Тема урока: "Изготовление лоскутной прихватки по ускоренной технологии" для учащихся 5-го класса
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Косенкова Наталья Владимировна

Изготовление лоскутной прихватки по ускоренной технологии для учащихся 5-го класса упрощает процесс соединения лоскутков, экономит время, улучшает качество работы. Даже без специальных инструментов и приспособлений с помощью клеевого флизелина работа покажется несложной даже для начинающих рукодельниц. Более подробная разработка этого урока размещена на сайте управления образования Вязниковского района в разделе "Методическая служба" (МО учителей обслуживающего труда).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx21.83 КБ
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по технологии «Изготовление прихватки»

План урока.

Организация работы

Ход урока

Методы и приемы

I Организационный этап

Дети участвуют в сказке

  1. Организационная часть урока.
  2. Введение в тему
  3. Мотивация

Здравствуйте! Начинаем наш урок. Прежде, чем озвучить тему урока, мы покажем сказку.

Сказка

Жили-были сестрица  Алёнушка и братец Иванушка. Родители уехали в Москву на заработки, а  Аленушке наказывали, чтобы   берегла братика. Аленушка была заботливой девочкой и наказы родителей выполняла. Но однажды ушла к подружкам, а Иванушку оставила одного на лужайке играть. Вернулась, а брата нет. На лужайке только гусиные перья  ветер ворошит. Поняла Аленушка, что прилетали из далеких краев гуси-лебеди и унесли любимого братца. Испугалась, заплакала девочка и пошла по белу свету Иванушку искать. Попадается ей навстречу печка.

- «Печка, печка, не видала ли ты куда гуси-лебеди брата моего унесли?». Отвечала печка:

-«Целая стая лебедей полетела да в восточную сторону». Побежала Аленушка дальше. Попадается ей яблонька.

-«Яблонька, яблонька не видала ли ты, куда гуси-лебеди полетели вместе с моим братиком?». Отвечала яблонька:

- «Быстро летели гуси-лебеди на восток». Дальше побежала Аленушка и преградила ей дорогу глубокая, синяя  речка.

- «Речка-речка не видала ли ты, куда понесли моего братца гуси-лебеди?». «Знаю, где твой братец находится. Опустились гуси-лебеди водицы моей испить. Слышала я разговор их. Не знали они, что я языки все понимаю. Вон в том дремучем лесу ведьма злая живет. Там она и братца твоего прячет. Знаю , что ведьма эта любит лоскутные работы. Может удастся тебе договориться с ней.»

Побежала Аленушка  дальше. Зашла она в тенистый лес и увидела, как братец Иванушка на лоскутном одеяле в игрушки играет , а ведьма любуется им. Увидела ведьма Аленушку и сказала: - «Зря ты сюда пришла. Чего ты тут забыла? Ступай вон! ». А Иванушка увидал любимую сестренку и потянул к ней руки. Взмолилась Аленушка. Стала просить ведьму: « Отпусти моего братика, а я тебе прихватки лоскутные сошью». Растерялась ведьма,  и немного подумав,  ответила: «Я согласна. Но условие такое: Чтобы прихватки лоскутные сегодня были готовы, да еще красоты неописуемой! Да чтоб без брака! Принесешь сегодня - забирай своего брата, а не успеешь – не увидишь его никогда!»

Побежала Аленушка в свою деревню, а сама думает; «Как же я сегодня прихватки сшить успею? Я знаю, что бабушка моя  лоскутки копила, подбирала их по цвету, долго их сшивала между собой. Работа очень трудоемкая! Что же мне делать?». Пришла она к речке, села на бережок и заплакала. А речка говорит Аленушке: «Не плачь, милая девочка. Есть у вас в деревне школа. Ты иди туда. Там тебя научат сшивать лоскутки быстро и аккуранто.» «Спасибо, речка!» - сказала Аленушка и побежала в школу лоскутному рукоделию учиться.

Подготовка к восприятию

II Этап постанови  целей и задач урока 

Целеполагание

Девочки садятся за парты.

- Дети, давайте назовем тему нашего урока. На слайде написано слово «Тема…» девочки формулируют тему. По щелчку вылетает название темы полностью.

- А какие  задачи мы поставим перед собой?  (дети формулируют задачи).

На слайде «вылетают» поставленные задачи.

Словесный метод

Чтение лекции

Краткая информация из истории лоскутных изделий. Историческая справка. Новый термин «Пэчворк»

Словесный  метод

Мозговой штурм

Дети работают  с текстом, отвечая на вопросы,  заполняя таблицу

Самостоятельная работа

III Этап актуализации опорных знаний 

Вопрос к классу.

Повторение правил техники безопасности.

- Какие правила надо соблюдать при выполнении ручных работ?

(Иглы и булавки хранить в игольнице. Сосчитать количество булавок перед работой и после работы)

- какие правила надо соблюдать при работе на швейной машине? (устный ответ)

- На утюге? (ответ)

Наглядный метод

IV Этап усвоения новых знаний

Подготовительная стадия

Выбор оборудования, инструментов

-Дети, надо выбрать оборудование и инструменты, с помощью которых мы будем шить? На столе швейная машина, ножницы, линейка, карандаш, игольница с булавками, пяльцы, циркуль. Задание: убрать лишнее.

Показ слайда.

Аналитический метод

Наглядный метод

Организация рабочего места. Вопрос к классу

- дети, а теперь нам нужно правильно организовать рабочее место. Как вы думаете , где должна стоять швейная машина?

А) свет падает справа б) свет падает  слева  в) лицом к окну    

(тестирование)

Показ слайдов

Словесный метод

Наглядный метод

Выбор  материалов

Вопрос к классу

- Давайте вспомним,  какие ткани из натуральных волокон вы можете  назвать? (хлопок, лен)

- Каким важными  свойствами  они обладают? (гигроскопичность, хорошо стираются и быстро высыхают)

Показать слайд с тканями. (ситец, бязь ,лен)

- какие материалы мы с вами не изучали на уроке в 5 – м классе?

Ознакомить с новыми материалами: синтепон, клеевой флизелин. Объяснить для чего применяют эти нетканые материалы (более подробно будем знакомиться с ними в 7- м классе)

Словесный метод

Наглядный метод

Чтение лекции, как работать на утюге

декатирование

- А если ткань с заминами,  что делают в этом случае?

- Правильно, её проутюживают.

Показ слайда

Словесный метод

Наглядный метод

Чтение лекции, как работать  с чертежом

Вопрос к классу

Но прежде, чем  раскраивать детали для прихватки , как нам  узнать, а какого размера она должна быть?

- когда приходят к портному шить платье , что он делает с помощью сантиметровой ленты? Он снимает мерки. А потом делает чертеж. И только потом  занимается раскроем.  Вот и мы определяем размер готового вида прихватки на милиметровой бумаге и делаем  чертеж

Показ слайда

Разделяем на блоки-квадраты. Прибавляем припуски на швы.  Теперь нам известна величина  стороны одного блока. В данном случае : сторона квадрата-6см +0.7 см на 2 = 7.4 см с припусками на швы.

Показ слайда

Словесный метод

Наглядный метод

V Этап проверки понимания учащимися нового материала 

Технологический этап

Раскрой  деталей

Ознакомление с новыми инструментами: коврик для раскроя, линейка с делениями, роликовый нож.

Промежуточный инструктаж  безопасной работы с роликовым ножом.

Показ слайда

Учитель показывает, как работать ножом. Дети с помощью учителя раскраивают ткани на полосы, а затем на квадраты.

Словесный метод

Наглядный метод

Метод самостоятельной работы

Составление рисунка лицевой части прихватки

А теперь, дети, составляем рисунок  лицевой части изделия.

Показ слайда

Метод самостоятельной работы

Этап последовательного изготовления прихватки на швейной машине

  1. Когда определились с рисунком, переворачиваем  лоскутики лицом вниз.
  2. Сверху накрываем  флизелином , клеевой поверхностью направленной к лоскутам
  3. Соединяем поверхность лоскутной работы с клеевым флизелином горячим утюгом с паром
  4. Перегибаем ряд лоскутков лицо с лицом и прокладываем машинную строчку швом 7 мм. Другой ряд лоскутков соединяем аналогично первому.
  5. Надрезаем швы, не доходя до строчки 1-2 мм.
  6. Соединяем машинным швом два оставшихся ряда лоскутов, направляя соединительные швы в разные стороны.
  7. Проутюживаем  швы лоскутной  работы  с изнаночной стороны. Так выглядит изнаночная сторона изделия
  8. Для дальнейшей работы  понадобятся:  лицевая часть лоскутной работы, утеплитель-синтепон, подкладка, тесьма «вьюнчик» для петельки, специальный клей.
  9.  Равномерно разбрызгать клей на синтепон.
  10. Наложить подкладку лицом вверх.
  11. Отрезать по размеру и сформировать петельку, приколоть булавкой на угол.
  12. Сверху наложить лоскутную часть изнанкой вверх. Приколоть насквозь булавками.
  13. Соединить все слои обтачным швом 1 см., оставляя прорезь (10 см.)
  14. Обрезать уголки, не доходя до строчки 2мм.
  15. Вывернуть прихватку через прорезь на лицевую сторону, выправляя петельку и уголки.
  16. Подогнуть срезы прорези внутрь.
  17. Проложить отделочно-закрепляющую строчку швом 1-2мм. по периметру прихватки.
  18. Выстегать изделие насквозь  по швам соединения лоскутков.

Метод перспективного объяснения

Метод самостоятельной работы

VI Этап закрепления нового материала 

Мозговой штурм

Девочкам раздается перепутанная последовательность изготовления прихватки

Коллективный метод

VII Рефлексия

Дети рассказывают о достижении конкретных результатов

Обобщающий

VIII.Заключительный этап

Героиня сказки Аленушка несет готовые прихватки Ведьме. Она оценивает работы детей

Дети получают домашнее задание : сшить самостоятельно лоскутную  прихватку

Метод  проверки знаний. Навыков, умений



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока изготовления лоскутной прихватки по ускоренной технологии

Этапы урока

Задачи этапа

Содержание этапа

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

I Организационный этап

Мотивация учащихся к осознанным действиям на уроке

Сказка

Показывают  сказку

наблюдение

II Этап постанови  целей и задач урока

Научить формулировать тему урока и ставить перед собой задачу

Назвать тему урока, а затем задачу

Дети формулируют тему и ставят перед собой задачу

Учитель задает наводящие вопросы

Чтение лекции об истории лоскутной техники

Развитие познавательного интереса к народному творчеству

Рассказ об истории возникновения лоскутной техники. Показ слайдов

Осмысливают. Работают  с текстом

Рассказывает

III Этап актуализации опорных знаний

Научить безопасным приемам работы с режущими и колющими предметами, на швейной машине,

На утюге

Показ слайдов.

Отвечают  на поставленные вопросы. Повторяют правила техники безопасности.

Задает вопросы

IV Этап усвоения новых знаний

Подготовительная стадия

Развитие логического мышления

Выбор оборудования, инструментов

Убирают лишние инструменты

Наблюдает

Организация рабочего места.

Научить рационально организовывать  рабочее место, соблюдая санитарно-гигиенические требования

Показ слайдов

Отвечают на вопросы

Задает вопросы

Выбор  материалов

Научить применять  ткани из натуральных волокон для лоскутных изделий

Показ слайдов. Повторение свойств тканей из хлопка и льна. Ознакомление с новыми материалами: сентепоном и клеевым флизелином

Отвечают на вопросы. Знакомятся с новыми материалами

Задает вопросы. Сообщает информацию о новых материалах и их назначении

Чтение лекции  работы на утюге

Научить декатировать ткани

Ознакомление с новым термином

Осмысливают.

Показывает  слайды. Объясняет  термин «декатирование»

Чтение лекции  работы  с чертежом

Развитие логического мышления, точности

Ознакомление с новым видом работы. Важность точности расчета, припусков на швы

Осмысливают.

Показывает  слайды. Объясняет  значение изготовления чертежа.

V Этап проверки понимания учащимися нового материала Раскрой ткани

Воспитание самостоятельности  учащихся через организацию коллективной деятельности

Выполнение практической работы

Раскраивают ткани с помощью новых инструментов

Объясняет.

Наблюдает.

Контролирует з выполнение работы учащихся

Составление рисунка лицевой части прихватки

Развитие индивидуального подхода  к выполняемой работе

Выполнение практической работы.

Составляют  различные комбинации из лоскутков тканей

Наблюдает

Этап последовательного изготовления прихватки на швейной машине

Воспитание самостоятельности  учащихся и выполнения рациональных последовательных приемов швейных операций

Выполнение практической работы.

Работают  на швейной машине и утюге.

 Контролирует  выполнение работы учащихся

Осмысливают

 Оценивает качество работы

VI Этап закрепления нового материала

Формирование логического мышления,  внимательности.

Проверка знаний

Составляют  последовательность изготовления лоскутной прихватки

Наблюдает.

 Делает выводы

VII Рефлексия

Научить анализировать свою деятельность

VIII.Заключительный этап

Воспитание критического отношения к выполненной работе

Оценивание готовой работы

Подведение итогов

Получают домашнее задание

Информирует о домашнем задании


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра по технологиидля учащихся 5-8 классов

« МАСТЕРИЦЫ»                        (Урок - игра по технологиидля учащихся 5-8 ...

Урок по технологии в 5 классе, тема урока: "Изготовление открытки к празднику 9 мая".

План урока по изготовлению открытки из бумаги,  техникой "квиллинг".изучить приемы изготовления открыток; повторить свойства бумаги, правила работы с клеем;развивать умение самостоятельно планиро...

Тема урока: ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЕШОЧКА ДЛЯ ХРАНЕНИЯ РАБОТ. СТАЧНОЙ ШОВ.

Цель: продолжить знакомить учащихся с ОВЗ с технологией пошива мешочка для хранения работ....

Психологический анализ урока Объединение «Жемчужина» Тема урока: «Изготовление поделки из бумаги: квиллинг»

ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»Психологический анализ урокаОбъединение «Жемчужина»Тема урока: «Изготовление поделки из бумаги: квиллинг»Педагог дополнительного образования: Афанасьева Н.В.На уроке присутствовал...

Тема раздела: « Создание изделий из конструкционных материалов».Тема урока: «Изготовление подставки из прищепок для карандашей и ручек».

Данную разработку можно использовать на уроках технологии, при условии отсутствия учебных мастерских. Изучив теоретический материал по обработке древесины, учащимся можно предложить такой вид работы....

Конспект урока по технологии 6 класс. Тема урока: « Изготовление цилиндрических деталей ручными инструментами »

Материал содержит методическую разработку урока по технологии в 6 классе.Тема "Изготовление цилиндрических деталей ручными инструментами"....