40 тысяч дорог-одна твоя
план-конспект урока по технологии (9 класс) по теме
Тема: «Сорок тысяч дорог — одна твоя»
Цель: ознакомление учащихся с различными профессиями, формирование
понимания того, что выбор профессии — это результат работы над собой, результат изучения мира труда.
Обучающие задачи:
— знакомство учащихся с различными профессиями;
— формирование готовности к выбору профессии:
— усвоение знаний в области выбора профессии;
Воспитательные задачи:
— развитие взаимопомощи и взаимоподдержки;
— формирование умения работать в группах.
Развивающие задачи:
— развитие творческих способностей;
— развитие интеллектуальных способностей учащихся.
Тип занятия: усвоение новых знаний.
Форма организации работы учащихся: индивидаальная,групповая.
Девиз урока: «Выбор профессии является таким действием, которое может уничтожить всю жизнь человека, расстроить все его планы, сделать его несчастным или же сделать его судьбу прекрасной, несмотря на тысячи препятствий и невзгод, лишения и страдания».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
40 тысяч дорог-одна твоя | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Сорок тысяч дорог — одна твоя»
Цель: ознакомление учащихся с различными профессиями, формирование
понимания того, что выбор профессии — это результат работы над собой, результат изучения мира труда.
Обучающие задачи:
— знакомство учащихся с различными профессиями;
— формирование готовности к выбору профессии:
— усвоение знаний в области выбора профессии;
Воспитательные задачи:
— развитие взаимопомощи и взаимоподдержки;
— формирование умения работать в группах.
Развивающие задачи:
— развитие творческих способностей;
— развитие интеллектуальных способностей учащихся.
Тип занятия: усвоение новых знаний.
Форма организации работы учащихся: индивидаальная,групповая.
Девиз урока: «Выбор профессии является таким действием, которое может уничтожить всю жизнь человека, расстроить все его планы, сделать его несчастным или же сделать его судьбу прекрасной, несмотря на тысячи препятствий и невзгод, лишения и страдания».
Ход занятия
1.Организационная часть: проверить присутствующих, готовность к уроку.
2.Сообщение темы и целей занятия, (уч-ся слушают и записывают тему в тетрадь).
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте ребята! Здравствуйте, дорогие гости!
Ребята,совсем скоро для многих из вас прозвенит последний школьный звонок, возвещающий о том, что вы вступили на сложный, самостоятельный путь взрослого человека. И даже те из вас, кто пойдет учиться в 10 класс, рано или поздно задумаются над вопросами:
кем быть, куда пойти учиться? Тема нашего урока: «Сорок тысяч дорог — одна твоя». Слайд №1
Сегодня мы должны ознакомиться с различными профессиями, понять, что выбор профессии — это результат работы над собой, результат изучения мира труда, мира профессий.
В 9 классе общество требует от Вас профессионального самоопределения, хотя и первоначального.
Послушайте стихотворение В.Маяковского для детей, оно с очень взрослым смыслом:
У меня растут года
Скоро и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем мне заниматься?»
И действительно, пройдет совсем немного времени и перед Вами встанет нелегкий выбор, от которого, будет зависеть Ваша жизнь.
Как же принять правильное решение, о котором не пришлось бы, потом пожалеть?
Выбор профессии – один из серьезнейших выборов: его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны. Поэтому очень важно правильно изучить себя и свои возможности. Исследования показывают, что люди, неудовлетворенные своей профессией, не только не добиваются высоких результатов, но и чаще болеют, имеют пониженный фон настроения.
Таким образом, принимая решение, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против». Не руководствоваться принципом: «все пошли, и я пошел», «так получилось», «захотелось».
Конечно, в жизни бывают разные ситуации, и далеко не всегда все получается так, как мы хотим.
СЛАЙД №2
Насчитывается более 40 тысяч профессий, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется.(показ изображения)
Беседа «Из истории появления профессий и труда»:
Слайд 3
- Как Вы думаете, когда появилась первая профессия? (ответы учащихся). А когда люди жили в пещерах, могли ли существовать какие-нибудь профессии? Докажите свой ответ, (ответы учащихся)
(показ изображений древнего человека)
- Да, действительно, мужчины ходили на охоту, добывали на пропитание. Какая профессия уже существовала в то время? (охотник, рыбак)
- Женщины охраняли очаг, готовили пищу, воспитывали детей. О существовании, каких профессий вы можете сказать? (домработница, повар, воспитатель)
Так постепенно определяется характер деятельности каждого человека, зарождаются профессии. Потом люди поняли, что у каждого свои способности и желание заниматься определённой деятельностью (трудом) и что этому можно научиться.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
И, конечно, появились люди, которые делали своё дело лучше других, у них проявлялся особый талант. Слайд№4
«Если Вы не Моцарт…»
Но как быть, если Вы совсем не Моцарт, чьи музыкальные способности проявились в три года, и не Карл Брюллов, поступивший в академию художеств девяти лет от роду, не Эдисон, сделавший первые изобретения ещё мальчиком, и не отец кибернетики Норберт Винер, вступивший в науку с детских лет и поведавший об этом в книге «Я — вундеркинд»?
Как быть, если ничего не нравится, если при одном упоминании о перспективе вскоре начать трудовую деятельность у Вас сводит скулы от скуки? Вы попробовали себя в каких-то кружках и секциях и решили, что ни к чему не пригодны. В данном случае вы просто себя не знаете. Но бывает и наоборот — непоколебимое убеждение, что Вы рождены для самых высоких дел. Тут или гениальная интуиция, или, что встречается гораздо чаще, неадекватная самооценка.
3.Изучение нового материала. (Слушают, записывают основные понятия).
Учитель:
Как вы понимаете слова «профессия», «специальность»?
Учащиеся(ответ уч-ся)
«Профессия» (латинское слово) — род деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и служащий источником существования.СЛАЙД №5
«Специальность» (французское слово): СЛАЙД №6
1) род занятий человека, в котором он достиг больших знаний и умений;
2) профессия;
3) определенная область труда, знаний.
Предлагаю рассмотреть «древо возможностей», на котором указаны возможные пути.
СЛАЙД №7
1. Учиться:
— ВУЗы;
— колледжи;
— техникумы;
— профессиональные училища;
— курсы.
2. Учиться и работать (подрабатывать).
3. Работать и учиться (вечером, заочно).
4. Работать:
— свое дело;
— по найму:
а) госфирма (постоянно, временно);
б) частная фирма.
5. Не учиться и не работать:
— на содержании мужа;
— на содержании у родственников;
— на содержании у спонсора;
— социальное пособие;
— бродяжничество;
— криминал.
При решении проблемы «кем быть» рекомендуется пользоваться следующими правилами:
1. Правило первое: СЛАЙД №8
Познай себя, свое собственное «Я»
Ø здоровье;
- интересы и склонности;
- способности, знания и умения.
2. Правило второе:
Узнай все о профессии:
Ø предмет, цель и условия труда;
Ø пути получения профессии;
Ø медицинские противопоказания;
Ø требования профессии к личности
(профессионально важные качества);
Ø актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы ее развития.
3. Правило третье.(гиперссылка на слайды18-22)
Соотнеси себя с требованиями выбранной профессии.
Слайд №18 «Человек – знаковая система» (Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа.
Тип "Человек - знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, и таблицами, с чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор, чертежник и др.)
Слайд №19 «Человек-техника» (Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда.
Тип "Человек - техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств: газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист, технолог и др.)
Слайд №20 «Человек-природа» (Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.
Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: микробиолог, геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.)
Слайд №21 «Человек-художественный образ» (Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий.
К типу "Человек - художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с изготовлением различных изделий по эскизу, образцу: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, гример-пастижер, декоратор-оформитель, актер и др.)
Слайд №22 «Человек-человек») (врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт, гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор ГИБДД и др.)
4.Закрепление нового материала.
Вопросы учащимся:
1.Посмотрите свой результат и скажите, к какой группе вы относитесь.
2. Что необходимо знать при выборе профессии?
3. Посмотрите на «древо возможностей». Какой путь вы избрали бы в данный момент? Чем это обусловлено? (гиперссылка на слайд №7)
Задания:
«Угадай профессию» СЛАЙД№9
1. Моя профессия вам может показаться легкой, но от нее зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо, так как чаще видят со спины. Назовите мою профессию. (Дирижер.)
2. К моей профессии предъявляются большие требования. Главный ее минус – негативное влияние на здоровье. Профессиональное заболевание — гипотония, то есть пониженное артериальное давление. Мне сложно планировать личную жизнь, так как я часто отсутствую дома. (Бортпроводник.)
3. Что общего у ЭВМ и коровы? (Профессия человека, их обслуживающего, называется оператор – оператор ЭВМ и оператор машинного доения.)
4. Кем бы могли работать в наши дни:
– Волк из сказки «Волк и семеро козлят» (пародистом);
– Красная шапочка (социальным работником);
– кот Матроскин из Простоквашино (коммерсантом, животноводом, председателем колхоза).
Игра «Кто больше знает профессий?»
Задание. СЛАЙД №10
Назовите профессии, к которым вы больше склонны, которые вам нравятся.
Задание. СЛАЙД-11
Знаете ли вы, что существует наука, которая помогает нам разобраться в многообразном мире профессий? Ваша задача — из предложенных букв составить название этой науки (профессиография).
Тест. СЛАЙД№12
Тест
Я предлагаю двум ученикам подойти к доске и написать в колонку одному положительные качества профессии, став на минуту оптимистом, другому – отрицательные качества профессии, став на минуту пессимистом. А вы, ребята, им поможете.
Итак, например, очень популярная в наше время профессия - журналист.
Проверим, насколько реально мы можем ее оценить, каков уровень осведомленности о ней.
Оптимист:
Работа имеет огромное общественное значение;
Высокая заработная плата;
Встречи с интересными людьми;
Командировки, дающие возможность многое увидеть;
Использование современной техники.
Пессимист:
Трудности, связанные с устройством на работу;
Частые командировки, осложняющие личную жизнь;
Трудности получения образования (наличие печатных работ);
Большая ответственность;
Нервные перегрузки;
Ненормированный рабочий день;
Постоянное общение с людьми.
Вывод: Выбирая эту профессию необходимо взвесить все «за» и «против» и выбор этот для каждого индивидуален.
Проект Слайд №13
Предложить фантастический проект — придумать профессию будущего и обосновать ее важность (оценивается оригинальность).
Проверка домашнего задания. Слайд №14
1.Вы должны были сделать презентацию о профессии или написать сочинение, которая вам нравится.
Итог урока.
Слайд №15
Чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимо три условия:
работа должна быть вам по силам, она не должна быть изнуряющей, и ей должен сопутствовать успех.
Дж.Рескин
Дорога жизни-счастливая судьба. Слайд №16
Рефлексия. Слайд №17
- Вам предстоит подвести итог урока: что узнали нового на уроке, как работали ваши товарищи – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
- По цепочке продолжите предложения, данные на экране, можно дать оценку урока высказав своё мнение одним предложением.
Я начну: «Мне понравилась работа на уроке…» (перечисляю Ф.И.учащихся).
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- теперь я могу…
- я приобрел…
- я научился…
- я попробую…
- мне захотелось…
- Я желаю всем вам найти своё место в жизни, выбрать профессию по душе! Спасибо за работу на уроке!
Для слайда 8 по гиперссылки типы профессий слайды -18-22
Использованная литература и интернет –ресурсы:
http://900igr.net/kartinki/chelovek/Professii-3.files/051-Aktrisa.html
http://serpeika.com/education/eg_podgotovka6/testy/
http://www.xrest.ru/original/826371/
http://fashionforyou.ru/Rabota_i_zarbotok/prof.html
http://etranger.sgencfdt.free.fr/actu/200510_BR.htm
http://murmanmed.ru/news/world-news/558-12-maya-mezhdunarodnyj-den-mediczinskix-sester
http://ru.picscdn.com/domain/eduprof.ru/
http://www.newyork.ru/common/arc/story.php/288022
http://spectr.info/science/
http://chat.urfo.org/science/348636.html
http://www.my-ussr.ru/sovetskie-diafilmy/uchebnye/436-zhizn-pervobytnyh-ljudej.html
http://school76.yar.ru/menu/work/sport/2.htm
http://avangardi.blog.bg/izkustvo/2008/01/27/karl-briulov-galeriia-jivopis.157199
http://blogs.mail.ru/mail/stipel-o/3E92473CF28C0FDE.html
http://www.learn-math.info/russian/historyDetail.htm?id=Wiener_Norbert
http://amnesia.pavelbers.com/patefon.htm
http://mistergid.ru/children/page/2559/
http://mistergid.ru/children/page/2559/
shkolazhizni.ru
odessatourism.in.ua
http://papa-vlad.narod.ru/photo/chelovek/Professii-01.files/Professii-01.html -
http://www.agtu.ru/ic/2otdelprofor/kemstat_faq.html
http://rodn-i-k.narod.ru/as_prof/npo_spb/nev.htm
http://www.fio.vrn.ru/2007/3/2.html
http://www.babloid.ru/forbrains/2008/
http://kompas.zouo.ru/index.php?id=89
http://cor.edu.27.ru/dlrstore/8a68cef3-41d0-4dcb-aa74-6ccd40f7eb15/pr.htm
http://www.photoline.ru/cgi-bin/cr1/new.pl?now=98400&prevprt=on
http://www.altobr.ru/educational-catalog.html?mod=educ&id=1888
http://www.livny.biz/arhiv.php?page=6
http://arhilat.build2.ru/
http://zavod-72rus.ucoz.com/news/2010-11-02
http://www.liveinternet.ru/users/3021492/music/ худ
http://papa-vlad.narod.ru/photo/chelovek/Professii-6.files/022-Prodavets-odezhdy.html
http://ggptu230.gomel.by/Zakr.html
http://infomsk.ru/zdorovye/news/1506nazvan_luchshiy_vrach_omska
Обучение технологии в средней школе 5-11 класс.Байбородова Л.В.Серебренников Л.И..
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС Москва 2004.
Профориентация в школе: игры,упражнение,опросники. 8-11 классы. Н.С. Пряжников. ООО «ВАКО»,2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие "Твоя жизнь. Твои возможности. Твой выбор"
Занятие рассчитано на учащихся 8-11 классов. Его лучше проводить с небольшой группой детей, чтобы у каждого ребенка была возможность активно включиться в работу и обсуждения....
"Стог дорог - одна твоя"
Тема классного часа: «СТО ДОРОГ – ОДНА ТВОЯ»Цели:- образовательная: формирование мотивации в выборе профессиональной области; формировать представление о профессиях разных предметных областей;- развив...
Единый день профориентации "Сто дорог - одна твоя"
Программа подготовки и проведения городского профориентационного мероприятия "Сто дорог - одня твоя"...
Сто дорог – одна твоя (по профориентации).
Помочь подросткам в выборе профессии с учетом не только их желаний, но и с учетом информации о себе и мире профессий...
Проект профориентации «100 дорог – одна твоя».
Создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества....
Квест-игра "Сто дорог - одна твоя"
Цель: создание позитивной мотивации учащихся к осознанному выбору будущей профессии через активную творческую и познавательную игру.Задачи мероприятия:предоставить возможность проявить индивидуальные ...
Неделя профориентации "Сто дорог - одна твоя" (форма проведения: квест-игра)
1. План проведения недели профориентации 2021г.2. Творческий отчёт о проведение недели профориентации "Сто дорог - одна твоя"....