МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА "Смоленская крепость"
методическая разработка по технологии (8 класс) по теме

Конспект урока, приложение, технологическая карта урока, фото

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 10.                                 

Карта оценивания  (в 5- бальной системе)

                                                                             Проект «Смоленская крепость»

Наименование работы

Самооценка

Взаимооценка

Оценка учителя

1.Вышивка

Аккуратность и правильность выполнения технических приемов вышивки.

Рамка соответствует цвету и размеру вышивки.

2.Стенд

Соблюдены поля.

Фоновые листы, фотографии, рамка  с вышивкой, текст хорошо закомпонованы.

 Детали стенда аккуратно  наклеены.

Текст напечатан одним указанным шрифтом.

Наличие у  вышитой работы этикетки.

3.Выступление 

Текст логически выстроен.

Продуман объем информации.

Речь четкая, громкая.

Содержание интересно.

4. ИТОГО



Предварительный просмотр:

Региональный конкурс методических проектов (уроков),

посвященный 1150-летию г. Смоленска

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ

УЧИТЕЛЯ МБОУ СОШ №35

ПОРЕШ МАРИНЫ ВИКТОРОВНЫ

Тема урока: Защита проекта «Смоленская крепость»

Тип урока: урок обобщения.

Цели: 

Общеобразовательные  -  продолжить формирование навыков публичного  выступления, закрепить умение оценивать вышитое изделие в технике гладь, закрепить умение оценивать оформительскую работу и выступление.

Развивающие -  развивать умение  работать по карте оценивания, развивать творческую активность.

Воспитывающие -  воспитывать интерес к изучению истории родного края и города,  воспитывать чувство уважения  к землякам  и  историческому прошлому города.            

Методы обучения:  словесные (вступительная беседа, объяснение); наглядные (просмотр отрывка фильма о крепостной стене, карта оценивания); практические (представление учащимися защитной речи).

Оснащение: - проекты учащихся по теме «Смоленская крепость» - стенды с вышивками и текстовым материалом к теме, эскизы вышивок,

- проектор, компьютер, экран

- карты оценивания

- обобщающие вопросы по теме

- фотографии, репродукции, офорты, буклеты, книги о  Смоленске.

Структура урока:

1.Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы, сообщает цель и план урока.

3.Выполнение учащимися индивидуально  устного задания

 ( представление защитной речи-текста будущей экскурсии) и письменного задания (заполнение карты оценивания ), ответы на обобщающие вопросы по проекту.

4.Проверка карт оценивания, простановка оценки учителем, корректировка  (при необходимости).

5.Формулирование выводов по изученному материалу.

6.Оценка результатов урока;

7.Задание на дом.

             

Ход урока

  1. Оргмомент.

Проверка готовности учащихся к работе

2. Вступительное слово учителя

Мы закончили работу над проектом «Смоленская крепость»  в рамках раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» по теме «Традиционные виды рукоделия». У всех вас была единая тема, которую мы выбрали методом  мозгового штурма и утвердили ее голосованием как общую  тему проектирования.  Результатом коллективного проекта должна была стать выставка проектов. Сегодня – урок подведения итогов, но не обычная защита проектов, а  представление выставки, посвященной  1150-летию города. Задача каждого из вас не описывать ход работы над проектом, а рассказать о части исторического памятника, которому был посвящен проект. Стенды, выполненные вами, будут  помещены в музей школы и ваша защитная речь будет являться текстом экскурсии по достопримечательностям города, а  в частности -  по крепостной стене.

Каждый из вас после выступлений  поставит баллы себе  и другой однокласснице по карте оценивания  и ответит на обобщающие вопросы по теме. (Приложения 10 и Приложение 11).

 Оцениваться работа будет по трем направлениям:

-  качество вышивки и оформления вышитой работы,

-  компоновка стенда и соответствие исторического материала теме,  

- четкость и эмоциональность  выступления, нужный отбор информации и ее объем.

Прежде, чем начнутся ваши выступления, посмотрим отрывок из фильма «Смоленская крепость Недописанные главы», чтобы вспомнить, как наша крепость устояла во время  войн и в мирное время, когда ее хотели снести, оставив маленький участок стены.

После ВОВ, когда нужно было восстанавливать разрушенный город, руководство города посчитало крепость не таким уж важным объектом, который нужно сохранять. Решался вопрос о ее сносе. Но, благодаря  культуре, смелости и ответственности за наше историческое наследие людям, крепость устояла и в этот раз.

В ходе проектирования мы отыскали начальника городского управления культуры в то время, Нину Васильевну Чаевскую , которая ценой своей карьеры  отстояла  в 60-ые годы крепостную стену от разрушения.(Просмотр отрывка из фильма «Смоленская крепость. Незаконченные главы».)

3.Защита проектов.

 1 стенд.  «Смоленская область». Выступление   1 ученицы.                          Приложение 1.

2 стенд « Федор Конь».Выступление 2 ученицы. Приложение 2.

3 стенд  «Фроловская башня». Выступление 3 ученицы.

Приложение 3.

 4 стенд «Никольская башня». Выступление 4 ученицы. Приложение 4.

 5 стенд. «Копытинская башня2. Выступление 5 ученицы.Приложение 5.

 6 стенд. « Громовая башня».Выступление 6 ученицы. Приложение 6.  

 7 стенд. «Бублейка». Выступление 7 ученицы. Приложение 7.

 8 стенд.  «Зимбулка».Выступление 8 ученицы. Приложение 8.

 9 стенд. «Веселуха».Выступление 9 ученицы. Приложение 9.

       Учащиеся оценивают друг друга и себя, заполняя оценочную карту. Оценка будет складываться  из самооценки, взаимооценки и оценки учителя.

4. Подведение итогов.

       1.Собрав карты, учитель ставит свою оценку, сравнивает ее с самооценкой и взаимооценкой учащихся. Подводит итоги оценивания.

       2. В это время ученицы отвечают на обобщающие вопросы по теме.

  5. Оценка результатов урока.

Учитель объявляет оценки за проект. Зачитывает некоторые ответы - отзывы о работе над проектом. Подводит итоги урока:

Урок-защита проектов по теме «Смоленская крепость» актуален в юбилейный год 1150-летия Смоленска. Все вспомнили историю родного города. Каждый из вас на своем уровне  выполнил творческую работу, переработав фотографию или репродукцию в эскиз для вышивки, продумав технику выполнения гладьевых стежков. Затем вы выполнили вышивку, оформили ее в рамку и создали стенд. Стенды получили разные оценки, но даже в этом виде они могут быть экспозицией в музее. Текст вашей защитной речи будет использоваться как текст экскурсии для 7-8 классов.

Работа над проектом вдохновила вас на написание стихов о Смоленске. Стихи Ольги Мушкиной помещены на стенде. Мы провели поисковую работу, нашли Нину Васильевну Чаевскую  и теперь можем поблагодарить ее и поздравить с праздником города.

6. Домашнее задание. Так как следующий урок будет уроком посещения Нины Васильевны Чаевской, то домашнее задание – составить вопросы к Нине Васильевне.

        



Предварительный просмотр:

Приложение 11.

Обощающие вопросы по теме.

1. Увеличился ли у вас интерес к истории родного края?

2. Захотелось ли вам с вниманием пройти по историческим памятникам Смоленска?

3. Посетите ли вы музейную экспозицию в Громовой башне, посвященную Смоленской крепостной стене?

4. Какие архитектурные детали стены вы узнали и запомнили в результате проектирования?

5. О чем вам  захотелось узнать глубже  из истории Смоленщины?

6. Что бы вы хотели изменить в оформлении выставки?

7. Какие еще темы могли быть включены в выставку?



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Выступление первой ученицы

Стенд с картой Смоленской области

Смоленск! Когда с вершины наших дней 

 Гляжу на эти стройки, башни, главы,

 Я не могу не думать о твоей 

 Истории простой и величавой.

      Смоленск - город-труженик, город-воин, город русской славы!

 Второе тысячелетие непоколебимо стоит он на крутых приднепровских холмах, на перекрестке многих дорог, честно и мужественно принимая на себя все, что отводила ему история. Многие страницы его истории повествуют о самоотверженной борьбе против иноземных поработителей.     Это и литовцы, и поляки, и шведы. У стен смоленской крепости 5-6 сентября произошло крупное сражение с французской армией Наполеона. В нем французские войска понесли большие потери. Русская же армия, совершив маневр, получила возможность сохранить боеспособность.

     Самое большое испытание выпало городу в годы Великой Отечественной войны. На подступах к городу, возле крепостной  стены два месяца гремела крупная битва начального периода войны. План Гитлера молниеносной войны был провален.

      Когда город оказался в оккупации, оставшееся население организовало  партизанскую войну.25 сентября 1943 года Смоленск был освобожден.

Руины зданий, раскрошенный кирпич, обугленные деревья, одни трубы на месте бывших деревянных домов увидели воины Красной Армии, вступившие в город. И снова смоленская крепость спасала людей. Многие смоляне нашли себе кров в стенах полуразрушенных башен. Нужен был новый героический подвиг, чтобы преодолеть разруху. Н.И.Рыленков написал строки, которые подошли бы к тем, кто совершал этот подвиг

                  «О сколько раз я кровью истекал,

                    Сгорал и восставал на пепелище.

                    Чтоб, выйдя из магических зеркал,

                    Двойник мой жил смелей меня и чище»

      Сегодня Смоленск - один из красивейших городов страны, центр Смоленской области. В ее состав входят 25 районов. Назвать Смоленщину своей малой родиной могут многие выдающиеся люди. Здесь родились: первый космонавт мира Юрий Алексеевич Гагарин, композитор Михаил Иванович Глинка, знаменитый исследователь и путешественник Николай Михайлович Пржевальский, актер Юрий Никулин, скульптор Сергей Тимофеевич Коненков, Михаил Осипович Микешин.

 О Смоленске сложено много стихов и песен нашими знаменитыми земляками –поэтами Александром Трифоновичем Твардовским, Михаилом Васильевичем Исаковским, Николаем Ивановичем Рыленковым. Одна из крупнейших европейских рек – Днепр берет свое начало на Смоленской земле. Будучи еще совсем небольшой речушкой Днепр пересекает столицу области. И наша величественная крепостная стена претендует сейчас на звание одного из чудес света.

  

Приложение 2

Выступление второй ученицы

Стенд с памятником Федору Коню

      Первоклассное фортификационное и выдающееся архитектурное сооружение, возведением которого руководил русский зодчий Федор Конь, вот уже более 400 лет предстает взору смолян и гостей города. Когда возвращаешься на поезде в Смоленск, откуда бы ни возвращался, с запада или с востока, всегда щемит в сердце, увидев крепостную стену и собор на холме. Низкий поклон всем, кто возводил эту красоту - простому русскому народу и Федору Савельевичу Коню. В своей повести в стихах  Дмитрий Борисович  Кедрин так писал о великом зодчем :

«Он был Конем за силу прозван

 Мощь битюга играла в нем!

Сам царь Иван Васильич Грозный

Детину окрестил Конем

И впрямь, точна, хоть и нельстива

К нему та кличка привилась:

Его взлохмаченная грива

Точь-в-точь, как у коня вилась».

        Сын плотника Савелия Петрова, который принадлежал к числу «черных людей», не имевших почти никаких прав, Федор с 9 лет работал с отцом на постройках Москвы- таскал доски, копал рвы для фундаментов, приучался к ремеслу палатного строительства. В 12 лет он осиротел. После смерти отца мальчик был определен к другому плотнику. К 15 годам рослый и смышленый Федор стал старшим в плотницкой артели. Много строил он палат, храмов, укреплений. В30 лет его пригласили на строительство    нового Царева-города в Москве, который строился 7 лет. В награду за труд Федор Конь получил от боярина Годунова кусок парчи и шубу, а царь Федор Иоанович допустил до государевой руки.

 В 1595 году  по политическим соображениям царь повелел в Смоленске “Град делати наспех, не мешкая, с великим радением”, как о том говорится в “Новой летописи”под 1595г. Старая крепость, которая была построена еще     при великом князе Ростиславе Мстиславовиче (1142 г.), представляла собой дубовую конструкцию на земляном валу. Она уже не могла устоять перед военной техникой зарубежных соседей. После окончания строительства Белого города в Москве Федор Конь получил задание от Годунова выехать в Смоленск для начала работ по строительству новой крепостной стены (определения масштаба работ и выявления числа и состояния кирпичных сараев, установления мест по добыче камня и обжигу извести).Шесть лет строилась крепостная стена. 

       В отличие от большинства городов,  смоленская крепостная стена не кремль ( укрепление вокруг центра), а стена, окружавшая весь город. Длина стены составила 6, 5 км, толщина - 5-5, 5 м, высота с зубцами, в зависимости от рельефа, - 13 и более метров. Сложена она из кирпича, внизу облицована белым камнем. Стена стала Смоленску и защитой и украшением. По живописности расположения, богатству декоративной обработки, количеству башен, их монументальности и плотности расстановки она не знает себе подобных. Крепость будто и в самом деле драгоценное ожерелье, положенное на приднепровские холмы. Как дивные самоцветы, блистали в этом ожерелье 38 башен, из которых ни одна не повторяла другую

       До нашего времени сохранились отдельные участки крепости общей протяженностью около трех километров и 15 башен, не изменивших первоначальный облик: Копытенская, Бублейка, Громовая, Донец, Маховая, Никольская, Зимбулка, Шембелевка, Воронина, Белуха, Авраамиевская, Орёл, Позднякова, Веселуха.

     

Приложение 3

Выступление третьей ученицы

Стенд с Фроловской или Днепровской  воротной башней

    Кто-то стрелками медленно движет
    На земном циферблате веков,
    Да на белую ниточку нижет
    Череду золотых облаков.
    Опустись, ожерелье, на плечи
    Приднепровских зеленых холмов
    Нить суровая порвана
    Нечем
    Залатать этих прясел увечья,
    И связать эти бусины слов:
    Заалтарная, Стрелка, Белуха,
    Шаховская, Зимбулка, Донец,
    Громовая, Орел, Веселуха
    Отчей крови терновый венец.
    В этих арках, проемах, пробелах,
    Кружит стая разметанных дней,
    Только ветер  в российских пределах
    Только роспись бесценных камней

     Это одно из стихов Веры Сухановой, посвященное Смоленской крепости.

И вслед за ее словами хочется вновь пройти вдоль стены и полюбоваться красотой и величием ее башен.   Из ансамбля всех смоленских башен особенно выделялась башня Фроловских ворот. Она стояла в центре северной стены крепости, прямо перед Большим Днепровским мостом, связывающим Смоленск с дорогой на Москву. Между тем, она была самой грандиозной, самой величественной и самой красивой. Являясь главной башней“города”, она во многом определяла и его художественный облик. Огромные размеры этой башни, место её расположения, наличие отводной стрельницы и сторожевой вышки под гербом- всё это позволяет думать, что, строя Смоленскую крепость, Федор Конь уделил Фроловской башне особое внимание.

       Построив Фроловскую башню в Смоленске, Федор Конь сразу же решил две важные архитектурно-градостроительные задачи. Стоявшая на берегу реки, чуть ли не у “порога”Большого Днепровского моста и выделявшаяся среди других башен крепости, она была и главными воротами Смоленска и главной триумфальной аркой России, проехав через которую можно было взять прямой путь  на Москву. Все другие дороги, шедшие к русской столице с запада, после постройки Фроловской башни как бы теряли свое значение.

       Сейчас Фроловской башни нет, а есть Днепровская.  Ворота расположены на набережной Днепра, в центральной части северной крепостной стены. Южный фасад выходит на улицу Соболева. Северный фасад находится на линии крепостных стен. Адрес здания — улица Соболева, 1. Здание ворот двухэтажное, прямоугольное в плане, построено в стиле классицизма.  По верху прясел крепостной стены, подходящих к воротам, установлены две одинаковые колокольни, расположенные симметрично относительно основного здания. На набережной перед воротами расположены устои не сохранившегося моста через Днепр

      После войны в Днепровских воротах располагались культпросветучилище, кукольный театр, филармония.В 1992 году здание было возвращено Русской Православной церкви. В настоящее время в здании располагается церковно-приходская школа. Это памятник культурного наследия России.

Приложение 4

Выступление четвертой ученицы

Стенд - Копытенская воротная башня

       Наряду с двумя главными, Смоленская крепость имела семь дополнительных воротных башен:  Лазаревскую, Крылошевскую, Авраамиевскую и Еленинскую, которые  располагались на восточной стороне города, а Копытенская  и Пятницкая водяная - на западной.

 Отличаясь друг от друга размерами, эти башни внутри были почти одинаковыми, но одни из них имели два яруса, а другие - три.

       Часть их (Лазаревская, Авраамиевская, Еленинская и Копытенская) сохранились до наших дней. Сильно выступающие вперёд по отношению к стенам, эти башни - почти квадратные в плане. Каждая из них снабжена двумя широкими арочными проёмами, один из которых находится на тыльной стороне, а другой - на боковой, обращенной к полю. Благодаря этому дополнительные воротные башни существенно отличались от главных. Иное расположение их въездных арок показывает, что это были ворота другого типа, которые для торжественных и парадных въездов уже не предназначались.

       Отводных стрельниц у дополнительных воротных башен не было снаружи. Железные подставы в стенах свидетельствуют, что их проёмы закрывались деревянными створами. В случае опасности их воротные проёмы закладывались, видимо, кладкой, прикрывавшей деревянные створы. Проезжие части дополнительных воротных башен были сводчатыми. У Копытенских ворот следы свода видны до сих пор. Существует свод и над нижним ярусом Еленинских (Никольских) ворот. Копытенская башня находится в парке «Лопатинский сад», одной стороной выходит на сквер имени Александра Сергеевича Пушкина, другой — на земляной вал. Представляет собой четырёхугольную башню с проезжими воротами. Ранее реставрировалась, имеет крышу. Подо что-либо в настоящее время не используется. В составе стены находилась между башнями Бублейкой (сохранилась) и безымянной круглой башней. Происхождение название башни, по одной версии, связано с близостью пастбищ для скота, по другой версии — с торговлей. Пострадала во время осады Смоленска польскими войсками в 1609—1611 годах. Во времена правления императрицы Екатерины II ворота в Копытенской башне были заделаны, а сама башня — приспособлена под архив Смоленской губернии.

Приложение 5

Выступление пятой ученицы

 Стенд - Никольские ворота  или Еленинские

       Никольская башня находится на пересечении улиц Тухачевского и Маршала Жукова. Находится в составе самого большого из сохранившихся до наших дней фрагментов Смоленской крепостной стены, крайняя башня этого фрагмента после башни Зимбулка. Следующая — Евстафьевская — была снесена в 1930-е годы.Никольская башня представляет собой четырёхугольную башню с расположенной рядом с ней проезжей аркой. Ранее реставрировалась, имеет крышу. Вход в башню — со стороны улицы Маршала Жукова. Проезжая арка ранее также была отреставрирована и покрыта крышей. В настоящее время в Никольской башне располагается музей "Смоленский Лён", принадлежащий ОКБУК Смоленский государственный музей-заповедник.

      История      Никольская башня являлась второстепенной въездной башней в Смоленск (парадные — Фроловская и Молоховская — не сохранились). Первоначально ворота назывались Еленевскими, так как из них выходила дорога, ведущая на Ельню. Первоначально ворота были не сквозными, а с «коленом» (поворотом налево), что обеспечивало при штурме большую безопасность для защитников крепостной стены, а закрывались они опускаемой металлической решёткой. В начале XVIII века по приказу Петра I ворота были защищены земляной насыпью и рвом.

       Нынешнее название Никольские ворота и Никольская башня получили от стоявшего напротив храма Святого Николая, сгоревшего во время Отечественной войны 1812 года. Во время Смоленского сражения в августе 1812 года у ворот сгорела крыша. После переименования башни в Никольскую в нише над воротами был помещён образ святого Никола Чудотворца (ныне не сохранился).Сквозной проезд через ворота был закрыт в конце XIX века. В 1898-1900 годах в прясле стены правее башни была пробита арка 10-метровой ширины, через которую в 1901 году был проложен трамвайный маршрут, существовавший до начала 2000-х годов. До Октябрьской революции 1917года в башне находился городской архив.В годы Великой Отечественной войны и немецкой оккупации Смоленска Никольская башня лишилась своей крыши. После войны в ней была размещена телефонная подстанция.

Приложение 6

Выступление  шестой ученицы

 Стенд- башня Зимбулка

       Особую группу составляют глухие прямоугольные башни. Первоначально их было 13, а теперь осталось только 8. Однако в связи с тем, что такую форму имеют и воротные башни, кажется, что глухих прямоугольных башен сохранилось гораздо больше. Высота и размеры боковых сторон прямоугольных глухих башен не одинаковы. Внутри прямоугольные глухие башни были четырехъярусными. У большинства башен перекрытия были плоскими, по балкам, от которых в стенах сохранились гнезда, а у некоторых сводчатые. Это зависело, очевидно, от размеров башен и места их постройки. Вытянутые зубцы глухих прямоугольных башен тоже не одинаковы. Правда, в основном они везде имеют вид ласточкина хвоста, однако есть такие башни, головки зубцов которых вверху ровные, без декоративной обработки. С такими же головками были и некоторые участки стен.

      Башня Зимбулка находится на улице Маршала Жукова напротив дома № 15. Находится в составе самого большого из сохранившихся фрагментов Смоленской крепостной стены, между башнями Долгочевской и Никольской (обе сохранились). Представляет собой малую четырёхугольную башню. Проход в башню возможен со стороны улицы Маршала Жукова. Внутренние лестницы башни, ведущие на прясла, в настоящее время замурованы, а перекрытия сбиты. Имеет крышу. Подо что-либо в настоящее время Зимбулка не используется.

      По версии историка Махотина, название «Зимбулка» происходит от соответствующего прозвищного имени. В 1706 году башня была защищена земляной насыпью. К началу XX века со стороны нынешней улицы Маршала Жукова вся местность рядом с башней была уже застроена, вследствие чего её можно было осмотреть лишь с внешней стороны крепостной стены.

Приложение 7

Выступление седьмой ученицы

Стенд - Круглые башни - Громовая

                       Происхождение названия

  • «Топинская» — перед башней была топь,
  • «Тупинская» — крепостная стена в этом месте образует тупой угол,
  • «Громовая» — в крышу башни иногда попадали молнии, кроме того, верхний ярус башни имеет отличную акустику.
  •  Многогранная четырехъярусная башня. В настоящее время восстановлена в первоначальном виде. Сводчатые межэтажные перекрытия достроены позже. Это памятник культурного наследия России. Башня неоднократно перестраивалась. В XIX в. здесь размещался губернский архив, бойницы были превращены в широкие окна. В 1932 г. тут открылся музей социалистического строительства В сер. XX в. башня использовалась под жилье в разоренном второй мировой войной Смоленске.С 1977 г. здесь работает музей, посвященный боевой истории Смоленска. Спустя десять лет он получил название «Смоленск — щит России».

      К 400-летнему юбилею Смоленской крепостной стены в башне Громовой была открыта экспозиция, рассказывающая об истории строительства крепости, о ее значении не только для Смоленска, но и всей России в различные исторические эпохи. Посетителям предоставляется возможность увидеть уникальный внутренний интерьер башни, пройтись по ее узким крутым лестницам, полюбоваться деревянным шатром крыши изнутри. Сегодня в здании башни размещается филиал Смоленского музея-заповедника «Смоленск — щит России». Экспозиция располагается на трёх ярусах.

  • 1-й ярус — тут расположена касса, где можно приобрести билеты, значки, книги, сувениры. В бойницах размещены пушки.
  • 2-й ярус — посвящён истории Смоленского кремля. Здесь расположены старые карты, макет Смоленского кремля, стенды, описывающие оборону города во время русско-польских и русско-литовских войн.
  • 3-й ярус — здесь выставлены средневековые доспехи и знамёна.

Кроме того, в башне существует четвертый ярус, экспозиция на котором отсутствует. С 4-го яруса есть выход на уцелевший фрагмент крепостной стены

Приложение 8

Выступление восьмой  ученицы

Стенд – башня Веселуха

       Башня Веселуха — угловая шестнадцатигранная башня Смоленской крепостной стены. Другие названия — Лучинская и Криволучинская. Расположена на гребне холма, восточнее дома номер 3 по улице Тимирязева. Ближайшими башнями являлись с юга Позднякова башня, а с северо-запада — не сохранившаяся до наших дней Стефанская башня. Между башнями Веселуха и Никольскими воротами расположен самый большой фрагмент старой крепостной стены.

      Возможно, строительством этой башни руководил сам Федор Конь, на что указывают особенности оформления бойниц башни.  Название «Веселуха» было дано башне по месту отдыха горожан на лоне природы: с неё открывается «весёлая панорама» — живописный вид на Днепр. С расположением на краю высокой луки связано другое, первоначальное, название башни — Лучинская.Башня была окружена дополнительными укреплениями, а под фундаментом стены была сооружена галерея («слух», или тайник).В 1633 году башня сильно пострадала в ходе осады Смоленска русской армией во главе с М. Б. Шеиным. В 1706 году башню защитили земляной насыпью и вплоть до конца XVIII века здесь сохранялись остатки «батареи», оборонявшей восточную часть крепости.В 1780 году был проведён капитальный ремонт.

 А в конце XIX — начале XX вв. башня стала частью экскурсионного маршрута по городу. В 1941—1943 гг. лишилась крыши, что привело к быстрому ветшанию. В настоящее время отремонтирована и покрыта деревянной шатровой крышей.

Приложение 9

Выступление девятой ученицы

Стенд- башня Бублейка

       Башняня Бублейка — расположена в юго-западной части крепостной стены. Иные названия: Безымянная башня, Малая четырёхугольная башня. Место нахождения: напротив дома № 15 (здание Театра кукол) по улице Дзержинского, в 100—150 метрах севернее красной линии последней. Севернее башни расположена телевизионная вышка. — 28 — Соседние башни: северо-западнее — Копытинские ворота. В средневековье некоторые башни использовались как сигнальные опорные точки, одна из них — Бублейка.  Свое название она получила от того, что при приближении врага с нее подавались шумовые или звуковые сигналы (били в бубны, то есть барабанили). Состояние на сентябрь 2002 года: внешняя часть башни реставрирована, верх покрыт деревянной четырёхскатной крышей. Вход в башню — с тыльной стороны. Внутренняя часть не ремонтировалась, межэтажные перекрытия отсутствуют. В наличии только три яруса деревянных стропил.  Подъём на западное прясло (восточное не существует) — из самой башни. По нему можно подойти к Копытинской башне, однако вход туда замурован. Прясло, хотя и реставрировалось, но нуждается в ремонте с тыльной стороны, особенно камеры среднего боя.  У башни — металлическая ограда, внутри которой находится территория филиала областного радиотелевизионного передающего центра (здесь же находится и радиотелевизионная передающая станция с телестудией «Феникс»). У 8-й внутренней арки прясла огороженная территория заканчивается.  От Громовой башни (минуя Копытинские ворота и башню Бублейку) до Королевского бастиона тянется сохранившийся земляной вал XV—XVI веков. Много интересного хранят стены старых памятников Смоленска. Наш долг знать и помнить историю родного края, знать имена тех, кто сражался за наш город и родину.  В заключение  вспоминаются стихи А.Бодренкова, ставшие гимном Смоленска.

Тогда еще не было русской державы,

Дымились костры на заре

И прежде, чем встали московские главы,

Смоленск возвели на Днепре.

Не раз и не два заслонял он собою

Просторы великой страны.

И прежде, чем быть Бородинскому бою,

Был бой у Смоленской стены.

От каждого камня здесь мужеством веет

Дней наших и дней старины.

И если ты хочешь быть духом сильнее,

Побудь у Смоленской стены



Предварительный просмотр:

ТЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Защита проекта  изделия в технике «вышивка» по теме «Смоленская крепость»

ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Общеобразовательные  -  продолжить формирование навыков публичного  выступления, закрепить умение оценивать вышитое изделие в технике гладь, закрепить умение оценивать оформительскую работу и выступление.

Развивающие  -  развивать умение  работать по карте оценивания, развивать творческую активность.

Воспитывающие         -  воспитывать интерес к изучению истории родного края и города,  воспитывать чувство уважения  к землякам  и  историческому прошлому города.            

ТИП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Урок обобщения знаний

Этапы урока

формы

методы

Содержание деятельности

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Репродуктивная деятельность

Конструктивная деятельность

Творческая деятельность

1.Организационный момент

Фронтальная

Приветствует, проверяет готовность.

Нацеливает на самоанализ и самооценку

Самопроверка готовности к уроку

Размещение индивидуальных проектов,

Продумывание плана и особенностей презентации проекта

Создание положительного психологического настроя.

Формирование регулятивных УУД (планирование)

2. Актуализация опорного материалаВводная беседа,

Фронтальная

Объяснительно-иллюстра-тивный (рассказ учителя)

Рассказывает об интересных фактах из истории Смоленской крепостной стены

Слушают, просматривают отрывок из фильма

Обеспечение мотивации деятельности

3. Защита проектов

Индивидуальная

Словесный, визуальный

Слушает выступления, участвует в обсуждении, задает вопросы

Представляет проект, проводит самооценку по карте оценивания.

Остальные учащиеся слушают, готовят и задают уточняющие вопросы, оценивают выступление и проект в карте оценивания

Формирование регулятивных УУД (осуществление самоконтроля, самооценки,)

4. Подведение итогов

Индивидуальная, групповая

Самооценка, взаим––––ооценка, внешняя оценка

Оценивает работу учащихся в картах оценивания, предлагает сравнить эти оценки

Осуществляют сравнение самооценки с взаимооценкой и оценкой учителя, корректируют самооценку

Обеспечить условия, способствующие развитию умений формулировать собственное мнение, осуществлять самоконтроль (коммуникативные и регулятивные УУД)

5. Домашнее задание

 

Предлагает подготовить вопросы к реальному лицу

Обеспечить мотивацию изучения материала, расширение знаний по теме за рамки стандарта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по английскому языку "Мой дом-моя крепость"

Урок разработан с учетом умений и возрастных особенностей детей. Материалы следует исспользовать по завершению темы "Мой дом" и требует предварительной подготовки учащимися....

Методическая разработка по разделу "Мой дом-моя крепость"

Разработка раздела "Мой дом-моя крепость"...

Методическая разработка Конспект занятия по теме: «Петропавловская крепость».

В процессе проведения комбинированного занятия происходит обобщение и активизация знаний о Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. В конспекте приведены различные виды заданий, в том числе работа с...

Методическая разработка для проведения открытого классного часа "Брестская крепость"

Методическая разработка - материал для проведения открытого классного часа по теме "Брестская крепость"....

Республиканский синхронный турнир школьников «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» «ВЛАДИКАВКАЗСКАЯ КРЕПОСТЬ» (методическая разработка)

Проект «Владикавказская крепость» в форме интеллектуальной игры ЧГК проводится с целью поддержки талантливых школьников, выявления сильнейших команд, популяризация и дальнейшего развития д...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ – ЭКСКУРСИИ «Петропавловская крепость, Петропавловский собор и Летний сад»

Экскурсия по Санкт-Петербургу посвящена изучению обучающимися истории и архитектурного облика исторического центра города – от Смольного собора до Летнего сада и Петропавловской крепости.Тема эк...