Доклад на тему « Формирование эстетической культуры на уроках технологии».
статья по технологии на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Дмитриевогорская СОШ»
Доклад
на тему « Формирование эстетической культуры на
уроках технологии».
Подготовила:
Майорова Наталья Геннадьевна
2012г.
Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. «Нельзя себе представить ... трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда..., вместе с тем, нельзя себе представить и эстетическое воспитание, оторванное от активной творческой деятельности и борьбы за достижение идеалов».
Эстетический вкус выражает оценку действительности с позиции выработанных у человека представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом и т.д.
Каждый человек должен воспитывать, обогащать, совершенствовать эстетический вкус.
Эстетическое воспитание предполагает формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях Человека. К.Д. Ушинский писал, что в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент, и задача наставника состоит в том, чтобы довести его до ребенка. Задача школы - сформировать у ребенка эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам прекрасного. Развивая эстетический вкус, надо научить школьников видеть и оценивать прекрасное, т.е. воспитать культуру эстетического восприятия и чувства. Результатом эстетического воспитания должно быть формирование у подрастающего поколения эстетического идеала. Эстетический идеал и эстетический вкус представляют собой устойчивые свойства личности, являются критериями эстетических оценок, именно с точки зрения этих свойств человек эстетически оценивает действительность.
Школа, закладывая основы формирования личности ребенка, воспитывает из них не только сознательных граждан и хороших специалистов, но и людей с развитым эстетическим вкусом. Склонность к эстетическому восприятию действительности у детей проявляется довольно рано. В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям». Учитывая эту особенность школьников, необходимо показать им величие и красоту труда, научить их трудиться на общую пользу так, чтобы труд стал для них потребностью. При этом большое внимание уделяется воспитанию чувства прекрасного, желание своими руками сделать что-то красивое, необходимое обществу, школе, семье.
Практически все темы программы по предмету «Обслуживающий труд» позволяют осуществлять эстетическое воспитание школьников на уроках труда.
Так, на занятиях по кулинарии, учитель формирует у учащихся навыки сервировки стола, его украшения; поведения за столом. Он проводит беседы о том, как должны сочетаться посуда, украшения стола и скатерть, интерьер комнаты; дает советы по сервировке повседневного и праздничного столов.
Школьники учатся фигурной нарезке фруктов и овощей с помощью различных приспособлений; украшений блюд зеленью лука, петрушки и укропа; овощами, составляющими блюдо. В процессе подобных работ девочки приобретают умение сочетать полезное с красивым.
На итоговом занятии по кулинарии накрывается праздничный чайный стол по всем правилам сервировки. Из дома девочки приносят блюда и выпечку, приготовленные и украшенные самостоятельно или с помощью родителей, и устраивается праздник. Во время чаепития дегустируются блюда, идет обмен рецептами. И, конечно, проводится беседа по правилам этикета.
Дома девочки с удовольствием готовят реферат по различным темам.
При изучении «Основ материаловедения» девочки оформляют коллекции образцов тканей, на которых учатся использовать контрастные сочетания в расцветках тканей и выполнять различные композиции: персонажи из мультфильмов, сказок, фигуры животных и т.д.
Большую роль в эстетическом воспитании учащихся играет применение на уроках труда элементов народного творчества, декоративно-прикладного искусства.
Физико-механические свойства тканей - прочность и сминаемость -используют при подборе ткани для туловища. Необходимо обратить внимание на такие технологические свойства ткани как осыпаемость нитей и усадка, с учетом которых выбирается отделка костюма (тесьмой, лентой, петельным швом, обработка зигзагом на швейной машинке).
Приступая к изучению темы «Конструирование и моделирование одежды», учитель рассказывает о свойствах, цвете и рисунках тканей, показывает, как они влияют на выбор моделей, на зрительное ощущение пропорций в одежде. Особенно следует остановиться на соответствии фасона назначению модели, на конструктивных линиях, подчеркивающих линии тела, на элементах отделки, зависящих от фасона, цвета, назначении изделия.
Со школьных лет нужно приучать учащихся к чувству меры в одежде и украшениях к ней. Школьники часто бывают склонны к излишнему украшательству одежды, поэтому задача учителя - объяснить, что это нарушает красоту, гармонию, изящество и художественность формы изделия.
Очень полезны беседы об эстетическом соответствии материала и модели одежды индивидуальным особенностям человека: росту, фигуре, цвету волос и глаз, полноте, возрасту.
Неправильно выбранный фасон - и платье даже из дорогой, красивой ткани делает девушку неизящной, некрасивой и неловкой. Именно умелым сочетанием цветовых тонов с моделью платья можно зрительно улучшить фигуру человека, надо подсказать, что можно добиться простоты и элегантности в соответствии с возрастом человека и особенностями его фигуры путем использования элементов отделки и украшений.
Работа по эстетическому воспитанию школьников на уроках труда должна быть систематической и целенаправленной.
Но чтобы добиться результатов и воспитать ребенка эстетически развитым, нужно помнить, что «эстетическое воспитание непрерывно - оно осуществляется всеми учителями, на всех занятиях, все время»
Литература:
1. Дремов А. К «Эстетика и современность» Москва, 1988 год
2. Максимова З.Н. «Народное искусство в эстетическом и трудовом воспитании детей» Москва, 1981 год
3. Хохлов А.Д. «Народное декоративно-прикладное творчество» Москва, 1985 год
4. Пармон Ф.М. «Композиция костюма» ТП «Легкая и пищевая промышленность» 1985 год
5. Неменский В.М. «Мудрость красоты» Москва, 1981 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование эстетической культуры школьников при обучении химии
В данной статье предлагается использовать межпредметные связи химии с литературой, историей, краеведением для формирования эстетической культуры школьников на уроках естественного цикла....
Формирование эстетической культуры обучающихся средствами музыкального искусства
Материал посвящён исследованию эстетической культуры обучающихся средствами музыкального искусства. Это научный проект, который включает в себя вопросы теоретического и практического характера.Ц...
Влияния личности педагога на формирование эстетической культуры в Ковылкинском строительном колледже
Эстетическое воспитание, являясь в образовательном пространстве колледжа путеводной звездой, раскроет в современной молодежи творческий потенциал, расширит горизонты в познании мировой культуры, отр...
Формирование эстетической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья
Формирование эстетической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья...
Компьютерная графика как способ формирования эстетической культуры обучающихся в общеобразовательной школе.
В статье рассматривается проблема использования в учебном процессе компьютерной грвфики....
Инновационный педагогический проект «Метапредметные связи на уроках музыки как средство формирования эстетической культуры школьников»
Выступление в районном конкурсе "Учительгода". Методобъединение...
Формирование эстетической культуры учащихся средствами театрального искусства.
воспитание театром формирует мировоззрение, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление....