Проблемность трудовых ситуаций
план-конспект урока по технологии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
9класс
Предмет: Информационная работа. Профориентация.
Дата проведения: 24.02.2014
Учитель: Петручук Т.Н.
Тема урока: Проблемность трудовых ситуаций.
Цель: Сформировать представление учащихся об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда; выработать умение анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков. (слайд 9)
Оснащение: мультимедийный проектор; презентация «Проблемность трудовых ситуаций;
Дидактическое обеспечение:
учебник – «Твоя профессиональная карьера» С.Н.Чистякова, §.32;стр.90-92
раздаточный .материал.
Объект труда: уровни проблемности трудовых ситуаций
Методы обучения: частично-поисковый
Тип урока: комбинированный
Ход урока
- Организационный момент
- приветствие;
- контроль посещаемости;
- заполнение учителем классного журнала;
- настрой учащихся на работу;
- доведение до учащихся плана урока.
- Повторение пройденного материала
Ребята на предыдущих уроках мы с вами узнали и научились классифицировать профессии. Давайте вспомним, по каким же признакам классифицируют профессии.(Ответы детей). Как правильно составить формулу профессии? (в это время двое обучающихся на доске самостоятельно пишут формулу профессий : бухгалтер, водитель, учитель, певец, садовод)
- Объяснение нового материала.
Ребята, тема нашего нового урока является как бы продолжением ранее изученного и давайте попробуем определить ее вместе с вами. Для этого просмотрим слайды и попробуем разобраться о чем пойдет речь на уроке. (на слайде1-7 повар готовит еду, чертежник чертит, перед водителем перебегают дорогу, больной ребенок и врач, авария на буровой, диспетчер управляющий воздушными судами). Ребята, посмотрите и скажите одинаковы ли эти профессии и какими чертами должны обладать люди задействованы в этих профессиях? (Варианты ответов детей)
Итак тема нашего урока «Проблемность трудовых ситуаций» Запишите дату и тему урока в тетради. (слайд 8)
Как вы знаете, трудовая деятельность человека представляет собой совокупность умственных и физических функций. Поэтому в любом труде можно выделить единый элемент –умственную нагрузку которая оценивается в зависимости от сложности решаемой работником профессиональной задачи (проблемы) и характеризуется соответствующим психологическим признаком – степенью проблемности труда. (определение записывается в тетрадь) (слайд 10)
Набор решаемых профессиональных задач (проблем) и их сложность в каждой конкретной трудовой деятельности могут быть различными, а следовательно, различной может быть степень проблемности. Принято различать три уровня проблемности трудовых ситуаций: (слайд 11)
низкий - работа четкая, определенная правилами, инструкциями, алгоритмами;
средний- работа в основном четко определена, но встречаются ситуации, требующие нестандартных решений;
высокий- в работе часто встречаются сложные ситуации, требующие активного поиска и нестандартного подхода. (запись в тетрадь)
При низком уровне проблемности все возникающие новые и неожиданные ситуации в ходе выполнения заданий этими специалистами, рассматриваются заранее как нештатные ситуации, разрешаются ими совместно со старшими по должности. Характер работы по алгоритмам часто не допускает в случаях сбоя самостоятельного вмешательства того, кто этот алгоритм реализует. К профессиям низкого уровня проблемности относятся: дозаторщик комбикормов, повар, фармацевт, машинист энергоблока теплоэлектростанций, директор-информатор, ткачиха, мотальщица, операторы установок, врач-рентгенолог, контролер сбербанка, санитарка, табельщик, чертежник, артист балета, пианист, ювелир, закройщик. (слайд 12-13)
При среднем уровне проблемности встречаются такие виды работ, где на фоне алгоритмов возникают трудовые ситуации, требующие от специалиста самостоятельного реагирования. В таких случаях специалист, как правило самостоятельно принимает решение. К профессиям среднего уровня проблемности относятся: водитель, пчеловод, зоотехник, буровой мастер, штурман, мастер по ремонту часов, адвокат, врач-педиатр, работник уголовного розыска, судья, тренер, программист, бухгалтер, портной, художник-декоратор. (слайд 14-15)
Высокая степень проблемности трудовой деятельности требует от человека постоянного решения новых задач . При возникновении любой сложности ситуации специалист должен быть готов ее устранить. Такой своеобразный настрой психологической активности на новизну в деятельности принято квалифицировать как труд с высокой степенью неопределенности возможностей реализации процесса труда и . К профессиям с высокой степенью проблемности трудовых ситуаций относятся: испытатель оборудования, взрывник, врач-анастезолог-реаниматор, летчик-испытатель, санитарный врач по радиационной гигиене, диспетчер, дрессировщик хищных зверей, инженер по борьбе с аварийными разливами нефти, горноспасатели, пожарный, служащий МЧС. (слайд 16-18)
4. Подведение итогов занятия
Ребята, освоив материал этой предыдущих тем, вы овладели методикой анализа профессионального труда. Эта методика должна стать вашим ориентиром в поисках “своей” профессии и необходимым условием вашего профессионального самоопределения.
Пожалуйста, в бланках, которые лежат у вас на столах поставьте себе ту оценку, которую вы на ваш взгляд заработали сегодня на уроке.
5.Домашнее задание .
Определить к какой степени проблемности трудовой ситуации относятся профессии ваших родителей, ваша будущая профессия и составить формулы этих профессий. (слайд 19)
В заключение оценка работы учащихся на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемно-поисковые ситуации на уроках музыки и искусства как метод вовлечения личности школьника в мыслительный процесс
В статье рассказывается о методике активных проблемных ситуаций на уроке музыки и искусства. Методика универсальна и её можно использовать на любых школьных уроках.Проблемный подход формирует не тольк...
презентация к уроку "Проблемность трудовых ситуаций"
презентацияк уроку профориентации в 9 классе "Проблемность трудовых ситуаций"...
Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."
Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....
Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.
Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....
Статья Создание проблемно-поисковой ситуации на уроках музыки в старших классах 7-8 классов (фрагмент )
Создание проблемно-поисковой ситуации на примере произведения М. Равеля "Болеро"...
Консультация педагогов "Решение проблемных педагогических ситуаций"
Консультация педагогов "Решение проблемных педагогических ситуаций" проводится с целью информирования педагогических работниках о современных подходах в решении сложных педагогических ситуац...