Конспект урока по технологии "Производство тканей"
презентация к уроку по технологии (5 класс) по теме

Харланова Людмила Васильевна

Цели урока: ознакомить с производством нитей и тканей и их строением, научить определять в ткани направление нитей основы и утка, лицевую и изнаночную стороны, ознакомить с профессиями прядильщика и ткача.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proizvodstvo_tkaney.rar2.48 МБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: развивающий урок.

Вид урока: урок – эксперимент.

Цели урока: ознакомить с производством нитей и тканей и их строением. Научить определять в ткани направление нитей основы и утка, лицевую и изнаночную стороны. Ознакомить с профессиями прядильщика и ткача.

Форма ведения урока: исследовательская мастерская. 

Межпредметные связи: биология, информатика.

Средства обучения:

Технические и программные средства:

  • мультимедийный компьютер;
  • проектор.

Образцы тканей, коллекции волокон, лупа.

План урока:

2 урока по 40 мин.

1 урок

  • Организационный момент (1 минута);
  • Сообщение темы и цели урока (1 минута);
  • Сообщение познавательных сведений (30 мин.) – компьютерная анимация.

Слайд №3.

Я назову вам несколько слов:

ситец, драп, шифон, сатин,  кашемир, бархат.

Что объединяет эти слова?

Конечно, это ткани!

Сколько на свете разных вещей из тканей! А сами ткани какие разные: гладкие и ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие...

Но раз их называют одним именем — ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи, верно?

Посмотри на разные ткани через увеличительное стекло: всюду нити переплетены! А у некоторых тканей — у марли, например, или у мешковины — это и так видно, безо всякого увеличительного стекла.

Теперь понятно, почему нити у тканей так крепко держатся друг за друга. Кто же их переплёл?

Слайд №4.

   Что же такое ткань?

Это переплетенные между собой нити.

Слайд №5.

Но сначала люди научились не ткать, а плести — из веток, тростника, травы...

Слайд №6.

Циновки из тростника и травы плетут во многих странах до сих пор.

 

Слайд №7.

А откуда они научились этому?

Может, сами додумались, а может, у птиц подсмотрели.

Вот какое гнездо плетёт африканская птичка ткачик (между прочим, близкий родственник нашего воробья). Не у него ли и других пернатых мастеров учились люди искусству плетения из травы!

А уже от плетения перешли к ткачеству. До него был, можно сказать, один шаг: ведь мы с вами выяснили, что ткачество, в сущности, то же плетение, только из нитей.

Слайд №8.

Итак, ткань это переплетенные между собой нити, а кто же их переплел?

Слайд №9.

 Ткацкий станок — вот кто! Продольные нити, то есть те, что натянуты вдоль станка, всё время прыгают — вверх-вниз, вверх-вниз. Не сами прыгают, конечно,— на рисунке видно, что подниматься и опускаться их заставляют решётки с колечками, сквозь которые эти нити продеты.

           А поперёк, в просветы между этими продольными нитями, летают челноки —

           туда-обратно, туда-обратно. Каждый челнок тянет за собой поперечную нить

           (она сматывается с катушки, спрятанной внутри челнока).

Слайд №10.

Переплетение, которое здесь получается самое простое.

Ткань с таким переплетением называется полотном.

Слайд №11.

Как только челнок протянул  поперечную нить, по ней тут же  ударяют зубья детали, похожей  на гребень. Они прижимают только что протянутую поперечную нить к той, которая протянута раньше. Иначе ткань будет  напоминать сеть.

Слайд №12.

Почему ткацкий челнок так назван, ясно с первого взгляда. Он не только формой напоминает лодку, но и тем, что «возит груз».

 Этот груз — катушка, с которой сматывается поперечная нить. А не похож ткацкий челнок на своего плавающего по воде «тёзку» тем, что летает по воздуху, словно самолёт. Так и зовут его ткачи — самолётным.

Как сделать челнок самолётным, придумал в 1733 году английский суконщик Джон Ней. И пояснил свою придумку вот таким рисунком. По-моему, всё в нём понятно: стоит дёрнуть ручку влево — правая верёвочка потянет детальку, в которую упирается челнок. Деталька толкнёт его, челнок полетит влево и упрётся в точно такую же детальку на другой стороне станка. Дёрнешь ручку вправо — челнок полетит обратно. Конечно, не очень-то весёлое занятие — дёргать туда-сюда ручку с верёвочками. Но ведь до изобретения Джона Кея ткач бросал челнок в просвет между продольными нитями рукой. Другой рукой ловил челнок и бросал обратно. А если ткань была слишком широкой, «перебрасываться» челноком приходилось двум ткачам — они становились по обе стороны ткацкого станка.

Слайд №13.

Откуда появилось слово ткать?

Слайд № 14.

   А раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заострённой палки.

    Отсюда, кстати, и само слово «ткач»: он ведь тыкал палкой с поперечной нитью то в одну сторону, то в другую. Убери из слова «тыкать» букву «ы»... Какое слово получилось? Ткать!

Но чтобы сделать этот шаг, люди должны были научиться изготовлять пригодные для тканей нити...

Слайд №15

А на чем же люди ткали?

На таких ткацких станках ткали в древнем Риме.

Слайд № 16.

А этот механический ткацкий станок построил в 1785 году английский изобретатель

Эдмунд Картрайт. Сначала его станок приводился в движение ножными педалями,

но спустя 4 года он приспособил для этой цели паровую машину.

Слайд № 17

А на таких станках ткали наши пра…пра…бабушки. Называли их кросны. Украшали резьбой, орнаментами.

Слайд №18.

А это современный ткацкий станок. Летать челнок здесь заставляют «биты»,

которые бьют по нему то справа, то слева -  словно ракетки по воланчику при игре в бадминтон. Только летает челнок намного быстрее воланчика. И «битами», в отличии от ракеток, двигают не руки, а электромотор.

Слайд № 19.

Ткань из нитей ткут,  а сами  нити откуда берутся?

Слайд № 20.

 Возьми кусочек ваты, намочи и скручивай пальцами, а при этом немножко растягивай. Что получилось? Нить! Не очень ровная, правда, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата — это хлопок, только очищенный. Волоконца у хлопка ворсистые, и, когда ты сжал их пальцами, да ещё и скрутил, они сцепились своими ворсинками.

И вот что очень важно: сами волоконца короткие (даже у длинноволокнистого хлопка они немногим длиннее твоего пальца), а нить из них может быть какой угодно длины. Хоть до Луны дотягивай!

А знаешь, чем ты занимался, скручивая короткие волоконца в длинную нить? Прядением!

Слайд №21.

А подсмотрели этот процесс люди, конечно, у животных.

Жители Индии, Южного Китая, Индонезии, наверное, ещё в древности заметили, как ловко эта птичка скручивает клювом и лапками волокна хлопка, шерсть, шелковинки тутового шелкопряда, паутинки... А зачем ей нить! Чтобы сшить из листьев гнездо! Шьёт она, как заправская портниха: словно иглой, прокалывает края листьев клювом, протаскивает в дырочки нить, даже узелки завязывает, чтобы шов не разошёлся. Недаром птичке дали имя: длиннохвостая портниха!

Слайд № 22.

В древние-предревние времена нить тоже скручивали пальцами. Потом изобрели веретено.

Веретёна, которыми пользовались в древности разные народы,— даже те, что жили очень далеко друг от друга,— удивительно похожи. Суди сам: слева — веретено древних перуанцев (Перу — страна в Южной Америке), справа — древнерусское, а между ними — веретёна древних египтян и итальянцев.

Слайд №23.

Долгими зимними вечерами пряли девушки пряжу, собираясь в одной избе.

Слайд №24.

Помнишь, в сказке Пушкина: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком...»! На чём они пряли! Возможно, на прялке — такой, как на картинке слева. А может быть, к тому времени уже изобрели самопрялку! Работать на ней было легче, но и на самопрялке много не напрядёшь...

Слайд № 25.

Прялки на Руси служили не только инструментом для прядения, но и украшением жилища. Мы и сейчас ими любуемся!

Слайд №26.

Другое дело — прядильная машина, которую приводит в движение водяное колесо! Первые прядильни с такими машинами (их изобрёл механик Томас Кейс) начали работать в Англии в 1791 году. Но ещё за десять лет до этого прядильную машину с приводом от водяного колеса изобрёл русский ткач Родион Глинков.

  А сейчас нити прядут, то есть скручивают из волокон, огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные.

Слайд № 27

  Но на только что сотканную ткань даже смотреть не хочется — такая она неказистая. Ткачи придумали для неё очень удачное, по-моему, название: суровая ткань, или суровьё.

Чтобы неприглядная на вид суровая ткань похорошела и повеселела, её нужно обработать: очистить от жира, пыли и грязи, отбелить и покрасить. Или нанести на неё рисунок, придуманный художником по тканям.

Слайд № 28.

Так красили ткань двести лет назад.

А так шесть веков назад на ткань наносили рисунок.

Но бывают случаи, когда очень важно, чтобы у ткани были какие-нибудь особенные свойства. Например, чтобы она не смачивалась водой и не пропускала воду, чтобы на ней не накапливалось электричество или чтобы ткань убивала зловредных микробов...

Тогда ткань пропитывают веществом, которое придаёт ей нужное свойство.

Послушай, а может, и ты придумаешь какую-нибудь новую ткань с необыкновенными и, конечно, очень полезными свойствами?

Желаю успеха!

Практическая работа

«Определение в ткани направления нитей основы и утка»

Оборудование: образцы тканей ( с кромкой и без кромки ), лупа, тетрадь, игла.

Выполнение работы.

Раздать учащимся по образцу тканей полотняного переплетения с кромкой.

Заготовить форму отчета.

Вид

нити

П р и е м ы

По кромке

По степени растяжения

По звуку

По виду

нити

толщина

гладкость

Основа

Есть

Меньше

Звонкий

Тоньше

больше

Уток

Нет

Больше

Глухой

Толще

меньше

Выполнить задание.

  1. Возьмите образец ткани с кромкой и рассмотрите его. Вспомните, как направлены нити основы и утка.
  2. Определите, в каком направлении ткань растягивается больше.
  3. Определите, в каком направлении при резком растягивании звук получается звонкий.
  4. Сравните толщину и гладкость нитей основы и утка.

Возьмите образец ткани без кромки и по изученным признакам самостоятельно определите в нем направление нитей.

Практическая работа

«Определение лицевой и изнаночной сторон ткани»

Оборудование: образцы тканей, таблицы.

Выполнение работы.

На предложенных образцах ткани выполнить следующие задания:

  1. На образце ткани с печатным рисунком определить отличие лицевой и изнаночной сторон.
  2. На образцах ткани с блестящей поверхностью определить лицевую сторону.
  3. На образцах ворсовых тканей определить лицевую сторону.
  4. На образцах гладкокрашенной ткани определить лицевую поверхность.
  5. Определить, чем отличается пестротканая ткань от остальных тканей.

Вопросы для закрепления:

  1. Как определить в ткани направление нитей основы и утка?
  2. Какой способ определения направления нитей самый простой?
  3. Как определить лицевую сторону у ткани с печатным рисунком?
  4. Как определить лицевую сторону ткани у пестротканой ткани?

III. Заключительная часть.

Подведение итогов практической работы, поощрение учащихся, активно участвовавших в повторении пройденного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме «Ткани»

Дать общее представление о многообразии тканей в человеческом организме и их функциях...

конспект урока на тему Ткани

группы клеток и межклеточное вещество имеющие сходное строение и происхождение и выполняющие общие функции называют тканями...

Конспект урока по теме " Ткани"

Конспект урока по биологии по теме " Ткани" в 8 кл. Цели урока, основное содержание новойтемы, закрепление. домашнее задание....

План конспект урока Основные растительные ткани и их функции

Основные растительные ткани и их функции...

Конспект урока по теме "Ткани"

Представленный урок- урок изучения нового материала, четвертый  в разделе «Клеточное строение организма растения».  Особенностью представленного урока является включение метапредметного соде...

Конспект урока: "Заколку из ткани сделаем сами"

Урок разработан в виде посещения обучающимися Виртуального музея.  Ребята побывали  в "Историческом зале", где узнали  историю появления первой заколки,  в "Информационно...

Конспект урока "Ручная роспись тканей. Виды батика"

Это план-конспект урока деятельностной направленности по формированию универсальной учебной деятельности на уроках технологии в 7 классе. В беседе с учащимися используются проблемные и репродуктивные ...