Интегрированный урок черчение - МХК. «Наличник – лицо дома».
методическая разработка по технологии (7 класс) по теме

Мальцева Елена Николаевна

 Тема урока: «Наличник – лицо дома»

     Сегодня проблема  сохранения традиционных духовных и культурных ценностей стоит особенно остро. Необходимо воспитывать уважение и бережное отношение к традиционной русской культуре. Для освоения темы урока используются презентация «Наличник – лицо дома» и макет наличника окна.

Цель урока.

    Расширить представление о традиционной русской культуре, показать преемственность древнерусской традиции  в декоративном оформлении русского дома.

Задачи урока.

1.     Познакомить с особенностями символического языка древнерусского орнамента;

2.     Научить, с помощью сопряжения и способов деления окружностей на равные части, выполнять элементы традиционной русской резьбы;

3.     Воспитывать бережное отношение к примерам русской домовой резьбы, как к составной части национальной русской культуры;

4.     Развивать творческие,  композиционные  способности.

 

 Ход  урока.

1.     Организация  деятельности.

2.     Вступительное слово учителей МХК и черчения .

3.     Работа над новым материалом.

-  Презентация (МХК + черчение): красота и гармония деревянных сооружений на Руси; резьба – произведение искусства; наличники – лицо дома; сходство элементов наличников и заставок рукописных книг, киотов, женских головных уборов; повторяющиеся узоры – обереги; язык орнаментов; солярные символы; «берегиня»; символы земли, воды, зооморфные мотивы.

-  Рефлексия: какие из перечисленных элементов вы видите на рисунке?

-  Повторение способов деления окружности на равные части для выполнения солярных символов (черчение).

     4.  Самостоятельная работа учащихся.

Пособие: макет наличника окна.                                                   Принадлежности: плотная бумага, циркули, карандаши и ножницы.      

         - Повторение темы «Сопряжение дуг двух окружностей». Проверка домашнего задания и использование готовых элементов для декора наличника.

          - Разделение на группы.

          - Выполнение элементов резного декора. Составление самостоятельной          

          композиции декора ставни. Работа группами и индивидуально.

     - Афиширование работ.

 

5.     Итог  урока.

Рассмотрим результаты коллективной работы.

Заключительное слово учителя черчения. Если вы будете куда-нибудь ехать по российским дорогам, понаблюдайте за пробегающими мимо домами, за их окошками. Остановитесь рядом с домом с наличниками, сфотографируйте его. Не за горами будущее, когда таких домов может совсем не будет! Ловите момент, пока еще можно воочию полюбоваться старинными русскими домами.

6. Домашнее задание. Учитель МХК.

Выполнить эскиз собственного наличника на основе изученного материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

                            Интегрированный урок

                                  МХК и черчения

 Тема урока: «Наличник – лицо дома»

     Сегодня проблема  сохранения традиционных духовных и культурных ценностей стоит особенно остро. Необходимо воспитывать уважение и бережное отношение к традиционной русской культуре. Для освоения темы урока используются презентация «Наличник – лицо дома» и макет наличника окна.

Цель урока.

    Расширить представление о традиционной русской культуре, показать преемственность древнерусской традиции  в декоративном оформлении русского дома.

Задачи урока.

  1. Познакомить с особенностями символического языка древнерусского орнамента;
  2. Научить, с помощью сопряжения и способов деления окружностей на равные части, выполнять элементы традиционной русской резьбы;
  3. Воспитывать бережное отношение к примерам русской домовой резьбы, как к составной части национальной русской культуры;
  4. Развивать творческие,  композиционные  способности.

 Ход  урока.

  1. Организация  деятельности.
  2. Вступительное слово учителей МХК и черчения .
  3. Работа над новым материалом.

-  Презентация (МХК + черчение): красота и гармония деревянных сооружений на Руси; резьба – произведение искусства; наличники – лицо дома; сходство элементов наличников и заставок рукописных книг, киотов, женских головных уборов; повторяющиеся узоры – обереги; язык орнаментов; солярные символы; «берегиня»; символы земли, воды, зооморфные мотивы.

-  Рефлексия: какие из перечисленных элементов вы видите на рисунке?

-  Повторение способов деления окружности на равные части для выполнения солярных символов (черчение).

     4.  Самостоятельная работа учащихся.

Пособие: макет наличника окна.                                                   Принадлежности: плотная бумага, циркули, карандаши и ножницы.      

         - Повторение темы «Сопряжение дуг двух окружностей». Проверка домашнего задания и использование готовых элементов для декора наличника.

          - Разделение на группы.

          - Выполнение элементов резного декора. Составление самостоятельной          

          композиции декора ставни. Работа группами и индивидуально.

     - Афиширование работ.

  1. Итог  урока.

Рассмотрим результаты коллективной работы.

Заключительное слово учителя черчения. Если вы будете куда-нибудь ехать по российским дорогам, понаблюдайте за пробегающими мимо домами, за их окошками. Остановитесь рядом с домом с наличниками, сфотографируйте его. Не за горами будущее, когда таких домов может совсем не будет! Ловите момент, пока еще можно воочию полюбоваться старинными русскими домами.

6. Домашнее задание. Учитель МХК.

Выполнить эскиз собственного наличника на основе изученного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок математики и черчения 9 класс "Построение правильных многоугольников"

интегрированный урок математики и черчения 9 класс "Построение правильных многоугольников"...

Интегрированный урок(информатика+черчение) в программе автоматизированного проектирования КОМПАС 3D

Автор:Лесик-Ауприйчук Оксана Степановна           Буренко Наталья АлександровнаИнтегрированный урок "Построение модели детали в программе автоматизиро...

Интегрированный урок(информатика+черчение) в программе автоматизированного проектирования КОМПАС 3D

Автор:Лесик-Ауприйчук Оксана Степановна           Буренко Наталья АлександровнаИнтегрированный урок "Построение модели детали в программе автоматизиро...

Интегрированный урок (математика и черчение) 10 класс

Графическое построение сечения геометрического тела наклонной плоскостью и вычисление площади данного сечения....

Методическая разработка интегрированного урока (черчение-технология)

Данную разработку интеграции (черчение-технология) можно использовать в 8 классе в сотрудничестве с учителем технологии....

Интегрированный урок черчения и геометрии в 9 классе" Деление окружности на равные части. Построение правильных многоугольников"

Открытый урок в 9 классе по черчению и геометрии по теме "Деление окружности на равные част. Построение правильных многоугольников." дает возможность учителям показать использование на практике теорет...

Интегрированные уроки черчения

Опыт интегрированных уроков. Материал к вебинару «Метод проектирования в образовательном процессе в условиях интеграции общего и дополнительного образования»....