Сообщение "Особенности учебно-воспитательной работы с детьми с множественными тяжелыми нарушениями в развитии
статья по технологии (5 класс) на тему
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ.
В современных экономических условиях возникает необходимость усиления социальной защиты подростков с проблемами в интеллектуальном развитии. Одним из путей повышения их социальной защищенности в обществе , является обучение новым профессиям ,пользующимся спросом на рынке труда. Одной из таких профессий является профессия швеи . Состав обучающихся включает в себя воспитанников от 9 до 18 лет . Категория обучающихся неоднородна , многие из них имеют двигательные нарушения ,речевые дефекты , снижение зрения , слуха , умеренную и тяжелую степень умственной отсталости .
Создание центров трудовой реабилитации позволяет наиболее полно обеспечить условия для трудового обучения в интегрированных условиях. Так же труд в учебных мастерских содействует формированию раскрытия личности , даёт детям чувство принадлежности к обществу. В швейных мастерских ведётся подготовка детей к работе в мастерских трудовых центров реабилитации и к возможности жить самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ.
В современных экономических условиях возникает необходимость усиления социальной защиты подростков с проблемами в интеллектуальном развитии. Одним из путей повышения их социальной защищенности в обществе , является обучение новым профессиям ,пользующимся спросом на рынке труда. Одной из таких профессий является профессия швеи . Состав обучающихся включает в себя воспитанников от 9 до 18 лет . Категория обучающихся неоднородна , многие из них имеют двигательные нарушения ,речевые дефекты , снижение зрения , слуха , умеренную и тяжелую степень умственной отсталости .
Создание центров трудовой реабилитации позволяет наиболее полно обеспечить условия для трудового обучения в интегрированных условиях. Так же труд в учебных мастерских содействует формированию раскрытия личности , даёт детям чувство принадлежности к обществу. В швейных мастерских ведётся подготовка детей к работе в мастерских трудовых центров реабилитации и к возможности жить самостоятельно.
На ряду с до профессиональной подготовкой на занятиях швейного дела необходимо делать акцент на обучение воспитанников ремонту одежды , белья и т.д. Это направление обучения также способствует социализации подростков в обществе и может помочь в трудоустройстве, разовьёт аккуратность, опрятность, бережное отношение к вещам.
Главная задача педагога, работающего с особыми детьми, способствование достижению каждым из обучающихся максимально возможного конкретно для него уровня социализации.
Практическая деятельность в швейной мастерской является стратегическим изменением образа жизни особых детей, предоставляет им дополнительные шансы на успешную адаптацию в обществе.
Осуществляемое в швейных мастерских обучение детей с умственной отсталостью направленно на решение следующих задач:
-воспитание положительных качеств личности обучаемых (трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе и т.д.)
-уважение к людям труда,
-сообщение элементарных знаний по различным видам труда, формирование трудовых качеств ,обучение доступным приёмам труда, формирование трудовых навыков и умений, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду, воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к результатам своего труда;
-формирование организационных умений: вовремя начинать работу, работать только на своём рабочем месте, правильно пользоваться нужными материалами и инструментами, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила поведения и безопасной работы, знать и выполнять санитарно-гигиенические требования во время работы.
Наряду с этими задачами на занятиях по швейному делу должны решаться и специальные задачи, направленные на коррекцию детей с умственной отсталостью.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
-ориентироваться в задании,
-предварительно планировать ход работы, определяя приёмы работы и инстументы , нужные для этого,
-контролировать свою работу, определяя правильность действий и результатов, оценивая качество выполненного задания.
В процессе специально организованных занятий в швейной мастерской осуществяется коррекция позновательной деятельности детей с умственной отсталостью. Выполнение различных операций ставит обучающихся перед необходимостью познания материалов, их свойств и качеств, требует различения предметов, включенных в швейную деятельность. Это приводит к развитию восприятия, представлений, мыслительных операций и речи.
Обучение в швейной мастерской позволяет знакомить воспитанников детского дома с образцами народного творчества в области прикладного искусства, способствует формированию самостоятельного творческого опыта, воспитывает у них художественный вкус.
Необходимо способствовать созданию благоприятных условий для того, чтобы дети активно включались в процесс труда, выполняли инструкции учителя, переключались с одного вида деятельности на другой. Обучение трудовым действиям включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего трудового процесса. Необходимо следить за тем , чтобы ребёнка не отпугивали неудачи, создавать ситуацию успеха, поощрять самостоятельную работу над заданием, что способствует укреплению у детей уверенности в своих силах и готовности заниматься в швейной мастерской.
Составленное планирование должно быть направленно на обучение доступным приёмам в швейном деле, развитие творческих способностей, на формирование умения работать в коллективе, на умение и стремление доводить дело до конца, на развитие положительного отношения к труду других.
Занятия в швейной мастерской должны способствовать формированию умения концентрировать внимание, стимулирует развитие памяти, т.к. обучаемые должны запомнить последовательность изготовления поделки, приёмы и технику работы с инструментами.
Дети с умеренной степенью умственной отсталости слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Однако эффективность занятий в швейной мастерской заключается в создании благоприятных условий для развития умения переносить знания, умения и навыки, приобретённые во время обучения, в практическую деятельность вне урока. Это выражается в сделанных детьми подарках-сувенирах и в отремонтированной одежде, в изготовленных для выставок небольших швейных изделий.
В работе с особыми детьми необходимо учитывать все особенности их индивидуального развития, опираясь на сохранные функции. Также необходим не традиционный подход к организации занятий. Занятия должны носить комплексный характер. Практические и наглядные методы являются основными в обучении детей с умственной отсталостью.
Большое значение необходимо придавать формированию навыков ответственности, самостоятельности, трудолюбия. При обсуждении работ их оценивании необходимо проявление уступчивости, доброжелательности, справедливости друг к другу.
Большинство учающихся владеют навыками хозяйственно-бытового труда, поэтому они с удовольствием выполняют обязанности дежурных, следят за чистотой рабочих мест, швейной мастерской, поддерживают в чистоте швейное оборудование.
Формируя у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья трудовые навыки и умения необходимо добиваться его положительного отношения к их освоению. Для этого используются разные средства: мягкое, доброжелательное, одобряющее общение в процессе трудовой деятельности, поощрения малейших успехов, игровые моменты, заинтересованность ребёнка в использовании результатов деятельности. В результате обучения в швейной мастерской практически все дети овладевают элементарными умениями и навыками для выполнения несложных работ в особо созданных условиях. Многие воспитанники после окончания учёбы успешно трудятся на своих рабочих местах. Тем самым осуществляется главная задача учителя труда , которая заключается в том , чтобы (в данном случае) сформировать навыки шитья вручную и на швейной машине, способствовать социальной реабилитации, подготовке к доступному виду труда . Всё это в свою очередь служит улучшению качества жизни детей с проблемами в развитии, их социальной адаптации и интеграции в современное общество.
Совершенствование качества обучения и воспитания детей напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога. Педагог должен повышать свою профессиональную квалификацию путём постоянного изучения детской психиатрии, возрастной психологии, специальной психологии, психологии отклоняющегося поведения, психологии сиротства, литературу , посвящённую вопросам воспитания и образования детей с отклонениями в развитии. Это даст возможность полнее учитывать особенности детской психики и эффективнее проводить коррекционно-развивающую работу.
Достичь положительных результатов педагогу поможет высокий профессиональный уровень, владение различными методиками обучения и воспитания детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, творческое отношение , любовь к детям. Благодаря всему этому наблюдается положительная динамика в обучении особых детей, сейчас мы не стремимся изолировать их, а меняем свою ориентацию на социальную реабилитацию и интеграцию в общество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия с ребенком с тяжелыми нарушениями в развитии Тема: Развитие артикуляционной и мелкой моторики, звукоподражания.
Цель занятия: формировать мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развитие когнитивных предпосылок речевой деятельности.Достигалась с помощью следующих задач...
Работа с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии
Дети с синдромом Дауна способны усвоить множество понятий и постоянно расширять круг этих понятий и слов. Именно на стадии использования одного слова закладывается основа для дальнейшего о...
Внедрение современных педагогических технологий в специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждениях для детей с множественными тяжёлыми нарушениями в развитии.
В данной статье освещается вопрос о возможностях применения технологии моделирования в деятельности специальных (коррекционных) учреждений....
Коррекционно-развивающая работа с детьми с множественными нарушениями развития.
В статье отражены основные принципы и напрвления коррекционной работы с детьми с множественными нарушениями развития...
Из опыта работы с детьми с ТНР (тяжелые нарушения речи)
Помощ детям с ТНР...
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ.
В этой статье говорится о том, что не стоит самостоятельно ставить не только медицинские диагнозы, но и диагнозы в области психологического здоровья, а лучше доверить это профессионалам, имеется ряд п...
Программа для работы с детьми с множественными нарушениями развития
Рассчитана для работы с детьми разного возраста, имеющими тяжелые множественные нарушения развития....