Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии
статья по технологии по теме
Исследовательская деятельность учащихся на уроках технологии. Оформление исследовательской работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гладышева Светлана Васильевна
222-087-124
Организация
исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии
Подготовила:
Светлана Васильевна Гладышева
учитель технологии
МОУ «Чистоозёрская СОШ
Завьяловского района» Алтайского края
1. Уровни научно-исследовательской работы
Формы исследовательской работы:
- Реферат
- Исследовательская работа
- Научное исследование
Реферат
Реферат (лат. реферо – доношу, сообщаю, излагаю) – письменная Учебно-научная работа на определённую тему, выполняемая на основе осмысления материала, собранного из разных публикаций.
Реферат выполняет следующие задачи:
1. Научиться подбирать литературу по теме.
2. Умение критически оценивать факты и доводы, изложенные в литературе, сопоставлять точки зрения и аргументы.
3. Самостоятельно выстраивать логику исследования.
4. Отбирать материал строго по теме исследования.
5. Формирование навыков написания авторского письменного текста.
6. Умение на основе собранного материала делать самостоятельные выводы.
Исследовательская работа
Задачи данного уровня:
1. Овладеть навыками самостоятельного поиска и анализа источников. Например, можно привлечь всего один источник, но извлечь из него максимальный объём информации.
2. Умение на основе источников реконструировать прошлое (события, факты, обряды).
3. Развитие навыков создания авторского письменного сочинения (логика изложения, выводы).
Вид исследовательской работы | Формируемые навыки | Назначение |
Конспект | Выбор и фиксация сведений | Где находится информация (в каких книгах) |
Реферат | Отбор материала и логика изложения | Как можно структурировать материал и выстроить исследование |
Исследовательская работа | Авторская реконструкция прошлого | Реконструкция событий и фактов по источникам |
2. Разработка программы исследования
Выбор темы
Актуальность темы определяется тремя факторами:
1. Важность изучаемого периода или проблемы в общеисторическом контексте, то есть их значимость для познания последующих процессов.
2. Значимость темы для современного общества.
3. Значимость для науки, то есть исходя из степени изученности темы (проблемы). Главным критерием при выборе темы представляется наличие проблемы, то есть вопросов, на которые у науки нет достаточных знаний.
Формулировка цели и задач
Формулировка цели, название работы и предмет исследования должны соответствовать друг другу. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.
Задачи – это более детальное рассмотрение вопросов, связанных с темой, они указывают пути и способы достижения цели. Фактически, именно через решение задач достигается общая цель.
Разработка методики исследования
Группы методов:
1. Методы сбора информации (наблюдение, анкетирование). Результатом этой работы должно стать создание полноценных источников.
2. Методы обработки данных – методы количественного и качественного анализа собранной на первом этапе информации. Результатом является создание таблиц, графиков, схем, реконструкций.
3. Интерпретационные методы (от лат. – истолкование, объяснение, разъяснение) – методы, с помощью которых создаётся авторская интерпретация собранных сведений. Результатом является создание авторского сочинения.
3. Реализация исследовательской программы
Наиболее простыми и распространёнными являются следующие способы поиска литературы:
1. Начинать работу следует с изучения словарей и энциклопедических изданий, поскольку там даётся краткая информация о предмете исследования, а также чётко сформулированы термины, которыми необходимо пользоваться при проведении исследования.
2. Анализ тематических библиотечных каталогов и справочно-библиографической литературы.
3. Интернет
Наблюдение и эксперимент
Анкетирование и опрос
Интервьюирование (от англ. – беседа встреча)
Метод репортажного сбора
Методы археологического исследования
Работа с источниками
Источники:
1) вещественные (археологические, музейные памятники, предметы быта;
2) письменные (созданные при помощи алфавита);
3) устные
4) кино-фотодокументы (на негативной плёнке);
5) фонодокументы аудиозаписи, пластинки);
6) изобразительные (карты, планы, картины, иконы)
7) лингвистические (топонимика, говоры)
Методика исследования
Написание содержательной части письменной работы
Правила рубрикации
1. Каждая глава строится в соответствии с её целевым назначением и является базой для последующей.
2. Заголовки должны точно отражать содержание. Названия не должны быть слишком короткими или слишком длинными.
3. Строго следите за соотношением глав и параграфов по объёму и по содержанию.
4. В тексте для всех глав и параграфов надо указывать те же названия, что и в оглавлении
Стиль письменной работы
В тексте инициалы всегда ставятся перед фамилией. Глаголы используются несовершенной формы. Наречия не принято начинать абзац со слов «хотя», «предвидя».
Неопределённые местоимения – не используются. Прилагательные – не употребляется превосходная степень с суффиксами «айш» и «ейш», и сравнительная степень с приставкой «по» («повыше, поближе»).
Вводные слова, указывающие на степень достоверности сообщения, необходимо использовать предельно корректно, с учётом их подлинного смысла, так как в научном тексте они играют существенную роль.
Абзацы должны отделять одно высказывание (мысль) от другого. Не стоит делать абзацы слишком мелкими (1-2 предложения) или очень большими (на 1-1,5 страницы).
Работа над «Заключением»
Заключение – это не резюме и не краткий пересказ содержания, а анализ проделанной работы. Это последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении.
Данная часть письменной работы является самой небольшой по объёму (1,5 – 3 страницы), но имеет особую важность, поскольку именно здесь в завершённой и логически безупречной форме должны быть представлены итоговые результаты Вашего труда.
5. Оформления письменной работы
Титульный лист
В верхнем поле указываются:
1) Название конкурса, на который представляется работа.
2) Полное название учебного заведения, которое представляет работу на конкурс, с указанием района или города (края).
В среднем поле даётся заглавие и вид работы:
1) Название приводится без слова «тема» и в кавычки не заключается. Его следует давать крупнее, чем остальные элементы описания, поскольку это главный раздел титула.
Название работы всегда должно отражать суть исследования.
2) Вид работы.
Третий раздел титула предназначен для указывания сведений об авторе и научном руководителе:
1. Полные сведения о школьнике: Ф.И.О. в именительном падеже, класс, школа. Указывается официальное название школы, где учится автор.
2. Полные сведения о научном руководителе: Ф.И.О., должность и место работы.
В нижнем поле приводятся место и год выполнения работы без слова «ГОД».
Оформление раздела «Оглавление»
Пример оглавления:
Введение (не нумеруется).……………………………………………………………………3
Глава 1. Название (без кавычек и сокращений)…………………………………………..7
1.1 Название первого параграфа первой главы………………………………………………7
1.2 Название второго параграфа первой главы……………………………………………..10
Глава 2. Название (как в тексте)…………………………………………………….…….15
2.1. Название первого параграфа второй главы…………………………………………..….15
2.2. Название второго параграфа второй главы………………………………………..…….22
Заключение (не нумеруется) ……………………………………………………..................27
Список источников и литературы………………………………………...………………..29
Приложения ..………………………………………………………………………………….30
Оформление печатного текста
Шрифт Times New Roman,13 или 14 пунктов.
Все страницы нумеруются арабскими цифрами, на титульном листе номер страницы не ставится. Порядковый номер страницы ставят в середине нижнего поля или в нижнем правом углу.
Каждый новый раздел работы начинается с новой страницы, параграфы даются подбором сразу после текста предыдущего параграфа с отступом в одну строку. Заголовки разделов выделяют жирностью. В них не должно быть переносов, и их не следует помещать последними строками на странице. Точка в конце заголовка не ставится.
Фразы новых абзацев печатают с красной строки с отступом 1см (5знаков).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии.
В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правил...
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках математики.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача учителя состоит в том, чтобы поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.Много...
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках истории
Статья на тему "Организация исследовательской деятельности на уроках истории"(из опыта работы)....
Методические особенности организации исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии и занятиях по декоративно-прикладному искусству
Восстановить историческую память народа, знать и понимать культуру своей Родины – вот такая задача поставлена перед современной системой образования. С каждым годом всё большее число...
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии
Аннотация к работе: Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках технологииАктуальность: Современные условия развития общества требуют переориен...
Комментарии
Работа с одарёнными детьми
Исследовательская деятельность учащихся на уроках технологии