Конспект урока по технологии "Производство тканей"
презентация к уроку по технологии (5 класс) по теме
Цели урока: ознакомить с производством нитей и тканей и их строением, научить определять в ткани направление нитей основы и утка, лицевую и изнаночную стороны, ознакомить с профессиями прядильщика и ткача.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proizvodstvo_tkaney.rar | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: развивающий урок.
Вид урока: урок – эксперимент.
Цели урока: ознакомить с производством нитей и тканей и их строением. Научить определять в ткани направление нитей основы и утка, лицевую и изнаночную стороны. Ознакомить с профессиями прядильщика и ткача.
Форма ведения урока: исследовательская мастерская.
Межпредметные связи: биология, информатика.
Средства обучения:
Технические и программные средства:
- мультимедийный компьютер;
- проектор.
Образцы тканей, коллекции волокон, лупа.
План урока:
2 урока по 40 мин.
1 урок
- Организационный момент (1 минута);
- Сообщение темы и цели урока (1 минута);
- Сообщение познавательных сведений (30 мин.) – компьютерная анимация.
Слайд №3.
Я назову вам несколько слов:
ситец, драп, шифон, сатин, кашемир, бархат.
Что объединяет эти слова?
Конечно, это ткани!
Сколько на свете разных вещей из тканей! А сами ткани какие разные: гладкие и ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие...
Но раз их называют одним именем — ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи, верно?
Посмотри на разные ткани через увеличительное стекло: всюду нити переплетены! А у некоторых тканей — у марли, например, или у мешковины — это и так видно, безо всякого увеличительного стекла.
Теперь понятно, почему нити у тканей так крепко держатся друг за друга. Кто же их переплёл?
Слайд №4.
Что же такое ткань?
Это переплетенные между собой нити.
Слайд №5.
Но сначала люди научились не ткать, а плести — из веток, тростника, травы...
Слайд №6.
Циновки из тростника и травы плетут во многих странах до сих пор.
Слайд №7.
А откуда они научились этому?
Может, сами додумались, а может, у птиц подсмотрели.
Вот какое гнездо плетёт африканская птичка ткачик (между прочим, близкий родственник нашего воробья). Не у него ли и других пернатых мастеров учились люди искусству плетения из травы!
А уже от плетения перешли к ткачеству. До него был, можно сказать, один шаг: ведь мы с вами выяснили, что ткачество, в сущности, то же плетение, только из нитей.
Слайд №8.
Итак, ткань это переплетенные между собой нити, а кто же их переплел?
Слайд №9.
Ткацкий станок — вот кто! Продольные нити, то есть те, что натянуты вдоль станка, всё время прыгают — вверх-вниз, вверх-вниз. Не сами прыгают, конечно,— на рисунке видно, что подниматься и опускаться их заставляют решётки с колечками, сквозь которые эти нити продеты.
А поперёк, в просветы между этими продольными нитями, летают челноки —
туда-обратно, туда-обратно. Каждый челнок тянет за собой поперечную нить
(она сматывается с катушки, спрятанной внутри челнока).
Слайд №10.
Переплетение, которое здесь получается самое простое.
Ткань с таким переплетением называется полотном.
Слайд №11.
Как только челнок протянул поперечную нить, по ней тут же ударяют зубья детали, похожей на гребень. Они прижимают только что протянутую поперечную нить к той, которая протянута раньше. Иначе ткань будет напоминать сеть.
Слайд №12.
Почему ткацкий челнок так назван, ясно с первого взгляда. Он не только формой напоминает лодку, но и тем, что «возит груз».
Этот груз — катушка, с которой сматывается поперечная нить. А не похож ткацкий челнок на своего плавающего по воде «тёзку» тем, что летает по воздуху, словно самолёт. Так и зовут его ткачи — самолётным.
Как сделать челнок самолётным, придумал в 1733 году английский суконщик Джон Ней. И пояснил свою придумку вот таким рисунком. По-моему, всё в нём понятно: стоит дёрнуть ручку влево — правая верёвочка потянет детальку, в которую упирается челнок. Деталька толкнёт его, челнок полетит влево и упрётся в точно такую же детальку на другой стороне станка. Дёрнешь ручку вправо — челнок полетит обратно. Конечно, не очень-то весёлое занятие — дёргать туда-сюда ручку с верёвочками. Но ведь до изобретения Джона Кея ткач бросал челнок в просвет между продольными нитями рукой. Другой рукой ловил челнок и бросал обратно. А если ткань была слишком широкой, «перебрасываться» челноком приходилось двум ткачам — они становились по обе стороны ткацкого станка.
Слайд №13.
Откуда появилось слово ткать?
Слайд № 14.
А раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заострённой палки.
Отсюда, кстати, и само слово «ткач»: он ведь тыкал палкой с поперечной нитью то в одну сторону, то в другую. Убери из слова «тыкать» букву «ы»... Какое слово получилось? Ткать!
Но чтобы сделать этот шаг, люди должны были научиться изготовлять пригодные для тканей нити...
Слайд №15
А на чем же люди ткали?
На таких ткацких станках ткали в древнем Риме.
Слайд № 16.
А этот механический ткацкий станок построил в 1785 году английский изобретатель
Эдмунд Картрайт. Сначала его станок приводился в движение ножными педалями,
но спустя 4 года он приспособил для этой цели паровую машину.
Слайд № 17
А на таких станках ткали наши пра…пра…бабушки. Называли их кросны. Украшали резьбой, орнаментами.
Слайд №18.
А это современный ткацкий станок. Летать челнок здесь заставляют «биты»,
которые бьют по нему то справа, то слева - словно ракетки по воланчику при игре в бадминтон. Только летает челнок намного быстрее воланчика. И «битами», в отличии от ракеток, двигают не руки, а электромотор.
Слайд № 19.
Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся?
Слайд № 20.
Возьми кусочек ваты, намочи и скручивай пальцами, а при этом немножко растягивай. Что получилось? Нить! Не очень ровная, правда, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата — это хлопок, только очищенный. Волоконца у хлопка ворсистые, и, когда ты сжал их пальцами, да ещё и скрутил, они сцепились своими ворсинками.
И вот что очень важно: сами волоконца короткие (даже у длинноволокнистого хлопка они немногим длиннее твоего пальца), а нить из них может быть какой угодно длины. Хоть до Луны дотягивай!
А знаешь, чем ты занимался, скручивая короткие волоконца в длинную нить? Прядением!
Слайд №21.
А подсмотрели этот процесс люди, конечно, у животных.
Жители Индии, Южного Китая, Индонезии, наверное, ещё в древности заметили, как ловко эта птичка скручивает клювом и лапками волокна хлопка, шерсть, шелковинки тутового шелкопряда, паутинки... А зачем ей нить! Чтобы сшить из листьев гнездо! Шьёт она, как заправская портниха: словно иглой, прокалывает края листьев клювом, протаскивает в дырочки нить, даже узелки завязывает, чтобы шов не разошёлся. Недаром птичке дали имя: длиннохвостая портниха!
Слайд № 22.
В древние-предревние времена нить тоже скручивали пальцами. Потом изобрели веретено.
Веретёна, которыми пользовались в древности разные народы,— даже те, что жили очень далеко друг от друга,— удивительно похожи. Суди сам: слева — веретено древних перуанцев (Перу — страна в Южной Америке), справа — древнерусское, а между ними — веретёна древних египтян и итальянцев.
Слайд №23.
Долгими зимними вечерами пряли девушки пряжу, собираясь в одной избе.
Слайд №24.
Помнишь, в сказке Пушкина: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком...»! На чём они пряли! Возможно, на прялке — такой, как на картинке слева. А может быть, к тому времени уже изобрели самопрялку! Работать на ней было легче, но и на самопрялке много не напрядёшь...
Слайд № 25.
Прялки на Руси служили не только инструментом для прядения, но и украшением жилища. Мы и сейчас ими любуемся!
Слайд №26.
Другое дело — прядильная машина, которую приводит в движение водяное колесо! Первые прядильни с такими машинами (их изобрёл механик Томас Кейс) начали работать в Англии в 1791 году. Но ещё за десять лет до этого прядильную машину с приводом от водяного колеса изобрёл русский ткач Родион Глинков.
А сейчас нити прядут, то есть скручивают из волокон, огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные.
Слайд № 27
Но на только что сотканную ткань даже смотреть не хочется — такая она неказистая. Ткачи придумали для неё очень удачное, по-моему, название: суровая ткань, или суровьё.
Чтобы неприглядная на вид суровая ткань похорошела и повеселела, её нужно обработать: очистить от жира, пыли и грязи, отбелить и покрасить. Или нанести на неё рисунок, придуманный художником по тканям.
Слайд № 28.
Так красили ткань двести лет назад.
А так шесть веков назад на ткань наносили рисунок.
Но бывают случаи, когда очень важно, чтобы у ткани были какие-нибудь особенные свойства. Например, чтобы она не смачивалась водой и не пропускала воду, чтобы на ней не накапливалось электричество или чтобы ткань убивала зловредных микробов...
Тогда ткань пропитывают веществом, которое придаёт ей нужное свойство.
Послушай, а может, и ты придумаешь какую-нибудь новую ткань с необыкновенными и, конечно, очень полезными свойствами?
Желаю успеха!
Практическая работа
«Определение в ткани направления нитей основы и утка»
Оборудование: образцы тканей ( с кромкой и без кромки ), лупа, тетрадь, игла.
Выполнение работы.
Раздать учащимся по образцу тканей полотняного переплетения с кромкой.
Заготовить форму отчета.
Вид нити | П р и е м ы | ||||
По кромке | По степени растяжения | По звуку | По виду | нити | |
толщина | гладкость | ||||
Основа | Есть | Меньше | Звонкий | Тоньше | больше |
Уток | Нет | Больше | Глухой | Толще | меньше |
Выполнить задание.
- Возьмите образец ткани с кромкой и рассмотрите его. Вспомните, как направлены нити основы и утка.
- Определите, в каком направлении ткань растягивается больше.
- Определите, в каком направлении при резком растягивании звук получается звонкий.
- Сравните толщину и гладкость нитей основы и утка.
Возьмите образец ткани без кромки и по изученным признакам самостоятельно определите в нем направление нитей.
Практическая работа
«Определение лицевой и изнаночной сторон ткани»
Оборудование: образцы тканей, таблицы.
Выполнение работы.
На предложенных образцах ткани выполнить следующие задания:
- На образце ткани с печатным рисунком определить отличие лицевой и изнаночной сторон.
- На образцах ткани с блестящей поверхностью определить лицевую сторону.
- На образцах ворсовых тканей определить лицевую сторону.
- На образцах гладкокрашенной ткани определить лицевую поверхность.
- Определить, чем отличается пестротканая ткань от остальных тканей.
Вопросы для закрепления:
- Как определить в ткани направление нитей основы и утка?
- Какой способ определения направления нитей самый простой?
- Как определить лицевую сторону у ткани с печатным рисунком?
- Как определить лицевую сторону ткани у пестротканой ткани?
III. Заключительная часть.
Подведение итогов практической работы, поощрение учащихся, активно участвовавших в повторении пройденного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме «Ткани»
Дать общее представление о многообразии тканей в человеческом организме и их функциях...
конспект урока на тему Ткани
группы клеток и межклеточное вещество имеющие сходное строение и происхождение и выполняющие общие функции называют тканями...
Конспект урока по теме " Ткани"
Конспект урока по биологии по теме " Ткани" в 8 кл. Цели урока, основное содержание новойтемы, закрепление. домашнее задание....
План конспект урока Основные растительные ткани и их функции
Основные растительные ткани и их функции...
Конспект урока по теме "Ткани"
Представленный урок- урок изучения нового материала, четвертый в разделе «Клеточное строение организма растения». Особенностью представленного урока является включение метапредметного соде...
Конспект урока: "Заколку из ткани сделаем сами"
Урок разработан в виде посещения обучающимися Виртуального музея. Ребята побывали в "Историческом зале", где узнали историю появления первой заколки, в "Информационно...
Конспект урока "Ручная роспись тканей. Виды батика"
Это план-конспект урока деятельностной направленности по формированию универсальной учебной деятельности на уроках технологии в 7 классе. В беседе с учащимися используются проблемные и репродуктивные ...