Проектирование учебного занятия на основе технологии проблемного обучения
статья по русскому языку на тему
Итоговая работа на курсах повышения квалификации, в которой я попыталась обобщить материал о применении технологии проблемного обучения на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_uchebnogo_zanyatiya_na_osnove_tekhnologii_problemnogo_obucheniya.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектирование учебного занятия на основе
современных образовательных технологий»
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. К вопросу о технологии проблемного обучения.
3. Основные аспекты проведения урока русского языка на основе технологии проблемного обучения.
4. Заключение
5. Список литературы
1. Пояснительная записка.
Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности.
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
- самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определённой проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения и аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
- самостоятельно работать над развитием интеллекта, культурного уровня.
«Концепция общего среднего образования», Закон Российской Федерации «Об образовании» ключевой в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:
- школа является важнейшим фактором развития личности;
- школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
- систему образования и школу необходимо постоянно
развивать.
Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики выделяются образовательные технологии. Это обусловлено тем, что:
- в условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежат, каким бы то ни было серьёзным коррективам;
- образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету; - образовательные технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии - гуманизации образования и личностно-ориентированного подхода;
- они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
- обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
- отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности; четкая ориентация на развитие творческой деятельности.
Что же подразумевается под понятием «педагогические образовательные технологии»? В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая образовательная технология».
«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Анализируя определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:
-однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
- отбор и структура содержания (что);
- оптимальная организация учебного процесса (как);
- методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
- учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
- объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:
- игровые технологии;
- метод проектов;
- обучение в сотрудничестве;
- проблемное обучение;
- дифференцированный подход в обучении;
- тестовые технологии;
- информационные технологии.
На мой взгляд, наиболее эффективной современной технологией, дающей более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, является технология проблемного обучения, т.к. предполагает усвоение не просто системы знаний, но и самого пути процесса получения этих знаний. Ученик становится активным участником процесса обучения, видит связь учебного материала с жизнью, что является обязательным условием успешного обучения.
2. К вопросу о технологии проблемного обучения.
Что такое проблемное обучение? Проблемное обучение относится к активным технологиям обучения. В его основе лежит решение какой-либо задачи, проблемы (от гр. problema — «задача, задание»). В широком смысле проблема — это сложный теоретический и практический вопрос, требующий изучения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
Что такое проблема? Проблема — осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. Проблемный урок обязательно базируется на проблемной ситуации, в основе которой может лежать: - несоответствие жизненного опыта реальной (новой) ситуации, научным сведениям;
- несоответствие имеющихся знаний и новых фактов;
- столкновение нескольких точек зрения, проблема выбора;
- прогноз (развитие) событий, явлений, предполагаемый результат;
- недостаток (недоступность) информации.
Технологический цикл проблемного урока выглядит следующим образом:
I этап - постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие ее проявления, организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители.
II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.
III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).
IV этап - "Ага-реакция", появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания в сознании учащихся.
V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
VI этап - отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.
Взаимодействие преподавателя и учащегося при решении проблемной ситуации
Действия преподавателя | Действия учащегося |
Постановка наводящих вопросов, помогающих обучающимся осознать существо проблемы | Осознание проблемной ситуации, актуализация усвоенных знаний |
Направляющие указания | Анализ исходных данных; формулирование проблемы |
Постановка наводящих вопросов, сообщение необходимой информации | Выдвижение гипотезы, ее обоснование |
Направляющие указания | Проверка гипотезы, решение проблемы |
Постановка контрольных вопросов, уточнения, исправления | Проверка решения, сопоставления его с исходными данными |
Анализ действий ученика в ходе решения | Анализ хода решения; анализ ошибок |
Включение результатов решения в последующую учебную деятельность | Обобщение и переход к новому учебному материалу |
Формы учебных занятий с использование технологии проблемного обучения
Использование технологии проблемного обучения может сочетаться с разными методами, технологиями и формами обучения. Так, можно обозначить сферу применения технологии на уроках разных типов, нацеленных на организацию разнообразной деятельности учащихся. 1. На основе дискуссионной деятельности: – семинары (индивидуальная работа); структурированные дискуссии (групповая работа); проблемно-практические дискуссии (коллективная работа). 2. На основе исследовательской деятельности: – практические занятия (коллективная работа) – исследовательские уроки (индивидуальная работа). 3. Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-лекция; урок-семинар; урок решения задач; урок-конференция; урок-экскурсия; урок-консультация; урок-зачет и т.д. 4. Нестандартные уроки: урок-аукцион; рок-пресс-конференция; урок-защита диссертации; урок-суд; урок-посвящение.
3. Основные аспекты проведения урока русского языка на основе технологии проблемного обучения.
Модель проблемно-диалогического урока по орфографии можно представить в следующем виде.
1. Языковая разминка (группировка орфограмм по разным основаниям; устное и графическое объяснение условий выбора написаний; полный орфографический разбор с элементамиактуализации изученного и т.д.). Вариант: ученики сами формулируют задания к предложенному учителем материалу и затем выполняют их.
2. Актуализация изученного. Данный компонент наряду с воспроизведением изученного ранее предполагает установление преемственных связей между уже известным и новым материалом и применение учащимися прежних орфографических знаний в новых ситуациях. Этап 2 может быть совмещён с этапом 1 в зависимости от содержания предлагаемого материала (оно должно соотноситься с новой темой). Ученики прогнозируют предстоящую деятельность.
3. Постановка учебной проблемы, её формулирование. Варианты: а) создание проблемной ситуации при выполнении задания на введение нового материала или при предъявлении разных вариантов нового вида орфограммы; б) использование подводящего к теме диалога (системы вопросов и заданий, выводящих на формулирование учебной проблемы). Ученики вступают в диалог с учителем, выявляют, осознают и проговаривают противоречие, формулируют учебную проблему (вопрос или тему).
4. Поиск решения проблемы (процесс открытия нового знания),формулирование нового орфографического правила. Варианты: а) ученикам предлагается выдвинуть гипотезы, которые фиксируются на доске в виде схем, ключевых слов и т.д.; в форме диалога организуется обсуждение версий (их должно быть не более трёх, причём учитель следит за тем, чтобы выдвигаемые детьми и фиксируемые на доске неверные гипотезы представляли собой типичные ошибки по данной теме); б) предлагается материал для наблюдений и система вопросов,
которые организуют подводящий к формулировке правила диалог.
По окончании работы по одному из описанных вариантов ученики формулируют орфографическое правило, сверяют свой вывод с формулировкой, данной в учебнике, при необходимости корректируют последовательность условий выбора в своём решении и создают обобщённую графическую модель, отражающую
условия выбора орфограммы.
5. Составление алгоритма выбора написания. Предлагается вспомнить ход решения проблемы и объяснить последовательность шагов (работа проводится в группах) или восстановить недостающий (как правило, основной) шаг в алгоритме, представленном в учебнике.
6. Развитие орфографических умений. Последовательное выполнение специальных орфографических упражнений: сначала с опорой на алгоритм и
проговариванием вслух своих действий (материальная и речевая формы
выполнения действий), затем все операции совершаются про себя (умственная форма действий, преддверие навыка) с внутренним самоконтролем.
7. Итоги урока. Рефлексия. Самооценка.
8. Домашнее задание.
В представленной модели один из вариантов постановки учебной проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из неё. Создать такую ситуацию помогают специальные задания, учитывающие субъектный опыт школьников (понятия, грамматические категории, являющиеся частью условий выбора орфограмм, владение способами выполнения орфографических действий) и их возрастные особенности. Формулировка заданий
должна провоцировать последующий проблемный диалог, т.е. вызывать интерес у учеников, востребовать их субъектный опыт. Только тщательно спланированный учителем ряд вопросов для проблемного диалога может вызвать у учеников активный интерес к конструктивной деятельности по открытию и присвоению нового орфографического знания.
Рассмотрим пример создания проблемной ситуации на уроке по теме «О-Ё после шипящих».
На доске записаны слова шёпот, пчёлка, шофер, шоссе.
- Какая гласная пишется после шипящей в этих словах? Прочитайте правило и объясните написание (согласно правилу «под ударением пишется ё, а не о).
- Почему же тогда в слове шорох под ударением пишется О? (опять же согласно правилу в словах исключениях крыжовник, шомпол, шов, шорох, капюшон).
- А как же быть со словом шорты? В исключениях его нет, а под ударением здесь пишется О, а не Ё? С какой проблемой мы столкнулись? (написание не соответствует правилу).
- Проанализируйте следующую запись: шёлк – шелка шорох
Пчелка – пчела шов
щёчка – щека шотландец
- Что я сделала со словами 1-ого столбика? (образовала форму слова, изменила). Какая гласная стоит после шипящих в формах слов? Можно ли изменить слова второго столбика так, чтобы после шипящей была буква Е? (нет).
- Попробуйте сформулировать правило. (После шипящей в корне слова пишется Ё, если можно изменить слово так, чтобы после шипящей была буква Е).
По мере изучения тем «Имя существительное», «Имя прилагательное» учащиеся будут углублять знания по данной теме. Им придется сравнивать, анализировать, делать выводы. Остановлюсь на примере одного урока.
(Приложение 1).
4. Заключение.
Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.
В данной работе была рассмотрена технология проблемного обучения, которая: - создает возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учащихся; - развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления и т. п.; - обеспечивает прочность приобретаемых знаний, т.к. они добываются в самостоятельной деятельности.
Список литературы
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1985.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.
- Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка / Н.Г.Мячина. [Режим доступа]: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207
- Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1972.
- Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.; Педагогика,1984.
- Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999
Приложение 1
Технологическая карта урока русского языка.
Тема урока: «Правописание о-ё после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах существительных».
Класс: 5
Цель урока: обеспечить формирование умения применять правило написания о-ё после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах существительных.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2012 г
Регулятивные УУД: Р1 – проектирование маршрута преодоления затруднений; Р2- принятие решения в проблемных ситуациях; Р3 – контроль и оценка действий как по результату, так и по способу действия.
Познавательные УУД: П1 – проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; П2 – объяснять языковые явления; П3 – устанавливать связи и отношения, выявляемые в ходе исследования имени существительного.
Коммуникативные УУД: К1 – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
К2 – использовать адекватные языковые средства для планирования, контроля и самооценки действий.
Этап урока | Цель этапа | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I.Мотивация к учебной деятельности. | Включение учащихся в деятельность | Приветствует, про- веряет готовность класса к уроку, со- здает эмоциональ- ный настрой, желает успеха. | Определяют готовность к уроку. Включаются в деловой ритм | Самоопределение (Л) | |
II. Языковая разминка. | Актуализация знаний учащихся о правописании о-ё после щипящих с последующим выходом на проблемную ситуацию урока | Линейный диктант: 1Чёрный 2шёпот 3 чёрт 4жёлудь 5шорты 6 шелк 7пчёлы 8 чёлка 9 шёрстка 10 жёлтый | Диктует слова. | Применяя правило, записывают гласные после шипящих. Осуществляют взаимопроверку и выставляют отметки в соответствии с нормами. | Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия (П). Находить и исправ- лять ошибки, оценивать (Р), осуществлять взаимопроверку(К). |
III. Введение в тему с формулировкой целей урока. | Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения. | Анализ материала для наблюдений и формули- ровки проблемного вопроса На слайде представлены слова: ш…пот, друж…к, врач…м, товарищ…м – Что общего у этих слов? – А какие различия заметили? – Можно ли применить известное вам правило написания букв ё, о после шипящих? Почему? Сформулируйте тему и проблему урок | Создаёт условия для проблемной ситуации. Проводит параллель с ранее изученным материалом. | Ученики отвечают на вопросы, формули- руют цель и проблему урока, сравнивают с авторской формулировкой | Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему и проблему урока (Р) |
IV. Физкультминутка | Предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение их с умственной деятельности на физическую. | Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения глаз | Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения глаз | ||
V. Поиск решения. Открытие новых знаний. | Построение плана достижения цели, Фиксация нового знания в речи | 1.Анализ материала для наблюдений и формулировки правила: петушок крючок свечой плащом врачом товарищем ландышем собачонка горошек мудрецом кольцом колодцем старцем | Организует парную работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения. | После наблюдений в парах высказывают свои гипотезы | Искать пути решения проблемы (П.Р). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (К). |
VI Реализация построенного проекта | Выбор оптимального из предложенных детьми варианта решения проблемы , фиксация преодоления затруднения | 1. Формулирование правила учащимися. 2.Сравнением с текстом учебника 3. Составление алгоритма | Организует работу с текстом правила в технологии изу- чающего чтения. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке | формулируют правило, затем сравнивают с текстом в рамке учебника, читая его в технологии изучающего чтения. Составляют алгоритм действий. | Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Владеть технологией и приёмами изучающего чтения (П). |
VII. Развитие учебноязыковых и орфографических умений | Организация усвоения детьми нового способа действия при выполнении упражнений на изученную орфограмму | Творческий диктант. – Подберите синоним к словам, запишите, обозначьте орфограмму: а) доктора подругому называют … (врачом); б) суп со свёклой называют … (борщом); в) упрямого человека называют … (упрямцем)….. г) длиннноухого зверька называют…(зайчонком) д) маленький, зелёный, квакает – это …(лягушонок) | Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль | – Подбирают синоним к словам, записывают, обозначают орфограмму: осуществляют самооценку | Умение находить (видеть) в словах орфограммубукву о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных, устно объяснять и графически обозначать условия выбора написаний, отличать орфограммубукву о, е после шипящих в суффиксе и окончании от орфограммыбуквы ё, о после шипящих в корне (П). |
VIII Самостоятельная работа | Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия. | Упр. 370 | Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль | Выполняют упражнение в соответствии с заданием. | умение писать слова с орфограммойбуквой о, е после букв шипящих в суффиксах имён сущест вительных, разграни -чивать суффиксы по значению – уменьшительное для животных и для лиц (людей) (П). |
IX Рефлексия | Организовать оценивание учащимися собственной деятельности | Организует рефлек сию через подводя- щий диалог: Какой была тема урока? Какую проблему мы решали? Как её решили? Чему научились на уроке? Что следует доработать? – Назовите ключе вые слова темы. (Буквы шипящих и ц, орфограммыбук вы о, е, суффикс, окончание существительных, ударение.) | Отвечают на вопросы, подводят итог работы | Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Р) | |
X. Домашнее задание | &42. Упр.373. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий» Изучение темы: «Механическое движение» в 7 классе в режиме информационных технологий
Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий.В настоящее время необходимо полностью отказаться от представления об учебном процессе как процессе передач...
«Проектирование учебного занятия на основе технологии проблемного обучения»
Итоговая работа , написанная на курсах повышения квлификации, в которой я попыталась обобщить материал о применении технологии проблемного обучения на уроках русского языка....
«Проектирование учебного занятия на основе технологии проблемного обучения»
Итоговая работа , написанная на курсах повышения квлификации, в которой я попыталась обобщить материал о применении технологии проблемного обучения на уроках русского языка....
Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий по теме: «Развитие творческого и критического мышления учащихся средствами чтения и письм
Итоговая работапо модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологийпо теме:«Развитие творческого и ...
«Проектирование учебного занятия на основе современных информационных технологий»
Изготовление скворечника....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ с ЭФУ
Смешанное обучение (англ. “Blended Learning”) – это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, в котором используются специальные инфор...
План-конспект учебного занятия с использованием технологий проблемного обучения и применением интерактивных мультимедийных систем
Цель занятия:- стимулирование и формирование практических умений и навыкоы, необходимых при овладении иноязычной речью;- формирование коммуникативных компетенций в говорении, чтении и письме;- повышен...