Интегрированные уроки черчения
материал

Дементьева Ольга Николаевна

Опыт интегрированных уроков. Материал к вебинару «Метод проектирования в образовательном процессе в условиях интеграции общего и дополнительного образования».

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт интегрированных уроков черчения и 3 D -моделирования МАОУ «Гимназия №42» Дементьева Ольга Николаевна, учитель черчения

Слайд 2

Формирование целостной картины мира – актуальная задача образования Интеграция Проектная деятельность Научно - исследовательская деятельность Проблемное обучение и т.д.

Слайд 3

Интеграция (от лат. integratio — «соединение») — процесс объединения частей в целое. В педагогике - это процесс приспособления и объединения определенных элементов или частей разных видов учебной деятельности в единое целое при условии их целевой и функциональной однотипности.

Слайд 4

Интегрированный урок особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

Слайд 5

Интегрированный урок черчения и 3D- моделирования. Тема: Развертки поверхностей геометрических тел.

Слайд 6

1. Выбор геометрического тела

Слайд 7

2. Построение развертки

Слайд 8

2. Построение развертки

Слайд 9

3. Оцифровка чертежа и лазерная резка

Слайд 10

4. Сборка объемной модели

Слайд 11

5. Сравнить полученный результат

Слайд 12

Задачи: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно); рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях – теория и практика (очень разные области); организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.

Слайд 13

3 D -моделирование

Слайд 14

Печать на 3 D -принтере

Слайд 15

Разъемные модели



Предварительный просмотр:

Одна из традиционных, но актуальных задач образования – формирование целостной картины мира. Есть много разных направлений в работе педагога, которые помогают решать эту задачу, в том числе и интеграция.

Латинское слово «integratio» принято к употреблению во многих значениях, нам больше подходит  такое определение – процесс объединения частей в целое. Отсюда следует, что интеграция в методике преподавания — это процесс приспособления и объединения определенных элементов или частей разных видов учебной деятельности в единое целое при условии их целевой и функциональной однотипности.

Интегрированный урок-это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

 В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Чаще всего интегрируются общеобразовательные предметы близкой направленности: литература и изобразительное искусство или музыка, геометрия и черчение и т.д.

 На слайде представлен интегрированный урок ИЗО, информатика, технология. Создание печатного альбома детских работ ко Дню космонавтики. Учащиеся выполняли работы в разных техниках: рисунок, аппликация, живопись, потом их через документ камеру оцифровывали, готовили страницы в программе PowerPoint, распечатывали, ламинировали и брошюровали.

Такие уроки обязательно нужно проводить для учащихся старшей колы. Актуальная потребность подросткового возраста — стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Удовлетворение этой потребности расширяет круг общения подростка – подростку нужно выходить за рамки школьного общения – не только учитель должен присутствовать в жизни ребенка, но и другие взрослые люди, которые тоже несут знания и умения.

Поэтому следует обратить внимание на РАЗНЫЕ виды деятельности, не только классно-урочные, но и виды деятельности, которые предоставляет нам дополнительное образование. На сегодняшний день они очень широки.

Чтобы получить представление о целостном процессе создания чего-либо, ребенок должен пройти все стадии - от замысла, до полного воплощения идеи и самое главное - сравнить полученное с задуманным. Только тогда становится понятно, почему именно такая последовательность действий, почему такие требования к выполнению чертежей, а не просто по тому, что так сказал учитель или написано в учебнике.

Такой урок, а точнее несколько мы придумали совместно с педагогом дополнительного образования, руководителем  студии 3-D моделирования.

Общая идея: изучая тему «Развертки поверхностей геометрических тел» в рамках урока можно познакомить учащихся с понятийным аппаратом, способами выполнения разверток, в лучшем случае успеть начертить. Такой подход совсем не вызывает повышенного интереса к материалу урока и не несет большой практической ценности для учащегося. Но если, предложить пройти полную «технологическую цепочку»:

1. Выбрать конкретное геометрическое тело; можно предложить самостоятельный выбор, можно так называемую «лотерею». Желательно, чтобы не было повторений.

2. построить развертку поверхности конкретного геометрического тела; тут ведущая роль у учителя черчения. Как построить, какие использовать формулы для расчета образующих. Чем нужно дополнить чертеж? Ведь это не просто развертка, геометрическое тело нужно будет склеить, значит, нужны места приклеивания, и тут тоже нужно подумать и сделать их оптимальное количество. А это значит, чертеж развертки нужно доработать.

3. разобраться в процессе переноса чертежа в программу для плоттера. Эту область берет на себя педагог дополнительного образования. Один из вариантов, учащиеся смотрят, как работает педагог, второй - более продвинутый, учащиеся выполняют работу с помощью педагога. Сам процесс печати с лазерной резкой тоже интересен!

4.  потом собрать объемную модель из «выкройки» которую изготовил и принес с собой на 2 урок по теме Развертки.

5. и сравнить полученное геометрическое тело со своим изначальным замыслом, тут нужно обязательно устроить публичную презентацию своей работы, показать какое тело было начерчено, и какое оно получилось в объеме.

Вот тогда возникает целостная картина технологического процесса изготовления не только объемной модели геометрического тела, а вообще любого изделия.

Для этой цели и нужно использовать возможности дополнительного образования. В рамках одного школьного урока реализовать это практически невозможно – время ограничено, недостаточно современного технологичного оборудования.  Но, если есть возможность учащемуся в свободное от уроков время прийти в мастерскую и  с помощью опытного специалиста выполнить часть работы, а потом, вернувшись на следующий урок с готовым материалом для завершения проекта, тогда такой мини-проект вполне осуществим.

Такой интегрированный урок позволит решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.

Вот  некоторые из таких задач:

  • повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
  • рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях – теория и практика (очень разные области);
  • организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.

3Д-моделирование очень ценный помощник для учителя черчения. Одна из трудностей современных детей – они не могут воспринимать большой объем информации на слух. Они в большинстве своем – визуалы, им нужно увидеть, прежде чем представить. Ведь с самого детства они большую часть времени смотрят телевизор, ролики в интернете, с компьютера или планшета и смартфона. Читать книгу и представлять это прошлый век, лучше посмотреть мультик… ролик, видео мастер-класса и т.д. Поэтому у многих очень плохо развиты пространственные представления. Представить, как будет выглядеть деталь в объеме, когда перед тобой на чертеже 3 вида – это очень сложно, а тем более представить деталь в разрезе. Так вот 3д - моделирование помогает частично решить эту проблему:

Во-первых, можно построить объемную модель детали в программе по 3Д моделированию и повращать, рассмотреть ее со всех сторон. Такой прием можно использовать при объяснении нового материала на уроке.

Во-вторых, можно изготовить разъемные модели любой сложности на современном оборудовании и демонстрировать на уроке. Ведь не секрет, что наглядных моделей для демонстрации на уроках черчения практически нет, все изготавливалось раньше самим учителем из дерева, картона или оргстекла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок математики и черчения 9 класс "Построение правильных многоугольников"

интегрированный урок математики и черчения 9 класс "Построение правильных многоугольников"...

Интегрированный урок(информатика+черчение) в программе автоматизированного проектирования КОМПАС 3D

Автор:Лесик-Ауприйчук Оксана Степановна           Буренко Наталья АлександровнаИнтегрированный урок "Построение модели детали в программе автоматизиро...

Интегрированный урок(информатика+черчение) в программе автоматизированного проектирования КОМПАС 3D

Автор:Лесик-Ауприйчук Оксана Степановна           Буренко Наталья АлександровнаИнтегрированный урок "Построение модели детали в программе автоматизиро...

Интегрированный урок (математика и черчение) 10 класс

Графическое построение сечения геометрического тела наклонной плоскостью и вычисление площади данного сечения....

Интегрированный урок черчение - МХК. «Наличник – лицо дома».

Тема урока: «Наличник – лицо дома»     Сегодня проблема  сохранения традиционных духовных и культурных ценностей стоит особенно остро. Необходимо воспитывать уважение и ...

Методическая разработка интегрированного урока (черчение-технология)

Данную разработку интеграции (черчение-технология) можно использовать в 8 классе в сотрудничестве с учителем технологии....

Интегрированный урок черчения и геометрии в 9 классе" Деление окружности на равные части. Построение правильных многоугольников"

Открытый урок в 9 классе по черчению и геометрии по теме "Деление окружности на равные част. Построение правильных многоугольников." дает возможность учителям показать использование на практике теорет...