Нравственное воспитание учащихся на уроках технологии
проект по технологии (5 класс) на тему
Мы живем в начале 21 века, в информационную эпоху. И сегодня с настойчивой очевидностью становится понятно, каким должен быть выпускник школы. Это и является целью работы школы – воспитание творческой личности, компетентной, социально – зрелой, конкурентоспособной. При этом нельзя забывать, что одна из задач школы остается освоение мира по законам добра и красоты и нравственное воспитание учащихся. Одним из предметов, который эффективно решает эту задачу, является технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennost.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 126 с углубленным изучением английского языка»
Нравственное воспитание учащихся
на уроках технологии
Выполнила: учитель технологии
Е.В. Чижова
Н.Новгород
2009 год
Содержание
1. Аналитико-прогностическое обоснование проекта стр. 3-4
2. Концепция проекта стр. 5-12
3. Стратегия и тактика проектных действий стр. 13-16
4. Ожидаемые результаты и способы их оценки стр. 17-18
5. Ресурсная база проекта стр. 19-20
6. Возможные риски проекта и способы их преодоления стр. 21
7. Необходимая поддержка проекта стр. 22
8. Заключение стр. 23-24
9. Список литературы стр. 25
10. Статья Е.В. Чижовой «Роль занятий по технологии
в воспитании учащихся». Материалы Международной
научно-практической конференции. НГПУ.- Н.Новгород 2009г. стр. 26
11. Приложение. стр. 27-31
1. Аналитико-прогностическое обоснование проекта.
Воспитать человека
интеллектуально, не воспитав его
нравственно, - значит вырастить угрозу
для общества.
Теодор Рузвельт
В современном обществе наблюдается глобальный процесс перемен во всех его структурах. И, как следствие, идет переоценка ценностей, требований к личности. Соответственно, к воспитанию, как процессу целенаправленного руководства духовным развитием человека, подготовкой его к жизни и труду в обществе предъявляются особые требования. Стратегическая цель образования состоит в личностном развитии ребенка, и именно это является основным показателем эффективной воспитательной деятельности образовательного учреждения.
Мы живем в начале 21 века, в информационную эпоху. И сегодня с настойчивой очевидностью становится понятно, каким должен быть выпускник школы. Это и является целью работы школы – воспитание творческой личности, компетентной, социально – зрелой, конкурентоспособной. При этом нельзя забывать, что одна из задач школы остается освоение мира по законам добра и красоты и нравственное воспитание учащихся. Одним из предметов, который эффективно решает эту задачу, является технология.
Технология развивает память, внимание, усидчивость, ответственность. Активное вовлечение учащихся в творческую деятельность учит мыслить на языке чувств, ощущений, в результате чего ребенок становится открытым, с развитыми эмоциональными качествами, т.е. более нравственным.
В начале нового тысячелетия, когда новые информационные технологии внедряются во все сферы общественной жизни, особенно остро встала проблема места и роли нравственных ценностей в общественной жизни, когда стало очевидно, что самые выдающиеся достижения технического прогресса оборачиваются катастрофическими последствиями для человека.
Быстро изменяется облик современного мира, характер и способ человеческого общения, производственной деятельности. Ход исторического процесса непредсказуем.
В наше время все больше обращаются к таким сторонам жизни человека, как благополучие, свобода, развитие способностей, реализация творческих сил, освобождение от пороков.
Кризис, переживаемый нашей страной, в значительной степени вызван утратой гуманистических нравственных ценностей. Становится все более очевидным, что одних только социально-экономических и политико-правовых реформ для преодоления недостаточно. Необходимо сформировать новое мировоззрение, отношение к жизни. Любые социальные преобразования только тогда имеют прогрессивный смысл, когда служат духовно-нравственному возрождению и совершенствованию общества. Присущий морали критический настрой по отношению к действительности, неудовлетворенность реальностью и ее оценка, являются необходимыми предпосылками соответствия социальной практики провозглашаемым гуманистическим целям. Нравственное возрождение духовное совершенствование человека – это и цель, и средство прогрессивных и успешных социальных преобразований. Таковыми они могут быть только при условии приобщения каждого человека к функциональным нравственным ценностям, превращения их в устойчивые убеждения и мотивы поведения. Предмет «Технология» играет огромную роль в формировании творческой, нравственно воспитанной личности. Средствам уроков технологии возможно усвоение нравственных норм, правил и требований, лежащих в основе общения и деятельности людей.
2. Концепция проекта.
2.1. Современная школа находится на этапе модернизации. Любая, даже эффективно работающая организация требует постоянного обновления, организационных изменений, делающих ее конкурентоспособной, адаптивной к новым условиям. В связи с этим среди методологических и теоретических проблем образования, воспитания в частности, на одно из приоритетных мест выдвигаются проблемы формирования личности, ее воспитанности, готовности жить и выживать в новых условиях.
В самом процессе воспитания один из наиболее важных вопросов, - каким должен быть современный человек, чтобы соответствовать условиям изменяющегося общества, какими качествами он должен обладать? Как можно достичь этого в процессе воспитания в условиях школы?
Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчетливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность».
В словаре С.И.Ожегова мы можем прочитать, что нравственность – это «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами». Нравственность понимается как обращенность человека к высшим ценностям, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя.
В повседневной жизни мы нередко используем слово «нравственность». Нравственность – моральное, этическое понятие. Оно выражает положительное значение явлений или событий в их отношении к высшей ценности – к идеалу.
Нравственность есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значительное для жизни человека и общества. Нравственность есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.
К понятиям нравственности относится понятие «добра». Понятие «добро» соотносится с двумя понятиями – доброты и добродетели. Добрым мы называем человека, который несет добро, понятое как любовь, помощь, благоволение. Добродетелями мы называем нравственно-похвальные человеческие качества, а они в разных культурах и в разные эпохи существенно отличаются. Так, например, главными добродетелями греческого мудреца были бесстрастие, строгость и безжалостность, мужество и неукоснительное выполнение долга. Гордость тоже относится к тем же добродетелям. В противоположность этому ведущими христианскими добродетелями выступает смирение и неизбирательная любовь, которая обращена даже к врагам. А гордость – гордыня – напротив, причисляется к порокам.
Нравственными качествами одновременно является смирение и мужество, доброта и строгость, щедрость и бережливость, справедливость и великодушие.
Начиная с XVII – XVIII веков в Европе формируется представление о нравственности как системе взаимной полезности. В соответствии с взглядами живущих в то время философов добро есть все, что полезно, т.е. все, что отвечает удовлетворению какой либо потребности человека. Такое добро оказывается, прежде всего, совокупностью материальных и социальных благ.
В моральном сознании истинное добро – это то, что является добром для всех, как для человечества, так и для каждого индивида. Но это добро достаточно абстрактно в мире, где сталкиваются потребности, желания и мнения. Полезное для человечества может быть неполезным для отдельно взятого индивида, интересы которого нередко могут не учитываться и игнорироваться, для достижения всеобщего «большого добра».
Высшими моральными ценностями являются гуманность, справедливость, любовь. Высшей моральной ценностью может быть самореализация человека, понятая как его гармония с миром, творчество на благо Родины. Это те виды отношений, которые не приносят конкретной материальной выгоды, практического преуспевания. Напротив, ради них люди жертвуют многим другим.
Высшие ценности конкретных людей и конкретных культур различны, но в высокой морали добро всегда включает в себя лишь такие ориентиры, которые объединяют людей друг с другом. Чисто эгоистические ценности не могут быть моральным добром.
Добро всегда должно быть бескорыстно. Настоящее добро, возможно, делать только при условии большого душевного богатства. Чтобы безвозмездно и щедро отдавать другим благоволение, заботу, внимание, любовь, надо все это иметь в изобилии в душе и не бояться, что, истощившись, сам останешься без него. Истинное добро творится без расчетов, из самой потребности изливать любовь, дарить ее миру и людям.
Исследователь проблемы нравственного воспитания детей С.И. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке…
Понятие «добрый человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие».
Это все – понятия нравственности.
2.2. По мнению В.А. Сухомлинского, «воспитание – это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет вразрез с принятыми в обществе моральными устоями».
Суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого ученика и превращаются в нормы и правила поведения.
Основным содержанием нравственного воспитания В.А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как: идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой.
Писатель и педагог С.А. Соловейчик пишет: «Воспитание – это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их, добиваться своих целей за свой счет, пользуясь лишь нравственными средствами.
Нравственность (определяемая вопросом «за чей счет?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх – духовность, а она бесконечна…
Будет нравственное воспитание – ребенок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмет пример с родителей… Будет нравственность почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания».
Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьей и в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Но это не значит, что школа не должна заниматься воспитанием. Задача каждого педагога найти возможные пути развития нравственности учащихся. На уроках технологии такие возможности имеются, и их необходимо использовать.
Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:
- мотивационно- побудительный;
- чувственно – эмоциональный;
- рациональный, или умственный.
Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть морального мира человека.
Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения.
Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребенок проявляет активное участие в своем нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций.
Эмоции, как известно, бывают положительными: радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т.п. Человеку свойственно также проявлять и отрицательные эмоции: гнев, зависть, злость, обида, ненависть.
Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать, их нужно воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится.
Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Помимо понятий к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.
Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать, так как без них невозможна высокая духовность и доброта.
«Настоящим человеком становится только тот, - писал В.А. Сухомлинский, - у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки… Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания подростков».
2.3. Цель проекта: Поиск путей повышения нравственной воспитанности учащихся средствами уроков технологии.
Задачи: 1. обосновать важность выбранной темы проекта;
2. разработать концепцию нравственного воспитания учащихся средствами уроков технологии;
3. способствовать усвоению учащимися нравственных норм, правил и требований, лежащих в основе общения и деятельности людей;
4. изучить литературу о методах нравственного воспитания учащихся;
5. провести диагностику школьников, определяющую результаты нравственного воспитания средствами уроков технологии.
2.4. Проблема целенаправленного, логично выстроенного воспитания учащихся, стоит перед школой также остро, как и перед родителями учеников. Однако пути решения этой проблемы в школе существенно отличаются от решения данной проблемы в семье. Задача школы – заложить в ребенке понимание того, что школа – это определенная социальная ступень. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребенка.
Взросление ребенка проходит различные периоды, описанные в психологии. Возраст, на который рассчитан данный проект 11-15 лет (5-8 класс) – период онтогенеза (подростковый возраст), соответствующий началу перехода от детства к юности.
«Подростковый возраст – это возраст интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, нравственных принципов, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении и которые формируются под влиянием окружающей действительности» - дает нам психологический словарь.
Подростковый возраст, характеризуется качественным изменениями, связанными с половым созреванием. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность. Основным лейтмотивом психологического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я- концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико-синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.
В этот период детям становится интересно многое, далеко выходящее за рамки повседневной жизни. Их начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира. Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности». Эта любознательность поверхностна, разностороння, а также практически полностью не связана со школьной программой. Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу.
Поэтому на уроках технологии, как не на одном другом уроке, можно использовать «зенит любознательности» учащихся, вовлекая их в различные виды творчества и в рамках школьной программы вести разговор о нравственности.
Подростковый возраст отличает повышенная интеллектуальная активность, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. И здесь на помощь учащимся приходит «технология», где можно пошить изделие, выполнить вышивку или связать своими руками образец, а затем и изделие для себя или в подарок. Можно совершенствоваться в кулинарном мастерстве, познакомиться со стилями в одежде и заняться обсуждением семейного бюджета. Это все дает школьникам возможность продемонстрировать свои способности и получить оценку своих творческих талантов, мыслить логически и заниматься теоретическими рассуждениями. У учащихся формируются собственные нравы и вкусы. Они начинают задумываться, чему посвятить себя в жизни, какую выбрать профессию и чем бы заняться в свободное время.
Так как подросток в своих психологических проявлениях существо общительное, его интеллект развивается, прежде всего, за счет расширения границ его социальной жизни, а эмоциональная сфера обогащается за счет усвоения нравственных ценностей коллектива.
Компоненты уроков технологии, влияющие на нравственное воспитание учащихся:
- когнитивный (знания, получаемые на уроках);
- деятельностный (возможность выразить себя в творчестве через полученные умения и навыки: вязание, вышивка, пошив изделий, приготовления блюд);
- практический (возможность использования изготовленных своими руками объектов труда в жизни);
- эстетический (красота, художественность в оформлении изделий сделанных своими руками, а также от творчества выдающихся мастеров своего дела);
- этический (совокупность норм поведения: в школе, в общественных местах, в театре, за столом и т.д.; стили в одежде; правила гигиены);
- креативный (возможность творческой деятельности, проявления инициативы в оформлении объектов труда и организации процесса труда, эмоции, возникающие от процесса творческого деятельности и его результатов);
- коммуникативный (возможность, а в некоторых ситуациях необходимость общения между учащимися, с учителем, в семье).
3. Стратегия и тактика проектных действий.
Перед школой, которая занимается вопросами образования, и воспитания учащихся стоит большая цель: она должна вооружить ребенка знаниями по основам наук и помочь самоопределиться. Таким образом, отсюда естественно вытекают вопросы воспитательной сферы. Все воспитательные средства урока и внеурочной деятельности должны быть направлены на формирование механизмов самооценки и самовоспитания. Возможно ли самовоспитание ученика, формирование его самооценки без нравственного воспитания? Конечно же, нет. Нравственное воспитание должно сопровождать весь процесс обучения, оно должно быть системным и продуманным и без участия в нем родителей учеников обойтись нельзя.
Этапы проектирования | Проектные мероприятия | Срок исполнения | Промежуточный результат |
Подготови- тельный | Тема урока –тема беседы (обсуждения, дискуссии) 1.Технологии в жизни человека и обществе (отношение уч-ся к обществу) 1-ый урок 2.Оформление проекта (отношение к трудовой деятельности) 5-ый урок 3.Снятие мерок для построения чертежа (взаимоотношения людей) 9-ый урок 4.Профессия: закройщик, модельер, швея, гладильщица. (Система ценностей, выраженная в различных сферах интересов) 16-ый урок 5. Порядок выполнения работ по изготовлению подарочных изделий («Знаки внимания») 21-ый урок 6.Сервировка стола. Правила поведения за столом. 28-ой урок 7. Обычаи, традиции, правила поведения. 34-ый урок | 5 классы 2006-2007 учебный год | «Ценностные ориентации школьников»
«Направленность личности» |
Ознакоми- тельный | 1.Волокна животного происхождения. Шерсть, шелк. (Общечеловеческие ценности) 2-ой урок 2. Мерки и прибавки, необходимые для построения плечевого изделия. (Этика взаимоотношений) 7-ой урок 3.Выполнение аппликации. Полезные советы (Нравственность – это …) 18-ый урок 4.Правила подачи блюд. Правила поведения за столом (Нравственные качества) 27-ой урок 5.Особенности поведения в общественных местах. (Речевой этикет) 34-ый урок | 6 классы 2007-2008 учебный год | Что такое нравственность? Какие качества ты относишь к нравственным. |
Основной | 1.Моделирование чертежа плечевого изделия (самовоспитание и самооценка) 2.История вязания. Материаловедение (Трудолюбие и нравственность) 15-ый урок 3.Правила поведения за столом (Этикет, как важная часть общечеловеческой культуры и нравственности) 24-ый урок 4.Правила хорошего тона (Толерантность) 31-ый урок | 7 классы 2008-2009 учебный год | «Твоя самооценка» «Этикет» |
Заключи- тельный | 1.Основные и дополнительные компоненты проекта (Ответственность) 5-ый урок 2.Производство и окружающая среда (Взаимоотношения в социуме) 25-урок 3.Профессионально важные качества (Роль нравственных ценностей в общественной жизни) 34-ый урок | 8 классы 2009-2010 учебный год | «Ценностные ориентации» «Направленность личности» |
Ставя перед собой цель, формирование нравственной воспитанности учащихся педагог должен следовать следующим принципам в своей деятельности:
- принцип взаимодействия (целенаправленное сотрудничество с учащимися на уроке; создание атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи в любых ситуациях).
- принцип личностно-ориентированного подхода (гуманное отношение к личности; уважение прав и свобод учащихся; оказание содействия в саморазвитии и самореализации).
- принцип позитивного восприятия и принятия личности (принятие школьников такими, каковы они есть; поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые можно сформировать другие, более значимые свойства личности; поощрение творческой самореализации).
Следование педагога этим принципам в процессе обучения, воспитания и практической деятельности и приводит к становлению и развитию гармоничной, творческой, духовно-нравственной личности.
4. Ожидаемые результаты и способы их оценки.
Процедура диагностического анализа воспитанности учащихся состоит в том, чтобы обнаружить изменения изучаемых параметров и причин, вызывающих эти изменения, проанализировать наблюдаемые изменения, установить закономерные связи. Следовательно, диагностика связана со сбором, переработкой и использованием информации в воспитательном процессе.
В ходе проекта анализировались следующие показатели:
- ценностные ориентации школьников (применяется метод ранжирования предложенных качеств личности);
- «направленность личности» (методика М.П. Нечаева «направленность личности» позволяет выявить следующие направленности личности: на себя, на общение, на дело);
- знание основ этикета (тест А.И. Иванова);
- уровень проявления социально ценных качеств личности (методика М.П. Нечаева «самоанализ (анализ) личности» позволяет оценить уровень проявления таких качеств как: активность нравственной позиции, коллективизм, гражданственность в труде, трудолюбие, волевые качества);
- толерантность (метод наблюдения)
Ожидаемый результат для учащихся: повышение уровня развития познавательных интересов подростка, включающих навыки конструктивного взаимодействия, успешности самореализации, активации внутренних ресурсов личности и повышение нравственной воспитанности личности.
Ожидаемый результат для педагогического сообщества и ближайшего социального окружения: проявление познавательного интереса, который содействует положительному отношению учащихся к школе, к урокам, к собственной познавательной деятельности; способность быть терпимым к точке зрения другого человека, стремление участвовать в совместном принятии решений.
5. Ресурсная база проекта.
Процесс воспитания процесс всесторонний и на учащихся влияют не отдельно взятые уроки и беседы, а ряд мероприятий в комплексе, а также окружающая действительность.
Факторы, влияющие на нравственное воспитание учащихся.
Проект представляет собой систему различных форм и методов педагогической деятельности, направленную на повышение уровня нравственного воспитания учащихся.
Для эффективного решения педагогических задач используются следующие методы работы:
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);
- метод практической работы;
- методы демонстрации (наглядных пособий, графических изображений, приемов работы, натуральных объектов и процессов).
- метод диагностики личности;
- методы воспитания (убеждение, приучение, внушение, поощрение наказание, мотивирование и приобщение к действию, положительный пример, метод содействия и сотворчества);
- организационно-распорядительные методы (инструктирование, регламентирование, контроль и проверка исполнения).
Таким образом, на повышение нравственной воспитанности необходимо воздействовать различными методами и сообща, привлекая всех участников воспитательного пространства и подключая все имеющиеся ресурсы.
6. Возможные риски проекта.
Работая в направлении нравственного развития учащихся, нельзя забывать, что кроме воздействия на личность учащихся школьных дисциплин и педагогов, на школьников также воздействует социум, средства массовой информации и т.д.
Следовательно, один из основных рисков проекта заключается в том, что как сказал Эрих Фромм - «Характер и нравственное поведение ребенка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение». Таким образом, если семья не уделяет нравственному поведению ребенка должного внимания, то педагогу и воспитательному процессу школы в целом, работать в данном направлении очень сложно.
Среди рисков проекта можно предположить и тот, что, сконцентрировавшись на проблеме нравственного воспитания учащихся, чуть меньшее внимание будет направлено на получение практических умений и навыков.
Поднимая на уроках технологии проблемы нравственного развития, есть вероятность, что учащиеся не заинтересуются или не захотят использовать полученные знания в повседневной жизни. Но, на мой взгляд, избежать этого позволяют педагогическое мастерство учителя и его человеческие качества и чувства. А величайшее человеческое чувство – любовь, которую В.Г. Белинский называл «орудием и посредником воспитания» помогает открыть путь к сердцу школьников.
7. Необходимая поддержка проекта.
Определив воспитательные задачи для данного проекта, планируем, методы и формы работы, которые позволяют решить поставленные задачи. Такой подход к планированию невольно заставляет педагога по-новому посмотреть на уже давно известные формы работы. Опираясь на полученные в результате диагностики данные, имеем возможность выбирать наиболее рациональные способы сотрудничества с учениками.
Результаты изучения могут обсуждаться на педагогическом совещании, с родителями индивидуально и на собраниях, в индивидуальной беседе с учащимся и коллективом класса в целом, т.е. в разной форме и разными методами.
Полученные сведения расширяют и углубляют знания педагога о детях, подсказывают возможные причины, питающие отрицательные проявления или напротив, способствующие закреплению и развитию положительных черт личности.
В перспективе планируется продолжение работы в данном направлении и написание программы по нравственному воспитанию на уроках технологии, а также публикация статьи о важности и нужности уроков технологии в школьной общеобразовательной программе и роли уроков технологии в нравственном воспитании учащихся.
Заключение.
В данном проекте была представлена попытка изложить свои соображения о необходимости обращения к проблеме нравственного воспитания на уроках технологии. На этих уроках, как не на каких других процессы обучения и воспитания осуществляются в органическом единстве. Их объединяет общая цель – формирование всесторонне развитой, нравственно воспитанной личности. Обучение способствует развитию познавательных сил творческих способностей учащихся, а воспитание усвоению нравственных норм и правил.
На мой взгляд, урокам технологии принадлежит огромная роль в общем процессе воспитания школьников. Они являются не только средством вооружения учеников практическими умениями и навыками определенных видов труда, но и средством нравственного воспитания. Сам характер деятельности на занятиях по технологии создает благоприятные условия для трудового воспитания, вырабатывает положительное отношение к труду. Технология воспитывает волю и уверенность в себе, пробуждает инициативу, стимулирует творчество, оказывает влияние на формирование у школьников чувства долга и ответственность за порученное дело. Успешное выполнение различных видов работы дает учащимся нравственное удовлетворение, содействует развитию хорошего настроения. А похвала или замечание педагога повышают трудовую активность учеников, развивают элементы соревнования в работе, заставляют искать пути рационализации своего труда. По примеру учителя каждый ребенок пытается сам оценить свою работу, т.е. приучается к самоанализу и самоконтролю.
Результаты проведенной диагностики говорят о том, что данный проект дает положительные результаты: наблюдается осмысленное применение основ этикета, более толерантное отношение к окружающим людям, более значимыми становятся такие ценности, как воспитанность, самостоятельность, ответственность, появляется стремление и умение выполнять порученные задания качественно и в срок.
Необходимо отметить, проект требует основательной подготовки, высокой теоретической подкованности, а также связи с реальной жизнью.
И, думаю, нельзя не согласиться с высказыванием В.Г. Белинского «Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное.
Список используемой литературы.
1. А.В. Иванов «Этикет и методика его преподавания в школе». – М., ЦГЛ 2006.
2. А.К. Маркова «Психология труда учителя». – М., 1993.
3.А.И.Герцен, Н.П. Огарев «О воспитании и образовании».- М: Педагогика, 1990.
4. В.А. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека». Педагогическое наследие / Сост.О.В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1990.
5. В.А. Сухомлинский «Письма к сыну».- М.: Просвещение, 1979.
6. В.С. Мухина «Возрастная психология».- М., 1998.
7. И.П. Волков « Учимся творчеству» Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова – М: Педагогика, 1987.
8. Конвенция ООН «О правах ребенка» - М., 1989.
9. Методика трудового обучения и общетехнических дисциплин. Под редакцией Д.А. Тхоржевского.- М.: Просвещение, 1982.
10.М.И. Шилова «Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников». Классный руководитель № 6, 2000.
11. Н.Ф. Познанский «В.Г. Белинский о воспитании» - М.Просвещение, 1949.
12. Н.Н. Никитин «Как сделать общественные ценности достоянием личности?». Классный руководитель № 4, 2004.
13. Н.Е. Щуркова «Школа и семья: конфронтация или нежный союз?» Классный руководитель № 7, 2004.
14. Психологический словарь
15. П.В. Степанов «Феномен толерантности» Классный руководитель № 3, 2004.
16. С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка» / Российская академия наук.- 4-еизд., дополненное. - М.: Азбуковник,1999.
17. Ян Амос Каменский «Великая дидактика». Педагогическое наследие/ Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский – М: Педагогика,1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексика, систематизированная по классам, помогающая осуществлять духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка
Был проведен анализ лексики учебников, способствующей воспитанию нравственности и моральных норм поведения. Были рассмотрены учебники для школ с углубленным изучением англтийского языка. Приведены спи...
Статья. " Духовно – нравственное воспитание на уроках географии через интеграцию с литературой»
Базовые национальные ценности должны лежать в основе всего уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Необходима интеграция всех программ, всего содержания...
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием технологии развития критического мышления. Обобщение опыта
В материале обобщается опыт учителя русского языка и литературы по духовно-нравственному воспитанию на уроках русского языка и литературы. Раскрываются огромные возможности работы в ...
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )
В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...
Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "
Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...
Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания на уроках технологии
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....