Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии, через обучение нетрадиционным декоративно - прикладным техникам.
статья по технологии по теме
В статье "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии,через обучение нетрадиционным декоративно - прикладным техникам", автор Павлова М.В., учитель технологии рассказывает о необходимости применения на уроках нетрадиционных декоративно - прикладных техник, так как это способствует воспитанию креативности обучающихся. Творческое развитие учащихся происходит через вовлечения их в процесс собстенного творческого созидания, направленного на познание и освоение окружающего мира. Разнообразие видов деятельности и материалов позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и раскрыть индивидуальные способности каждого ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии, через обучение нетрадиционным декоративно - прикладным техникам.
Павлова М.В.
МБОУ "СОШ № 13 с УИОП"
Декоративно прикладное искусство как традиционное, так и современное, является неотъемлемой частью культуры народа и обладает большим потенциалом в плане творческого развития личности. Информационная образовательная среда современного урока позволяет внедрение современных декоративно – прикладных технологий на уроках обслуживающего труда. Большой интерес у обучающихся вызывает техника фильцевание, гильоширование, вышивка лентами. Данные технологии могут использоваться на практических занятиях в рамках урока в шестых - восьмых классах. Таким образом, расширяя возможности использования современных декоративно – прикладных техник на уроках, мы получаем «ключ» к созданию ситуации успеха для каждого учащегося.
В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из шерсти, ткани, кожи, ниток и другого материала искусно и художественно выполняется с помощью машин, многие предметы одежды, быта не теряют своей прелести, прочности и изящества, если они сделаны вручную.
Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят обучающиеся, раскрывает перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду.
Знакомство школьников с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, формируют нравственные чувства, мировоззрение, уважение к труду и умение трудиться. Подтверждением этому могут служить высказывания психологов, педагогов, утверждающих, что ребёнок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, а когда он увлечён каким-то делом, требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображении.
Обучение многим техническим приёмам мастерства доступно детям в любом школьном возрасте, и это открывает перед ними широкие возможности для проявления собственного творчества. Программа по технологии для общеобразовательных школ предлагает для учащихся работу в традиционных декоративно – прикладных техниках, между тем, в современном искусстве есть более интересные и доступные для школьников виды рукоделия, которые вызывают у них большой интерес и могут удачно использоваться на уроках и в целях развития творческого потенциала.
Применение нетрадиционных декоративно – прикладных техник способствует воспитанию креативности обучающихся. Творческое развитие учащихся на уроках технологии происходит через вовлечение их в процесс собственного творческого созидания, социально - значимого по сущности и направленного на познание и освоение окружающего мира.
Разнообразие видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и раскрыть индивидуальные способности каждого ученика, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
В 6 классе продолжается приобщение девочек к одному из самых древних видов декоративного искусства - вышивке. Использование вышивки в народном и современном костюме, предметах обихода и сувенирах поистине беспредельно, как и возможности развить при занятиях художественно-эстетические качества у девочек. Программа предполагает знакомство со счетными швами (кресс, полукрест, роспись), которые очень сложные в технике исполнения и как альтернатива им – вышивка лентой, тоже выполняющаяся по счету. Сохраняются все виды швов, но дети быстрее видят результат работы и получают эмоциональное удовлетворение. Учащиеся знакомятся с историей возникновения вышивки лентами; учатся подбирать гармоничные цветовые сочетания; работать с лентами, хранить их правильно и выполнять ленточный стежок и плетеную розу. Большую трудность в данной технике у детей вызывает умение подобрать гармонично цвета лент. Преодолеть эти трудности помогает упражнение на подбор цветовой палитры, детям предлагаются цветные карточки, к которым они подбирают гармонично сочетающиеся цвета. Эти навыки они переносят на работу с лентами.
В седьмом классе в раздел «Вязание крючком» включается валяние из шерсти, известное в современном декоративно – прикладном творчестве, как фильцевание. Это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаются рисунки на ткани или войлоке, объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Учащимся предлагается освоить приемы «мокрого» и «сухого» валяния. Особое внимание уделяется правильности выполнения технического приема прокалывания изделия (под прямым углом). Необходимо не только продемонстрировать учащимся технический прием, но и поставить руку ученика в правильном положении. Обратить внимание детей, что данная техника является достаточно трудоемкой и необходимо терпение, чтобы достичь нужной плотности и однородности изделия. При обучении технике «мокрое валяние» в качестве дидактического раздаточного материала обязательно используются технологические карты, так, как техника требует последовательного алгоритма действий.
В 8 классе программой предусмотрено знакомство учащихся с художественной машинной вышивкой (роспись, рококо, белая гладь), но технические условия обеспечения выполнения данного раздела не позволяют в полном объеме выполнить на практике это задание и как альтернатива предлагается выполнение работы в технике «художественная резьба по ткани» - гильоширование. Возможности гильоширования очень широки. С помощью горячей иглы можно создавать великолепные изделия с применением аппликации: салфетки, декоративные панно, закладки для книг, открытки, записные книжки, а, кроме того, кружевные изделия в стиле ришелье: воротники, шарфики и т. д. Эта техника требует терпения и некоторого опыта, чего часто не хватает у начинающих. Некоторые ученики пытаются сразу повторять то, что сделано более опытными, и конечно расстраиваются, если не получается. В таких случаях необходимо им запастись терпением и начинать тренировку руки с простых элементов — кружочков, отверстий, несложных форм лепестков или других фигур. В будущем они будут делать элементы сложнее, и пользоваться трафаретами для гильоширования, но для начала такая тренировка очень важна.
Увлекаясь декоративно - прикладным творчеством у учащихся возникает не только интерес к предмету технология, но и желание участвовать в различных конкурсах, где они становятся победителями и призерами.
Используемая литература
1. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. –М., 1983.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). – М., Педагогика, 1999.
3. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988.
4. «Технология ручной вышивки» Т.И. Еременко и Е.С. Забалуева. Москва, Просвещение, 2000 г.
5. Андрианова Т.Н., Макарова О.Н. Декоративное выжигание по ткани.- 2. Психология жизненного успеха.1-е, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения
Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-338511-1383970229.jpg)
Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через метод проектов.
Выступление на школьном семинаре МО эстетического цикла....
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через применение технологии проблемного обучения
В статье дан анализ применения педагогической технологии проблемного обучения, методов и приемов, направленных на развитие творческих качеств учащегося...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/04/picture-558710-1420368973.jpg)
Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения
Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знани...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/29/picture-102452-1406627908.jpg)
Педагогический проект Тема: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через применение инновационных технологий»
Работа знакомит с методами организации проектной деятельности учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/24/picture-1271813-1600924336.jpg)
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии, через обучение нетрадиционным декоративно - прикладным техникам.» 2020г.
laquo;Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии, через обучение нетрадиционным декоративно - прикладным техникам.» 2020г....
Развитие творческих способностей учащихся c ОВЗ на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству
Основной целью работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в объединениях дополнительного образования, как я считаю, является формирование у них позитивных установок на преодоление имеющихс...