Консультация педагогов "Решение проблемных педагогических ситуаций"
консультация
Консультация педагогов "Решение проблемных педагогических ситуаций" проводится с целью информирования педагогических работниках о современных подходах в решении сложных педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_ped._situatsii.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
«Психологическая компетентность педагога:
решение проблемных педагогических ситуаций»
Лапина Татьяна Петровна,
методист МБУ ДО «Станция юных натуралистов»
Цель консультации: повышение психолого-педагогической компетентности педагога по вопросам применения технологии педагогических кейсов.
В первую очередь выделим различия между понятиями: компетентность и компетенция.
Компетентность − осведомлённость, авторитетность;
Компетенция − круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий»
В педагогической науке понятие «Психолого-педагогическая компетентность» определяется как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств педагога, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.
Разные подходы к толкованию понятия психолого-педагогической компетентности объясняются его динамичностью и многогранностью.
В настоящее время проблема профессионализма находится в центре внимания многих наук. «Профессионал» в современной методической литературе определяется как субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, имеющий развитую систему личностной и деятельной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения.
Значимой составляющей педагога-профессионала является его компетентность. Компетентность профессиональная - это сфера профессиональной деятельности, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Деятельность педагога относится к типу «человек - человек», и особая роль в её эффективном осуществлении принадлежит психологической компетентности, которая позволяет эффективно взаимодействовать и управлять в профессиональном пространстве.
Психологическая компетентность - это совокупность знаний, умений и навыков в области психологии; умение использовать психологические знания в работе; умение видеть за поведением ребёнка его состояние, способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребёнком и коллективом детей и избирать рациональный способ общения.
Термин «психологическая компетентность» выходит за рамки психологической грамотности. Психологическая компетентность педагога должна включать профессионально-действенный компонент, личностные установки на восприятие и использование психологической информации. Таким образом, в модели психологической компетентности можно выделить следующие структурные элементы (блоки): блок психологических знаний, блок "Я-концепции", блок активности, блок саморегуляции, блок профессионального самосознания.
Педагогические способности включают в себя:
- Психологическая грамотность и педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.
- Наблюдательность.
- Желание работать с детьми.
- Умение исходить из мотивации учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса.
- Организаторские способности как умение организовать коллективную и индивидуальную деятельность, умение увлечь, стимулировать детскую активность.
- Эмпатия. Это способность эмоционально откликнуться на проблемы ученика: умение поставить себя на место ребенка, взглянуть на события с его позиций.
- Способность к сотрудничеству с детьми.
Решение педагогических ситуаций или кейс-технологии в педагогике
В настоящее время в педагогической науке появляется множество заимствованных терминов, как правило, англоязычного происхождения. Современный учитель должен знать основные направления в развитии дидактики и методики преподавания своего предмета и воспитания учащихся.
Процедура аттестации педагогов может быть пересмотрена в самое ближайшее время, поэтому сегодня мы расширяем свой горизонт познаний и обсуждаем один из методов проблемного обучения – «метод кейсов».
Кейс (англ.) – случай. Метод кейсов, или метод решения педагогических ситуаций, предполагает решение студентами или педагогами реальных ситуаций из педагогической практики других учителей и педагогических работников.
Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных педагогических ситуаций. Это наиболее подвижные, быстро поддающиеся изменению элементы процесса обучения.
Структура педагогических ситуаций внешне проста. В нее входит педагог, учащийся, их эмоционально-интеллектуальное взаимодействие. Педагогические ситуации могут создаваться целенаправленно или возникать стихийно. В любом случае они должны разрешаться продуманно. Это всегда согласование педагогического процесса с интересами его участников и оперативный учет индивидуальных особенностей конкретных людей и реальной обстановки.
Педагогическая ситуация – это проблема. Педагогическая проблема – это объективно возникающий в педагогической теории или практике вопрос относительно обучения и воспитания. Педагогические ситуации могут носить общий характер, связанный с педагогическим процессом в целом, либо частный характер, когда педагогические проблемы возникают в ходе обучения. Педагогические проблемы требуют решения, однако они не всегда могут быть разрешены немедленно.
Анализ проблемы состоит из следующих шагов:
- Описание проблемной ситуации.
- Исследование причин возникновения проблемной ситуации.
- Построение прогноза дальнейшего развития ситуации.
- Построение модели решения задачи, представление идеального конечного результата (ИКР).
- Рефлексия.
Педагогический практикум
Педагогическая ситуация №1
После занятий к педагогу робко подходит первоклассник и, смущаясь, просит: «Ольга Алексеевна, дайте мне, пожалуйста, телефон Маши Ивановой.
Педагог спрашивает: «Дима, зачем тебе телефон Маши?»
Опустив глаза, мальчик говорит, что ему очень нравится Маша, а поговорить с ней он не решается. Он надеется, что сможет общаться с ней по телефону.
Вопрос: как поступить педагогу?
Оценка ситуации
Ситуация неоднозначная. С одной стороны, очень хочется помочь застенчивому мальчику, с другой стороны, дать телефон девочки, значит, поступить некорректно по отношению к ней. Перед педагогом стоит сложная задача, которая требует тактичного решения, чтобы помочь мальчику и не навредить девочке.
Прогнозирование
Дать номер телефона девочки – неправильно, так как такой поступок педагога может не понравиться родителям ребенка и самой девочке. Не давать номер телефона – тоже неправильно, т. К. ребенок может потерять доверие к педагогу.
Решение
Педагог должен сказать мальчику, что не может дать телефон девочки, потому что не имеет на это права по этическим причинам, но постарается ему помочь наладить с ней отношения. На следующем занятии педагог может дать ребятам общее задание, что позволит поближе познакомиться, возможно, даже подружиться.
Педагогическая ситуация №2
На уроке с конца ряда передается записка. Ученики молча читают ее, смотрят на потолок и хихикают, после чего передают записку дальше, не скрывая ее от учителя. Учитель видит записку, забирает ее, видит сообщение: «Посмотри на потолок». Учитель смотрит на потолок. Класс смеется.
Учитель выходит из себя. Пытается узнать, кто был инициатором, грозится поставить плохие отметки и вызвать родителей в школу.
Оценка ситуации и прогнозирование
В данной ситуации учащиеся стараются протестировать учителя и увидеть его эмоции и действия. Если педагог начинает паниковать, кричать, грозить директором, это вызовет негативное отношение учащихся. Учитель потеряет уважение учеников, так как он поддался на провокацию, и дети будут придумывать новые каверзные ситуации.
Решение
Учителю рекомендуется спокойно реагировать на такие ситуации и отнестись к ней с юмором. Возможны фразы: «Мне нравится ваш сплоченный коллектив, наличие у вас чувства юмора, однако не всегда следует поддаваться «стадному чувству». Давайте перейдем к теме нашего занятия и выясним ваши индивидуальные способности».
Педагогическая ситуация №3
В группе занимается ребенок, физически слабый, отличающийся от других детей наличием какого-либо дефекта развития. Дети в группе смеются над ним, подтрунивают, даже издеваются.
Оценка ситуации и прогнозирование
Физически слабый ребенок отличается от других детей, переживает свою «инаковость». Такой ребенок нуждается в поддержке педагога, которая будет осуществляться тактично и психологически грамотно. В случае полного отсутствия взаимопонимания со сверстниками и педагогом у ребенка может сформироваться «комплекс неудачника».
Решение
Педагог должен выяснить круг интересов своего ученика, давать задания, с которыми он может справиться, создавать ситуации успешности, однако при этом, не выделяя его из группы и не создавая «особых условий».
Педагогическая ситуация №4
Учитель входит в класс и видит на доске карикатуру на себя. Рисунок смешной и выразительный. Класс молча ждет реакции учителя. Учитель рассматривает карикатуру и говорит: «Нарисовано очень хорошо, мне жаль это стирать. Художник – талантливый карикатурист, такой дар необходимо развивать».
Оценка ситуации и прогнозирование
Учитель продемонстрировал свою зрелость. Он не воспринял карикатуру как личную обиду, не стал обижаться на детскую выходку. Учитель не искал виноватого и не пытался пристыдить его, таким образом он избежал лишнего морализаторства. Такая реакция учителя позволила детям увидеть сильную личность, и в следующий раз у детей не возникнет желание так поступать.
Решение
Не рекомендуется устраивать скандал, искать того, кто нарисовал карикатуру. Деструктивное поведение приведет к ухудшению отношений между учениками и учителем. Нестандартное поведение учителя обезоруживает детей. На положительном примере они учатся конструктивно реагировать на жизненные вызовы, уважать других людей.
Литература
- Бейзеров В.А. 105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи ситуации. – М.6 Флинта, 2014. – 162 с.
- Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога. - М.: Красная площадь, 1996.
- Лукьянова Н.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика развития. М.: Педагогика, 2004.
- Немов Р.С. Психология. Книга 2. - М.: Владос, 2002.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. – Ростовн/Д: Феникс, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемно-поисковые ситуации на уроках музыки и искусства как метод вовлечения личности школьника в мыслительный процесс
В статье рассказывается о методике активных проблемных ситуаций на уроке музыки и искусства. Методика универсальна и её можно использовать на любых школьных уроках.Проблемный подход формирует не тольк...
Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций
То такое педагогические ситуации и как их решать? Почему эти вопросы касаются каждого? Дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо учителем, либо приятелем, либо чьим-то родствен...
Педагогические ситуации. Авторская презентация. Ситуация и решение.
Педагогические ситуации. Авторская презентация. Ситуация и решение. Материал можно использовать для подготовки к аттестации, конкурсным мероприятиям....
Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение. Материалы для аттестации и конкурсов
Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение....
Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение. Материалы для аттестации и конкурсов № 2
Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение. Материалы для аттестации и конкурсов № 2...
Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение. Материалы для аттестации и конкурсов № 3
Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение. Материалы для аттестации и конкурсов № 3...
Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение. Материалы для аттестации и конкурсов № 4
Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение. Материалы для аттестации и конкурсов № 4...