Работа с учебником
статья по технологии по теме

Чехобалова Елена Анатольевна

В статье даны рекомендации учителю по использованию учебника на уроках технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с учебником

   

  Среди многих средств и методов совершенствования  трудового воспитания и обучения, которыми располагает школа, первое место сегодня занимает ИКТ. Мы часто забываем, какое важное место занимает учебная книга.  Роль учебников в формировании научных знаний у  учащихся,  их практических умений и самостоятельного мышления огромна. Сложность проблемы состоит в том, что  методика использования учебной литературы по трудовому обучению имеет свои специфические особенности. Длительное изучение состояния трудовой подготовки школьников позволяет сделать вывод, что одной из причин этого является недостаток, а нередко и отсутствие  методических рекомендаций по пользованию учебников. Это ведёт к недооценке теоретической подготовки школьников,  ограничивает  возможности самостоятельного изучения нового материала, его закрепления и повторения. Результаты экспертной оценки высказываний учителей ясно указывают  на большое значение учебника для подготовки учащихся к осознанной   практической деятельности и в чуть меньшей степени – для формирования интересов и мотивов учения. Учебник активно  способствует развитию технического мышления, формирования политехнических и специальных знаний. Заметно его влияния в решении воспитательных и профориентационных задач. Здесь решающее значение приобретает весь комплекс средств обучения и прежде всего сам учитель.

   

 По своему характеру учебники представляют собой учебно-справочные книги, в которых зафиксирован базовый минимум содержания учебного предмета, обязательный для усвоения каждым учеником. Большая часть материала в учебнике содержит сведения прикладного  характера по изготовлению, соединению деталей  и изделий. Но вместе с тем в основе их  лежит система стержневых понятий, фактов и техника – технологических сведений, предусмотренных программой. Информация в основном рассчитана на  усвоение её учащихся с наглядно – образным мышлением. Это материал, где описание практических действий  сопровождается пояснением в рисунках, схемах. Школьникам с практическим складом мышления облегчает усвоение лабораторно – практические работы.  Весь материал учебника  условно разделён на содержательно – информационный блок и блок средств. Содержание первого блока включает в себя:

  1. Основной текст   (практического характера).
  2. Дополнительный текст.
  3. Пояснительный текст.
  4. Познавательный материал.

Во второй блок  входят инструкции, учебные карты, справочный материал, вопросы и задания.

При использовании материала учебника перед учителем возникает ряд задач различной сложности. Все эти задачи можно свести к трём основным:

  1. научить учащихся понимать прочитанный текст
  2.  отобрать наиболее существенную информацию
  3. запомнить информацию

Здесь возможны разные формы работы. Одна из них обсуждение заголовка текста и работа с текстом по его запоминанию.

Прочитав заголовок, ученик обязан:

  • сформулировать для себя то, о чём идёт речь в тексте;
  • вспомнить всё, что он уже знает на эту тему;
  • поставить вопросы, на которые, по его мнению, в тексте будут даны ответы.

Читая текст, ученик должен:

  • составить своё мнение о дальнейшем его содержании, проверить его в процессе чтения и дать ответы в соответствии с тексом

Другая форма работы с учебником – работа с вопросами и заданиями. Система вопросов и заданий в учебниках направлена на актуализацию опорных знаний, их закрепление, восприятие и осознание фактического материала. В учебнике  по технологии встречается много новых терминов. Знание терминологии облегчает работу. Учебник даёт возможность вызвать у школьников больший интерес и желание глубже вникать в смысл каждого нового слова. Например,  изображены рисунки влажно-тепловых работ, которые помогают разобраться в таких терминалах, как «Разутюжить» и «Заутюжить» Эти рисунки помогают установить сходство и различие между этими словами.
Использование  учебника на уроке открывают большие возможности  для самостоятельного поиска, размышления, выводов. Если  учитель проводит исчерпывающий инструктаж, то это лишает учеников необходимости творчески мыслить. В этом случае вырабатываются элементарные навыки труда, а познавательные деятельность не развивается. Например, в 5 классе  учитель проводит лабораторную работу по нахождению нитей  основы и утка. Эту работу можно провести как в иллюстративном,  так и в  экспериментальном плане. В первом случае  учитель рассказывает о приемах нахождений нитей основы и демонстрирует их, а затем учащиеся  повторят эту работу.
 Во втором случае девочки самостоятельно путем эксперимента определяют те или иные свойства материала. При выполнении лабораторной работы используются инструкционная карта в учебнике. Такой проблемной метод лабораторной работы  способствует развитию мышления, заставляет учениц анализировать и сравнивать. Это способствует лучшему запоминанию и прочному  усвоению  знанию.
Для выработки практических умений используют упражнения, которые можно взять из учебника.
Учитель должен правильно подобрать упражнения и отвести на них столько времени, чтобы прочный навык работы мог сформироваться у средне учащегося  ученика. Говоря о работе ученика, надо сказать и о значении самоконтроля.  К сожалению,  в современных учебниках наряду с исчерпывающими технико-технологическими сведениями и рисунками   к практической работе отсутствуют критерии  самоконтроля.    А ведь именно самоконтроль   помогает ученикам избежать ошибки, способствует успешному овладению очередным заданием.
  Систематическая и целенаправленная работа с учебником в сочетании с методами трудового обучения позволяет активизировать познавательную и практическую  деятельность учащихся. Существенно улучшается их теоретическая подготовка, терминологическая грамотность,  усвоение ориентационной основы трудовой деятельности, что положительно влияет на формирование необходимых умений и навыков. Школьники меньше времени затрачивают на организацию своей работы, реже обращаются за помощью к учителю и товарищам.

Выявлено, что работа с учебником наиболее продуктивна в течение 5-20 минут в расчете на двухчасовое занятие в зависимости от его целей и содержания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

приемы работы с учебником -7 класс

проблема поиска информации в 7 классе высока для многих учащихся. я пытаюсь эту проблему решать своими приемами....

еще один прием работы с учебником.

7 класс- решение проблем....

работа с учебником на начальном этапе обучения предмету.

как учить ребят получать и перерабатывать информацию, пользуясь учебником?...

Творческая работа с учебником географии (из опыта работы).

Предлагаются различные формы работы с учебником географии....

Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта. (практическая работа)

Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому...

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ.

Умение работать с книгой необходимо не только для успешного обучения, но и для дальнейшей трудовой деятельности учащихся. В современных условиях от специалиста любого уровня требуется профессиональная...