Рабочая программа по трудовому обучению
рабочая программа (технология) по теме
Коррекционная педагогика рабочая программа для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_obuchenie.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4
Согласовано Утверждаю
Председатель МС Директор школы
____________О.М. Журавлёва ____________О.Н. Самойлова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по трудовому обучению
для 2 класса
на 2011-2012 учебный год
Пояснительная записка.
Цели:
развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения;
освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
овладение начальными трудовыми умениями и навыками;
воспитания трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда.
Задачи:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.); уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Нормативно-правовые документы, на основе которых
разработана рабочая программа
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГБ(О)СКОУ С(К)О школы-интерната VIII вида №4, типовой программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, образовательной программой ОУ.
Сведения о программе
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, плохо развиты навыки чтения, устной и письменной речи. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания детей. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Место и роль учебного курса
Трудовое обучение неразрывно связано с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Практическая значимость заключается в разработке приёмов коррекционной работы, способствующих активизации и развитию познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер младших школьников, что, в конечном счете, позволит успешнее решить проблему повышения эффективности коррекционно-развивающей работы учителя.
Информация о количестве учебных часов.
Количество часов на год – 69
Количество часов в неделю – 2
Формы организации образовательного процесса.
Урок – основная форма организации образовательного процесса.
Типы уроков: Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок – практическая работа, урок – экскурсия.
Технология обучения
Традиционные технологии:
- объяснительно-иллюстративные
Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:
- педагогика сотрудничества,
- проблемное обучение,
- гуманно-личностная,
- здоровьесберегающие технологии,
- коллективный способ обучения (работа в парах).
Виды и формы контроля:
- индивидуальный устный опрос по изученному материалу;
- фронтальный опрос;
- ответы на поставленные вопросы;
- контроль с помощью рисунков,
- выполнение практической работы.
Планируемый уровень подготовки учащихся.
Умения
Ориентировка в задании по вопросам и самостоятельно.
Сравнение образца с натуральным объектом, чучелом, муляжом, игрушкой по вопросам учителя и самостоятельно.
Составление плана работы над изделием по вопросам учителя и самостоятельно (для однотипных изделий). Выполнение первого изделия каждого вида работ по показу учителя, сочетающемуся с инструкцией, остальных изделий – самостоятельно.
Умение придерживаться планирования при изготовлении изделия.
Осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя.
Употребление в речи технической терминологии.
Словесный отчёт о проделанной работе по вопросам учителя и самостоятельно.
Подробный анализ своего изделия и изделия товарища по вопросам учителя и самостоятельно.
Пространственная ориентировка, умение на глаз и с помощью линейки определить высоту, длину и ширину изделия, обозначая размеры в сантиметрах, соблюдение пропорций и размеров, правильное расположение деталей.
Самостоятельная ориентировка на листе бумаги.
Узнавание и называние прямоугольных геометрических тел.
Литература
1.В.П.Трушина. Уроки труда во 2 классе. Издательство «Учитель», 2006г.
2. Т.А.Николкина. Уроки труда. Издательство «Учитель»,2006г.
3.Н.А.Цирулик, С.И. Хлебниковой «Твори, выдумывай, пробуй!». Издательство «Учитель», 2007г.
Учебно – тематический план
№ | Название темы | Кол-во часов |
1.
2.
3. 4. | Работа с глиной и пластилином. Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел. Лепка дидактического материала с применением стеки и резака; кубик большой, кубик маленький, брусок высокий, брусок низкий Складывание из вылепленных деталей башни, дома. Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы: киянки, рубанка с квадратным бойком. Лепка по образцу или с натуры игрушек: автобуса, грузового и легкового автомобиля. Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, стаканы для карандашей. Нанесение с помощью стеки геометрического орнамента из треугольников в полосе. Лепка с натуры посуды конической формы: ведёрка, цветочного горшка. Нанесение с помощью стеки орнамента из прямых и волнистых линий. Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара, цилиндра, конуса и круга. Нанесение узора с помощью стеки по выбору учащихся. Лепка по образцу стилизованных фигур птиц. Лепка стилизованных фигур животных: кошки и белки. Самостоятельная лепка с натуры игрушек: медвежонка, зайца, лисы. Лепка по представлению свободных композиций. Работа с природными материалами. Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Изготовление по образцу птички из желудей, перьев и палочек или ослика из желудей, крылаток ясеня, палочек. Самостоятельное изготовление по образцу зайца, щенка из желудей, палочек, крылаток ясеня и проволоки. Самостоятельное изготовление по образцу рыбки, черепахи из персиковой косточки, бумажных, поролоновых или кожаных деталей. Самостоятельное изготовление по иллюстрации свиньи из кукурузной кочерыжки, еловой шишки, палочек и бумажных деталей. Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов, трав, соломы, мха, меха, ракушек, зёрен, опилок на плотной подложке. Коллективное изготовление макета к сказке «Теремок». Изготовление макета к прочитанным сказкам группами в два человека. Работа с бумагой и картоном. Изготовление счётного материала в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов. Разметка бумаги и тонкого картона по шаблонам. Резание ножницами по прямым и кривым линиям. Оклеивание картона цветной бумагой с одной стороны. Изготовление закладки. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. Резание бумаги и картона по линиям разметки, наклеивание на изделия из картона аппликации. Изготовление из картона плоских игрушек и гирлянд в форме различных стилизованных изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц, животных, игрушек. Обклеивание их цветной бумагой с одной стороны. Изготовление закладки. Разметка бумаги и картона по линейке, резание бумаги и картона по линиям разметки ножницами. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон. Изготовление аппликации (грузовик, автофургон) с разметкой подложки и деталей по линейке. Изготовление из бумаги и картона с использованием материалоотходов поздравительных открыток, сувениров. Коллективное изготовление макета к сказке «Теремок». Изготовление по образцу мебели из коробочек, кар-тона и бархатной бумаги. Изготовление по образцу плоской модели трёхсекци-онного светофора. Изготовление по образцу указателя «переход». Изготовление подушечки для иголок из картона и ткани. Работа с текстильными материалами. Выполнение стежка «шнурок»: упражнения на полосе бумаги в клетку. Вышивание салфетки из канвы стежками сметочным и «шнурок». Ознакомление с ручными стежками. Упражнения на полосе бумаги в клетку. Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением, раскроенной по самостоятельно составленной выкройке, смёточным стежком. Оформление концов закладки кисточками. Изготовление игольницы по самостоятельно вычерченной выкройке в форме квадрата из двух сложенных вместе кусочков ткани. Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косички. Изготовление стилизованных фигурок из связанных пучков нитей, шпагата, тесьмы. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями – повторение приёмов шитья. Завязывание узелка. Экскурсия в швейную мастерскую. | 22 15 16 16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по трудовому обучению 4 класс школа 8 вида
календарно-тематическое планирование по трудовому обучению...
рабочая программа по трудовому обучению 3 класс
Рабочая программа по трудовому обучению составлена для детей с умственной отсталостью VIII вида...
Рабочая программа по трудовому обучению 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа...
Рабочая программа "Профессионально-трудовое обучение"
Рабочая программа "Профессионально-трудовое обучение" разработана для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Рабочая программа по трудовому обучению «Цветоводство и декоративное садоводство» 5 класс специального (коррекционного) обучения
Миссией школы-интерната VIII вида является обеспечение права на получение доступного образования всем детям и подросткам, независимо от степени выраженности...
Рабочая программа по трудовому обучению «Цветоводство и декоративное садоводство» 6 класс специального (коррекционного) обучения
Тип программы: программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Статус программы: рабочая программа учебного курса. Назначение программ...
Рабочая программа по трудовому обучению «Сельскохозяйственный труд» 8 класс специального (коррекционного) обучения
Назначение программы: - для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образователь...