Разработки учебных занятий 4 класс курс "Основы мировых религиозных культур"
план-конспект урока по теме
Разработки учебных занятий по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур". 1 занятие: тема "Нравственные заповеди". 2 занятие: тема "Семья - школа любви".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_orkse.zip | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Семья – школа любви»
Цель: создание условий для воспитания ценностного отношения к семье.
Задачи:
- дать представление об отношении к семье традиционных религий России;
- формировать отношение к семье, как значимой ценности в жизни каждого человека;
- формировать навыки самостоятельности в мыслительной сфере;
- обогащать, закреплять и активизировать историко-культурологический словарь школьников;
- способствовать развитию чувства благодарности и долга перед родителями, нравственного чувства сопереживания;
- воспитывать любовь и уважение к родителям, и чувство ответственности за свои поступки;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Оборудование: мультимедийное оборудование; словари С.И. Ожегова; видеофильмы «Петр и Феврония», «Не опоздайте…»; презентация «Семья – школа любви»; репродукции картин и фотографии известных авторов; тексты о семье.
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы снова встретились на нашем необычном уроке. Приглашаю вас совершить путешествие в мир духовной мудрости.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
1). Работа с иллюстративным материалом.
Учитель: Перед вами репродукции картин и фотографии известных авторов. Скажите, что изображено на них? А что общего между этими работами? (На картинах изображены семьи).
Учитель: Так вот темой нашего урока будет «Семья …» (часть темы закрыта). Но это не вся фраза. Остальную часть названия вы определите в ходе нашего урока.
Учитель: Что вы можете рассказать об этих семьях?
2). Работа со словарями С.И. Ожегова.
Учитель: А что вы понимаете под словом «семья»?
Найдите значение слова в словаре русского языка С.И. Ожегова. (Дети работают со словарями и зачитывают свои ответы).
1). Семья – группа живущих вместе близких родственников.
2). Объединение людей, сплоченных общими интересами.
3. Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний.
1). Работа с текстами о семье.
Учитель: Ребята, давайте посмотрим, как в православии именуется семья. Вашему вниманию предлагаются тексты. Прочитайте и скажите, как же именуется семья Церковью.
Текст: Семья в православии часто именуется Церковью, только не большой, в которой есть епископы и священники, а маленькой, малой, но тоже Церковью. Первые христиане часто и свои храмы устраивали в жилищах и только потом стали строить для них специальные здания.
Учитель: Скажите, что такое брак? (Союз мужчины и женщины).
2). Работа со словарями С.И. Ожегова.
Найдите значение слова в словаре русского языка С.И. Ожегова
1). Брак – семейные супружеские отношения между мужчиной и женщиной. 2). Сопровождаемое обрядом бракосочетания христианское таинство вступления в супружество.
Вывод: Обратите внимание христианское таинство. Православные верующие считают, что Сам Бог благословляет любящих друг друга.
3). Просмотр анимационного фильма «Святые Петр и Феврония».
Учитель: В православии есть святые, которые считаются покровителями супружества. К ним в своих молитвах обращаются верующие за помощью в семейной жизни. Кто знает, что это за святые? (Петр и Феврония).
Супружеская чета стала символом той самой большой и чистой любви, преодолевающей все преграды. День их памяти — 8 июля. К святым праведникам стали обращаться с молитвой все желающие, прося поддержки и помощи в любовных и семейных вопросах. Международный день семьи отмечается 15 мая.
А когда отмечают День Семьи в России? (Праздник отмечается 8 июля).
Учитель: В иудаизме брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной еще первым людям – Адаму и Еве. Бездетность, в свою очередь, считалась огромным наказанием, равносильным смерти.
Учитель: И в христианстве многодетная семья считалась Благословением Божьим.
Мне очень хочется познакомить вас с удивительной сербской народной сказкой. Кстати, сербы принадлежат к православной религии. Называется сказка «Золотое яблочко».
Жили-были муж с женой. Жили они в достатке, ни в чем себе не отказывая, и ни в чем у них не было нужды. Как-то раз вечером муж вернулся домой и рассказывает жене: « Каждый вечер прохожу я мимо избы того бедняка, что живет неподалеку от нашего имения, и каждый вечер слышу из окна дружный смех. Смеются и он, и его жена, а чему смеются, чему радуются – непонятно».
Жена ему и отвечает: «Ах, как бы и я хотела также смеяться по целый вечер напролет, а то так скучно, когда наступает мрак!.. Не позабудь завтра спросить у того бедняка, чему они с женой так радуются».
Богач поступил, как ему велела жена. Назавтра, проходя мимо глинобитной избы, в которой жил бедняк, постучал в единственное окно, из-за которого раздавался задорный смех, и спросил выглянувшего на стук бедняка: «Вот скажи мне: ты беден, в твоей избе шаром покати, а каждый вечер она наполняется радостным смехом, в то время как в моем доме полным-полно утвари и богатого убранства, а нам с женой по вечерам скучно и совсем не до смеха бывает? Я дам тебе любые деньги, только открой мне, в чем твой секрет?»
Бедняк прищурился хитро и отвечает богачу так: «Да не надо мне твоих денег! Я тебе и так скажу: есть у нас с женой «золотое яблочко». Так вот, перекатываем мы это «яблочко»: я – жене, а жена – мне, и от того нам так весело!..»
Не дослушал богач бедняцкого рассказа, подумал про себя: «За тем ли дело стало? Что у нас с женой, денег нет, что ли, чтобы себе золотое яблоко купить?» Поспешил он домой, все жене рассказал, и с утра отправился в город, золотое яблоко покупать.
Нашел он золотое яблоко, за большие деньги купил, да еще продавцу «на чай» накинул, и быстрей назад, к жене воротился. Вот, сели они: один – в одном оконце комнаты, другой – в другом, и давай золотое яблочко перекатывать. Только что-то не смеется им от этого, не радостно.
Делать нечего, легли они спать. Утро вечера, как известно, мудренее.
А назавтра богач снова к бедняку стучится: « Купил я, — говорит, — золотое яблочко, уж катали мы его с женой – перекатывали, а только не весело почему-то от этого».
В тот момент на пороге бедняцкой избы появилось дитя маленькое, только-только ходить научилось. Бедняк, на ребенка указывая, и говорит: «Ничего-то ты не понял, мил-человек! Вот оно, наше «золотое яблочко»! Каждый вечер прихожу я домой с поля, уставший, а тут меня жена и дитя дожидаются. Поужинаем мы все вместе, чем Бог пошлет, сядем. Я – в один угол избы, жена – в другой, а кроха наша то ко мне, то – к жене. Ему смешно, и нам с женой – радость. Вот и смеемся все вместе!»
Учитель: Что же за удивительное «золотое яблочко» было у бедной семьи?
Учитель: А как вы думаете, какая из двух семей была счастливой и почему?
Вывод: Иметь детей – огромная ответственность и великий труд, но одна-единственная детская улыбка способна искупить все жертвы, все непосильные муки, и она – бесценна.
Учитель: Ребята, все религии мира считают многочисленное потомство как знак Божьего благоволения. Чем больше в семье было деток, тем она считалась ближе к Богу и, как следствие, счастливее.
Учитель: Мы помним, что еще библейские Десять заповедей предписывали человеку почитать своих отца и мать, поэтому во всех религиях, восходящих к библейскому преданию. Огромное значение придается почитанию родителей, уважительному к ним отношению. Например, пророк Мухаммад любил, как вы помните, повторять, что «рай находится под ногами наших матерей». Эти его слова хорошо отражают отношение всех мусульман к своим родителям.
В буддизме материнская любовь, которая окружает всех теплом и заботой, воспринимается как идеал человеческих взаимоотношений.
Учитель: А какая единственная заповедь обещает долгую и счастливую жизнь человеку. (Пятая заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли»).
4. Первичное закрепление.
1) Работа с учебником. Урок 28. Стр. 75. Вопросы и задания.
Работа по группам. 1 группа: 1-2 вопросы. 2 группа: 3-4 вопросы.
2). «Обсудим вместе».
Как вы думаете, почему во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей?
3). Работа с пословицами и поговорками разных народов.
Народные пословицы о семье многообразны. В них говорится о родственной любви и о необходимости милосердия, о ценности семейных взаимоотношений и глубокой связи между родственниками. Мудрость народа напоминает нам о главном, и пословицы о семье - это еще один кирпичик в познании духовной и нравственной жизни.
За общим столом еда вкуснее.
Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.
Когда нет семьи, так и дома нет.
Любовь да совет — там горя нет.
Любящая мать — душа семьи и украшение жизни.
Материнская молитва со дна моря достает.
Мать кормит детей, как земля людей.
На что и клад, когда в семье лад.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
Родителей чти — не собьешься с истинного пути.
Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
Семьей дорожить — счастливым быть.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Семья в куче, не страшна и туча.
Согласную семью и горе не берет.
Согласье в семье — богатство.
Учитель: Чему учатся люди в семье на протяжении всей своей жизни? (Любви)
Так семья – это школа чего…? Правильно, любви! (Открывается тема урока полностью, и ученики читают «Семья – школа любви»).
4). Просмотр видеофильма «Не опоздайте…» - К. Симоновой. Беседа.
Ребята, мне очень хочется пожелать вам быть хорошими детьми, которые не нарушают заповедь любви и уважения своих родителей. В будущем каждый из вас создаст свою семью, и вы почувствуете на себе, какой это огромный и ответственный труд - быть родителем. Берегите своих родителей сегодня, чтобы не опоздать завтра!
5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Учебник стр.74-75 пересказ; выполнить рисунок на тему «Моя семья».
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Сегодня на уроке вы узнали, что семья – это любовь и обязанность, заповедь и ответственность, нежность и справедливость. У вас была возможность высказаться, послушать других. Подумайте и попытайтесь выразить свои мысли на листе бумаги в виде рисунка, эмблемы, знака. (Учащиеся выполняют задание, озвучивают свои работы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Элементы технологии "Педагогика сотрудничества" на учебных занятиях по дисциплине "Мировая художественная культура" "
Статья "Элементы технологии "Педагогика сотрудничества" на учебных занятиях по дисциплине "Мировая художественная культура" "...
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год, составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ М...
Методическая разработка по ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур" по теме "Священные книги религий мира"
В методической разработке урока по ОРКСЭ представлен вариант урока по данной теме. Дети знакомятся с главными книгами мировых религий: Библией, Кораном, Торой. Используются презентации священных...
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы мировых религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. 4 класс...
Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»). ...
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
Предлагаю ознакомиться с тематическим планированием модуля «Основы мировых религиозных культур» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»....
- Мне нравится (4)