рабочая программа 5 класс
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме
Программа по предмету «Технология» 5 класс составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.
Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, задает тематические и сюжетные линии курса, последовательности их изучения с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_5_klass.doc | 123 КБ |
rabochaya_programma_5_klass.doc | 180 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ТИП УРОКА | ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ | ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ | ВИД КОНТРОЛЯ | НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ | МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ | ДАТА ПЛАНИРУЕМАЯ | ДАТА ФАКТИЧЕСКАЯ |
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ | ||||||||||
1 | Вводное занятие. Правила пожарной безопасности. Общие правила Т.Б. | 2 | Лекция | Назначение столярных мастерских. Технологическое оборудование. Пожарная безопасность. Правила Т.Б. | Знать правила пожарной безопасности. Правила Т.Б. в мастерских. Технологическое оборудование. | Технологическое оборудование. Инструкции по Т.Б. | Технологическое оборудование. Инструкции по Т.Б. | |||
2 | Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины. Пиломатериалы и древесные материалы. | 2 | Комбинированный | Столярный верстак. Правила подбора верстака по росту. Породы древесины, виды пиломатериалов и древесных материалов. | Знать оборудование столярной мастерской. Устройство столярного верстака. Правила поведения в мастерской, правила безопасности при ручной обработке древесины. Знать виды пиломатериалов и древесины. | Устный опрос | Компьютерная презентация | Оборудование столярной мастерской | ||
3 | Графическая документация. Этапы создания изделий из древесины | 2 | комбинированный | Графическая документация. Этапы создания изделий из древесины | Знать графическую документацию, этапы создания изделий из древесины, знать типы линий чертежа, определение масштаба | Устный опрос | Компьютерная презентация | Чертежи изделий | ||
4 | Разметка заготовок из древесины. Пиление столярной ножовкой. | 2 | комбинированный | Правила разметки заготовок из древесины. разметочный инструмент. Правила безопасности при пилении столярной ножовкой. | Знать разметку заготовок из древесины, технику безопасности при пилении, приёмы пиления. | Устный опрос. Практическая работа | Компьютерная презентация, ножовки для пиления древесины | Заготовки для пиления, оборудование столярной мастерской, приспособления для пиления. | ||
5 | Строгание древесины | 2 | комбинированный | Устройство рубанков, шерхебеля, фуганка. Правила безопасности при строгании древесины. Приёмы строгания древесины | Знать устройство рубанков, их назначение, правила безопасности при ручной острожке древесины, приёмы строгания. | Устный опрос, практическая работа. | Компьютерная презентация, рубанки для острожки древесины | Столярный верстак. Приспособления для ручной острожки древесины | ||
6 | Сверление отверстий в изделиях из древесины | 2 | комбинированный | Виды свёрл. Инструменты для ручного сверления. Глухие и сквозные отверстия. Правила безопасности при сверлении отверстий. Разметка для сверления отверстий. | Знать элементы сверла. Виды свёрл, их назначение. Правильно размечать центры отверстий. Правила безопасности при сверлении. Приёмы сверления. Знать инструменты для сверления и их назначение. | Устный опрос, практическая работа | Компьютерная презентация, свёрла и инструменты для сверления | Столярный верстак, приспособления и инструменты для сверления. | ||
7 | Соединение деталей гвоздями. Соединение деталей шурупами | 2 | комбинированный | Виды и назначение гвоздей и шурупов Правила разметки и соединение деталей гвоздями и шурупами. Правила безопасности при соединении деталей. | Знать виды и назначение гвоздей и шурупов. Правила разметки и соединения деталей шурупами и гвоздями. Знать правила безопасной работы с гвоздями и шурупами. | Устный опрос. Практическая работа. | Компьютерная презентация, виды гвоздей и шурупов. | Столярный верстак, инструменты для забивания и вытаскивания гвоздей, завинчивания шурупов. | ||
8 | Склеивание изделий из древесины | 2 | комбинированный | Виды клеёв. Способы приготовления клеевых составов. Способы и правила склеивания изделий из древесины. Правила безопасности. | Знать виды клеевых составов. Способы приготовления клеевых составов. Способы склеивания изделий из древесины. Правила безопасности при работе с клеевыми составами. | Устный опрос, практическая работа | Компьютерная презентация. | Столярный верстак, заготовки для склеивания, инструменты и приспособления для склеивания. | ||
9 | Зачистка поверхностей деталей | 2 | комбинированный | Инструменты и приспособления для зачистки деталей. Способы и правила зачистки деталей. Правила безопасности. | Знать инструменты и приспособления для зачистки деталей, способы зачистки деталей. Правила безопасности при зачистке деталей. | Устный опрос, практическая работа. | Компьютерная презентация | Столярный верстак, инструменты и приспособления для зачистки деталей. | ||
10 | Выжигание по древесине | 2 | комбинированный | Инструменты и приспособления для переноса рисунка на поверхность изделия. Прибор для выжигания. Правила безопасной работы при выжигании. | Знать правила и способы копирования рисунка, уметь пользоваться прибором для выжигания. Знать правила безопасной работы с прибором для выжигания. | Устный опрос, практическая работа. | Компьютерная презентация. | Столярный верстак, инструменты и приспособления для копирования рисунка, прибор для выжигания. | ||
11 | Выпиливание лобзиком | 2 | комбинированный | Инструменты и приспособления для фигурного выпиливания. Лобзик, пилки для лобзика. Инструменты и приспособления для нанесения рисунка. Правила безопасной работы с лобзиком. | Знать правила работы с лобзиком, правильно подготовить к работе лобзик. Знать правила работы с выпиловочным столиком. Правила безопасной работы при фигурном выпиливании. | Устный опрос, практическая работа. | Компьютерная презентация, инструменты и приспособления для фигурного выпиливания. | Столярный верстак, инструменты и приспособления для фигурного выпиливания заготовки | ||
12 | Отделка изделий из древесины | 2 | комбинированный | Инструменты и приспособления для отделки изделий, виды окрасочных материалов, способы отделки изделий. Правила безопасности. | Знать способы отделки изделий из древесины, виды окрасочных материалов. Правила безопасной работы. | Устный опрос, практическая работа. Составить реферат на понравившийся вид ручной обработки древесины | Компьютерная презентация. | Столярный верстак, приспособления и инструменты для отделки изделий, окрасочный материал. | ||
13 | Понятие о механизме и машине. | 2 | комбинированный | Виды механизмов и машин. Виды передач. | Знать виды механизмов и машин, способы передачи движения и вращения, Условные обозначения механизмов передач на схеме, подвижные и неподвижные соединения мех-ов. | Устный опрос, практическая работа. | Компьютерная презентация, механизмы передач | Технологическое оборудование столярной мастерской и механизмы передач. | ||
Итого 26 часов | ||||||||||
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ | ||||||||||
14 | Рабочее место для ручной обработки металлов. Тонколистовой металл и проволока. | 2 | комбинированный | Устройство слесарного верстака, назначение элементов верстака. Правила поведения в слесарной мастерской, правила безопасности. Тонколистовой металл и проволока. | Знать устройство слесарного верстака, назначение элементов верстака, правила пользования верстаком, подбор верстака по росту, правила безопасности. Виды тонколистового металла и проволоки. | Устный опрос, практическая работа. | Компьютерная презентация, образцы тонколистового металла и проволоки | Слесарный верстак, образцы тонколистового металла и проволоки. | ||
15 | Изображение деталей из металла | 2 | комбинированный | Условные обозначения на чертежах для изделий из металла. Развёртки, линии сгиба, правила составления чертежей | Знать правила составления чертежей для изделий из металла. Условные обозначения, линии сгиба на чертежах, определение длин заготовок из проволоки. | Устный опрос, практическая работа. | Компьютерная презентация | Чертёжный инструмент, бумага для черчения формата А4 | ||
16 | Технологические процессы изготовления изделий из металла | 2 | комбинированный | Правила составления технологических процессов. Изучение чертежей изделий из металла | Знать и уметь читать чертежи изделий из металла, правильно составлять технологические процессы на изделия из металла. | Устный опрос, практическая работа. | Компьютерная презентация | Рабочая тетрадь по технологии | ||
17 | Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки | 2 | комбинированный | Правила и способы правки заготовок из тонколистового металла и проволоки. Правила безопасности при правке заготовок из металла. | Знать правила безопасной работы при правке заготовок из металла. Уметь и владеть способами правки заготовок из тонколистового металла и проволоки. | Устный опрос, практическая работа | Компьютерная презентация, наглядный показ правки заготовок из металла | Слесарный верстак, инструменты и приспособления для правки заготовок из металла. | ||
18 | Разметка тонколистового металла и проволоки | 2 | комбинированный | Инструменты для разметки тонколистового металла и проволоки. Правила и способы разметки. Правила безопасности. | Знать правила разметки тонколистового металла и проволоки. Знать инструмент для разметки. Владеть способами и приёмами разметки. Знать правила безопасной работы | Устный опрос, практическая работа. | Компьютерная презентация, инструмент для разметки заготовок | Слесарный верстак, инструменты для разметки, заготовки из тонколистового металла и проволоки | ||
19 | Основные приёмы резания тонколистового металла и проволоки. Зачистка деталей из тонколистового металла и проволоки | 2 | комбинированный | Инструменты для резания тонколистового металла и проволоки по разметке. Правила безопасной работы при резании металла и зачистке изделий. | Знать правила безопасной работы при резании тонколистового металла и проволоки. Знать способы резания, инструменты для резания, владеть приёмами резания и зачистке изделий из металла. | Устный опрос, практическая работа | Компьютерная презентация, инструменты для резания металла | Слесарный верстак, инструменты для резания металла, заготовки из металла. Инструменты для зачистки металла. | ||
20 | Гибка тонколистового металла и проволоки. | 2 | комбинированный | Правила и способы гибки тонколистового металла и проволоки. Приспособления и инструменты для гибки металла. Правила безопасной работы | Знать правила безопасной работы при гибке металла. Знать способы гибки металла, инструменты и приспособления для гибки металла. Владеть приёмами гибки металла. | Устный опрос, практическая работа | Компьютерная презентация, инструменты и приспособления для гибки. | Слесарный верстак, тиски, приспособления для гибки. Инструменты и заготовки | ||
21 | Пробивание и сверление отверстий | 2 | комбинированный | Правила и способы пробивания и сверления отверстий. Инструменты и приспособления для пробивания и сверления отверстий. Правила безопасной работы | Знать правила безопасной работы. Инструменты для пробивания и сверления отверстий. Способы пробивания и сверления отверстий. Владеть приёмами пробивания и сверления отверстий. | Устный опрос, практическая работа. | Компьютерная презентация. инструменты для пробивания и сверления отверстий | Слесарный верстак, тиски, инструменты для пробивания и сверления отверстий, заготовки | ||
22 | Устройство сверлильного станка. Приёмы работ на сверлильном станке | 2 | комбинированный | Правила безопасной работы на сверлильном станке. Устройство сверлильного станка. Приёмы работ на сверлильном станке. | Знать правила безопасной работы на сверлильном станке. Знать устройство сверлильного станка, правильно устанавливать сверло в патроне станка, владеть приёмами работ на станке. | Устный опрос, практическая работа. | Компьютерная презентация, сверлильный станок. | Сверлильный станок, свёрла, заготовки, приспособления. | ||
23 | Соединение деталей из тонколистового металла | 2 | комбинированный | Виды соединений, правила безопасной работы, приёмы и способы соединения деталей | Знать правила безопасной работы, виды соединений, способы соединения, владеть приёмами соединения деталей из тонколистового металла. | Устный опрос, практическая работа. | Компьютерная презентация. | Слесарный верстак, тиски, инструменты и приспособления для соединения деталей. | ||
24 | Отделка изделий из металла | 2 | комбинированный | Правила безопасной работы, виды и способы отделки изделий из металла | Знать правила безопасной работы, виды и способы отделки. Владеть приёмами отделки изделий из металла. | Устный опрос, реферат, практическая работа. | Компьютерная презентация | Слесарный верстак, изделия из металла, окрасочный материал. | ||
ИТОГО 22 часа | ||||||||||
КУЛЬТУРА ДОМА | ||||||||||
25 | Интерьер дома | 2 | Комбинированный. | Интерьер, передняя, гостиная, детская комната, спальня, кухня, балкон и лоджия. | Должны знать значение слову «интерьер», санитарно-гигиенические требования к жилым помещениям, эстетичность интерьера. | Устный опрос, практическая работа. | Слайды. Компьютерная презентация. | Рабочая тетрадь, чертёжный инструмент. | ||
26 | Уборка жилого помещения. Уход за одеждой и хранение книг | 2 | Комбинированный. | Уборка помещения, правила ухода за одеждой, хранение книг. | Должны знать для чего нужен пылесос, как его применяют. Должны знать правила ухода за одеждой, обувью, хранение книг. | Устный опрос, практическая работа. | Компьютерная презентация. | Примеры технологических карт, рабочая тетрадь. | ||
ИТОГО 4 часа | ||||||||||
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | ||||||||||
27 | Графический редактор | 2 | комбинированный | Программа Paint, создание рисунка. | Должны знать описание программы Paint, должны уметь пользоваться набором инструментов, создавать рисунки. | Устный опрос, практическая работа. | Компьютерная презентация. | Рабочая тетрадь, компьютер. | ||
28 | Текстовый редактор | 2 | Комбинированный. | Программа Word, текстовый документ. | Должны знать описание программы Word, должны уметь создавать текстовый документ. | Устный опрос, практическая работа. | Компьютерная презентация. | Рабочая тетрадь, компьютер. | ||
ИТОГО 4 часа. | ||||||||||
ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ | ||||||||||
29 | Этапы творческого проекта | 2 | Лекция. | Подготовительный этап, технологический этап, заключительный этап. | Должны знать основные этапы творческого проекта, должны уметь создавать творческие проекты. | Устный опрос. | Компьютерная презентация. | Рабочая тетрадь. | ||
30 | Пример выполнения творческого проекта | 2 | Комбинированный. | Обоснование темы проекта, выбор и анализ, разработка. | Должны уметь обосновать проект, анализировать выбранные конструкции, составлять эскизы деталей. | Устный опрос, практическая работа. | Компьютерная презентация. | Рабочая тетрадь, чертёжный инструмент. | ||
31-34 | Технологический процесс изготовления изделия. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия | 8 | Комбинированный. | Технологический процесс, расчёт стоимости . | Должны уметь разработать технологический процесс, составить расчёт стоимости материалов. | Устный опрос, практическая работа. | Компьютерная презентация. | Верстак, инструмент, приспособления, заготовки, технологическая карта. | ||
ИТОГО 12 часов | ||||||||||
ВСЕГО 68 часов |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по технологии
для учащихся 5 классов
Образовательная область: технология
Разработал: Суворов А.А.
учитель технологии,
первой квалификационной категории
г. Братск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.
Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, задает тематические и сюжетные линии курса, последовательности их изучения с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа по курсу «Технология» выполняет следующие функции:
• информационно-семантическое нормирование учебного процесса. Это обеспечивает
детерминированный объем, четкую тематическую дифференциацию содержания обучения и задает распределение времени по разделам содержания;
•организационно-плановое построение содержания.
Определяется последовательность изучения содержания технологии в основной школе и его распределение с учетом возрастных особенностей учащихся;
• общеметодическое руководство. Задаются требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предоставляются общие рекомендации по проведению различных видов занятий.
Программа включает разделы:
• пояснительную записку;
• основное содержание, состоящее из разделов и тем;
• тематическое планирование (последовательность изучения разделов и тем) с распределением учебных часов;
• материально-техническое оснащение учебного процесса.
Цели изучения предмета «Технология» в системе основного общего образования
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».
Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Технология, как учебный предмет, способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
Качественное обучение предмету «Технология» в школе имеет особую важность и значение не только для культурного развития каждого человека, но и для успехов в развитии всего общества, которое в немалой степени определяется уровнем образованности и культуры его граждан, их готовности и способности к эффективному межкультурному сотрудничеству на благо своей страны.
Согласно утвержденному «Стандарту» предмет «Технология» вводится как обязательный учебный предмет с пятого класса во всех типах общеобразовательных школ при условии наличия соответствующего кадрового и методического обеспечения занятий по технологии.
Данная рабочая программа «технология» для учащихся 5 классов разработана в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения. Примерные программы по учебным предметам «Технология» 5-9 классы издательство Москва «Просвещение» 2010г. Под редакцией А.А. Кузнецова, М.В. Рыжакова, А.М. Кондакова. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках двух направлений: «Индустриальные технологии» - ручная обработка древесины, ручная обработка металлов. Машины и механизмы. «Технологии ведения дома». «Информационные технологии».
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства;
• культура, эргономика и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики;
• знакомство с миром профессий;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• методы технической, творческой, проектной деятельности;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
В процессе обучения технологии учащиеся познакомятся:
• с предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
• с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;
• с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;
• с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
• с производительностью труда; реализацией продукции;
• с экологичностью технологий производства;
• с экологическими требованиями к технологиям производства;
• с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов);
• с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда;
культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
овладеют:
• навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования,
проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
• навыками организации рабочего места;
• умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека.
Общими во всех направлениях программы являются разделы «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» и «Современное производство и профессиональное образование». Их содержание определяется соответствующими технологическими направлениями (индустриальные технологии, технологии ведения дома).
При разработке рабочей программы, исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, дополнительный учебный материал должен отбираться с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере промышленного производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану даётся в конце каждого года обучения. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в данной программе направлены на освоение различных технологий.
Для практических работ в соответствии с имеющимися возможностями выбирается такой объект, процесс или тема которого для учащихся обеспечивает охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом учитывается посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.
Место предмета «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане
Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность— профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.
Результаты изучения предмета «Технология»
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Общие результаты технологического образования состоят:
• в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
• в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
• в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Изучение технологии призвано обеспечить:
• становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
• развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
• формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
• приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ «ТЕХНОЛОГИЯ»
В результате обучения учащиеся овладеют:
• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности;
• навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии ученик получает возможность познакомиться:
• с основными технологическими понятиями и характеристиками;
• с назначением и технологическими свойствами материалов;
• с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
• с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных источниках;
• применять конструкторскую и технологическую документацию;
• составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
• выбирать сырье, материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
• конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;
• осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
• находить и устранять допущенные дефекты;
• проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и
условий;
• распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
• формирования эстетической среды бытия;
• развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;
• получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
• изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
• изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
• контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
• выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;
• оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
- СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ НА ОСНОВЕ КОНСТРУКТОРСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ: Основные теоретические сведения: древесина и её применение; лиственные и хвойные породы древесины; характерные признаки и свойства древесины; пороки древесины; виды пиломатериалов, древесных материалов; профессии, связанные с производством древесных материалов; графическая и технологическая документация; основные технологические операции; устройство верстака; ручные инструменты и приспособления для обработки древесины; правила поведения в мастерской; правила безопасной работы. Практические работы: распознавание лиственных и хвойных пород; выявление пороков древесины; определение видов древесных материалов и пиломатериалов; чтение чертежей; определение материала для изготовления, формы, размеров детали; определение последовательности изготовления детали; организация рабочего места; изучение приёмов работ с ручным инструментом; изготовление деталей по чертежам и технологическим картам. Соблюдение правил безопасности при работе с ручным инструментом.
- СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЕТАЛЛА НА ОСНОВЕ КОНСТРУКТОРСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ: Основные теоретические сведения: металлы, их основные свойства и область применения; чёрные и цветные металлы; листовой металл; проволока; профессии, связанные с добычей и производством металла; понятие об изделии и детали; графическое изображение; технологические карты; слесарный верстак и его назначение; основные технологические операции по обработке тонколистового металла и проволоки; ручные инструменты и приспособления для обработки металла; правила поведения в мастерской; правила безопасной работы с ручным инструментом и при изготовлении изделий из тонколистового металла и проволоки. Практические работы: определение видов металлов; подбор заготовок; чтение чертежей; определение последовательности изготовления детали по технологической карте; организация рабочего места; рациональные приёмы работ с ручным инструментом; соблюдение правил безопасности.
- КУЛЬТУРА ДОМА: Основные теоретические сведения: интерьер квартиры или дома; уход за вещами, хранение книг. Практические работы: выполнение мелкого ремонта одежды, обуви, изготовление мелких бытовых предметов (вешалки, подставки для книг и т.п.)
- ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: Основные теоретические сведения: графический редактор, программа Paint; текстовый редактор, программа Word. Практические работы: создание рисунка, рисование геометрических фигур с помощью графического редактора Paint; создание текстовой страницы, форматирование текстового документа с помощью программы Word.
- ТВОРЧЕСКАЯ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Основные теоретические сведения: выбор темы проектов, обоснование темы проекта и определение этапов её изготовления, технические и технологические задачи, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки изделий). Практические работы: обоснование выбора проекта, поиск необходимой информации; выполнение эскиза изделия, изготовление деталей; сборка и отделка изделия.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение методами решения организационных и технико-технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение методами чтения и способами графического представления технологической и конструкторской документации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление конструкторской и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов;
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятий | Количество часов | Тип уроков | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся |
1 | Вводное занятие. Пожарная безопасность в мастерских. Общие правила Т.Б. в мастерских. | 2 | Лекция | Оснащение мастерских. Технологическое оборудование. Техника безопасности в мастерских. | Должны знать технологическое оборудование мастерских. Назначение мастерских. Правила Т.Б. и пожарную безопасность. |
2 | Технология создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации. | 24 | комбинированный | Древесина и её применение, породы древесины, свойства древесины, пороки древесины, виды пиломатериалов, графическая документация, технологическая карта, ручной инструмент, технологические операции, правила безопасности при работе с ручным инструментом. | Должны уметь распознавать породы древесины по характерным признакам, определять виды пиломатериалов, читать чертежи, составлять последовательность изготовления детали, формы и размеры детали. Составлять технологические карты на изделие, организовать рабочее место. Знать и соблюдать правила безопасности. |
3 | Технология создания изделий из металла на основе конструкторской и технологической документации. | 22 | комбинированный | Металлы. Их основные свойства; чёрные и цветные металлы, способы получения тонколистового металла и проволоки, рабочее место, ручной инструмент для обработки металла, графическая и технологическая документация, правила безопасной работы с ручным инструментом, приёмы работ. | Должны знать металлы, их основные свойства, область применения, чёрные и цветные металлы; виды и способы получения тонколистового металла и проволоки, понятие об изделиях и деталях, графическую документацию. Должны знать устройство и назначение слесарного верстака, ручного инструмента. Владеть приёмами работ с ручным инструментом, знать правила безопасной работы. |
4 | Культура дома | 4 | Комбинированный. | Интерьер квартиры и дома, уход за вещами и обувью, хранение книг, уборка квартиры. | Должны уметь производить мелкий ремонт одежды и обуви, знать правила хранения книг, уметь производить уборку помещения, изготавливать мелкие бытовые предметы. |
5 | Информационные технологии | 4 | Комбинированный. | Графический редактор, текстовый редактор. | Должны уметь составлять геометрические рисунки в графическом редакторе, уметь пользоваться панелью инструментов. Должны уметь составлять текстовый документ, пользоваться панелью управления. |
6 | Творческие проекты | 12 | Комбинированный. | Тема проекта, обоснование проекта, этапы изготовления. | Должны уметь обосновать выбор проекта, вести поиск необходимой информации, определять этапы изготовления. Решать технические и технологические задачи. |
ИТОГО 68 часов |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
На базе школы для проведения занятий по курсу «Технология» существует 2 кабинета мастерских: столярная и слесарная.
Оснащенность учебного кабинета (столярная мастерская) Площадь кабинета – 69,8 м ². Число посадочных мест - 20
№ | Наименование имущества | Количество |
Демонстрационный верстак | 1 | |
Верстаки ученические двуместные | 10 | |
Стулья ученические | 20 | |
Шкаф инструментальный металлический | 1 | |
Шкаф для заготовок 2-хсекционный | 1 | |
Шкаф для материалов | 2 | |
Шкаф для спецодежды | 1 | |
Доска классная | 1 | |
Шкаф для дидактических материалов | 1 | |
Стенд наглядный | 1 | |
Стенд для творческих работ | 2 | |
Экран | 1 | |
Ноутбук | 1 | |
Электросушитель для рук | 1 | |
Мойка стальная | 1 | |
17. | Ножовки с широким полотном | 9 |
18. | Ножовки с узким полотном | 9 |
19. | Ножовки обушковые | 8 |
20. | Молотки | 15 |
21. | Рубанки | 9 |
22. | Стамески | 20 |
23. | Киянки резиновые | 9 |
24. | Линейка металлическая | 20 |
25. | Угольник металлический | 15 |
26. | Лобзики | 11 |
27. | Электровыжигатель «Узор» | 10 |
28. | Стусло | 5 |
29 | Мультимедийный проектор и экран | 1 комплект |
Оснащённость учебного кабинета (слесарная мастерская) Площадь кабинета – 51м ². Число посадочных мест - 16
№ | Наименование имущества | Количество |
1 | Демонстрационный верстак | 1 |
2 | Учительский стул | 1 |
3 | Верстаки ученические двуместные слесарные | 8 |
4 | Стулья ученические | 16 |
5 | Шкаф инструментальный | 1 |
6 | Шкаф для заготовок | 1 |
7 | Шкаф для материалов | 1 |
8 | Вешалка для спецодежды | 1 |
9 | Доска классная | 1 |
10 | Стенд наглядный | 1 |
11 | Шкаф для творческих работ | 2 |
12 | Электросушитель для рук | 1 |
13 | Мойка стальная | 1 |
14 | Ножовка слесарная | 20 |
15 | Ножницы слесарные прямые | 20 |
16 | Зубило слесарное | 20 |
17 | Молотки | 10 |
18 | Киянки деревянные | 18 |
19 | Штангенциркули | 2 |
20 | Метчики | 1 комплект |
21 | Плашки | 1 комплект |
22 | Чертилки | 20 |
23. | Резцы для токарно-винторезного станка | 8 |
24 | Очки защитные | 10 |
25 | Приспособления для заклёпочных работ | 2 комплекта |
26 | Напильники | 20 |
Техника безопасности и охрана труда в кабинете
№ | Наименование | Наличие |
1 | Противопожарный инвентарь | Огнетушитель, песок, кошма |
2 | Аптечка | Имеется |
3 | Инструкция по технике безопасности | Имеется |
4 | Журнал вводного инструктажа | Имеется |
5 | Наглядные плакаты по правилам безопасной работы | Имеются |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Примерные программы по учебным предметам «Технология» 5-9 классы. Издательство «Просвещение» Москва 2010г.
- В. Д. Симоненко «Технология», учебник для учащихся 5 класса. Издательство «просвещение» Москва 2010г.
- И. А. Карабанов «справочник по трудовому обучению». Издательство «Просвещение» Москва 1992г.
- К.Л. Дерендяев «Поурочные разработки по технологии» 5 класс Москва «ВАКО» 2009г.
- http://standart.edu.ru
- http// www.mon.gov.ru/.
Книгопечатная продукция
№ | Название | Автор | Издательство | Год издания | Количество экземпляров |
1. | Технология 5 | В.Д.Симоненко | «Просвещение» Москва | 2010 | 1 |
2. | Сборник нормативных документов «Технология» федеральный компонент государственного стандарта | Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев | «Дрофа» Москва | 2007 | 1 |
3 | Примерные программы по учебным предметам «Технология» 5-9 классы | А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, А.М. Кондаков | «Просвещение» Москва | 2010 | 1 |
4 | Поурочные разработки по технологии 5 класс | К.Л. Дерендяев | «ВАКО» Москва | 2009 | 1 |
5 | Справочники | 3 | |||
6 | Методические пособия | 10 | |||
7 | Журналы | 20 | |||
8 | Дидактические материалы | 15 | |||
9 | Карточки | 8 | |||
10 | Презентации по разделам | 5 |
Цифровые образовательные ресурсы
№ | Класс | Тема |
Обучающие программы | ||
1 | Образовательные программы и стандарты «Тематическое планирование Технология 5-11кл» издательство «Учитель» 2011 www.ucitel-izd.ru | |
2 | Технология Технический труд Практико-ориентированные проекты 5-8кл. Изд. «Учитель» 2010 www.ucitel-izd.ru | |
3 | Технология технический и обслуживающий труд (мальчики 5-9кл) Москва издательство «Сентябрь» 2009 http://cd.direktor.ru | |
| ||
1 | 5 класс | Ручная обработка древесины |
Ручная обработка металлов | ||
Культура дома | ||
Информационные технологии | ||
Примеры творческих проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...