Инструктивно-методическое письмо
учебно-методический материал по технологии по теме
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_instruktivnoe_pismo.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструктивно-методическое письмо
«О преподавании предмета «Технология»
в общеобразовательных учреждениях
Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников и предоставляет возможность применять на практике знания основ наук. Обучение школьников начинается с формирования представлений о роли трудовой деятельности в создании объектов окружающего мира и развития мелкой моторики рук в начальной школе, продолжается в основной школе приобретением опыта в трудовой и хозяйственно-бытовой сферах, в сфере профессионального самоопределения, и завершается формированием готовности к успешной самостоятельной деятельности на рынке труда и образовательных услуг, к трудоустройству и продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Важнейшими принципами развития и обучения школьников в образовательной области «Технология» являются:
1. Политехнический подход к формированию содержания технологической подготовки молодежи, ознакомление ее с современными и перспективными технологиями преобразования материалов, энергии и информации с привлечением экономических, экологических, предпринимательских и профориентационных знаний, овладение общетрудовыми усилиями и навыками, этикой трудовых отношений.
2. Овладение жизненно необходимыми технологическими знаниями и умениями, в том числе культурой труда, поведения и бесконфликтного общения.
3. Творческое и эстетическое развитие учащихся.
4. Профессиональное самоопределение и социально-трудовая адаптация молодежи.
Нормативные документы
Для обеспечения качественного обновления и совершенствования преподавания учебного предмета «Технология» в 2010-2011 учебном году в образовательной практике рекомендуется строить учебный процесс в соответствии с нормативными документами, определяющими содержание общего образования:
- Закон РФ «Об образовании»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;
- Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Приказ Минобрнауки России от « 23 » декабря 2009г. № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год»
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования
Выше перечисленные документы можно найти на сайтах www.mon.gov.ru, www.ed.gov.ru.
Особенностями учебного предмета «Технология» являются: практико-ориентированная направленность содержания обучения; применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов, для решения технических и технологических задач; использование приобретенного опыта в практической деятельности и повседневной жизни.
БАЗИСНЫЙ учебныЙ план
для образовательных учреждений Российской Федерации
Начальное общее образование
Учебные предметы | Количество часов в год | Всего | |||
I | II | III | IV | ||
Технология (Труд) | 33 | 34 | 68 | 68 | 203 |
БАЗИСНЫЙ учебныЙ план
образовательных учреждений Российской Федерации
основное общее образование
Учебные предметы | Количество часов в год | Всего | ||||
V | VI | VII | VIII | IX | ||
Технология | 70 | 70 | 70 | 35 | - | 245 |
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для среднего (полного) общего образования
Учебные предметы | Количество часов за два года обучения ([1]) | |
Базовый уровень | Профильный уровень | |
Технология | 70 (1 / 1 ) | 280 (4 / 4 ) |
Для реализации задач профессиональной подготовки целесообразно использовать следующие документы:
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.01г. №196);
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.04г. №1312;
- Письмо Минобрнауки России от 21.06.2006г. №03-1508 «О перечне профессий (специальностей) общеобразовательных учреждений»;
- Письмо Министерства образования РФ от 17.06.1997г. №760/14-12 «Об особенностях обучения по программам образовательной области «Технология»;
- Письмо Министерства образования РФ от 08.07.1997г. № 1072/11 «О присвоении квалификации по профессиям выпускникам общеобразовательных учреждений»;
- Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;
- Типовое положение о межшкольном учебном комбинате (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1999 года №1437);
- «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих тарифных разрядов» (ОК 016-94)
Характеристика стандартов второго поколения по предмету «Технология»
Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – новый шаг в образовании.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) – принципиально новый для отечественной школы документ, задуманный как общественный договор между семьей, обществом и государством.
Введение государственных образовательных стандартов в систему обеспечения развития образования предусмотрено Законом Российской Федерации «Об образовании». В соответствии с законодательством Российской Федерации государственный образовательный стандарт становится главным нормативным правовым актом Российской Федерации, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы.
Перспективы развития школьного технологического образования зависят, прежде всего, от введения нового поколения государственных стандартов общего образования, в которых четко наметилось усиление внимания к внепредметным результатам школьного образования.
Особенностями учебного предмета «Технология» являются:
- практико-ориентированная направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов, в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников;
- формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества - что создает предпосылки для более успешной социализации личности;
- возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Особенностью стандартов второго поколения является включение в федеральный базисный учебный план раздела «Внеурочная деятельность обучающихся».
В соответствие с требованиями стандарта внеучебная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д.). Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей и направляться на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, выставки, конкурсы и т.д. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
Программно-методическое обеспечение и контроль по предмету
Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения и потребностей региона. По базисному учебному плану (далее ОБУП) изучение технологии начинается в начальной школе, продолжается на ступени основного общего образования и завершается на базовом или профильном уровне на старшей ступени общего образования.
Часы, отведенные в I-II классах на преподавание учебных предметов «Искусство (ИЗО)» (1 час в неделю) и «Технология (Труд)» (1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (2 часа в неделю).
Учебный предмет «Информатика и ИКТ» может изучаться в III-IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)».
На ступени основного общего образования изучается с V по VIII классы – 2 часа в неделю, для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный), компонент перенесены часы учебного предмета «Технология» (1 час в неделю в VIII классе). Часы учебного предмета «Технология» в IX (2 часа в неделю) классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.
На ступени среднего (полного) общего образования в рамках универсального и технологического профилей базисного учебного плана рекомендуется осуществлять профессиональную подготовку школьников согласно учебным программам и тематическим планам образовательных учреждений. Преподавание предмета «Технология» осуществляется на основе перечня программ образовательной области «Технология» в соответствие с приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях в 2010-2011 учебном году» (№822, от 23 декабря 2009г) www.mon.gov.ru, www.ed.gov.ru.
- Технология (трудовое обучение). 1-4, классы под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д.Симоненко. М.: Просвещение, 2005.
- Технология. 5-11 под редакцией Ю.Л. Хотунцева, В.Д.Симоненко. М.: Просвещение, 2005;
- Примерная программа начального общего образования по технологии (труду);
- Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/23-1-o.doc
- Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/23-3-o.doc
- Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)» http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/23-2-o.doc
В городских общеобразовательных учебных заведениях обучение осуществляется по двум направлениям: технический и обслуживающий труд, в сельских - по трем: технический, обслуживающий и сельскохозяйственный труд.
В учебно-методический комплект (УМК), необходимый для обучения технологии, должны входить:
- учебник как ведущий элемент УМК;
- дидактические материалы (рабочие тетради, карточки и т.д.);
- книга для учителя (или методические рекомендации).
УМК может быть дополнен: вспомогательной литературой, публикациями в периодической печати (журналы «Школа и производство»), материалами по использованию компьютера в обучении.
Рекомендации по составлению календарно-тематического планирования и государственной итоговой аттестации
Календарно-тематический план по учебной дисциплине является одним из основных документов по планированию образовательного процесса образовательной области «Технология». В календарно-тематическом планировании педагог распределяет учебный материал по темам, количеству часов на урок, зачет, контрольные работы, указывает литературу, которая применяется на уроках. С учетом сложившейся в стране системы подготовки учащихся к последующему профессиональному образованию и труду и с целью удовлетворения образовательных склонностей и познавательных интересов учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений:
- «Технология. Технический труд»,
- «Технология. Обслуживающий труд»,
- «Технология. Сельскохозяйственный труд».
Базовые разделы направления «Технология. Технический труд»:
- Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов,
- Электротехнические работы,
- Технология ведения дома,
- Черчение и графика,
- Современное производство и профессиональное образование.
Базовые разделы направления «Технология. Обслуживающий труд»:
- Кулинария,
- Создание изделий из текстильных и поделочных материалов,
- Электротехнические работы,
- Технология ведения дома,
- Черчение и графика,
- Современное производство и профессиональное образование.
Учителям предоставляется право самим определять место изучения того или иного материала на протяжении всего периода обучения учащихся с V по VIII классы и детально распределять его по темам и фрагментам каждого раздела учебного материала.
Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические работы. В каждой программе предусмотрено выполнение школьниками творческих проектов и заданий. При организации проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они предлагают в качестве творческой идеи.
В классах малокомплектных школ уроки технологии рекомендуется проводить с разновозрастными группами: 1-3-й, 4-6-е, 7-8-е классы. Для проведения практических занятий по технологии с учащимися из разных классов необходимо заранее спланировать для всей возрастной группы серию заданий, выполнять которые должен научиться каждый ученик. Тогда на уроке учитель получит возможность сосредоточить внимание на тех операциях, которые для них опасны (работа на станках, сложные разметки, сборка и т.д.)
Одновременно работа с учащимися разных классов потребует от учителя продуманного оснащения занятий - справочно-информационными и инструкционными материалами, чертежами, рисунками и т.д.
Национально- региональный компонент содержания технологического образования может быть представлен следующими темами:
Разделы программы | Примерная тематика |
Основы профессионального самоопределения | Экскурсии на предприятия региона. Знакомство с профессиями. |
Основы кулинарии | Блюда национальной кухни народов региона. Русская масленица. Пасха. |
Обработка конструкционных материалов. Обработка ткани. Художественная обработка материалов | Знакомство с творчеством народных умельцев. Изучение истории народных костюмов региона. Моделирование одежды. Национальные костюмы. Виды орнаментов, элементы старинного рукоделия в современной одежде. |
Строительные ремонтно-отделочные работы | Знакомство со строительными профессиями. Изучение технологии ремонтных, строительных работ. |
Проект | Оформление и организация праздников (семейных, детских, школьных). |
Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации проводится на основании Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (утверждено приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 3 декабря 1999 г. с изменениями от 16 марта 2001 г. № 1022, от 25 июня 2002 г. №2398, от 21 января 2003 г. №135, от 8 декабря 2004 №132). Формами государственной (итоговой) аттестация учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений по образовательной области «Технология» являются сдача экзамена по билетам и защита проектных работ.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации не проводится согласно приказа Минобрнауки РФ от 28 ноября 2008 года № 362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования» предмет «Технология» не входит в перечень экзаменов по выбору, предмет «Технология» не входит в ЕГЭ.
Перечень обязательного оборудования по технологии
Для создания оптимальной благоприятной образовательной среды, обеспечения материально-технических условий выполнения федерального компонента государственного стандарта общего образования по технологии разработаны требования к оснащению образовательного процесса (начальное общее образование, основное общее и среднее (полное) общее образование.
Начальное общее образование.
Обучение в начальной школе обычно проходит в одном помещении. Такие условия определяют реальную возможность использования межпредметных связей, т.к. все наглядные материалы и технические средства находятся под рукой учителя. Требования включают минимально допустимый перечень библиотечного фонда, печатных пособий, технических компьютерных средств обучения, учебно-лабораторного оборудования и натуральных объектов.
Основное общее и среднее (полное) общее образование.
Требования включают перечни инструментов и оборудования для выполнения практических работ, демонстрационного оборудования, книгопечатной продукции, демонстрационных печатных пособий, компьютерных средств, технических средств обучения, моделей, натуральных объектов.
Принципиальное значение для реализации требований образовательного стандарта по технологии имеет обеспеченность мастерских инструментами, оборудованием и расходными материалами. Технические характеристики применяемого оборудования должны соответствовать психофизиологическим возможностям школьников V-VIII классов, состав учебного оборудования должен обеспечивать возможность выполнения всех основных технологических операций, предусмотренных учебными программами, при безусловном выполнении требований безопасности труда.
Каждая учебная мастерская должна быть обеспечена необходимой методической и справочной литературой, техническими средствами обучения.
Помещения мастерских по различным направлениям технологии должны быть оснащены типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения Требований к уровню подготовки учащихся. Они должны отвечать Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.4.2 178-02). Настоящие рекомендации могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования. Перечень оснащения по технологии для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования ( application/octet-stream, 268288 байт)
Рекомендации по подготовке школьников к олимпиадам
Одним из направлений педагогической деятельности учителя технологии является работа с одаренными детьми. Выявление уровня технологических знаний и умений, творческих способностей у обучающихся; привлечение школьников к выполнению общественно значимых и практически важных проектных заданий; поощрение наиболее способных и одаренных учащихся, все эти направления решаются при проведении олимпиад по учебному предмету. Олимпиада является мощным средством развития творческих способностей обучающихся.
Основными целями и задачами олимпиады являются:
- Повышение престижности и качества технологической подготовки школьников;
- Выявление о поощрение наиболее способных учащихся и творчески работающих учителей технологии.
Олимпиады включают тестирование учащихся, выполнение практических работ, презентацию проектов. В олимпиаде принимают участие учащиеся 7-8-9, 10-11 классов общеобразовательных учреждений.
Тесты для учащихся должны отражать все разделы минимума содержания, федерального компонента государственного стандарта по технологии и программ основного общего и среднего (полного) общего образования.
Практические работы должны показать, что участники олимпиады обладают определенными знаниями и умениями чертить простые принципиальные электрические цепи, собирать цепи, по заданным чертежам изделия составлять план действий, изготавливать изделия в соответствии с заданными размерами, пользоваться измерительными приборами.
Список литературы и адреса порталов и сайтов в помощь учителю технологии
№ п/п | Наименование издания | Издательство |
1 | Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Технология | Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов Москва «Вентана-Граф» |
2 | Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество | Учебное пособие Ростов н/Д «Феникс» |
3 | Кругликов Г.И Методика преподавания технологии с практикумом | Учебное пособие. Москва «Академия» |
4. | Под редакцией В.Д. Симоненко Общая и профессиональная педагогика | Учебное пособие Москва «Вентана-Граф» |
7. | Сайт академии повышения квалификации г. Москва | http://www.apkro.ru |
8. | Федеральный российский общеобразовательный портал: | http://www.school.edu.ru |
9. | Федеральный портал «Российское образование»: | http://www.edu.ru |
10. | Образовательный портал «Учеба» | http://www.uroki.ru |
11. | Сайт электронного журнала «Вестник образования» | http://www.vestnik.edu.ru |
12. | Сайт федерации Интернет образования | http://teacher.fio.ru |
13. | Всероссийская олимпиада школьников | http://rusolymp.ru/ |
14. | Сайт издательского центра «Вентана – Граф» | http://www.vgf.ru |
15. | Сайт издательского дома «Дрофа» | http://www.drofa.ru |
16. | Сайт издательского дома «1 сентября» | http://www.1september.ru |
17. | Сайт издательского дома «Профкнига» | http://www.profkniga.ru |
18. | Сайт Московского Института Открытого Образования | http://www.mioo.ru |
19. | Сайт «Большая Домашняя Кулинария» | http://supercook.ru/ |
20. | Образовательный сайт «Непрерывная подготовка учителя технологии» | http://tehnologiya.ucoz.ru/ |
Методист кафедры естественно научных и математических дисциплин КРИПКиПРО | Санкович Г.В. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на инструктивно-методическом совещании школьных библиотекарей на тему:СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАКУЛЬТАТИВА «В МИРЕ КНИГ» С УЧЁТОМ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
СБОРНИК ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1. Под ред. Н.Ф. Виноградовой.2. Издательство: М: Вентана-Граф, 2011г.3. Пр...
Инструктивно - методическое письмо «О преподавании математики в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Учителям математики о преподавании в новом учебном году....
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ИДЕИ ДО ВНЕДРЕНИЯ инструктивно-методические материалы лицея № 3 г. Иркутска
Инструктивно-методическое издание предназначено, прежде всего, учителям и администраторам , перед которыми стоит задача – с 1 сентября 2012 года в режиме «пилотной площадки» приступить к введени...
Нормативно - правовое и инструктивно - методическое обеспечение преподавание предмета "Математика" в 2014-2015 уч. году
В данном выступлении поместила информацию о преподавании предмета "Математика в 2014-2015 уч. году. здесь помещены нормативные документы по предмету.Показала отличие содержания математического о...
Нормативно - правовое и инструктивно - методическое обеспечение преподавание предмета "Математика" в 2014-2015 уч. году
В данной презентации показаны документы, кторыми надо будет пользоваться учителям математики при составлении своих рабочих программ....
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО об особенностях преподавания факультативного курса «Основы религиоведения» в общеобразовательных школах Республики Казахстан
Об особенностях преподавания «Основы религиоведения» в общеобразовательных организациях Респ...