Лоскутное шитье - как один из видов декоративно-прикладного искусства
план-конспект урока по технологии (6 класс) по теме

Поносова Вера Вениаминовна

Урок  расширения знаний и умений по обработке ткани в лоскутной технике. Формирования интереса обучающихся к данной технике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл loskutnoe_shite.docx64.66 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: технология

Тема: «Лоскутное шитье - как один из видов декоративно-прикладного искусства»

6 класс

Раздел: «Рукоделие. Художественные ремесла»

Составила:

учитель высшей квалификационной категории Поносова Вера Вениаминовна

Цель урока: создать условия для формирования интереса обучающихся к расширению знаний и умений по обработке ткани в лоскутной технике.

Задачи урока: 

Образовательная – способствовать расширению знаний о лоскутном шитье; научить учащихся применять полученные ранее знания при работе с лоскутом; знать алгоритм работы для изготовления изделий из лоскута геометрической формы; научить учащихся подготавливать ткань к работе; подбирать по цвету лоскутки ткани.

Развивающая – активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе сбора информации для создания изделий в лоскутной технике.

Воспитательная – способствовать формированию и развитию творческих способностей и эстетического вкуса учащихся.

Оборудование урока: 

  • образцы швейных изделий выполненных в лоскутной технике;
  • образцы кусочков ткани;
  • интерактивная доска Smart Board, компьютер, ноутбуки;
  • мультимедийная презентация «лоскутное шитье».

Ход урока

I. Организационный момент

  • приветствие;
  • дети в классе сидят по группам (три группы);
  • проверка готовности учащихся к уроку.

II. Тема урока

Учитель: Сегодняшний урок мы начнем с разгадывания кроссворда, ключевое слово которого определит тему урока. (Учитель задает вопросы, девочки отвечают, записывают на интерактивной доске слова)

  1. Инструмент для ручной работы с тканью. (Иголка)
  2. Вид волокна растительного происхождения. (Хлопок)
  3. Нити, идущие вдоль кромки ткани. (Основы)
  4. Специалист ткацкой фабрики. (Ткачиха)
  5. Что происходит с некоторыми тканями после стирки или утюжки? (Усадка)
  6. Поперечные нити в ткани. (Уток)
  7. Инструмент для раскроя ткани. (Ножницы)
  8. Вид волокна животного происхождения. (Шелк)

Учитель: Девочки, назовите ключевое слово.

- Получилось слово «лоскуток».

На уроках технологии мы учимся шить. Когда раскраиваем любое изделие, остаются обрезки ткани. Обычно мы выбрасываем их. Много текстильных отходов накапливается на швейных фабриках и в ателье. Это становится определенной проблемой.

Девочки, сегодня я предлагаю вам решить эту проблему. И ответить на вопрос «Как можно использовать лоскутки ткани?».

Ответы учащихся:

Из лоскута можно

  • сшить лоскутную куклу оберег,
  • набивать самодельные мягкие игрушки,
  • сшить сувениры,
  • сшить изделия, сшивая лоскутки в единое полотно.

На слайде эффект «шторка». После ответов учащихся «шторку» открыть. Возможно, у детей появятся другие варианты использования лоскутков, их дописать на доске.

Учитель: Девочки, вы назвали несколько возможных решений проблемы. Сегодня мы познакомимся с одним из способов использования лоскутков ткани.

Тема урока «Лоскутное шитье - как один из видов декоративно-прикладного искусства» (записать тему урока в тетрадь).

III. Изучение нового материала

Предлагаю найти информацию о лоскутном шитье (в книгах, справочниках, Интернете).

Задание группам.

Группа № 1 - Ответить на вопрос: Что понимают под сочетанием слов «лоскутное шитье»?

Группа № 2 - Ответить на вопрос: В чем особенность появления лоскутного шитья в России?

Группа № 3 - Ответить на вопрос: Какие инструменты и приспособления нужны для работы с лоскутками. Какие изделия можно создавать из лоскута?

Дети работают в группах.

Послушаем каждую группу и обобщим ответы.

Учитель: Из выступления мы узнали, что изделия из лоскутов ткани, как вид народного творчества приобрело в последнее время большую популярность. Для работы с лоскутками не надо много материальных затрат. Техника лоскутного шитья очень поста.

Лоскутное шитьё — вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных и пёстрых кусочков ткани (лоскутков) с определённым рисунком. В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой.

Чтобы изделие, сшитое из лоскутков, получилось красивым и долговечным необходимо знать несколько правил.

Подготовка ткани к работе

Определение прочности окраски (провести опыт). Если необходимо выполнить изделие, которым будут часто пользоваться и, следовательно, будут стирать, то, чтобы не испортить вещь после первой стирки, лучше сразу проверить прочность окраски используемых материалов. Выполнить это несложно. Берут небольшой кусочек ткани, смачивают его водой и утюжат на белой поверхности. Если на ней останется след, значит, окраска ткани не устойчива. Такие материалы нежелательно использовать в работе, лучше их заменить другими.

Если же изделие не будет подвергнуто обработке водой (панно, стенной коврик и т.п.), то для его изготовления можно использовать любые ткани.

При работе с лоскутками нужно учитывать цвет в изделии. Многие мастерицы-рукодельницы, обладают врожденным чувством цвета, интуитивно сочетают расцветки и создают изделия, отличающие тонкостью цветовых решений, пропорциональностью частей, ритмичностью. И все же, чтобы лучше ориентироваться в многочисленных цветах и оттенках, следует иметь некоторые представления о свойствах цвета. Ведь в лоскутном изделии общий колорит, цветовые пятна являются основными способами выражения художественного замысла. Правильно воплотить их помогают законы гармонии, построенные на цветовом спектре.

Рассмотрим цветовой круг. Существуют три основных цвета: красный, синий и желтый. От смешивания этих основных цветов образуются все остальные. Из двух основных цветов получают промежуточные цвета. Соединение красного цвета с желтым дает - оранжевый, желтого с синим – зеленый, синего с красным – фиолетовый.

Оранжевый цвет противоположен синему, и в природе эти цвета контрастны. Контрастные цвета дополняют друг друга и дают красивое сочетание. Такие цвета называют дополнительными, и в цветовом кругу они находятся друг против друга. Чистые цвета, расположенные по цветовому кругу от красного к зеленому через желтый, являются теплыми. Все цвета от красного к зеленому через синий являются холодными.

Обычно изделия выполняются в каком-то одном тоне – теплом или холодном, но элегантность и живость всей работе придает небольшое количество контрастных по цвету деталей.

Все цвета, расположенные в цветовом круге, называют хроматическими. Белый, черный и все оттенки серого называются ахроматическими. Они используются в сочетании с различными хроматическими цветами, чаще как разделяющие, нейтральные или для смягчения активного цвета.

Планируя шить изделие из лоскутков, в первую очередь нужно отталкиваться от самого изделия и четко представлять в каком окружении оно будет использоваться, затем подбирать лоскутки. Наиболее употребимы в лоскутном творчестве ткани с мелким растительным рисунком, занимающим все поле ткани. С крупным рисунком нужно быть осторожнее. Неудачно подобранный рисунок лоскута (например, резкие, контрастные линии крупного рисунка ткани) может нарушить композицию полотна.

Стирка и накрахмаливание тканей. Изделие из лоскутов хорошо выглядит и меньше пачкается, если ткань, из которой оно выполнено, накрахмалить. Для этого материал необходимо выстирать с применением стирально-моющих средств (СМС). Затем приготовить крахмал. Крахмал (картофельный, кукурузный) разводят в небольшом количестве холодной воды. Затем, выливают тоненькой струйкой в кипяток, постоянно помешивают. На15—20 г крахмала (столовая ложка без горочки) берется 1 л воды. (рецепт приготовления крахмала записать в тетрадь)

Показать, для сравнения, накрахмаленную и не накрахмаленную ткань.

Что же за техника такая «лоскутная»? Давайте с ней познакомимся.

Техника лоскутного шитья включает в себя несколько направлений. К ним относятся:

  • сшивание лоскутков геометрической формы;
  • аппликация;
  • сшивание лоскутков различных, неправильных форм. (записать в тетрадь направления)

В лоскутном шитье геометрический орнамент играет ведущую роль. Технология соединения простых по форме деталей проще, чем соединение деталей сложных геометрических или лекальных форм. Простые, лаконичные очертания зрительно воспринимаются лучше, чем сложные и многодетальные формы. Вот почему именно геометрический орнамент наиболее употребим в лоскутном шитье.

На Руси шили лоскутные полотна, используя в основном такие формы деталей рисунка, как полоска и треугольник. И называлось это «шить шпалами» и «уголками». В современном лоскутном шитье существует большое разнообразие рисунков, орнаментов, зачастую имеющих сложную геометрию, состоящих из деталей различных форм и размеров.

Сегодня мы рассмотрим и поработаем с самыми простыми лоскутными узорами из геометрических форм

а) Шитьё из полосок.img3.jpg (31187 bytes)

Это один из самых простых способов лоскутного шитья – сборка полотна из полосок, выкроенных по долевой нити. Выполнить эту модель легко сможет начинающая мастерица.

Блок - фрагмент рисунка в лоскутном шитье (записать в тетрадь определение).

б) Набор из треугольников часто включают в мозаичный узор. Отработав приёмы сбора треугольников, вы сможете выполнить многие традиционные узоры и самостоятельно разработать свой неповторимый орнамент (узор, блок).http://festival.1september.ru/2004_2005/articles/210856/img2.jpg

в) Это шитьё из квадратов, его часто применяют в мелкой мозаичной сборке, а при соединении квадратных блоков с лоскутным узором в полотно одеяло, салфетки.http://festival.1september.ru/2004_2005/articles/210856/img1.jpg

Вопросы:

  • Девочки, как можно соединять лоскутки? (ответ - Ручными стежками и на швейной машине)
  • Как вы думаете, есть профессия, связанная с лоскутным шитьем? (Дети предлагают варианты ответов) Лоскутница - профессия швеи, которая соединяет лоскутки в единое полотно, композицию.

IV. Практическая работа

Девочки, прежде чем приступать к изготовлению любого изделия надо наметить план работы. Мы знаем алгоритм работы со швейными изделиями (фартук, юбка). Попробуем составить алгоритм работы для изготовления изделий из лоскутков геометрической формы. Учитель фиксирует предложения детей на доске и корректирует их. На слайде эффект «шторка». После ответов учащихся «шторку» открыть.

Алгоритм работы для изготовления изделий из лоскутков геометрической формы

1.        Составить эскиз изделия или отдельного блока

2.        Подобрать необходимые ткани по цвету и фактуре

3.        Изготовить шаблоны

4.        Раскроить

5.        Соединить детали между собой в блоки

6.        Соединить блоки в изделие

7.        Окончательная обработка изделия

Самое простое изделие из лоскутков – это прихватка. С нее мы и начнем освоение техники лоскутного шитья (работа рассчитана на три занятия). Возможно, составив орнамент для простого изделия, в дальнейшем вы сошьете более сложное (одеяло, наволочку на декоративную подушку).

Сегодня мы создадим эскиз будущей прихватки. Будем работать не в тетради, как обычно, а на компьютере в графическом редакторе. ( У каждой девочки ноутбук)

Задание для всех - создать эскиз прихватки.

Задание группам

Группа № 1 – составить эскиз прихватки из полосок в графическом редакторе. Выбрать наиболее удачный эскиз в группе и представить его классу.

Группа № 2 – составить эскиз прихватки из треугольников в графическом редакторе. Выбрать наиболее удачный эскиз в группе и представить его классу.

Группа № 3 – составить эскиз прихватки из квадратиков в графическом редакторе. Выбрать наиболее удачный эскиз в группе и представить его классу.

Перед вами последовательность выполнения практической работы в графическом редакторе. (Учащиеся читают памятки)

  • Внимательно прочтите. Что вам непонятно?
  • Предупреждение о возможных ошибках.

Вы получили задание по группам, изучили последовательность работы в графическом редакторе. Ваша задача создать эскиз прихватки.

В процессе работы учитель консультирует учащихся в группах, проводит текущий инструктаж. В конце практической работы каждая группа выбирает наиболее удачные эскизы и представляет их классу.

Отчёт групп о выполненной работе.

Выставление отметок по творческим группам.

V. Рефлексия

Учитель:

Чему вы сегодня научились?

Что нового узнали на уроке?

Как можно решить проблему накопления лоскутков?

Пригодится ли вам в жизни владение техникой лоскутного шитья?

Девочки отвечают на вопросы.

VI. Домашнее задание

  1. Принести кусочки ткани для прихватки, картон для шаблонов, принадлежности для шитья.
  2. Определить прочность окраски кусочков ткани.
  3. Попробовать накрахмалить кусочки ткани, если это необходимо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока «Чувашский национальный костюм, как один из видов декоративно-прикладного искусства».

занятие посвящено знакомству с чувашским национальным костюмом, истории возникновения тряпичной куклы...

Методическая разработка урока «Чувашский национальный костюм, как один из видов декоративно-прикладного искусства».

занятие посвящено знакомству с чувашским национальным костюмом, истории возникновения тряпичной куклы...

Конспект занятия по ознакомлению с видами декоративно-прикладного искусства. Лоскутное шитьё.

Коспект содержит основной учебно-методический материал по теме....

Виды декоративно-прикладного искусства Лоскутное шитье

Виды декоративно-прикладного искусства. ...

Разработка урока по технологии «Вышивка – один из видов декоративно-прикладного искусства» 6 класс

Разработка урока по технологии «Вышивка – один из видов декоративно-прикладного искусства» 6 класс...

"Фелтинг, как один из видов декоративно-прикладного искусства"

Валяние из шерсти (фелтинг-англ., фильцевание-нем.)—это особая техника рукоделия, в процессе которой из непряденой шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, па...