, ответить на вопросы 2 и 3. Выполнить задания по данной теме в рабочей тетради. Принести: лоскуты трёх цветов, нитки, иглы, ножницы) -Ребята, урок окончен. До свидания. |