Тема урока: "Изготовление лоскутной прихватки по ускоренной технологии" для учащихся 5-го класса
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме
Изготовление лоскутной прихватки по ускоренной технологии для учащихся 5-го класса упрощает процесс соединения лоскутков, экономит время, улучшает качество работы. Даже без специальных инструментов и приспособлений с помощью клеевого флизелина работа покажется несложной даже для начинающих рукодельниц. Более подробная разработка этого урока размещена на сайте управления образования Вязниковского района в разделе "Методическая служба" (МО учителей обслуживающего труда).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.docx | 21.83 КБ |
tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx | 16.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по технологии «Изготовление прихватки»
План урока. Организация работы | Ход урока | Методы и приемы |
I Организационный этап Дети участвуют в сказке |
Здравствуйте! Начинаем наш урок. Прежде, чем озвучить тему урока, мы покажем сказку. Сказка Жили-были сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Родители уехали в Москву на заработки, а Аленушке наказывали, чтобы берегла братика. Аленушка была заботливой девочкой и наказы родителей выполняла. Но однажды ушла к подружкам, а Иванушку оставила одного на лужайке играть. Вернулась, а брата нет. На лужайке только гусиные перья ветер ворошит. Поняла Аленушка, что прилетали из далеких краев гуси-лебеди и унесли любимого братца. Испугалась, заплакала девочка и пошла по белу свету Иванушку искать. Попадается ей навстречу печка. - «Печка, печка, не видала ли ты куда гуси-лебеди брата моего унесли?». Отвечала печка: -«Целая стая лебедей полетела да в восточную сторону». Побежала Аленушка дальше. Попадается ей яблонька. -«Яблонька, яблонька не видала ли ты, куда гуси-лебеди полетели вместе с моим братиком?». Отвечала яблонька: - «Быстро летели гуси-лебеди на восток». Дальше побежала Аленушка и преградила ей дорогу глубокая, синяя речка. - «Речка-речка не видала ли ты, куда понесли моего братца гуси-лебеди?». «Знаю, где твой братец находится. Опустились гуси-лебеди водицы моей испить. Слышала я разговор их. Не знали они, что я языки все понимаю. Вон в том дремучем лесу ведьма злая живет. Там она и братца твоего прячет. Знаю , что ведьма эта любит лоскутные работы. Может удастся тебе договориться с ней.» Побежала Аленушка дальше. Зашла она в тенистый лес и увидела, как братец Иванушка на лоскутном одеяле в игрушки играет , а ведьма любуется им. Увидела ведьма Аленушку и сказала: - «Зря ты сюда пришла. Чего ты тут забыла? Ступай вон! ». А Иванушка увидал любимую сестренку и потянул к ней руки. Взмолилась Аленушка. Стала просить ведьму: « Отпусти моего братика, а я тебе прихватки лоскутные сошью». Растерялась ведьма, и немного подумав, ответила: «Я согласна. Но условие такое: Чтобы прихватки лоскутные сегодня были готовы, да еще красоты неописуемой! Да чтоб без брака! Принесешь сегодня - забирай своего брата, а не успеешь – не увидишь его никогда!» Побежала Аленушка в свою деревню, а сама думает; «Как же я сегодня прихватки сшить успею? Я знаю, что бабушка моя лоскутки копила, подбирала их по цвету, долго их сшивала между собой. Работа очень трудоемкая! Что же мне делать?». Пришла она к речке, села на бережок и заплакала. А речка говорит Аленушке: «Не плачь, милая девочка. Есть у вас в деревне школа. Ты иди туда. Там тебя научат сшивать лоскутки быстро и аккуранто.» «Спасибо, речка!» - сказала Аленушка и побежала в школу лоскутному рукоделию учиться. | Подготовка к восприятию |
II Этап постанови целей и задач урока Целеполагание | Девочки садятся за парты. - Дети, давайте назовем тему нашего урока. На слайде написано слово «Тема…» девочки формулируют тему. По щелчку вылетает название темы полностью. - А какие задачи мы поставим перед собой? (дети формулируют задачи). На слайде «вылетают» поставленные задачи. | Словесный метод |
Чтение лекции | Краткая информация из истории лоскутных изделий. Историческая справка. Новый термин «Пэчворк» | Словесный метод |
Мозговой штурм | Дети работают с текстом, отвечая на вопросы, заполняя таблицу | Самостоятельная работа |
III Этап актуализации опорных знаний Вопрос к классу. Повторение правил техники безопасности. | - Какие правила надо соблюдать при выполнении ручных работ? (Иглы и булавки хранить в игольнице. Сосчитать количество булавок перед работой и после работы) - какие правила надо соблюдать при работе на швейной машине? (устный ответ) - На утюге? (ответ) | Наглядный метод |
IV Этап усвоения новых знаний Подготовительная стадия Выбор оборудования, инструментов | -Дети, надо выбрать оборудование и инструменты, с помощью которых мы будем шить? На столе швейная машина, ножницы, линейка, карандаш, игольница с булавками, пяльцы, циркуль. Задание: убрать лишнее. Показ слайда. | Аналитический метод Наглядный метод |
Организация рабочего места. Вопрос к классу | - дети, а теперь нам нужно правильно организовать рабочее место. Как вы думаете , где должна стоять швейная машина? А) свет падает справа б) свет падает слева в) лицом к окну (тестирование) Показ слайдов | Словесный метод Наглядный метод |
Выбор материалов Вопрос к классу | - Давайте вспомним, какие ткани из натуральных волокон вы можете назвать? (хлопок, лен) - Каким важными свойствами они обладают? (гигроскопичность, хорошо стираются и быстро высыхают) Показать слайд с тканями. (ситец, бязь ,лен) - какие материалы мы с вами не изучали на уроке в 5 – м классе? Ознакомить с новыми материалами: синтепон, клеевой флизелин. Объяснить для чего применяют эти нетканые материалы (более подробно будем знакомиться с ними в 7- м классе) | Словесный метод Наглядный метод |
Чтение лекции, как работать на утюге декатирование | - А если ткань с заминами, что делают в этом случае? - Правильно, её проутюживают. Показ слайда | Словесный метод Наглядный метод |
Чтение лекции, как работать с чертежом Вопрос к классу | Но прежде, чем раскраивать детали для прихватки , как нам узнать, а какого размера она должна быть? - когда приходят к портному шить платье , что он делает с помощью сантиметровой ленты? Он снимает мерки. А потом делает чертеж. И только потом занимается раскроем. Вот и мы определяем размер готового вида прихватки на милиметровой бумаге и делаем чертеж Показ слайда Разделяем на блоки-квадраты. Прибавляем припуски на швы. Теперь нам известна величина стороны одного блока. В данном случае : сторона квадрата-6см +0.7 см на 2 = 7.4 см с припусками на швы. Показ слайда | Словесный метод Наглядный метод |
V Этап проверки понимания учащимися нового материала Технологический этап Раскрой деталей | Ознакомление с новыми инструментами: коврик для раскроя, линейка с делениями, роликовый нож. Промежуточный инструктаж безопасной работы с роликовым ножом. Показ слайда Учитель показывает, как работать ножом. Дети с помощью учителя раскраивают ткани на полосы, а затем на квадраты. | Словесный метод Наглядный метод Метод самостоятельной работы |
Составление рисунка лицевой части прихватки | А теперь, дети, составляем рисунок лицевой части изделия. Показ слайда | Метод самостоятельной работы |
Этап последовательного изготовления прихватки на швейной машине |
| Метод перспективного объяснения Метод самостоятельной работы |
VI Этап закрепления нового материала Мозговой штурм | Девочкам раздается перепутанная последовательность изготовления прихватки | Коллективный метод |
VII Рефлексия | Дети рассказывают о достижении конкретных результатов | Обобщающий |
VIII.Заключительный этап | Героиня сказки Аленушка несет готовые прихватки Ведьме. Она оценивает работы детей Дети получают домашнее задание : сшить самостоятельно лоскутную прихватку | Метод проверки знаний. Навыков, умений |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока изготовления лоскутной прихватки по ускоренной технологии
Этапы урока | Задачи этапа | Содержание этапа | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
I Организационный этап | Мотивация учащихся к осознанным действиям на уроке | Сказка | Показывают сказку | наблюдение |
II Этап постанови целей и задач урока | Научить формулировать тему урока и ставить перед собой задачу | Назвать тему урока, а затем задачу | Дети формулируют тему и ставят перед собой задачу | Учитель задает наводящие вопросы |
Чтение лекции об истории лоскутной техники | Развитие познавательного интереса к народному творчеству | Рассказ об истории возникновения лоскутной техники. Показ слайдов | Осмысливают. Работают с текстом | Рассказывает |
III Этап актуализации опорных знаний | Научить безопасным приемам работы с режущими и колющими предметами, на швейной машине, На утюге | Показ слайдов. | Отвечают на поставленные вопросы. Повторяют правила техники безопасности. | Задает вопросы |
IV Этап усвоения новых знаний Подготовительная стадия | Развитие логического мышления | Выбор оборудования, инструментов | Убирают лишние инструменты | Наблюдает |
Организация рабочего места. | Научить рационально организовывать рабочее место, соблюдая санитарно-гигиенические требования | Показ слайдов | Отвечают на вопросы | Задает вопросы |
Выбор материалов | Научить применять ткани из натуральных волокон для лоскутных изделий | Показ слайдов. Повторение свойств тканей из хлопка и льна. Ознакомление с новыми материалами: сентепоном и клеевым флизелином | Отвечают на вопросы. Знакомятся с новыми материалами | Задает вопросы. Сообщает информацию о новых материалах и их назначении |
Чтение лекции работы на утюге | Научить декатировать ткани | Ознакомление с новым термином | Осмысливают. | Показывает слайды. Объясняет термин «декатирование» |
Чтение лекции работы с чертежом | Развитие логического мышления, точности | Ознакомление с новым видом работы. Важность точности расчета, припусков на швы | Осмысливают. | Показывает слайды. Объясняет значение изготовления чертежа. |
V Этап проверки понимания учащимися нового материала Раскрой ткани | Воспитание самостоятельности учащихся через организацию коллективной деятельности | Выполнение практической работы | Раскраивают ткани с помощью новых инструментов | Объясняет. Наблюдает. Контролирует з выполнение работы учащихся |
Составление рисунка лицевой части прихватки | Развитие индивидуального подхода к выполняемой работе | Выполнение практической работы. | Составляют различные комбинации из лоскутков тканей | Наблюдает |
Этап последовательного изготовления прихватки на швейной машине | Воспитание самостоятельности учащихся и выполнения рациональных последовательных приемов швейных операций | Выполнение практической работы. | Работают на швейной машине и утюге. | Контролирует выполнение работы учащихся |
Осмысливают | Оценивает качество работы | |||
VI Этап закрепления нового материала | Формирование логического мышления, внимательности. | Проверка знаний | Составляют последовательность изготовления лоскутной прихватки | Наблюдает. Делает выводы |
VII Рефлексия | Научить анализировать свою деятельность | |||
VIII.Заключительный этап | Воспитание критического отношения к выполненной работе | Оценивание готовой работы Подведение итогов | Получают домашнее задание | Информирует о домашнем задании |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - игра по технологиидля учащихся 5-8 классов
« МАСТЕРИЦЫ» (Урок - игра по технологиидля учащихся 5-8 ...
Урок по технологии в 5 классе, тема урока: "Изготовление открытки к празднику 9 мая".
План урока по изготовлению открытки из бумаги, техникой "квиллинг".изучить приемы изготовления открыток; повторить свойства бумаги, правила работы с клеем;развивать умение самостоятельно планиро...
Тема урока: ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЕШОЧКА ДЛЯ ХРАНЕНИЯ РАБОТ. СТАЧНОЙ ШОВ.
Цель: продолжить знакомить учащихся с ОВЗ с технологией пошива мешочка для хранения работ....
Психологический анализ урока Объединение «Жемчужина» Тема урока: «Изготовление поделки из бумаги: квиллинг»
ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»Психологический анализ урокаОбъединение «Жемчужина»Тема урока: «Изготовление поделки из бумаги: квиллинг»Педагог дополнительного образования: Афанасьева Н.В.На уроке присутствовал...
Тема раздела: « Создание изделий из конструкционных материалов».Тема урока: «Изготовление подставки из прищепок для карандашей и ручек».
Данную разработку можно использовать на уроках технологии, при условии отсутствия учебных мастерских. Изучив теоретический материал по обработке древесины, учащимся можно предложить такой вид работы....
Конспект урока по технологии 6 класс. Тема урока: « Изготовление цилиндрических деталей ручными инструментами »
Материал содержит методическую разработку урока по технологии в 6 классе.Тема "Изготовление цилиндрических деталей ручными инструментами"....
6 класс ИЗО. Урок 16. ТЕМА УРОКА: «Изготовление новогодних карнавальных масок».
Поурочное планирование по ИЗО 6 класс 8 вид....