Доклад
материал по технологии на тему
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ на уроках технологии
В 2003 году открылся школа-интернат для детей с НОДА в городе Ак-Довураке. Принимают детей в основном с диагнозом ДЦП.
Детский церебральный паралич – это заболевание ЦНС при ведущем поражении двигательных зон головного мозга, а также нервных проводящих путей. Дети с ДЦП – это особая категория детей, помимо основного диагноза многие из них несут на себе бремя сопутствующих нарушений зрения, слуха и особенно речи. Параллельно с этим имеются глобальные нарушения внимания, памяти, мышления, особенно это ярко выражено при сопутствующей патологии умственного развития.
По исследованиям ученых Института физиологии детей и подростков АПН (Антакова-Фомина Л.В., Кольцова М.М., Исенина Е.И.)было установлено, что уровень умственного развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В своей книге «Двигательная активность и развитие функций ребенка», М., 1973г. Кольцова М.М. отмечает, что «Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Это замечание подтверждают в своей работе «Особенности психофизического развития учащихся спецшкол для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М., под ред. Власовой Т.А., М., 1985г. Кроме этого, отмечается тесная связь развития моторики рук с развитием всех сторон речи ребенка. Этому аспекту коррекционной работы уделяется большое внимание на уроках технологии.
Уроки технологии- это уроки жизни. Этот школьный предмет дает ученикам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В наш тяжелый век когда у родителей не хватает время посидеть со своими детьми, научить или передать свои умения, этот предмет просто необходим. В нашей школе есть все условия для проведения прекрасных уроков технологии и развития творческихспособностей у детей.В современном мире огромную ценность имеют информационно-коммуникативные технологии.
Компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому я выбрала тему по самообразованию «ИКТ как средство повышения качества обучения на уроках технологии». Я прошла подготовку на курсах, изучила литературу по этой теме и стала использовать ИКТ на своих уроках.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
- усилить образовательные эффекты;
- повысить качество усвоения материала;
- построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
- осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
- организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Внедряю ИКТ по следующим принципам:
Электронная обработка документов
Использование готовых мультимедийных продуктов
Использование ресурсов сети Интернет для подготовки к урокам или для самообразования
Использование электронной почты для переписки, общения с коллегами
Использование компьютерных технологий во внеурочное время
Использование компьютерных технологий в работе с родителями, на педсоветах, заседаниях МО
Использование сети Интернет для участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах, конференциях разного уровня
Дистанционное образование (курсы повышения квалификации)
ИКТ дает мне возможность обрабатывать различную информацию на компьютере, готовить для учащихся наглядные пособия, готовить разнообразные проектные работы и презентации, добывать информацию через Интернет. Снимая цифровым фотоаппаратом, различные кадры и, введя их в компьютер, оформляю проведение уроков, мероприятия, а также документацию для альбомов: «Лоскутная мозаика», «Вышивание бисером» и т.д. Эти новшества развивают учащихся, расширяют кругозор знаний и вырабатывают умения адаптироваться в жизни.
Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Использование иллюстраций, рисунков и т.п. воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным. На уроках технологии, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информационный материал. С помощью мультимедийного проекта демонстрируются слайды, презентации созданные в программе MicrosoftPowerPoint. Использование данной технологии позволяет:
- повысить уровень наглядности в ходе обучения;
- оживить учебный процесс, внести элементы занимательности;
- сэкономить много времени на уроке.
Презентация, делающая рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения
Изготовление какой-либо поделки, аппликации детьми станет более интересным и продуктивным, если оно мотивировано, а также возбуждает интерес поражает их воображение, заставляет удивляться. Для этого я создаю предысторию, провожу параллели с различными поделками, игрушками, существующими в различных странах и городах. И здесь мне снова помогает компьютер!
За время работы мною разработана серия презентаций по различным темам: «Основы материаловедения», «Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами», «Техника безопасностипри работе на швейной машине», «Правила безопасной влажно-тепловой обработки»,«Техника безопасностина занятии рукоделием», «Машинные швы», «Терминологиямашинные и ручные работы» и др.
Оживающие на экране анимации увлекают ребёнка, а предлагаемые задания незаметно заставляют осмысливать ход и этапы изготовления будущей поделки, знакомят с историей её возникновения, с материалами и способами изготовления. На этом этап происходит усвоение материала и пробное изготовление, конструирование с помощью компьютера.
С помощью компьютера, дети совершают экскурсии, путешествия.
Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) органично вписались в наши уроки и внеклассную жизнь. Мотивация ребят возросла. Ребята с удовольствием участвуют в учебном процессе, с интересом собирают информацию, творчески обрабатывают её.
Использование ИКТ на уроках трудового обучения позволяет решить не только задачу – научить изготавливать, но попутно решает и задачу всестороннего развития ребёнка, развития его творческих, нравственных, эстетических качеств.
Одушевляя поделку, знакомя с её историей, с её красотой, эстетичностью, надеюсь, что слова «покажи мне прекрасное и я научусь ценить его» станут для детей не просто словами, а действительностью.
Использование ресурсов Интернет
Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.
Эксперты уж давно заметили по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. По комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.
По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.
Участвуем в дистанционных конкурсах и конференциях разного уровня.ХууракпанЧингис и Саая Альбина награждены дипломами 3 степени. Остальные получили сертификаты за активное участие.
С родителями общаемся через проект «Дневник. Ру»Теперь родители могут проверить отметки своего ребенка, но и узнать - не прогулял ли ребенок урок, не опоздал ли, и даже какие замечания ему делал учитель. Такую возможность дает всероссийский школьный проект "Дневник.ру".
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.
К результативности данного опыта можно отнести:
- Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
- Повышение уровня использования наглядности на уроке;
- Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
- Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
- Рост качества знаний.
Литература:
- Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции.- 2000 г.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2006.
- Энциклопедия для детей. Человек, том 18. - М.: Аванта, 2001.
- Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайды к докладу по теме: "Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного ".
Данные слайды отражают и суммируют основную идею доклада....
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад: «Обновление практик обучения и воспитания в современном дополнительном образовании.» Доклад: "Развитие игровой технологии в образовательной практике"
Воспитательный процесс в системе дополнительного образования....