Тема урока: «Расчёт стоимости изделия. Контроль и оценка качества готового изделия».
план-конспект урока по технологии (6 класс) по теме

Шанина Елена Михайловна

Цель урока:  Обобщить и систематизировать теоретические и практические знания и умения по разделу «Проектирование и изготовление изделий».Урок из раздела «Проектирование и изготовление изделий». Тема проекта общая: «Подарок маме». Учащиеся самостоятельно выбрали объекты труда, технику изготовления (вышивание, аппликация, макраме и т.п.), выполнили изделия. На уроках работали по плану выполнения проекта, заполняя пояснительную записку проекта. Я решила дополнить экономическое обоснование расчетом электроэнергии в 6 классе, а не как рекомендуется в 7 классе, т.е. поэтапно вводится новая информация расчета себестоимости изделия: в 5 классе – расчет материалов на изделие, в 6 классе – добавляется расчет электроэнергии, в 7 классе – затраты электроэнергии швейной машины, оплата труда.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Контроль и оценка качества готового изделия. Расчёт себестоимости изделия».

 Предмет: Технология               Класс: 6

                                                               Шанина Елена Михайловна,

                                                                            учитель технологии высшей категории                              

                                                                   МОУ ГСОШ г. Калязина Тверской области

Пояснительная записка. Урок из раздела «Проектирование и изготовление изделий». Тема проекта общая: «Подарок маме». Учащиеся самостоятельно выбрали объекты труда, технику изготовления (вышивание, аппликация, макраме и т.п.), выполнили изделия. На уроках работали по плану выполнения проекта, заполняя пояснительную записку проекта. Я решила дополнить экономическое обоснование расчетом электроэнергии в 6 классе, а не как рекомендуется в 7 классе, т.е. поэтапно вводится новая информация расчета себестоимости изделия: в 5 классе – расчет материалов на изделие, в 6 классе – добавляется расчет электроэнергии, в 7 классе – затраты электроэнергии швейной машины, оплата труда.  

Конспект урока.

Тема урока: «Расчёт стоимости изделия. Контроль и оценка качества готового изделия».

Цель урока:  Обобщить и систематизировать теоретические и практические знания и умения по разделу «Проектирование и изготовление изделий».

Задачи:

  • Познавательные задачи: Ознакомить с определением себестоимости с учетом потребляемой электроэнергии. Закрепить умения учащихся по оценке качества изделия. Научить учащихся применять элементы прикладной экономики при обосновании проекта.
  • Воспитательные задачи: Воспитывать у учащихся коммуникативные умения сотрудничать в группе, оказывать взаимопомощь при работе в группе.
  • Развивающие задачи: Развивать умение логично излагать свои мысли, анализировать, делать выводы при работе над проектом; развивать интерес у учащихся к предмету Технология через связь с жизнью.

Тип урока: комбинированный урок.

Техническое обеспечение урока: раздаточные таблицы «Контроль и оценка качества готового изделия», «Расчет себестоимости изделия», мультимедийная презентация к уроку, готовые изделия, стенд «Проект – твоя творческая работа», компьютер, м-м. проектор, экран.

Ожидаемый результат: Учащиеся на основе полученных знаний в пятом классе проведут контроль и дадут оценку качества предложенного изделия, чтобы потом применить эти умения при самоанализе своего изделия. Узнают новый пункт (расчет электроэнергии) при расчете себестоимости изделия и научатся рассчитывать себестоимость своего изделия. Это опережающее обучение, т.к. расчет электроэнергии будет производится ими только в 8 классе по физике. А это важно в практической жизни, учащиеся могут задуматься об экономии домашней электроэнергии. Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная, дается возможность сильным учащимся проявить лидерские качества в группе, а слабым почувствовать уверенность в своих силах.

Межпредметная связь: технология 5-7 кл.; математика: расчеты; физика – расчет электроэнергии; информатика: применение информационных технологий на уроках технологии; экономика - расчет себестоимости изделий. Знакомство с профессиями экономиста, бухгалтера, маркетолога, контролера ОТК.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Целеполагание.
  4. Изложение нового материала.
  5. Первичная проверка понимания.
  6. Закрепление.  

7.    Задание на дом.

                       

Конспект урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Проверка готовности         учащихся к уроку, выявление отсутствующих.  

Приветствие: Сегодня мы продолжаем  занятие по разделу:  «Проектирование и изготовление изделий». Тема нашего проекта  - «Подарок маме». Вы все старались и получили конечный результат – готовое изделие, т.е. цель, которую вы поставили выполнена. Здесь у вас и вышивка, и вязание, и плетение бисером, и макраме.  Я думаю, что вы доставите большую радость своим близким  такими чудесными подарками. Молодцы!

Положительный эмоциональный настрой учащихся

Актуализация знаний

- Представьте себе, что вы предприниматели, выпускающие сувенирную продукцию. Вы разрабатываете бизнес-проект своей фирмы.

Вспомните и назовите этапы выполнения творческого проекта.

- Вам на заключительном этапе проекта необходимо произвести оценку качества и расчет себестоимости выпускаемой продукции. Назовите профессии при выполнении заключительного этапа проекта.

- Сейчас проведем игру «Семинар профессионалов». Класс разбивается на четыре группы по четыре человека, в состав которых входят: контролеры ОТК, экономист,  бухгалтер, маркетолог. Каждой группе дается задание (см. Приложение).  Цель  каждой группы оценить  изделие по критериям и выставить баллы.

  1. Сейчас вы выступите в роли контролеров ОТКа. Перед вами – изделие (поделка учащихся прошлых лет: карандашница, мягкая игрушка и т.п.)  Дайте ему название.
  2.  Рассмотрите изделие и  заполните таблицу: «Оценка качества готового изделия».
  3. По окончании работы  представитель каждой группы «профессионалов»  сделает отчет.

- Закончили. Представитель группы сделайте вывод об оценке качества выполненного изделия. (Проводит проверку результатов работы учащихся).

- Я думаю, вам будет легко самостоятельно провести самоанализ вашего выполненного изделия.

Называют этапы выполнения проекта (подготовительный,технологический,

заключительный).

Сообщения учащихся см. в Приложении.

Самостоятельная работа учащихся в группах (заполняют таблицу «Оценка качества изделия» по критериям).

Выступление представителей групп с отчетом.

Целеполагание

- Уважаемые предприниматели! Продукция прошла проверку качества, готова к поступлению на рынок, в магазины. Как нам рассчитать, по какой цене будем продавать ее, сколько стоит изделие?

- Ваши ответы верные, но вы вышивали, вязали, делали сувениры не при дневном освещении, а при включенном свете. И сегодня мы научимся рассчитывать стоимость электроэнергии, затраченную при выполнении проекта. Тема урока: Расчет стоимости электроэнергии.

Ответы учащихся: надо рассчитать расход затраченных материалов.

Записывают в тетради тему урока.

Изложение нового материала

- В пятом классе при изготовлении фартука, вы рассчитывали стоимость необходимых для него материалов.

Расчет себестоимости фартука.

Наименование материалов

Цена за 1

единицу

продукции

(руб).

Расход материала на 1

единицу продукции

Стоимость

материала на 1

единицу

продукции

(руб).

Ткань ситец

25,0 руб.

1метр

25,0 руб.

Тесьма

6,0 руб.

1,5 метра

9,0 руб.

ИТОГО:

34,0 руб.

Стоимость затраченных материалов на фартук 34 рубля. Допустим все работы производились в комнате, которая освещалась люстрой с лампами накаливания    мощностью 60 Вт. Всего ламп 4 штуки.

W = 60 Вт х 4 = 240 Вт = 0,240 кВт

Стоимость 1кВт/ч электроэнергии  с = 2,80 руб.

На всю работу я потратила t = 24 часа

Тогда стоимость электроэнергии освещения

Сэ = W х t х с  = 0,240 х 24 х 2,80 =  16,128 рублей ~ 16 руб.

Общая себестоимость изделия

С фартука = С материалов + С электроэнергии освещения  = 34 + 16  = 50 руб.

Ответ учащейся у доски, поясняет пункты таблицы.

Записывают в тетради расчеты.

Первичная проверка понимания. Практическая часть

- Вернемся на заседание «Семинара профессионалов». Вы выступите в роли экономистов и бухгалтеров.

Заполните таблицу: «Расчет электроэнергии и определение себестоимости изделия».

Текущий инструктаж учителя: учитель контролирует, помогает при необходимости.

Для группы, которая быстрее справилась с заданием, предлагает выступить в роли маркетолога и найти варианты сбыта данного изделия, придумать рекламу.

Самостоятельная работа учащихся в группах (рассчитывают электроэнергию и определяют себестоимость изделия). 

Закрепление

- Закончили. Представитель группы назовите себестоимость изделия с учетом новых данных. (Проводит проверку результатов работы учащихся).

Выступление представителей групп с отчетом.

Итог урока

Анализ выполнения самостоятельной работы учащихся. Разбор типичных ошибок (таблица умножения).

-Молодцы! Справились с заданием. Почувствовали, как легче работать в группе?

Выставление оценок. Учитель называет учеников, которые активно работали в течение урока и правильно отвечали на вопросы. Беседа с учащимися о том, как, опираясь на полученные знания, в повседневной жизни можно рассчитать затраченную электроэнергию, и найти пути её экономии.

Приводят примеры экономии электроэнергии.

Задание на дом.

  1. Провести самоанализ выполненного изделия.
  2. Определить себестоимость вашего изделия с учетом расхода электроэнергии.
  3.  Определить варианты использования вашего изделия.
  4.  Придумать рекламу вашей фирме, (магазину).
  5. Подготовится к защите проекта.

На следующем уроке будет проходить защита ваших проектов.

Записывают  в тетради: ответить на пункты плана выполнения проекта.

 

Рефлексия учащихся

Что показалось интересным на уроке?

С каким настроением покидаете урок?

Высказывают своё мнение об уроке

Список литературы:

  1. Вахрушина М.А., Бухгалтерский управленческий учет, Изд. 6, М., Омега-Л, 2007.
  2.  Герчикова И.Н. Маркетинг: организация, технология – М. Высшая школа, 2006.
  3. Симоненко В.Д. Технология Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). Москва. Вентана-Граф, 2007.
  4. Симоненко В.Д. Технология Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). Москва. Вентана-Граф, 2007.

Приложение

Контроль и оценка качества готового изделия __________________.

Критерии оценивания

Да -  1 балл  

Есть недочеты (указать)  – 0 баллов

Количество баллов

Соответствует своему назначению

Качество изготовления изделия (прочность, стежки, крепление, аккуратность)

Эстетичный  вид изделия (сочетание цветов, оформление)

Трудоемкость выполнения изделия (сложность и объём выполненных работ)

Экономичность изделия

(время на изготовление, покупка материалов)

Экологические критерии  (загрязнение окружающей среды при производстве)

Мах  6 баллов

Итого                                                          

Группа №1

Определение стоимости электроэнергии (Сэ)

Дано:

Торшер с лампой накаливания

 мощностью 60 Вт

Время выполнения работы 4 часа

Стоимость 1 кВт*ч   = 2, 00 руб

Найти Сэ?

Определение себестоимости изделия (С)

Стоимость  ниток - 68 руб.

С =

Группа №2

Определение стоимости электроэнергии (Сэ)

Дано:

Люстра с 3 лампами накаливания мощностью 40 Вт

Время выполнения работы - 3 часа

Стоимость 1 кВт*ч  -  2, 40 руб.

Найти Сэ?

Определение себестоимости изделия (С)

Стоимость тесьмы - 36 руб.

С =

Группа №3

Определение стоимости электроэнергии (Сэ)

Дано:

Люстра с 5 лампами накаливания мощностью 60 Вт

Время выполнения работы - 3 часа

Стоимость 1 кВт*ч  -  2, 50 руб.

Найти Сэ?

Определение себестоимости изделия (С)

Стоимость лоскута - 15 руб.

С =

Группа №4

Определение стоимости электроэнергии (Сэ)

Дано:

Люстра с 3 лампами накаливания мощностью 75 Вт

Время выполнения работы -  4 часа

Стоимость 1 кВт*ч  -  2, 50 руб.

Найти Сэ?

Определение себестоимости изделия (С)

Стоимость мехового лоскута - 89 руб.

С =

Профессии

Контролёр ОТК (отдел технического контроля) следит за качеством всех видов выпускаемой продукции, обеспечением соответствия ее стандартам. Показатели качества - это точность размеров, надежность эксплуатации, удобство использования, соответствие ГОСТам, требования эстетики. Главная операция в работе контролера - сличение параметров продукции с показателями, указанными в ГОСТах, чертежах, технологической документации. Изделия при этом осматриваются "на глаз" или проверяются с помощью контрольно-измерительных инструментов, приборов. Контролер не только выявляет брак, но и изучает его причины и предлагает меры его профилактики.

Маркетолог  умеет анализировать спрос на товар и знает, как его продвигать. Он тщательно изучает рынки сбыта и на основе своих наблюдений и выводов даёт рекомендации руководителю предприятия о том, как лучше продавать товар. Он должен проводить разнообразные исследования, в результате чего узнавать о том, какой товар станет более интересным для покупателя и по какой причине.

Бухгалтеру нужно постоянно быть в курсе всех последних нововведений в области налогового и бухгалтерского учёта, иметь массу терпения и усидчивости, быть внимательным (ошибка в одной запятой может привести к непоправимым результатам). Бухгалтеру приходится общаться с проверяющими органами, которые зачастую стараются найти мельчайшие ошибки в его работе.

Экономист - специалист, занимающийся анализом финансово-хозяйственной деятельности предприятия  в целях ее улучшения. Экономисты собирают не только необходимый статистический материал, сводят его в таблицы, группируют, считают, планируют, но и сами являются организаторами производства. В процессе выполнения плана и при возникновении непредвиденных отклонений учитывают их и выдают руководству необходимые рекомендации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система контроля и оценки качества работы учителя»

Балльно-рейтинговая система оценки. Оценка результатов относительно индивидуального прироста показателей уровня физической подготовленности учащихся....

Статья-презентация "Роль методического объединения школы "Английский язык" в системе внутришкольного контроля и оценки качества знаний как фактор подготовки к итоговой аттестации"

Данная презентация содержит анализ деятельности методического объединения по организации контроля и оценки качества знаний как фактор подготовки к итоговой аттестации"...

Контроль и оценка качества естественнонаучного образования младших школьников

Контроль и оценка качества естественнонаучного образования младших школьников...

План урока «Контроль и оценка качества готового изделия».

План  урока по ФГОС (в табличной форме)...

Таблицы оценки качества готового изделия

Таблицы по оценке качества готового изделия для практической работы учащихся...

"Контроль и оценка качества готового изделия" 7 класс

quot;Контроль и оценка качества готового изделия" 7 класс...

Контроль и оценка качества образовательного процесса для обучающихся с ООП

Объекты оценки Структура  АООПУчебный планППкВНДИОМКачество урокаРабота с родителямиВоспитание и социализация...