Проектирование лабораторного занятия
учебно-методический материал по технологии (11 класс) по теме

Средняя профессиональная школа признана удовлетворять потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Проектирование лабораторного занятия»

Выполнила:

Куликова Оксана Георгиевна,

Мастер производственного обучения

ГБОУ НПО ПУ № 79 МО пос. Вербилки Талдомский район

Содержание

                                                                                                                           Стр.

  1. Пояснительная записка ___________________________________      3
  2. Основная часть __________________________________________      5

         2.1. Теоретическое описание лабораторного занятия ___________     5-7

    2. 2. Подготовка педагога к проектированию учебного занятия в форме лабораторного занятия _____________________________________     7-10

     2. 3. Проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия по профессиональному модулю «Моделирование швейных изделий» 10-16

  1. Заключение _____________________________________________     16
  2. Список литературы _______________________________________    18
  3. Приложение _____________________________________________    19

Пояснительная записка

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.» подчеркивается: «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Средняя профессиональная школа призвана удовлетворять потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства.

В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого зависит не только от познавательной активности самого студента, но и от форм проведения учебного занятия. Технология проектирования этого занятия играет далеко не последнюю роль и представляет собой совокупность процедур подготовительной деятельности преподавателя, обуславливающих целенаправленное развитие основополагающих сфер личности обучающегося посредством овладения им общечеловеческой культурой в специально сформированной среде.

При проектировании учебного занятия проявляется субъективный стиль деятельности педагога, структурными компонентами которого являются: мотивационный (включающий комплекс мотивов), операциональный (предпочитаемые процедуры, логика и стратегия проектирования) и рефлексивный (включение познания и анализ собственного мышления и деятельности).

Результатом педагогического проектирования образовательного процесса является его проект (например, разработка урока), определяющий структуру и логику разворачивания процесса, а также его результаты. Урок является основной формой организации обучения, поэтому проект урока необходим каждому педагогу независимо от его педагогического мастерства, стажа и эрудиции.

Особенность  проведения лабораторного занятия по сравнению с уроком состоит в том, что преподавателю предоставляется возможность индивидуальной работы с каждым обучающимся. И эту возможность необходимо использовать как можно полнее.

Объект исследования - деятельность преподавателя по проектированию лабораторного занятия.

Предмет исследования - проектирование лабораторного занятия.

В связи с этим целью исследования является проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия.

Цель исследования – проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия по дисциплине «Основы художественного оформления швейного изделия».

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно выделить следующие задачи:

1.         Рассмотреть такую форму организации обучения как лабораторное занятие

2.         Определить педагогические основы проведения лабораторного занятия

3.         Рассмотреть методику проведения лабораторного занятия

2. Основная часть

2.1. Теоретическое описание лабораторного занятия

 Лабораторное занятие - это проведение обучающимися по заданию преподавателя опытов с использованием приборов, инструментов и других технических приспособлений, т. е. это изучение каких либо явлений с помощью специального оборудования.

Лабораторные занятия проводятся в виде фронтальных опытов, лабораторных работ, практикумов, занятий с ТСО и другим оборудованием разного типа. Лабораторные занятия часто носят исследовательский характер. Лабораторные занятия может быть частью урока или занимать целый урок и даже более.

Лабораторные занятия предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные занятия требуют специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров и т.д. Эти возможности в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.

Лабораторная работа - это практическое занятие, которое проводится как индивидуально и с группой обучающихся; цель его - реализация следующих основных принципов:

  • овладение системой средств и методов экспериментально - практического исследования;
  • расширение возможностей использования теоретических знаний для решения практических задач;

Структурными основными элементами лабораторной работы являются:

  • обсуждение преподавателем задания с группой обучающихся, ответы на вопросы ее членов;
  • самостоятельное коллективное исполнение задания посредствам чтения, практической деятельности, распределение частных заданий между участниками рабочей группы;
  • консультации преподавателя в процессе обучения;
  • обсуждение и оценка полученных результатов членами рабочей группы;
  • письменный или устный отчет обучающихся о выполнении задания;
  • контрольное обследование преподавателя с представлением рабочих групп;

Как правило, все лабораторные занятия по определенной учебной дисциплине объединяются в единую систему и носят название «лабораторный практикум», что позволяет говорить о существовании значительного сходства между лабораторными и практическими формами проведения занятий.

Лабораторные работы - наиболее ценный метод обучения, характеризующийся тем, что преподаватель в целях приобретения обучающимися знаний организовывает их деятельность в лаборатории. Применение лабораторных работ оказывается полезным в преподавании многих учебных дисциплин в тех случаях, когда:

  • новое знание представляется сложным для словесного объяснения, но оно хорошо усваивается при самостоятельных наблюдениях обучающихся над изучаемыми процессами;
  • обучающимся нужно усвоить знания практического характера.

Метод лабораторных работ состоит в том, что обучающиеся самостоятельно воспроизводят явления, всесторонне наблюдают ход их и из своих наблюдений выводят законы, явления или что-либо определяют. Значение лабораторных работ и заключается в том, что, самостоятельно отображая явление, обучающиеся становятся лицом к лицу с природой этого явления и получают возможность непосредственно наблюдать изучаемое явление. Этот метод оказывается очень полезным и в деле овладения знаниями и в приобщении обучающихся к познавательной деятельности.

Лабораторные работы проводятся с различной степенью самостоятельности обучающихся. При фронтальной организации обучающиеся выполняют одни и те же виды и этапы работ по указанию учителя или по специальным инструктивным карточкам. При исследовательской или эвристической постановке лабораторных работ обучающиеся получают вопрос, тему, задания и затем им предоставляется значительная самостоятельность в выполнении при соблюдении определенных инструкций. И в том и в другом случае успех лабораторной работы зависит от того, насколько она опирается на изученные знания по предмету и насколько тесно связана с изложением нового материала преподавателем. Лабораторная работа оказывается успешной, когда преподаватель тем или иным способом подвел обучающихся к тому вопросу, ответ на который они должны получить из самостоятельно выполняемой лабораторной работы. Лабораторная работа ставится тогда, когда весь новый материал изложен преподавателем и требуется опытное подкрепление сформулированных им выводов.

2.2. Подготовка педагога к проектированию учебного занятия в форме лабораторного занятия

2.2.1. Характеристика подготовки по специальности 262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация «Технолог – конструктор»:

  • на базе среднего (полного) общего образования: 2 года 10 месяцев
  • на базе основного общего образования: 3 года 10 месяцев

2.2.2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

Область профессиональной деятельности выпускников: моделирование и конструирование и организация производства швейных изделий.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

  • потребительские и эстетические характеристики модели швейного изделия;
  • эскизы, технические рисунки, чертежи конструкций моделей швейных изделий;
  • основные и вспомогательные материалы, трикотажное полотно, фурнитура для изготовления швейных изделий;
  • процессы моделирования и конструирования;
  • оборудование и технологические процессы швейного производства;
  • коллекция моделей (или опытный образец);
  • первичные трудовые коллективы.

Технолог-конструктор готовится к следующим видам деятельности:

  • Моделирование швейных изделий.
  • Конструирование швейных изделий.
  • Подготовка и организация технологических процессов швейном производстве.
  • Организация работы специализированного подразделения швейного производства и управление ею.

2.2.3. Структурная часть основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования

Предмет «Моделирование швейных изделий» является профессиональным модулем в изучении междисциплинарного курса «Основы художественного оформления швейного изделия»

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт:

  • поиска творческих источников, участия в моделировании, создания тематической коллекции;

уметь:

  • определять стилевые особенности, направления моды различных видов швейных изделий;
  • выполнять эскизы различными графическими приемами в соответствии с тематикой проекта;
  • разрабатывать модель, применяя законы композиции и цветовые соотношения;
  • применять разнообразие фактур используемых материалов;
  • реализовывать творческие идеи в макете;

знать:

  • Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
  • связь стилевых признаков костюма; влияние моды на тенденции развития ассортиментных групп швейных изделий;
  • теоретические основы композиционного построения, законы и методы формообразования изделий;
  • формообразующие свойства тканей; основы наколки швейных изделий на манекен или фигуру

2. 3. Проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия по профессиональному модулю  «Моделирование швейных изделий» (квалификация «Технолог – конструктор»)

Тема учебного занятия: «Разработка единичных изделий с использованием метода наколки».

Цели лабораторного занятия:

1)   Образовательная – научить студентов использовать метод наколки при моделировании новых форм одежды на манекене или фигуре человека.

2)   Воспитательная – стимулировать потребность в формировании ответственности, коллективизма, социальной коммуникации.

3)   Развивающая – развивать пространственное мышление, внимание, творческие способности.

Данное занятие является занятием  с использованием практико-ориентированной (компетентностной) концепции обучения. Основной целью практико-ориентированного обучения являются формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности, усиление творческих начал в профессиональном обучении и как результат — формирование профессиональной компетенции. Ведь именно она играет самую большую роль в становлении специалиста.

В свою очередь, профессиональная компетенция направлена на  развитие личностно важных качеств, она способствует повышение уровня продуктивности деятельности, освоению предмета профессиональной деятельности, совершенствованию знаний, умений навыков, освоению основных методик и технологий профессии формированию основ профессионального мастерства обучающихся.

Лабораторные занятия являются одной из наиболее подходящих форм обучения для формирования профессиональной компетенции обучающихся, так как создаются условия для практической отработки навыков.

Данная лабораторная работа направлена прежде всего на формирование у обучающихся навыков по созданию объемной формы при помощи метода наколки, а также на развитие у них способностей к творческому пространственному мышлению. Последнее качество является необходимой составляющей профессиональной компетенции будущих модельеров-конструкторов. Ведь в условиях современной модной индустрии ценность специалистов, способных к генерированию интересных креативных решений, является очевидной.

Ход занятия

 1. Сообщение преподавателя:

   Способ наколки — метод моделирования одежды, в основе которого лежит творческий поиск объемной формы на манекене или на фигуре человека. Метод учитывает все индивидуальные особенности конкретной фигуры. Его можно использовать при накалывании не только простых форм одежды, но и сложных форм вечерних туалетов с драпировками; при поиске новых моделей авангардного направления.

Существуют три различных способа наколки, когда:

  • необходимая новая форма создается из целого куска основной или макетной ткани. Такая наколка требует большого мастерства, опыта и совершенного знания фигуры человека;
  • для создания наколки выкраиваются отдельно куски макетной ткани — прямоугольные или квадратные, в параметрах которых уже заложены пропорции будущей формы лифа, рукава, юбки и т.д. (длина и ширина). В результате упрощается работа по дальнейшему переводу следов наколки и созданию выкройки, экономится макетный материал;
  • форма (готовая основа) меняется фрагментарно, в той или иной части, в зависимости от конкретной модели из журнала мод, по эскизу и др.

  Способ наколки позволяет наглядно и образно воспроизвести задуманную модель: ее объем, форму, соотношение отдельных частей, расположение конструктивных линий, покрой и т.д.

В процессе создания проекта модели цель наколки — поиск формы, покроя изделия, с учетом общего замысла художника и свойств материала.

Ткань от целого куска набрасывают на манекен или только на его правую сторону, перепуская на перед в зависимости от длины изделия и располагая всю оставшуюся ткань сзади манекена.

Определяют драпируемость ткани, характер складок при драпировке, которые могут быть мягкими, плавными и округлыми или острыми и торчащими, сминаемость, упругость, формоустойчивость ткани.

Ткань с манекена снимают и вновь накалывают при другом расположении нити основы к вертикальной линии середины манекена, напримег под углом 90 или 45°. Ткани с различными пластическими свойства при наколке ведут себя по-разному, создавая разнообразные формы поверхности.

   Успех готового изделия во многом определяется тем, насколько рационально художник может использовать свойства материала (ткани) в свое; модели. Исходя из этого, определяют возможные варианты формы изделия и, выбрав из них оптимальный, накалывают ткань на манекене, располагая ее, как указано выше, или дополнительно сгибая по нити основь: так, чтобы ширина ее равнялась приблизительно ширине полочки и длине рукава.

Накалывают перед изделия, располагая булавки посередине переда (на линиях горловины, груди и талии) и в высшей точке груди. При этом нить основы должна находиться строго вертикально, а нить утка — горизонтально (если по модели не предусмотрено другого положения).

Затем формируют необходимый объем и создают форму изделия, накалывая ткань по горловине, пройме, закалывая верхнюю вытачку и накалывая ткань по линии талии и бедер. Если рукав цельнокроеный, дл - наколки рукава используют ткань, расположенную в области руки. Дл- наколки рукава втачного или реглан используют ткань, которая расположена сзади манекена.

Порядок наколки может изменяться и дополняться рядом приемов в зависимости от формы и покроя изделия.

Полученную в результате наколки форму зарисовывают, ткань снимают с манекена, удаляя булавки.

Схемы выполнения наколки приведены в приложении 1.

2. Выполнение наколки из тканей со сложным рисунком

Особого внимания на этапе создания модели требуют ткани с печатным рисунком, в клетку или полоску. При моделировании из такой ткани надо решить, в каком направлении следует располагать рисунок, чтобы он был более выразителен и лучше сочетался с формой изделия. Для этого накалывают ткань на манекен, располагая рисунок то в одном, то в другом направлении. При крупнораппортном рисунке определяют возможные варианты его расположения на деталях изделия, что может послужить мотивом для создания определенной формы.

При моделировании формы одежды из ткани с рисунком в клетку или полоску определяют возможные варианты расположения полос и клеток. Для этого ткань на манекене накалывают сначала в одном направлении, затем свободный конец ее, переброшенный назад манекена, перегибают в другом направлении и снова накалывают на манекене, перекрывая ткань, наколотую ранее. При этом определяют расположение полос и клеток по краям деталей и серединам, закалывают несколько вариантов складок. Важно решить расположение складок относительно раппорта полос или клетки, цвета полосы. Расстояние между складками, припуск на складку часто устанавливают в соответствии с шириной полосы, клетки. Ритм складок, полос, их комбинации под разными углами могут явиться основой композиции всего изделия.

Задания для обучающихся:

Используя схемы приложения 1, макетную ткань, булавки, манекен выполнить:

  • наколку вечернего платья

3. Критерии оценки работы студентов

Обучающийся получает оценку:

  • «отлично», если выполненная им наколка вечернего платья отличается оригинальностью по форме, силуэту, линиям, информативна (макет получен путем целенаправленных преобразований материала); работа выполнена аккуратно и качественно;
  • «хорошо», если выполненная им наколка вечернего платья оригинальна по форме, силуэту, линиям, достаточно информативна (макет получен путем целенаправленных преобразований материала); работа выполнена аккуратно, но с небольшими недочетами;
  • «удовлетворительно», если выполненная им наколка вечернего платья не отличается оригинальностью по форме, силуэту, линиям, неинформативна (макет получен путем бессмысленных и безграмотных действий); работа выполнена недостаточно аккуратно;
  • «неудовлетворительно», если обучающийся не справился с заданием и не выполнил наколку вечернего платья, отвечающую поставленным требованиям.

Структура лабораторного занятия

Этап урока

Время, мин

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1)Организационный момент

4

Приветствие обучающихся. Проверка отсутствующих и готовности к занятиям

Приветствуют преподавателя (встают). Дежурный называет отсутствующих.

2) Целевая установка урока

3

Сообщает тему занятия, формирует цели, объясняет практическую значимость изучаемого материала

Обучающиеся воспринимают информацию, осознают значимость предстоящего занятия, вспоминают основные понятия, пройденные на предыдущем занятии.

3) Этап применения новых знаний и способов действий.

60

Преподаватель организует внимание обучающихся, инструктирует их, дает задание

Слушают инструкцию, выполняют задачи.

Записывают за преподавателем необходимые для выполнения задания приемы, приступают к выполнению поставленной задачи

4)Этап закрепления новых знаний.

10

Организует деятельность обучающихся по воспроизведению хода выполнения лабораторной работы

Обучающиеся воспроизводят алгоритм действий.

5) Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

8

Проверяет усвоение знаний и способов действий обучающихся, комментирует работу обучающихся, выявляет неточности в ходе выполнения лабораторной работы

Рецензирование своей работы, самоконтроль. Устраняют недочеты

6) Этап подведения итогов.

4

Подводит итоги занятия. Выставляет результаты в форме оценки.

Самостоятельно подводят итоги своей работы.

7) Заключительный этап

1

Преподаватель сообщает тему следующего занятия (Следующим занятие будет лекционным по теме «Методы проектирования одежды»). Прощается с обучающимися (Спасибо. До свидания!»)

Обучающиеся прощаются с преподавателем («До свидания!»).

Рекомендуемая литература к уроку:

  • В.В.Ермилова, Д.Ю.Ермилова «Моделирование и художественное оформление одежды», М., Академия, 2009 г.
  • Э.К.Амирова, Б.С.Сакулин, О.В.Сакулина, А.Т.Труханова «Конструирование одежды», М., Мастерство, 2008 г.
  • ЭОР «Методы конструктивного моделирования швейных изделий», М., Академия, 2013 г.

3. Заключение

В ходе исследования были решены поставленные задачи: было рассмотрено понятие «лабораторное занятие», методика его проведения, был проанализирован ФГОС и структура основной профессиональной образовательной программы  по специальности 262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий, профессиональный модуль «Моделирование швейный изделий» и разработано лабораторное занятии по теме «Разработка единичных изделий с использованием метода наколки».

Таким образом, цель исследования - проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия - была достигнута.

В заключение по данному вопросу можно сказать следующее. Лабораторное занятие является необходимой составной частью учебного процесса и, главным образом, нацелено на:

  • формирование яркого, целостного образа изучаемых определений и понятий; на самостоятельную реконструкцию изучаемого материала, формулирование выводов и оценок;
  • развитие и совершенствование умений анализировать, разбирать пройденный материал, формулировать собственные суждения и аргументировать их.

 В настоящее время в учебных заведениях роли лабораторного занятия отводится далеко не последнее место, так как за вышеперечисленными умениями социального, мировоззренческого и поведенческого плана стоят, безусловно, более «приземленные» учебные умения, без которых обучающиеся не справятся с заданиями лабораторного занятия. С другой стороны именно на нем, а не на обычном уроке, в самостоятельной работе, составляющей главное содержание занятия, происходит становление опыта социального общения и гражданского поведения обучающихся.

4. Список литературы:

  • Федеральный Государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий от 06/04/2010 г. (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ)
  • Г.И.Кругликов «Методическая работа мастера профессионального обучения», М., Академия, 2010 г.
  • С.Д.Якушева «Основы педагогического мастерства», М., Академия, 2010 г.
  • В.А.Скакун «Организация и методика профессионального обучения», М., Форум, 2006 г.
  • Ермоленко В.А. «Проектирование содержания непрерывного профессионального образования», М., 205 г.
  • Жуков, Г.Н Основы общей и профессиональной педагогики : Учебное пособие / Под общ ред проф Г.П. Скамницкой. – М.: Гардарики, 2005. – 382 с.
  • Интернет-ресурс www. ed. gov. ru
  • Интернет-ресурс, www. festival.1september.ru

5. Приложение 1.

Схема наколки основы одношовной юбки

Схема наколки основы полочки лифа приталенной формы

Схема наколки основы спинки лифа приталенной формы

Схема наколки одношовного рукава


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектирования учебного занятия. Деятельностная модель ФГОС: от теории к практике.

Данное методическое пособие демонстрирует технологию проектирования учебного занятия на деятельностной основе в условиях реализации стандартов второго поколения....

«Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий» Изучение темы: «Механическое движение» в 7 классе в режиме информационных технологий

Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий.В настоящее время необходимо полностью отказаться от представления об учебном процессе как процессе передач...

Урок музыки 2 класс. Проектирование учебного занятия в формате рекомендаций ФГОС. Тема учебного занятия: «Особенности разговорной и музыкальной речи. Интонация».

Открытый урок проводился на окружном семинаре. Дети делились на 4 группы, вели себя очень октивно, урок всем понравился....

«Проектирование учебного занятия на основе технологии проблемного обучения»

Итоговая работа , написанная на курсах повышения квлификации, в которой я попыталась обобщить материал о применении технологии проблемного обучения на уроках русского языка....

«Проектирование учебного занятия на основе технологии проблемного обучения»

Итоговая работа , написанная на курсах повышения квлификации, в которой я попыталась обобщить материал о применении технологии проблемного обучения на уроках русского языка....

Проектирование учебного занятия на основе технологии проблемного обучения

Итоговая работа на курсах повышения квалификации, в которой я попыталась обобщить материал о применении технологии проблемного обучения на уроках русского языка....