Работа с учебником
статья по технологии по теме
В статье даны рекомендации учителю по использованию учебника на уроках технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с учебником на уроках технологии | 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с учебником
Среди многих средств и методов совершенствования трудового воспитания и обучения, которыми располагает школа, первое место сегодня занимает ИКТ. Мы часто забываем, какое важное место занимает учебная книга. Роль учебников в формировании научных знаний у учащихся, их практических умений и самостоятельного мышления огромна. Сложность проблемы состоит в том, что методика использования учебной литературы по трудовому обучению имеет свои специфические особенности. Длительное изучение состояния трудовой подготовки школьников позволяет сделать вывод, что одной из причин этого является недостаток, а нередко и отсутствие методических рекомендаций по пользованию учебников. Это ведёт к недооценке теоретической подготовки школьников, ограничивает возможности самостоятельного изучения нового материала, его закрепления и повторения. Результаты экспертной оценки высказываний учителей ясно указывают на большое значение учебника для подготовки учащихся к осознанной практической деятельности и в чуть меньшей степени – для формирования интересов и мотивов учения. Учебник активно способствует развитию технического мышления, формирования политехнических и специальных знаний. Заметно его влияния в решении воспитательных и профориентационных задач. Здесь решающее значение приобретает весь комплекс средств обучения и прежде всего сам учитель.
По своему характеру учебники представляют собой учебно-справочные книги, в которых зафиксирован базовый минимум содержания учебного предмета, обязательный для усвоения каждым учеником. Большая часть материала в учебнике содержит сведения прикладного характера по изготовлению, соединению деталей и изделий. Но вместе с тем в основе их лежит система стержневых понятий, фактов и техника – технологических сведений, предусмотренных программой. Информация в основном рассчитана на усвоение её учащихся с наглядно – образным мышлением. Это материал, где описание практических действий сопровождается пояснением в рисунках, схемах. Школьникам с практическим складом мышления облегчает усвоение лабораторно – практические работы. Весь материал учебника условно разделён на содержательно – информационный блок и блок средств. Содержание первого блока включает в себя:
- Основной текст (практического характера).
- Дополнительный текст.
- Пояснительный текст.
- Познавательный материал.
Во второй блок входят инструкции, учебные карты, справочный материал, вопросы и задания.
При использовании материала учебника перед учителем возникает ряд задач различной сложности. Все эти задачи можно свести к трём основным:
- научить учащихся понимать прочитанный текст
- отобрать наиболее существенную информацию
- запомнить информацию
Здесь возможны разные формы работы. Одна из них обсуждение заголовка текста и работа с текстом по его запоминанию.
Прочитав заголовок, ученик обязан:
- сформулировать для себя то, о чём идёт речь в тексте;
- вспомнить всё, что он уже знает на эту тему;
- поставить вопросы, на которые, по его мнению, в тексте будут даны ответы.
Читая текст, ученик должен:
- составить своё мнение о дальнейшем его содержании, проверить его в процессе чтения и дать ответы в соответствии с тексом
Другая форма работы с учебником – работа с вопросами и заданиями. Система вопросов и заданий в учебниках направлена на актуализацию опорных знаний, их закрепление, восприятие и осознание фактического материала. В учебнике по технологии встречается много новых терминов. Знание терминологии облегчает работу. Учебник даёт возможность вызвать у школьников больший интерес и желание глубже вникать в смысл каждого нового слова. Например, изображены рисунки влажно-тепловых работ, которые помогают разобраться в таких терминалах, как «Разутюжить» и «Заутюжить» Эти рисунки помогают установить сходство и различие между этими словами.
Использование учебника на уроке открывают большие возможности для самостоятельного поиска, размышления, выводов. Если учитель проводит исчерпывающий инструктаж, то это лишает учеников необходимости творчески мыслить. В этом случае вырабатываются элементарные навыки труда, а познавательные деятельность не развивается. Например, в 5 классе учитель проводит лабораторную работу по нахождению нитей основы и утка. Эту работу можно провести как в иллюстративном, так и в экспериментальном плане. В первом случае учитель рассказывает о приемах нахождений нитей основы и демонстрирует их, а затем учащиеся повторят эту работу.
Во втором случае девочки самостоятельно путем эксперимента определяют те или иные свойства материала. При выполнении лабораторной работы используются инструкционная карта в учебнике. Такой проблемной метод лабораторной работы способствует развитию мышления, заставляет учениц анализировать и сравнивать. Это способствует лучшему запоминанию и прочному усвоению знанию.
Для выработки практических умений используют упражнения, которые можно взять из учебника.
Учитель должен правильно подобрать упражнения и отвести на них столько времени, чтобы прочный навык работы мог сформироваться у средне учащегося ученика. Говоря о работе ученика, надо сказать и о значении самоконтроля. К сожалению, в современных учебниках наряду с исчерпывающими технико-технологическими сведениями и рисунками к практической работе отсутствуют критерии самоконтроля. А ведь именно самоконтроль помогает ученикам избежать ошибки, способствует успешному овладению очередным заданием.
Систематическая и целенаправленная работа с учебником в сочетании с методами трудового обучения позволяет активизировать познавательную и практическую деятельность учащихся. Существенно улучшается их теоретическая подготовка, терминологическая грамотность, усвоение ориентационной основы трудовой деятельности, что положительно влияет на формирование необходимых умений и навыков. Школьники меньше времени затрачивают на организацию своей работы, реже обращаются за помощью к учителю и товарищам.
Выявлено, что работа с учебником наиболее продуктивна в течение 5-20 минут в расчете на двухчасовое занятие в зависимости от его целей и содержания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
приемы работы с учебником -7 класс
проблема поиска информации в 7 классе высока для многих учащихся. я пытаюсь эту проблему решать своими приемами....
еще один прием работы с учебником.
7 класс- решение проблем....
работа с учебником на начальном этапе обучения предмету.
как учить ребят получать и перерабатывать информацию, пользуясь учебником?...
Творческая работа с учебником географии (из опыта работы).
Предлагаются различные формы работы с учебником географии....
Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта. (практическая работа)
Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому...
Рабочая программа по географии России для 8 класса. Программа предназначена для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс для общеобразовательных учреждений под редакцией А. И. Алексеева
Поурочно - тематическое планирование по географии России для 8 класса....
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ.
Умение работать с книгой необходимо не только для успешного обучения, но и для дальнейшей трудовой деятельности учащихся. В современных условиях от специалиста любого уровня требуется профессиональная...