Методическая разработка Конспект занятия по теме: «Петропавловская крепость».
методическая разработка по краеведению

В процессе проведения комбинированного занятия происходит обобщение и активизация знаний о Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. В конспекте приведены различные виды заданий, в том числе работа со схемой крепости и составление мини-рассказов о её основных достопримечательностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_petropavlovskaya_krepost.docx36.47 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Конспект  занятия по теме:

«Петропавловская крепость»

                                                             

                                                       Автор – составитель: Журавлева М.А.,

                                                        Воспитатель ГПД школа № 34

                                                        Невского района Санкт-Петербурга

                                                       

Санкт-Петербург

2020 г.

1.Количество обучающихся в группе: 8 чел.

2.Тип занятия: комбинированное.

3.Место проведения занятия: учебный кабинет.

4.Цель:  активизация и обобщение  знаний о Петропавловской крепости.

5.Задачи:

1.Образовательные:

- уточнить и закрепить имеющиеся  знания об  основных достопримечательностях Петропавловской крепости;

- познакомить с историей  создания крепости, её местоположением, уже утраченными и вновь появившимися в разные исторические периоды достопримечательностями и традициями Заячьего острова;

  - учить ориентироваться  по  схеме Петропавловской крепости;

 

 2. Развивающие:

-развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную и слуховую память,  наглядно -  образное  мышление, элементы словесно-логического мышления;

 -обогащать и активизировать словарный запас  за счет различных географических названий, связанных с Санкт-Петербургом в рамках темы «Петропавловская крепость»;

- учить отвечать на поставленные вопросы с опорой и без опоры на наглядность;

- учить составлять коллективный рассказ на заданную тему с опорой на наглядность;

-расширять кругозор.

  3.Воспитательные:

 - воспитывать интерес к   истории Санкт-Петербурга и его достопримечательностям;

- воспитывать положительные черты характера (любознательность, аккуратность, усидчивость).

6.Оборудование и наглядный материал:

Демонстрационный материал:

  • Фотографии  по теме «Петропавловская крепость».
  • Силуэты по теме «Петропавловская крепость».

7.Раздаточный материал:

  • Карточки с заданием «Составь пару»  по теме «Петропавловская крепость».
  • Карточки с заданием «Петербургская математика» по теме «Петропавловская крепость».
  • Карточки с зашифрованными названиями по теме«Петропавловская крепость».
  • Схемы Петропавловской крепости.
  • Набор букв.
  • Наборы цифр от 1 до 14.

 

 8.Инструменты и расходные материалы: простые карандаши.

  9.Продолжительность занятия: 45 минут.

Предварительная работа со всей группой:

  • Совместный подбор  фотографий по теме «Петропавловская крепость».
  • Предварительная виртуальная  экскурсия в Петропавловскую крепость.

                                           

                                                  ХОД ЗАНЯТИЯ

1.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

1. Организационный момент.

  -  Добрый день, ребята.  Давайте начнем наше сегодняшнее занятие.

Упражнение «Сложи слово».

- Для того, чтобы сосредоточиться и узнать тему сегодняшнего занятия, выполните, пожалуйста, такое задание: я буду показывать иллюстрации, связанные с нашим городом Санкт-Петербургом, а вы определите, кто же на них изображен. За правильный ответ каждая из вас получит  букву. Затем все вместе вы сложите из полученных букв название одного из островов Санкт-Петербурга.

(Учашиеся   перечисляют императора Петра Великого, императрицу Екатерину I, первого губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Меншикова,  Апостола Петра, Апостола Павла, архитектора Доменико Трезини и получают буквы: Й,И,Ч,Я,А,З.)

-  Верно, молодцы. А теперь попробуйте сложить из этих букв название острова. Что у вас получилось? (Заячий остров). А что же находится в Санкт-Петербурге на Заячьем острове? (Петропавловская крепость).

1.2. Тема занятия, целеполагание.

Итак, тема нашего сегодняшнего занятия – Петропавловская крепость. Сегодня вы не только вспомните все, что вам известно о ней, но и узнаете много нового и интересного об ансамбле крепости как во времена Петра Великого, так и в наши дни.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

2.1. Введение в тему.

Задание «А вы знаете, что…..»

-  Прежде, чем говорить о Петропавловской крепости, давайте вспомним, что такое вообще крепость. Какие слова-родственники приходят вам в голову к слову «крепость»? (Крепко, закрепить, укрепление). Это означает, что крепость «закрепляется» на определенной территории, «крепко» стоит на ней и хорошо «укреплена».

Для чего же люди строили крепости? (Для обороны от врагов).

От какого  врага  обороняла и что именно защищала Петропавловская крепость? (Устье реки Невы от внезапного нападения шведов).

Верно, именно со Швецией тогда и воевала Россия . Как называлась та далекая война? (Северная война). Для чего велась эта война? (За возвращение захваченных шведами русских земель и Балтийского моря).

    Как звали императора, который командовал тогда русской армией в этой войне? (Император Петр Великий). Именно Петр придумал первый план крепости и выбрал небольшой островок в устье Невы, мимо которого не могли пробраться не замеченными враги.

Вспомним еще раз, как называется этот остров? (Заячий остров). Почему он так называется? (Во времена Петра Великого там обитало множество зайцев). Верно, поэтому в наше время рядом с главным мостом крепости установили памятник зайцу.

Как вы думаете, каковы размеры острова? Это самый маленький остров нашего города, всего 600 метров в длину и 360 метров в ширину. Поэтому и Петропавловская крепость небольшая.

Для чего России нужно было Балтийское море? (Для торговли, чтобы Россия стала богаче, чтобы её еще больше уважали иностранные государства).

Давайте вспомним, когда же было начато строительство крепости? (27 мая 1703 года). А что это за дата? (В этот день отмечается день рождения нашего города Санкт-Петербурга). А вы знаете, что с самого начала крепость называлась вовсе не так? Она была названа Петром Великим Санкт- Питер-Бурх – крепость Святого Петра. И только потом, когда  столицей России перестала быть Москва, так стал называться уже весь наш город.

2.2.  Упражнение «Составь пару».

-Как вы думаете, какой  обязательно должна была стать любая построенная крепость? (Неприступной для врагов). Верно, поэтому крепости строили по особым правилам и давали специальные названия не только их составляющим частям, но даже служившим в крепости военным.

Сейчас мы с вами вспомним названия, связанные с нашей Петропавловской крепостью. Вы соедините слова из первого столбика на карточке с теми понятиями, которые они обозначают. Например, слово «гарнизон». С каким понятием вы его соедините? (Солдаты и офицеры, служащие в крепости).

Бастион              укрепление крепости

Куртина             толстая двойная стена крепости

Каземат            постройка крепости, где жили солдаты гарнизона

Равелин      дополнительное  треугольное укрепление от нападений с суши

Кронверк дополнительное укрепление в виде короны от нападений с воды

Брусчатка    булыжная мостовая в крепости

Гарнизон     солдаты и офицеры служащие в крепости

Учащиеся составляют с помощью карандашей пары на предложенных им карточках и по очереди читают получившиеся пары.

-Очень хорошо, все вы справились с этим заданием без ошибок.

2.3. Задание «Петербургская математика

-Вы уже не раз бывали в Петропавловской крепости.  Но, наверное, мало кто из вас задумывался, например, какова толщина её куртин или сколько ведет в крепость мостов. Узнать ответы на эти вопросы и еще некоторые интересные факты о Петропавловской крепости вы сможете, если правильно решите примеры. Например, сколько бастионов у крепости вы узнаете, если от 16 отнимете 10. (6).

16-10 =… (6)    Сколько бастионов у Петропавловской крепости?

20-14 =     (6)        Сколько куртин у Петропавловской крепости?

17-12 =     (5)       Сколько ворот ведет в Петропавловскую крепость?

13+7=       (20)       Какова толщина стен Петропавловской крепости?

19-17=      (2)         Сколько мостов ведет в Петропавловскую крепость?

15-13=       (2)       Сколько равелинов у Петропавловской крепости?

9-8 =…….(1)       Сколько кронверков у Петропавловской крепости?

12+8=       (20)     Сколько пушек находится сейчас в крепости?

14+7=       (21) Сколько лет длилась Северная война со Швецией?

Учащиеся записывают ответы и по очереди отвечают на вопросы.

- Молодцы, все решили верно, никто не ошибся.

2.4.  Упражнение «Разгадай шифровку».

-Выполняя следующее задание, вы узнаете  названия  составляющих частей Петропавловской крепости, данные им самим Петром Великим. Вы, ориентируясь по стрелкам, прочитаете названия бастионов, куртин, равелинов и мостов крепости и постараетесь объяснить, почему они так названы.

Учащиеся по очереди «расшифровывают» названия и объясняют их этимологию.

Бастионы: Государев (в честь Петра Великого), Меншиков (в честь первого губернатора Санкт-Петербурга), Зотов (в честь воспитателя Петра Великого),Нарышкин (в честь родственников Петра), Трубецкой и Головкин (в честь помощников Петра Великого).

Куртины: Невская (в честь главной реки города),  Петровская (в честь императора Петра), Васильевская (в честь главного острова Санкт-Петербурга), Екатерининская (в честь жены Петра Екатерины), Никольская (в честь Святого Николая – покровителя моряков), Кронверкская (в честь укрепления кронверк).

Равелины: Иоанновский (в честь старшего брата Петра) и Алексеевский (в честь отца Петра).

Мосты: Иоанновский (в честь старшего брата Петра) и Кронверкский (в честь укрепления кронверк).

- Все правильно! А ворота носят тоже название, что и куртины. Только вот Екатерининских ворот нет, потому что на их месте находится  очень важная постройка.

2.5. Упражнение «Узнай по силуэту».        

- В Петропавловской крепости находится много достопримечательностей. Вы их, наверняка, не раз видели. Сейчас мы узнаем, кто из вас самый внимательный. Я буду показывать  силуэты, связанные с  Петропавловской крепостью, а вы попробуете их назвать.

Педагог демонстрирует в произвольном порядке соответствующие силуэты, а учащиеся по очереди называют увиденное: Петропавловская крепость, памятник Зайцу, Невские ворота, Петровские ворота, Петропавловский собор, Ботный домик, памятник Петру Великому, фигура женщины в доспехах, фигура женщины со змеей, ангел шпиля Петропавловского собора.

- Все правильно. Все вы смогли без ошибок узнать достопримечательности Заячьего острова.

2.6.  Задание «Подбери и назови».

- Мы с вами уже вспомнили составляющие части Петропавловской крепости и достопримечательности на её территории. А теперь попробуйте вспомнить, где находятся   её объекты.  Каждый из вас получает схему Петропавловской крепости и цифры от 1 до 14. Я буду называть объект   и  его номер. Вы будете класть этот номер в нужное место на схеме.

Используемые названия: 1-куртина, 2- бастион, 3- каземат, 4-равелин, 5- Ботный домик, 6-Петропавловский собор, 7- Иоанновский мост, 8- памятник зайцу, 9- Петровские ворота,10- Невские ворота, 11-памятник Петру Великому,12- Монетный двор, 13-Инженерный дом, 14-Дом коменданта.

- Очень хорошо. И с этим заданием вам удалось справиться. Все вы, действительно, смогли верно расположить объекты крепости на её схеме.

2.7 Задание «Прогулка по Заячьему острову».

- Теперь представьте себе, что к вам приехали гости из другого города. Они хотят познакомиться с достопримечательностями Заячьего острова, но на экскурсию гости опоздали. Вам необходимо самим рассказать им о Петропавловской крепости вместо экскурсовода.  Каждый из вас будет рассказывать о тех объектах, которые вы увидите на фотографиях. Я тоже буду участвовать и, в свою очередь, вставлю  несколько предложений в наш общий рассказ.

(Учащиеся по очереди  рассказывают о Петропавловской крепости, с опорой на  фотографии- подсказки).

 Примерный рассказ первого обучающегося:

1.Петропавловская крепость была построена по проекту архитектора Доминико Трезини.

2.Первую Петропавловскую  крепость построили из земли и дерева, а затем её перестроили в граните и кирпиче.

3.Главная постройка крепости – Петропавловский собор.

4.Рядом с Петропавловским собором у дома коменданта в наши дни был установлен памятник Петру Великому.

 Примерный рассказ второго обучающегося:

1.Крепость назвали в честь апостолов Петра и Павла.

2. Их деревянные фигуры украшали раньше вход в крепость.

3.Фигура апостола Петра держала в руках ключи от рая.

4.Скульптура апостола Павла держала в руках меч для защиты рая.

5.Главные Петровские ворота украшены скульптурами: женщиной, держащей змею, - символ мудрости и женщиной в доспехах – символ военных побед.

 Примерный рассказ третьего обучающегося:

1.Петропавловская крепость ни разу не участвовала в сражениях, поэтому скоро стала тюрьмой для государственных преступников.

2.На смертную казнь их увозили через Невские ворота.

3.Преступники сидели в одиночных камерах казематов.

4.За всю историю крепости-тюрьмы побег удался только одному заключенному, такой неприступной была Петропавловская крепость.

Примерный рассказ четвертого обучающегося:

1.Рядом с Петропавловским собором расположен Ботный домик.

2.В этом домике находилсяботик – лодка, сделанная самим Петром Великим.

3.Ботик часто называют «дедушка русского флота.

4Настоящий ботик Петра Великого находится теперь в Военно-Морском музее Санкт-Петербурга.

Примерный рассказ пятого обучающегося:

1.Напротив Петропавловского собора находится Монетныйдвор.

2.Здесь до сих пор чеканят рубли и копейки.

3.Рубль получил своё название потому, что металлическую заготовку  для чеканки рубили на кусочки.

4.Копейка так называется потому, что на одной её стороне до сих пор чеканят копейщика- Георгия Победоносца.

Примерный рассказ шестого обучающегося

1.Один из домов на территории  Петропавловской крепости называется Инженерный.

2.Во времена Петра Великого в этом доме военные инженеры делали чертежи  военных крепостей.

3.Вся территория крепости как в старину вымощена брусчаткой.

 Рассказ педагога:

Рядом с Невскими воротами находится металлическая линейка, на которой отмечен уровень воды, затапливавшей Петропавловскую крепость во время многочисленных петербуржских наводнений. Во время самого страшного наводнения уровень воды поднялся более, чем на 3 метра. Только во время наводнений стреляли одновременно все пушки крепости, чтобы предупредить жителей об опасности.

На территории кронверка сейчас находится Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.

- А какой обычай, связанный с Петропавловской крепостью, знал раньше и знает сейчас каждый петербуржец? (Выстрел пушки в 12 часов).

Хорошо, молодцы! У нас получился очень интересный коллективный рассказ о достопримечательностях Петропавловской крепости как в петровские времена, так и в наши дни. Думаю, если вы захотите рассказать своим друзьям о крепости самостоятельно, у вас все получится.

3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

- Вот и завершилось наше сегодняшнее занятие. О чем же мы с вами говорили? Верно, о том, какой была Петропавловская крепость во времена Петра Великого и как она изменялась в более поздние времена. Какие же задания мы выполняли? Правильно, составляли название самого маленького острова нашего города из букв, проводили совместную экскурсию по Петропавловской крепости, узнавали достопримечательности крепости по силуэту, работали с карточками и схемой крепости. Мне очень понравилось, как вы быстро и правильно отвечали на мои вопросы и выполняли предложенные задания.  Надеюсь, что вы еще не раз с педагогами или самостоятельно посетите один из символов нашего города – Петропавловскую крепость и расскажете об этом музее своим друзьям. Спасибо всем за работу. До свиданья.

Список литературы для подготовки занятия:

1. Алексеева О.Н., «Детям о музеях Санкт-Петербурга» - СПб, 2014

2. Голомозин Е. «Петербург пешком» Москва 2016

3. Гурьева Н.А. «Прогулки по Петропавловской крепости» - СПб «Корона принт», 2014

4. Дмитриева Е.В., «Санкт- Петербург: Пособие по истории города с заданиями и тестами» - СПб, 2001  

5. Дмитриев В.К., «Санкт-Петербург – рассказы о городе»  - СПб, 2010

6.Л. Ермолаева, И. Лебедева «Чудесный город. Петербургская тетрадь.» СПб 1998 г.

7.Кравченко Т.Ю. «Путеводитель для детей -  Санкт-Петербург» Москва АСТ 2016

8. Лелина Е.И. «Петропавловская крепость» - Москва-СПб Центрполиграф «Русская тройка», 2012

9.В. Нестеров «Знаешь ли ты свой город» СПб «Коринт» 1997 г.

10. Справочник для средней школы «Санкт-Петербург: вопросы и ответы» - СПб, «Паритет», 1999

11. Чубинец Е.Л. ,  Дмитриев В.К. «Петербургская азбука – рабочая тетрадь» СПБ «Паритет» 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Петропавловская крепость.

Краткая история и интересные факты....

Игра квест по Петропавловской крепости.

Игра расчитана на школьников от 7-14 лет....

задания к образовательному путешествию по Петропавловской крепости

Данная разработка может быть использована для экскурсии по петропавловской крепости, самостоятельной прогулки или зачетной, обобщающей  работы по теме "Петропавловская крепость". Для 3-6 класса....

Ralley по Комендантскому домику Петропавловской крепости

Ralley по Комендантскому домику Петропавловской крепости...

Петропавловская крепость

Краткое и зрительное описание истории закладки Петропавловской крепости и строительства Петропавловского собора...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ – ЭКСКУРСИИ «Петропавловская крепость, Петропавловский собор и Летний сад»

Экскурсия по Санкт-Петербургу посвящена изучению обучающимися истории и архитектурного облика исторического центра города – от Смольного собора до Летнего сада и Петропавловской крепости.Тема эк...