Спецкурс «Золотые ручки. Рукодельница»
элективный курс по технологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Заларинская средняя общеобразовательная школа № 1
Утверждено на заседании МО МФИ
Руководитель МО
___________ Ромашко С.П.
«Золотые ручки. Рукодельница»
Возраст: для учащихся 5 классов
Срок реализации: 34 часа
Автор: Баранова Алена Николаевна,
учитель технологии,
Залари 2013 - 2014г
Пояснительная записка
Авторская программа, спецкурса «Золотые ручки. Рукодельница» Спец курс разработан для учеников 5-х классов и рассчитан на 34 часа реализации, по 1 часа в неделю. Программа ориентирована на попытку воспитания у подростков стремления к творческому восприятию своего труда и развития чувства красоты, гармонии; познакомить учащихся с профессией рукодельнице, определить их возможности в углубленном изучении разделов “Технологии” и подготовки школьников в рамках часовой вариативной части учебного плана. Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям ДПИ, реализовать свои природные задатки. Что должно способствовать осознанному выбору профессии.
Главная цель: вовлечение учеников в активную творческую деятельность в различных областях. Творчество учащихся в рамках системы проектов нацелено на интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие, восстановление и сохранение семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.
Это предполагает:
1. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся в новых социально-экономических условиях личности, для этого учащиеся должны быть способны:
--определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в
ее производстве
--находить и использовать необходимую информацию
--выдвигать идеи решения возникающих задач
--планировать, организовывать и выполнять работу
--оценивать результаты работы на каждом из этапов
2. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, информации в конечный продукт
3. Подготовка учащихся к сознательному профессиональному самоопределению
4. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности
5. Развитие разносторонних качеств личности
В процессе преподавания курса должны быть решены следующие задачи:
1. Использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства
2. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы учащихся
3. Привитие элементарных знаний и умений по рукоделию
4. Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи
5. Воспитание трудолюбия, предприимчивости, человечности, ответственности, культуры поведения и бесконфликтного общения
Для решения этих задач в содержании курса предусмотрены разделы:
1. Декорирование цветочных горшков
2. Композиции для украшения интерьера
3. Техника ганутель (изготовление цветов)
4. Обновление интерьера
5. Художественное проектирование
В рамках проведения курса предполагается использовать различные формы занятий: лекции, семинары, основная часть учебного времени (80%) отводится на практическую деятельность и выполнение творческих проектов.
.
Учебно-тематический план
№ | № урока | Тема урока | Коли-во часов | Вид деят-ти | Дата | Примечание |
Декорирование цветочных горшков | 4 | |||||
1 | Урок 1 | Инструменты и материалы | 1 | Теоретические сведения | 9.09.13 | Технологическая карта |
2 | Урок 2 | Подготовка заготовок | 1 | Практическая работа | 9.06.13 | Оформление кашпо |
3 | Урок 3 | Выполнение изделия | 1 | Практическая работа | 16.09.13 | Оформление кашпо |
4 | Урок 4 | Окончательная обработка | 1 | Практическая работа | 23.09.13 | Оформление кашпо |
Композиции для украшения интерьера | 6 | |||||
5 | Урок 5 | Подготовка инструментов и материалов | 1 | Теоретические сведения | 30.09.13 | Изделие кофейное (поп кормовое) дерево |
6 | Урок 6 | Выполнение заготовок | 1 | Практическая работа | 7.10.13 | Изделие кофейное (поп кормовое) дерево |
7 | Урок 7 | Выполнение заготовок | 1 | Практическая работа | 14.10.13 | Изделие кофейное (поп кормовое) дерево |
8 | Урок 8 | Выполнение заготовок | 1 | Практическая работа | 21.10.13 | Изделие кофейное (поп кормовое) дерево |
9 | Урок 9 | Сборка изделия | 1 | Практическая работа | 28.10.13 | Изделие кофейное (поп кормовое) дерево |
10 | Урок 10 | Окончательная отделка изделия | 1 | Практическая работа | 11.11.13 | Изделие кофейное (поп кормовое) дерево |
Техника ганутель (изготовление цветов) | 12 | |||||
11 | Урок 11 | Технология изготовления | 1 | Теоретические сведения | 18.11.13 | Технологическая карта |
12 | Урок 12 | Изготовление заготовок | 1 | Практическая работа | 25.11.13 | Изделие цветы в вазе |
13 | Урок 13 | Изготовление заготовок | 1 | Практическая работа | 2.12.13 | Изделие цветы в вазе |
14 | Урок 14 | Изготовление заготовок | 1 | Практическая работа | 9.12.13 | Изделие цветы в вазе |
15 | Урок 15 | Изготовление заготовок | 1 | Практическая работа | 16.12.13 | Изделие цветы в вазе |
16 | Урок 16 | Сборка цветка | 1 | Практическая работа | 23.12.13 | Изделие цветы в вазе |
17 | Урок 17 | Сборка цветка | 1 | Теоретические сведения | 13.01.14 | Изделие цветы в вазе |
18 | Урок 18 | Изготовление вазы | 1 | Практическая работа | 20.01.14 | Изделие цветы в вазе |
19 | Урок 19 | Изготовление вазы | 1 | Практическая работа | 27.01.14 | Изделие цветы в вазе |
20 | Урок 20 | Изготовление вазы | 1 | Практическая работа | 3.02.14 | Изделие цветы в вазе |
21 | Урок 21 | Оформление композиции | 1 | Практическая работа | 10.02.14 | Изделие цветы в вазе |
22 | Урок 22 | Оформление композиции | 1 | Практическая работа | 17.02.14 | Изделие цветы в вазе |
Обновление интерьера | 4 | |||||
23 | Урок 23 | Изготовление подушечки | 1 | Теоретические сведения | 24.02.14 | Технологическая карта |
24 | Урок 24 | Оформление подушечки | 1 | Практическая работа | 3.03.14 | Мягкая подушечка |
25 | Урок 25 | Оформление подушечки | 1 | Практическая работа | 10.03.14 | Мягкая подушечка |
26 | Урок 26 | Окончательная отделка | 1 | Практическая работа | 17.03.14 | Мягкая подушечка |
Художественное проектирование | 8 | |||||
27 | Урок 27 | Выбор и обоснование творческого проекта | 1 | Теоретические сведения | 31.03.14 | |
28 | Урок 28 | Выполнение творческого проекта | 1 | Практическая работа | 7.04.14 | |
29 | Урок 29 | Выполнение творческого проекта | 1 | Практическая работа | 14.04.14 | |
30 | Урок 30 | Выполнение творческого проекта | 1 | Практическая работа | 21.04.14 | |
31 | Урок 31 | Выполнение творческого проекта | 1 | Практическая работа | 28.04.14 | |
32 | Урок 32 | Выполнение творческого проекта | 1 | Практическая работа | 5.05.14 | |
33 | Урок 33 | Защита творческого проекта | 1 | Практическая работа | 12.05.14 | |
34 | Урок 34 | Выставка. | 1 | 19.05.14 |
Содержание программы.
Декорирование цветочных горшков 4 ч.
Урок № 1 Инструменты и материалы Учащиеся составляют технологическую карту по изготовлению изделия. Описывают, какие материалы и инструменты необходимы. Вспоминают правила технике безопасности.
Урок № 2 Подготовка заготовок. По технологической карте учащийся производит заготовки необходимые для выполнения изделия, соблюдая ПТБ.
Урок № 3 Выполнение изделия. По технологической карте учащийся выполняют изделие, используя заготовки, материалы и инструменты.
Урок № 4 Окончательна обработка. Доработать изделие. Проверить качество. Устранить дефекты. Нанести нужную краску по необходимости.
Композиции для украшения интерьера 6ч.
Урок № 5 Подготовка инструментов и материалов. Учащиеся составляют технологическую карту по изготовлению изделия. Описывают, какие материалы и инструменты необходимы. Вспоминают правила технике безопасности.
Урок № 6 – 8 Выполнение заготовок. По технологической карте учащийся производит заготовки необходимые для выполнения изделия, соблюдая ПТБ.
Урок № 9 Сборка изделия. Собрать изделии из готовых заготовок по технологической карте.
Урок № 10 Окончательная отделка изделия. Оформить изделие применяя декоративные украшения. Доработать изделие. Проверить качество. Устранить дефекты.
Техника ганутель (изготовление цветов) 12 ч.
Урок № 11 Технология изготовления. Ознакомить учащихся с новой техникой рукоделия, не изучаемой на уроках технологии. Учащиеся составляют технологическую карту по изготовлению изделия. Описывают, какие материалы и инструменты необходимы.
Урок № 12-15 Изготовление заготовок. По технологической карте учащийся производит заготовки необходимые для выполнения изделия, соблюдая ПТБ.
Урок № 16 - 17 Сборка цветка. Собрать изделии из готовых заготовок по технологической карте, включая фантазию и творческие способности.
Урок № 18 – 20 Изготовление вазы. Рассмотреть вазы различного изготовления, применяя бросовый материал. Выбрать подходящее изделие и выполнить его.
Урок № 21-22 Оформление композиции. Используя заготовки, собрать композицию букета и оформить в вазе.
Обновление интерьера 4 ч.
Урок № 23 Изготовление подушечки. Учащиеся составляют технологическую карту по изготовлению изделия. Описывают, какие материалы и инструменты необходимы. Вспоминают правила технике безопасности.
Урок № 24 – 25 Оформление подушечки. Оформление подушечки производится ручной вышивкой. Нанести рисунок. Подобрать цветовую гамму. Выполнять изделие.
Урок № 26 Окончательная отделка. Доработать изделие. Проверить качество. Устранить дефекты.
Художественное проектирование 8 ч.
Урок № 27 Выбор и обоснование творческого проекта. Обсудить и выполнить исследовательские этапы подготовки проекта.
Урок № 28 – 32 Выполнение творческого проекта. Последовательность выполнения технологических операций, подбирая необходимые технологические документы. Производим самоконтроль на каждом этапе технологического процесса.
Урок № 33 Защита творческого проекта. Выступить с презентацией или докладом, демонстрируя выполненное изделие.
Урок № 34. Выставка.
Представление работ учащимся в виде выставке.
Список литературы.
1. Проснякова Т.Н.“Уроки мастерства”. М.:Учебная литература, 2003
2. Народные художественные промыслы России, «Советская Россия» Москва 1984г.
3. Рукоделие. Харьков «Фолио» «Единорог» 1996г.
4. ЕрзенковаН. В. Шьем – перешиваем Москва «Гарт» 1994г.
5. Евстратова Л. М. Цветы Москва культура и традиции1997г.
6. Техника рукоделия Издательство «Полымя» 1985г.
7. Стенюков М. В. Секретарские секреты Москва «Издательство ПРИОР»2000г.
8. Рукоделие энциклопедия
9. Кругликов Г. И. Основы технического творчества М. Народное образование, 1996г.
10. Школа и производство, журнал
11. Использованы ресурсы:
http://www.it – n. ru/
http://handmade.idvz.ru/forum/forum_posts.asp?TID=469&PN=2&TPN=1
http://museum.trecom.tomsk.ru/win/sashko/sashko.htm
mastera-rukodeliya.ru›home.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа театра кукол "Золотые ручки"
Театр кукол - любим и творим на занятиях кружка «Золотые Ручки». Необходимость создания кружка «Золотые Ручки» обусловлена, прежде всего, отсутствием достаточного приобщения детей к театральной культу...
Программа работы кружка "Золотые ручки".
Рабочая программа для учителей профессионально-трудового обучения 6-8 классов и учителей дополнительного образования....
Программа "Золотые ручки"
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности...
Спецкурс "Золотые ручки"
Поисковый этап 1.Потребность. 2. Обоснование проекта 3. Цели и задачи проекта...
Программа кружка "Золотые ручки"
Программа кружка "Золотые ручки"...
Конспект внеклассного мероприятия по профессионально-трудовому обучению "Золотые ручки" (5-8 кассы)
Внеклассное мероприятие для 5-8 классов....
рабочая программа "Золотые ручки"
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше ...