Формирование у школьников опыта безопасного и ответственного использования сети Интернет в проектной деятельности
по технологии по теме

Какшина Ирина Евгеньевна

XXI век – век информационный. Владение компьютерными  технологиями является насущной необходимостью для  будущей успешной социализации современных школьников. Однако многие учащиеся, вопреки здравому смыслу и во вред собственному здоровью, проводят за компьютером больше времени, чем это, действительно, необходимо. Недаром их зачастую называют «дети поколения Рунета». Стремительное развитие компьютерной техники не только качественно меняет окружающую жизнь, но и порождает множество новых проблем. В одной из них отразилось возникшее  противоречие между необходимостью формирования информационной культуры учащихся и их безрассудным отношением к собственному здоровью и безопасности при использовании сети Интернет.  Опыт безопасного и ответственного использования сети Интернет  в проектной деятельности представлен в данной работе - докладе к конференции, проведённой на сайте ВИКИ Владимир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_regionalnoy_konferentsii.docx124.58 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у школьников опыта безопасного и ответственного использования сети Интернет

в проектной деятельности

                                                                     

Проблема. XXI век – век информационный. Владение компьютерными  технологиями является насущной необходимостью для  будущей успешной социализации современных школьников. Однако многие учащиеся, вопреки здравому смыслу и во вред собственному здоровью, проводят за компьютером больше времени, чем это, действительно, необходимо. Недаром их зачастую называют «дети поколения Рунета». Стремительное развитие компьютерной техники не только качественно меняет окружающую жизнь, но и порождает множество новых проблем. В одной из них отразилось возникшее  противоречие между необходимостью формирования информационной культуры учащихся и их безрассудным отношением к собственному здоровью и безопасности при использовании сети Интернет.

Что нам говорит статистика. По данным  Госкомстата России, Всероссийского центра изучения общественного мнения,

  • в России насчитывается около 8-10 млн. пользователей Интернета в возрасте до 14 лет,  (для сравнения, лишь треть взрослых пользуется интернетом, в то время как среди школьников интернетом пользуются 90% учащихся);
  • в среднем по России дети начинают выходить в сеть в 10 лет;
  • 25% пятилетних детей используют Интернет;
  • порядка 6,3 млн. детей выходят в Интернет из школы;
  • две трети детей, выходящих в сеть из дома, делают это самостоятельно;
  • родительский контроль за ребёнком-пользователем Интернет сохраняется до 11 лет.
  • каждый девятый старшеклассник ведет блог - публичный онлайн-дневник, который открыт для чтения и где каждый может высказать то, что хочет.

Более четверти детей проводят в сети от 7 до 14 часов в неделю – т.е. около 1-2 часов в день, каждый шестой ребенок – от 14 до 21 часа. В то же время каждый пятый ребенок находится в онлайн более 21 часа в неделю, а это уже практически сутки. В среднем по российским регионам примерно каждый восьмой учащийся признался, что «живет в Интернете», что проводит в онлайн по двое или трое суток в неделю.

Кроме того, исследование показало, что 19% детей просматривают порносайты, еще 9% делают это регулярно. Эротические чаты посещают 26% юных интернетчиков, на сайты, содержащие сведения о насилии, заглядывают 38%, сайты, пропагандирующие национализм – 16%.

Самую большую угрозу, по оценке европейских исследователей, представляет выманивание и распространение личной информации в Сети. Больше половины опрошенных обучающихся часто дают в интернете номер своего домашнего телефона (79%), номер мобильного (65%), номер школы или класса (60%), свои фотографии и фотографии родственников (58%), адрес своей электронной почты (51%).

Что делать? Предложить школьникам иные возможности использования ресурсов сети и формировать у них опыт безопасного поведения в Интернете.

Вот что предлагают наши  коллеги на дружественных сайтах.

  1. Учителя  МОУ «СОШ № 16» г. Балашова.
  2. Педагогический коллектив государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области «Средняя общеобразовательная школа №3» с. Приволжье муниципального района Приволжский Самарской области. (К сожалению,  на сайте не отключена реклама).
  3. Детский онлайн-конкурс «Интернешка».
  4. Конкурс «Безопасный Интернет» и «Сетевой экстрим / Тренинг Безопасность в сети интернет» для учащихся  на ПскоВики.
  5. Дидактические материалы Костромского областного института развития образования  по теме «Безопасный интернет» (Классные часы, презентации для учащихся, УМК), для средней возрастной группы.
  6. Кудряшова Елена Николаевна. Программа по медиабезопасности «Интернет, как много в этом слове!».  
  7.  «Основы безопасности детей и молодежи в Интернете» — отлично организованный интерактивный курс по Интернет-безопасности. На данном сайте представлены подготовленные совместно с информационно-аналитическим ресурсом «Ваш личный Интернет» и Интернет-Университетом Информационных Технологий материалы для детей, их родителей и учителей – интерактивные сценарии,  короткие тесты, готовые планы уроков, с помощью которых дети смогут освоить основы безопасной работы в Интернете.

А вот что можно найти на ВИКИ Владимир.

  1. Материал об информационной безопасности образовательного учреждения.
  2. Телекоммуникационный проект для педагогов «Создаем курс для родителей по информационной безопасности детей» 
  3.  Проект по информационной безопасности детей «Безопасный мир – детям», а также большое количество увлекательных конкурсов, викторин, созданных педагогами Владимирского региона.

Как можно реализовать указанные рекомендации по формированию у школьников опыта безопасного и ответственного использования сети Интернет, рассмотрим на  конкретных примерах.

Каждый человек сегодня объективно нуждается в поддержке, в условиях, содействующих его интеллектуальному и творческому росту. Такие условия могут быть созданы в креативной образовательной среде, обеспечивающей максимальную степень индивидуализации за счёт широкого использования информационных и телекоммуникационных технологий. Данная среда предоставляет каждому обучающемуся возможность (самостоятельного или во взаимодействии с педагогом, выступающим в роли старшего товарища, партнёра) формирования индивидуализированной образовательной траектории. Но чтобы грамотно выстроить взаимодействие педагог – ученик, надо чтобы сам педагог был компетентен в области информационных и телекоммуникационных технологий, а также имел представление о том, как сформировать опыт безопасного и ответственного использования школьниками сети Интернет. Осенью 2009 года для учителей МБОУ «Лицея № 17» были проведены курсы «Интел. Обучение для будущего». Это был первый опыт знакомства с азами организации проектной деятельности. А дальше в практику школы прочно вошли проектные технологии, используемые в преподавании разных предметов и во внеурочной деятельности. Самые лучшие результаты проектов были представлены на педагогических советах, ученических конференциях, семинарах, которые проводились для учителей города.

Впервые от МБОУ «Лицея № 17» в сетевых проектах на ВИКИ Владимир в 2009 году выступила команда «Светлячки» (ученики 5-а класса – слабоуспевающие, ничем не интересующиеся ребята). Однако, участвуя в проекте «Уделите внимание: Мы - Знаки препинания!», они, к собственному удивлению, с ним успешно справились – дети стали лауреатами проекта. Это свидетельствует о том, что проекты, перенесённые в Интернет, специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети, могут дать высокий педагогический результат. Следующий выход «Светлячков» состоялся в 2010 году. Школьники уже двух классов 5а и 6а участвовали в конкурсе «Унылая пора...», в котором стали АБСОЛЮТНЫМИ ПОБЕДИТЕЛЯМИ в своей возрастной группе. Легко ли далась победа?  Риторический вопрос. Нужно опять-таки повториться: успех школьников – это хорошо продуманная и организованная для них деятельность теми, кто составил проект (конкурс, викторину), и теми, кто руководил ребятами, мудро направляя их работу в нужное русло, попутно прививая им нормы сетевого этикета – безопасного медиаповедения.

Как это начиналось?              

Учитель в очередной раз заглянул на сайт ВИКИ Владимир, заметил интересный анонс сетевого проектного конкурса. Познакомившись с условиями участия в проекте, решил предложить (честно говоря, ни на что не надеясь) ученикам попробовать себя в новом качестве:  исследовать тему, связанную с историей возникновения и развития одного из сложнейших разделов языка – пунктуации.  И дети…согласились. А перед педагогом-руководителем команды встали тогда вопросы:

  • Как обеспечить  компьютерную безопасность учащихся?  
  • Как в качестве партнёров привлечь родителей детей?
  • Как организовать проектную деятельность школьной команды в сетевом проекте?
  • Какое место в проекте займёт групповая и индивидуальная работа?
  • Какие ИКТ-компетентности необходимо сформировать у участников сетевого  проекта?
  • Какие  продукты  деятельности могут быть представлены участниками в этом проекте?

и др. 

Разрешить эти вопросы позволит проектный метод, который относится к технологиям личностно-ориентированного образования, где целеполагание сориентировано на развитие у школьников

•личностно и социально значимых качеств,

•познавательного интереса,

•умения самостоятельно находить информацию,

•способности ориентироваться в этой информации,

•умения анализировать, обобщать ее и представлять в виде оформленного результата деятельности.

Кроме того, данный метод направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, то есть он способствует развитию социально значимых качеств учащихся.

 «Только личность может влиять на воспитание и развитие другой личности», – некогда заметил К.Д. Ушинский. И это справедливо. С родителями учащихся 5-а класса было проведено собрание, на котором руководитель команды познакомил мам и пап с сущностью проектного метода, показал формы возможного их участия в проектной деятельности. В дальнейшем педагог осуществлял консультирование родителей в течение всего проектного времени. Родители учеников 5-а класса (участников первого проекта) разрешили своим детям выполнять задания телекоммуникационного проекта, учителю – размещать фотографии ребят в сети, взяли на себя ответственность по осуществлению контроля за временем, отведённым для пребывания детей в сети, и за безопасностью сайтов – источников информации. Вообще, роль родителей, форма их участия в проектной деятельности школьников достаточно разнообразны. Это

  • мотивационная поддержка детей; дети нуждаются в поддержке и похвале;
  • информационная поддержка, которая особенно актуальна на этапе сбора необходимых для выполнения проекта материалов. Родитель нередко сам может порекомендовать ребятам определённые источники или выразить сомнения относительно безопасности некоторых из них, помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет.
  • организационная поддержка;
  • техническая поддержка. Она подразумевает участие родителей в проведении фотосъёмок, монтаже материалов, техническом оснащении докладов, в организации режима доступа детей к образовательным ресурсам Интернет.

Существует множество программ, позволяющих ограничить время работы за компьютером, отфильтровать содержимое Интернета, обезопасить школьника-пользователя. Они называются программами Родительского контроля. Родительский контроль встроен в Windows Vista. Это дает возможность контролировать использование ребенком компьютера в четырех направлениях:

  • ограничивать время, которое он проводит за экраном монитора,
  • блокировать доступ к некоторым сайтам,
  • блокировать доступ к другим интернет-сервисам,
  • запрещать запуск некоторых игр и программ.

Родителям во время проведения проекта необходимо учитывать главное – не подменять деятельность учащихся своей работой. Помощь ребятам должна быть дозирована и регламентирована.

Как организовать деятельность учащихся в телекоммуникационном проекте? Проекты такого типа предусматривают хорошо продуманное сочетание разных форм сотрудничества с многообразием  методов и средств обучения. Проект «Уделите внимание: Мы - Знаки препинания!» и исследовательский, и творческий. Во время проекта участники изучают проблему, связанную с историей возникновения знаков препинания, а также выполняют интересные творческие задания.  Итогом  проекта стали:    

  • Газета «История знаков препинания, или Полный абзац»;
  • Альбом графических стихов;
  • Энциклопедия «пунктуационных анекдотов»;
  • Шпаргалка по теме: «Зачем нужны знаки препинания?».

  Предполагаемые формы для реализации деятельности школьников:

  • поиск информации,
  • анкетирование одноклассников,
  • написание работы,
  • презентация работ,
  • создание сборника,
  • выступление с докладами перед учащимися 6-х классов,
  • создание слайдовой презентации.

Телекоммуникационный конкурс «Унылая пора...» творческий.  Его итог – реализация ребячьих талантов в индивидуальной, групповой работе. Овладение сервисом ImageChef для художественной обработки фотографий, создание замечательной Мозаики из слов и Поэтического калейдоскопа. На конкурсных страницах юные поэты и прозаики смогли продемонстрировать свои произведения на осеннюю тему.

Опыт организации проектной деятельности учащихся.

1. Подготовка

Определение темы и целей проекта. В чём смысл проекта «Уделите внимание: Мы - Знаки препинания!». Чем будут заниматься учащиеся? Зачем  им это нужно?

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Обсуждают предмет с учителем и получают дополнительную информацию.

Устанавливают цели.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Проводит «мозговой штурм».

Помогает в постановке целей.

              2. Планирование

Определение источников информации; определение способов её сбора, анализ; способа представления результатов (формы отчёта); установление процедур и критериев оценки результата в процессе разработки проекта. Распределение заданий и обязанностей между членами команды.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи. Участвуют в обсуждении своих идей и предложений учителя.

Предлагает идеи,  организует обсуждение в группах, парах.

               

 3.Исследование

Сбор информации. Решение промежуточных задач. Рекомендации по безопасности поведения в сети Интернет.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.

Наблюдает, советует, корректирует  деятельность.

               4. Анализ и обобщение

Анализ информации, оформление результатов.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Анализируют информацию, изготовляют продукты сетевого проекта.

Наблюдает, советует, консультирует, корректирует  продукты деятельности.

                5. Представление проекта

Возможные формы представления результатов: стенгазета, графические стихи, лингвистическая статья, презентация – гимн Вопросительному знаку.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Отчитываются, обсуждают результаты проектной работы.

Слушает, задаёт вопросы в роли рядового участника.

                6. Оценка результата и процесса

Даёт возможность учащимся осмыслить:

  • что узнали?
  • в какой части проекта работа оказалась наиболее интересной?
  • что наиболее удалось? В чём возникли серьёзные затруднения? Что помогло их преодолеть?
  • какова роль сетевого общения со сверстниками, другими участниками проекта?
  • как ребята оценили работы своих соперников?

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Коллективное обсуждение и самооценка (рефлексия).

Оценивает усилия учащихся,

качественно использованных

источников, делает предложения по

варианту отчёта.

Правильно организованная деятельность учащихся  в сетевых проектах способна

привить им навыки безопасного и ответственного поведения в сети;  развить у школьников важнейшие компетенции:

• общенаучную;

• информационную;

• познавательную;

• коммуникативную;

• ценностно-смысловую;

• социальную;

• стремление к  личностному самосовершенствованию.

Время идёт. Учитель, учащиеся приобретают ценный опыт участников проектов, конкурсов и викторин. Но однажды педагогу становятся тесны рамки сопровождающего в проектной деятельности, и возникает желание самому организовать телекоммуникационный проект.

Опыт организации сетевого проекта для школьников «Пушкинская осень». Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и регионов России. Надо только заинтересовать команды какой-то увлекательной темой.

Содержание такого проекта определяется:

  • его целью;
  • предметом информационного поиска;
  • источниками информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронных, анкетирование);
  • способами и средствами обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы;  освоение новых сервисов Интернет);
  • результатами информационного изучения (виртуальная экскурсия и самостоятельно проложенный маршрут «По пушкинским местам», стихотворение, написанное под впечатлением виртуального путешествия, фильм о друзьях А.С. Пушкина, буктрейлер по пушкинским произведениям);
  • конечными «продуктами» проекта (публикации, в том числе в сети Интернет, сборник  стихов участников проекта);
  • оценкой  проекта, рефлексией в блогах1 и 2.

Данный тип проектной деятельности или его итоговые «продукты» могу быть с успехом использованы для подготовки выступлений учащихся на научно-практических конференциях, гимназических, лицейских Пушкинских чтениях и т.д.    

«Пушкинская осень» - литературно-творческий проект. Учебные задания в данном проекте структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми, а также достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Руководитель команды оказывается свободным и способным к маневру: он может больше внимания уделить отдельным ученикам или группе учащихся, а в нужный момент может объединить всех учащихся команды, дать необходимые пояснения, проконсультировать, если это необходимо и т.д.

Наиболее интересные методы организации деятельности участников такого проекта:

  • Student Team Learning (обучение в команде).
  • Cooperative Learning (в переводе с англ.- ажурная пила).
  •  Learning Together (Учимся вместе)

Эти методы отлично сочетают индивидуальную и групповую формы взаимодействия участников проекта, помогают не только разнообразить поисковую деятельность школьников, но и повысить степень ответственности каждого из членов команды за конечный результат.

Сегодня почти в каждой школе есть медиатека - одно из структурных подразделений ОУ, в котором учителям и учащимся предоставляется доступ к различным информационным носителям, в том числе к компьютерным. В медиатеке есть координатор, в обязанности которого входит оказание помощи руководителю и участникам проекта. В качестве координатора может выступить сам руководитель команды или кто-то из родителей. В функции технического координатора входит следующее:

  • выбор телекоммуникационной сети для последующей регистрации в ней школы;
  • приобретение необходимого оборудования для организации телекоммуникационного центра;
  • изучение программного обеспечения, используемого при работе в сети;
  • обучение учащихся и учителей безопасной работе в сети;
  • оказание консультационной помощи по работе с сетевыми информационными ресурсами;
  • работа с почтовым ящиком школы - получение, отправка и сортировка корреспонденции.

Не надо путать координатора медиатеки, отвечающего за безопасность учащихся при проведении телекоммуникационного проекта, с координатором самого проекта, в роли которого может выступать автор сетевого мероприятия. Последний руководит ходом проекта: предлагает вниманию участников ряд заданий, которые сопровождаются оценочными критериями. Определяет безопасные медиасервисы для выполнения этих заданий, отслеживает оформление командами конкурсных страниц, а значит, и контролирует соблюдение правил работы на ВИКИ Владимир. Оказывает консультативную помощь (или организует составление инструкции) по работе с интерактивными сервисами, обеспечивает общение участников сетевого проекта в блогах или с помощью интерактивной доски (например, Stixy). Как правило, координатор проекта входит в состав экспертной группы, призванной оценить в конечном итоге деятельность каждой команды или индивидуального участника проекта.

Проект оправдан, как телекоммуникационный, если он познавателен, имеет социально-значимый практический результат. Ценность сетевого проекта в том, что любой человек, живущий в разных уголках страны, может прийти на сайт и попробовать свои силы. Ребёнку важно иметь поддержку и стремление к знаниям, тогда он найдёт таких же увлеченных друзей,  почувствует радость учения  и ощущение полета мысли. Вот лишь некоторые отклики педагогов-руководителей школьных команд, принявших участие в проекте «Пушкинская осень»:

«Елена Кандрушина12 января 2013 г., 22:51 Конкурс нам понравился, хотя мы и запоздали на начало. Но мы собрались и старались все сделать в срок. Задания были и трудными, и интересными. Каждый член команды был задействован, кто подбирал фото, кто искал сведения, кто сочинял стихи. Спасибо за интересные задания, за открытие "нового Пушкина", за интересное общение и помощь. Спасибо с уважением, Кандрушина Е.Н. выразила мнение команды «Пушкиноведы».

«Тамара Анатольевна Коростелёва15 января 2013 г., 2:58 Уважаемые организаторы конкурса! Дорогие участники! За окном – зима, а так не хочется расставаться с «Пушкинской осенью». Спасибо за интересный конкурс, который подарил новые впечатления и интересное общение. Воистину талантливые пушкинские строки ещё раз тронули наши души. Мы вновь открыли знакомого и всегда нового Пушкина. До новых встреч на страницах литературных конкурсов!
С уважением, Коростелёва Тамара Анатольевна и команда «Лукоморье».

и школьников-членов команд этого проекта:

«Нина Аванесян17 января 2013 г., 3:10 Спасибо организаторам за интересный конкурс! Мы рады тому, что приняли в нем участие, потому что мы расширили свои знания о Пушкине. Выполняя задания, мы совместно преодолевали все трудности. Проект нас еще больше сплотил, а это очень важно, когда работаешь в команде. Вообщем, конкурс нам очень понравился! Команда «Улыбка»

«Спасибо организаторам за интересный конкурс! Нам было сложно, мы еле успевали за вами ребята, ведь мы ещё малыши. Но главное, что для себя много нового узнали, освоили новые сервисы. Желаем всем удачи!--Хорошева Вероника 19:42, 14 января 2013. Команда «Лирики».

«Нам очень понравился конкурс "Пушкинская осень". Мы рады тому, что приняли в нём участие, потому что познакомились с разными интересными сервисами. Увлекательно было работать над созданием буктрейлера. Что такое буктрейлер, мы впервые узнали благодаря этому конкурсу! Сложно было сочинить стихотворение, но мы справились с этим заданием. Не всегда удавалось зарегистрироваться на некоторых сервисах (аккаунт "ГУГЛ"), но все трудности остались позади. Мы очень благодарны организаторам этого замечательного проекта!!!--Максим Иванов 10:21, 11 января 2013. Команда «Ритм».

Только правильно организованная работа окажет положительное воздействие на учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Но при этом, организуя работу в проекте, не стоит забывать о формировании у школьников опыта безопасного и эффективного пребывания в сети.

Источник изображения:

http://www.lipetskmedia.ru/news/view/15461-_Rostyelyekom_.html

Источники информации:

http://www.maxlib.ru/lib.php?item=247

http://obrazovanie.vladinfo.ru/edu/index.php?option=com_content&view=article&id=2924:-l-r&catid=171:2011-05-05-11-44-17&Itemid=135

http://festival.1september.ru/articles/563768/

http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-10.htm

http://festival.1september.ru/articles/633060/

http://circ.mgpu.ru/INTEL/Materials/Kokhanova.html

http://scholar.urc.ac.ru/LANG=ru/LANG=en/courses/Manual/theme3/more/text3_2.html.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у школьников психологии безопасного поведения на основе малых жанров устного народного творчества и афоризмов

Формирование у школьников психологии безопасного поведения на основе малых жанров устного народного творчества и  афоризмов...

Мониторинг использования сети Интернет в деятельности школьника»

Мониторинг использования сети Интернет в деятельности школьника»...

Формирование у школьников негативного отношения к психоактивным веществам через организацию проектной деятельности

Чем активнее форма передачи информации, чем активнее вовлечены в этот процесс школьники, чем больше каналов восприятия задействовано в процессе обучения, тем выше уровень усвоения знаний, приобретения...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Сообщение из опыта работы: Взаимодействие с педагогами по реализации проектной деятельности на музыкальных занятиях.

Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальн...

Формирование творческих способностей школьников с умственной отсталостью посредством кружковой работы «Волшебное дерево» с использованием различных видов проектной деятельности

Развивать способности - это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не...

Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы во внеурочной деятельности

Доклад на районную НПК "Педагогический поиск:теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности" по теме "Использование исследовательской и проектной деятельности ...