Инновации в современной технологической подготовке учителя
методическая разработка по технологии по теме

Абросимова Любовь Геннадьевна

Зачетная работа на курсах повышения квалификации

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Министерство образования Московской области

Московский государственный областной университет

НОЦ инновационной деятельности в технологическом образовании

Кафедра теории и методики профессионального образования

Зачетная работа

по итогам постоянно действующего семинара

«Инновации в современной технологической подготовке учителя»

Автор – составитель:  Абросимова

Любовь Геннадьевна, учитель технологии,

МБОУ Селятинская средняя общеобразовательная школа №1, г.п.Селятино, Наро-Фоминский муниципальный район   

Москва 2012г.

Содержание

Стр.

Введение

3-4

  1. Педагогические инновации на практике

4

  1. Переход от ЗУНовских ориентиров к компетентностным

4

  1.   Проектирование – формирование готовности к профессиональной деятельности.

5-6

  1. Исследовательская творческая деятельность - арсенал инновационных педагогических средств и методов

6-15

  1. Такая разная бумага

16

  1. Бумага и приемы работы

16-18

  1. Творческий проект – «Летний букет»

19

 Заключение                                                                                          

19

Список используемой литературы                                                                          

20

В школьном деле учитель - центральная
фигура. Высота уровня школьного
преподавания, его качество больше всего
зависит от качеств самого учителя.
Н. Н. Баранский

Введение

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и пассивной позицией ученика (как объекта педагогического воздействия), объяснительно-репродуктивными методами обучения, не в полной мере обеспечивает достижение требуемых результатов качества образования. Это заставляет педагогов-практиков искать новые подходы и способы организации образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика, которые бы формировали у учащихся такие социально адекватные ценности, как потребность в получении знаний; умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний; выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач; планирование своей образовательной деятельности; позитивная самооценка. Как показывает практика, достижению вышеозначенных результатов способствует использование современных педагогических технологий. Выбор технологий определяется многими факторами, к основным из которых относятся доминирующие целевые установки школы и конкретные цели текущего учебного процесса.

Наша школа имеет большие возможности для широкого внедрения в практическую работу разнообразных современных технологий. Это объясняется, прежде всего, работой школы в инновационном режиме, широком внедрении в практику работы информационно-коммуникационных технологий.  Каждый кабинет, библиотека оснащены современной компьютерной техникой, интерактивными досками, видеоаппаратурой.

Владение информационно-коммуникационными технологиями является необходимым условием профессиональной компетентности учителя, которая проявляется в готовности и умении оптимально решать педагогические задачи с использованием информационно-коммуникационных технологий. Необходимо постоянно осваивать информационные технологии, которые создают новые возможности для повышения эффективности работы учителя.

 Современная школа многого требует от учителя – и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства,  и безусловной педагогической грамотности и компетентности.

Какие принципы лежат в основе моей педагогической деятельности? Что самое главное для меня как учителя, работающего в 21 веке?

Во-первых, много знать и стараться узнать еще больше. Учить детей учиться – важнейшая задача любого педагога. Вслед за известными педагогами считаю, ученик должен стать творцом своей деятельности. Поэтому стараюсь строить обучение так, чтобы ребенок, прилагая усилия, преодолевая небольшие трудности, добивался результата, тогда его роль в обучении будет деятельностной, а результат более радостным. Ведущую роль  в моей работе играют   творческие методы обучения.

 Сегодня мы уже вплотную подходим к тому времени, когда на повестку дня встаёт вопрос о создании новой модели школы, соответствующей новым стандартам 2-го поколения.

Естественно возникает следующий вопрос, связанный с инновациями в образовании.

  1. Педагогические инновации на практике
  1. Переход от ЗУНовских ориентиров к компетентностным

Педагогические инновации – это сознание педагогических новшеств, их оценки, освоение, использование, применение на практике.

Многие новшества, такие, как стандарты 2-го поколения, новая структура школы, профильный компонент общего среднего образования, единый экзамен, не являются до конца проработанными. Поэтому мы с вами должны об этом думать и говорить, и вносить свой вклад в освоение и применение педагогических новшеств.

Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества осваивать, внедрять, сопровождать.

Мы с вами интуитивно понимаем, что сегодня результатом образовательного процесса должны быть не только привычные академические знания, умения-навыки, но и какие-то интегральные способы деятельности, компетенции, позволяющие оценить возможности учащихся, использовать эти самые знания, умения-навыки не в чётко ограниченном кругу «типовых учебных задач», а на широком поле «жизненных ситуаций». «Новая школа» ставит перед нами новую задачу -  устойчивую мотивацию к познавательной деятельности и к инновационному мышлению, а это сразу ведёт к изменению урока, к педагогическим новшествам, имеющим к этому отношение. Например: смена «дать образование» на установку «образование, как самореализация», или смена принципа репродуктивного усвоения материала на продуктивный, т.е.  что создаёт ученик в ходе урока, или переход от общего образования для всех к реализации индивидуальной траектории для каждого ученика, переход от ЗУНовских ориентиров к компетентностным.

 «Технология» как учебный предмет, обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда, становление системы технических и технологических знаний и умений, формирование проектной культуры.

  1. Проектирование – формирование готовности к профессиональной деятельности.

Развитие практик исследовательской и проектной деятельности – это основная характеристика учебного предмета «Технология».

Проектирование является той деятельностью, которая формирует инновационное мышление, вырабатывает способность «переделывать действительность», т.е самостоятельно творчески мыслить, формирование готовности к профессионально деятельности.

Практику проектной работы необходимо культивировать как на уроках, так и в неурочной деятельности. Эта работа реализуется через учебно-производственные  мастерские, мастер-классы, проектные семинары, лаборатории.

Будущее общество, как утверждают аналитики и эксперты, - это общество производителей инноваций.

В нашей стране специалистов по инновациям стали готовить недавно, и то только в области менеджмента. А ведь в ближайшем будущем необходимо подготовить целый класс производителей инноваций в самых разных сферах – технике, экономике, науке, образовании и т.д

Именно инновационность становится главным ресурсом развития и критерием конкурентноспособности в современном мире. Поэтому проектное мышление, практика проектирования, как составная и необходимая часть инновационной деятельности должна стать постоянной в обучении. Инновация не может быть отдельно взятой выдумкой на уроке, она должна включаться в практику образования и менять всю образовательную модель, меняя при этом отношение к ученику и учителю.

В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у учащихся самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, они учатся проводить исследования, а, действуя за компьютером, вынуждены систематически и чётко излагать свои мысли в письменном виде, отсылать и получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи. Особое внимание в учебном проекте обращается на организацию взаимодействия школьников при проведении исследований, и оно должно полностью отвечать требованиям эффективной групповой работы.

В проектной деятельности актуальна проблема организации самостоятельной  (индивидуальной или в группе) исследовательской деятельности учащихся. Сегодня от человека требуется умение развивать собственную функциональную компетентность: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию, переквалификации. С развитием исследовательской деятельности и учитель, и ученик приобретают новое (пусть даже субъективно новое) знание и приобретают навыки самостоятельного приобретения нового знания. Это могут быть несложные наблюдения или серьёзные логико-теоретические исследования. При различных методических особенностях их объединяет общий подход к познаваемым объектам.

  1. Исследовательская творческая деятельность - арсенал инновационных педагогических средств и методов

В своей работе я приучаю своих учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаем себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты. Главное для меня как  педагога – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов,  характерных для исследования в научной сфере:  постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

В исследовательской деятельности широко используются информационно-коммуникационные технологии.

Использование информационных технологий в планировании и организации проектной деятельности учащихся, представляет учителю широкие возможности. Необходимость использования компьютеров в технологическом образовании обусловлена тем, что с помощью компьютера значительно легче проводить исследования, находить и хранить информацию, моделировать и решать другие задачи.

Для применения информационных технологий в процессе обучения преподаватель, планирующий внедрение компьютеров на своих уроках должен иметь достаточный выбор демонстрационного материала, поэтому создание программного обеспечения учебного назначения весьма актуально. Учащиеся под руководством учителя должны произвести отбор материала, найти оптимальный способ представления информации, оформить проект средствами компьютера.

Работа учеников организована в соответствии с индивидуально-коллективным способом обучения, соответствующим творческой природе человека: кроме занятий, на которых участвуют все ученики единовременно, вся остальная учебная деятельность рассматривается как сочетание индивидуальной работы ученика с учебным пособием (за компьютером) и его работы в диалоге с товарищами.

Творческие задания должны быть направлены на реализацию следующих потребностей учащегося:

- уважения желания учащегося работать самостоятельно;

- умение воздержаться от вмешательства в процесс творческой деятельности учащегося;

- предоставление учащемуся свободы выбора области приложения сил и методов достижения цели;

- поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками.

        В моей практике использование ИКТ и ЦОР в исследовательской деятельности при работе над творческими проектами учащихся на уроках технологии и во внеурочное время выглядит следующим образом:

1 этап: « Поиск проблемы и определение потребности»

  • Поиск информации в сети Интернет во внеурочное время (с использованием либо домашнего компьютера, либо школьной сети в регламентированное время).
  • Использование ЦОР, имеющихся в наличии в кабинете технологии, в урочное и внеурочное время.

2 этап:  «Набор первоначальных идей и их проработка»

  • Поиск информации об аналогах в сети Интернет.
  • Использование ЦОР, имеющихся в наличии в кабинете технологии, в урочное и внеурочное время.

3 этап:  «Подготовка пояснительной записки»

  • Использование средств Microsoft Office для создания пояснительной записки.
  • Использование ЦОР и фотоархива кабинета, в урочное и внеурочное время.

4 этап: « Представление проекта»

  • Создание презентаций и рекламных проспектов (Microsoft Word, Power Point, Publisher, Adobe Photoshop и др.)
  • Использование ЦОР и фотоархива кабинета в урочное и внеурочное время.

Многие творческие проекты моих  учащихся до настоящего времени используются в учебном процессе, хотя сами ученики уже давно стали выпускниками.

Вот некоторые из них:

Учитель:

Считаю, что самое ценное качество педагога – это увлеченность. Мне повезло: я встретила немало увлеченных учителей. Душевные крылья, которые их возносят над повседневностью, порой никому не видны, и внешне человек выглядит совершенно обыкновенным. Но в этих людях есть что-то детское, они и ведут себя иногда почти как дети. Увлеченный учитель – учитель, который получает удовольствие от своего дела, и для которого вся школьная жизнь осветлена радостью творчества.

Думаю, что именно такого человека, учителя ценили, ценят, и будут ценить. Помните, ещё В.А. Сухомлинский говорил: “Только творческий педагог может развить творческие способности в себе и творческое начало в ребёнке”. А ведь для нас это главное!

Мастер-классы, кружки, факультативы, выставки, конкурсы и многие другие формы работы учителя – новатора – арсенал моей работы.

 

Для УЧАЩИХСЯ 4-9 КЛАССОВ

РАБОТАЕТ

ЧЕТВЕРГ  1415-1500

Руководитель кружка

Абросимова Любовь    

   Геннадьевна

с удовольствием поделится своим мастерством

  1. Такая разная бумага
  1. Бумага и приемы работы

Бумага – одно из самых замечательных изобретений человечества. Мы настолько привыкли к ее присутствию в нашей жизни, что порой не замечаем красоту этого материала. Одна из популярных техник  - теснение по бумаге. Существует множество способов создать на бумаге рельефный рисунок, но в домашних условиях самые невероятные возможности дает способ мокрого тиснения.

Из бумаги создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных картин, рамок для фотографий.

Приемы работы с бумагой

  1. Творческий проект – «Летний букет»

Творческий педагог всегда повышает свое мастерство, находит новые методы и приемы в работе. Так на курсах повышения квалификации в МГОУ НОЦ инновационной деятельности в технологическом образовании я узнала новые технологии работы с различными материалами. Моя выпускная работа – работа с бумагой.

Работа с бумагой не требует больших усилий и затрат, дополнительного оборудования, не занимает много времени. Из бумаги можно сделать необыкновенно красивые вещи, но главное, чтобы не только результат, но и сама работа доставляла удовольствие.

Заключение

Инновация (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Наша работа над собой и с детьми в этом направлении – главное направление педагога в современной школе.

Список используемой литературы

  1. Большой подарок для девочки.  – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005
  2. Поделки с тиснением по бумаге. Зайцева А.А. – М.: Эксмо, 2009
  3. Квиллинг: шаг вперед. Букина С., Букин М. – Ростов н/Д: Феникс, 2011
  4. Мозаика узоров. М.Максимова, М.Кузьмина, Н.Максимова
  5. Бумажная филигрань. А.Быстрицкая
  6. Валя-Валентина.Журнал. О.Радченко
  7. Рукоделие. Стильный интерьер своими руками. Г.А.Браницкий
  8. Интерьер к торжеству. Ю.Фомина
  9. Декоративные цветы в вашем доме. М.Я. Балашова, Ю.П.Семенова
  10. Журнал. Лена.
  11. Цветы и букеты из зерен. Е.Зуевская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к проектированию деятельности учителя технологии. (пакет технологической документации учителя технологии)

К технологической документации учителя относятся:l  Учебная (рабочая) программа курса обучения2 Календарно-тематическое планирование содержания предмета3  Технологические карты (курса, разде...

«От компетентного учителя английского языка к формированию компетентного ученика по средствам современного технологического коммуникативно – ориентировнного обучения.»

В настоящее время система образования России находится в состоянии модернизации, обусловленной глубокими структурными изменениями, происходящими в современном мире и требующими новых подходов к постро...

ПОНЯТИЕ «ИННОВАЦИЯ» В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Раскрытие инновационных методов в школьной практике....

Инновации и современные технологии духовно-нравственного образования и воспитания.

Кризисные явления, охватившие политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную сферы жизни общества, изменили жизненные приоритеты граждан России. Утрата молодежью традиционных нравственны...

Традиции и инновации в современном образовательном процессе: в классе фортепианного ансамбля

Современный педагогический фортепианный ансамблевый репертуар по истине не обозрим, он включает в себя музыку от добаховских времен до наших дней и постоянно обновляется.Инновации в музыкальном образо...

Инновации и современные технологии на уроках башкирского языка.

    Инновации в образовании - это элементы нового, которые существенно улучшают учебно-воспитательный процесс, позволяя избавиться от недостатков, мешающих эффективному обучению и уче...

Презентация для учителей технологии по теме:«Использование мультимедийных средств обучения и современных возможностей сети интернет в ходе технологической подготовки обучающихся»

Прнезентация для учителей технологии по теме: "Использование мультимедийных средств обучения и современных возможностей сети интернет в ходе технологической подготовки обучающихся"...