Урок швейного дела в 5 классе по теме "Наволочка с клапаном. Двойной шов."
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Почекаева Любовь Ивановна
Это вводный урок по теме "НАВОЛОЧКА С КЛАПАНОМ" . В результате анализа образца составляется план работы по пошиву наволочки и выполняется практическая работа "Двойной шов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ТЕХНОЛОГИИ.  Швейное дело , 5 класс

Тема: Наволочка с клапаном. Двойной шов.

 Цели урока:

1. Образовательная: дать понятие о постельном белье; познакомить с различными фасонами наволочек; формировать умения и навыки по выполнению двойного шва, распознаванию тканей и швов.

2. Коррекционно-развивающая: развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе анализа изделия и составления плана работы, самооценки своей работы и товарища; развивать глазомер, мелкую моторику рук.

3. Воспитательная: формировать эстетический вкус, культуру труда, трудолюбие.

Тип урока: получение новых знаний.

Методы: беседа с элементами рассказа, демонстрация различных образцов наволочек. ИКТ, практическая работа, упражнение, игра, проблемно-поисковый метод.

Оборудование: материально - техническая база:

• Компьютер.

• Мастерская швейного дела.

• Швейные машины.

• Ножницы, иглы, булавки, линейки, карандаши.

• Ткань ситец.

Дидактическое обеспечение:

• Учебники.

• Рабочие тетради.

• Инструкционная  технологическая карта «Двойной шов».

• Таблица «План работы по изготовлению наволочки.

• Индивидуальный раздаточный материал по видам тканей, швов.

• Индивидуальный материал по изучению нового материала.

• Образцы двойного шва.

• Карточки задания по составлению плана изготовления наволочки.

•Раздаточный материал для коррекционных упражнений

Словарная работа:

• Наволочка.

• Постельное белье.

• Наволочка с клапаном.

• Двойной шов.

Ход урока.

I. Организационный момент:

- приветствие;

- проверка внешнего вида (спецодежда), готовность к уроку;

- настрой учащихся на работу.

Учитель: Сегодня у нас впереди интересный урок. Мы узнаем много нового! Будем учиться шить еще одно новое изделие. И от школы наша мастерская получила заказ. Попробуйте догадаться о каком изделии идет речь? (О наволочке) Вы, наверное, уже знаете, что девочки из 7 класса участвуют в проекте «Комната отдыха», а вы, пятиклассники, тоже сделаете свой вклад, сшив наволочки на подушки.

Темой сегодняшнего урока будет «Постельное белье. Наволочка с клапаном» (читаем на доске). Вы узнаете каких фасонов бывают наволочки, из какой ткани их можно сшить и какими швами. Составим план работы по изготовлению наволочки и выполним на образце двойной шов.

Провести словарную работу, выделить орфограммы и проговорить слова.

Объяснить значение немецкого слова «клапан».  

     II. Подготовка к усвоению новых знаний.

Беседа с использованием ИКТ.

Компьютерные слайды подтверждают правильный ответ или используются для вопроса. Прежде чем перейти к новой теме, нам нужно повторить, что мы уже знаем о белье.

     1) Какие виды белья вы уже знаете? (Столовое, нижнее белье)

     2) А какой вид белья  еще бывает? (Постельное) Демонстрация на экране белья и различных видов наволочек с разнообразной формой отделки. Дети должны назвать вышивку, оборку, кружева, аппликацию и те ткани, которые они уже знают: ситец, лен, бязь, шелк.

     3) Зачем нужна наволочка?

     4) Вы меняете белье (наволочку), одеваете на подушку, как вы думаете, почему наволочка не соскакивает с подушки? (Клапан не дает, он заслоняет отверстие)

     5) С помощью чего наволочка может держаться на подушке? (Пуговицы, тесьма, молния, завязка) Продемонстрировать натуральные образцы наволочек.

Обобщение учителя с использованием ИКТ.

    III. Изучение нового материала.

Объявляю: Мы будем шить наволочку с клапаном. Давайте повнимательнее ее рассмотрим (на столе у каждого лежит маленькая наволочка).

Беседа:

    1) Какую форму имеет наволочка? (Квадрат)

    2) А почему вы так считаете? (Потому, что все стороны равны)

    3) Из скольких деталей состоит наволочка? (Из одной)

    4) У вас на столах лежит коллекция «Магазин тканей». Какая из тканей вам нравится? Можно ли из нее сшить наволочку? (Дети называют шелк, ситец, бязь, лен, показывают друг другу, друг у друга проверяют имеющиеся знания по тканям)

Учитель: Кто выбрал шелк, это красиво, но дорого, а более практичный – ситец, лен, бязь, так как постельное белье приходится часто стирать. Самый долговечный и практичный- лен. (Дети учитывают свойства тканей: хорошо впитывают влагу, пропускают воздух).

    5) Рассмотрите наволочку и скажите какие швы используют при пошиве? (Шов вподгибку с закрытым срезом, двойной шов).

    6) Даю задание найти эти швы в индивидуальных коллекциях швов, проверить друг у друга. Кто затрудняется определить и найти, помогаю сама.

    7) Как вы думаете, почему именно эти швы используют при пошиве наволочки? (Так как белье часто стирают, срезы спрятали, дольше будет служить)

Обобщение учителя. Еще раз вернуться к двойному шву и задать проблемный вопрос:

 Почему этот шов называют двойным и бельевым? Дети не сразу ответят, но в ходе урока, особенно после повторения конструкции шва они догадаются.

ФИЗМИНУТКА

Составление плана работы по изготовлению наволочки.

Беседа: в процессе нее выясняется что нужно сделать, какие работы произвести, чтобы изготовить наволочку. При помощи наводящих вопросов подвожу к правильным ответам.

План проверяем:

     1) На компьютере.

     2) На плакате правильно расставляем пункты.

     3) Индивидуально закрепляем с помощью карточек заданий с деформированным текстом, пунктами (дети должны правильно расположить текст по пунктам, проверить друг у друга), учитель помогает более слабым.

И еще раз дети проверяют правильность работы по компьютеру и отчитываются, вставая.

Практическая работа по выполнению двойного шва на образце. (Объявить и спросить о том кто догадался, почему шов называется двойной и бельевой. Если нет, то предложить внимательно ознакомится с Инструкционной технологической картой).

     1) Ознакомление с образцом двойного шва (у каждого на рабочем месте, у более слабых ИТК по операциям).

    2) Ознакомление с пооперационной технологической картой (текст, чертеж, операции выполнения). Использование компьютера.

    3) Обращаю внимание, что есть первый прошив, ширина шва 5 мм и второй прошив, ширина шва 7 мм.

Дети должны ответить почему все-таки двойной шов, а о том что бельевой должны догадаться раньше.

   4) Разбор технологической карты (обобщение учителя).

   5) Коррекционная игра: не отрывая кистей рук от стола собрать пальцами игрушки зонтики, самолетики, крупные пуговицы «Кто больше». Дети проверяют друг у друга и считают.

   6) Игра по технике безопасности «Лови ошибку». Учитель делает некоторые ошибки, дети должны их заметить и сказать как правильно нужно обращаться с ножницами, иглами, булавками, утюгом, швейной машинкой.

    7) Выполнение практической работы.

    8) Текущий инструктаж, помощь более слабым учащимся (индивидуальная работа).

    9) Целевые обходы: в процессе работы следить за культурой труда, соблюдением Т.Б., проверка глазомера, правильность использования учебно-технической документации, рационального использования учебного времени.

   10) Заключительный инструктаж: анализ выполнения практической работы, разбор и вскрытие причин, ошибок и способов их устранения.

   11) Уборка рабочих мест.

IV. Подведение итогов работы.

     1) Дети, работающие в парах, ставят друг другу оценки за индивидуальную работу по карточкам.

     2) Оценки за практическую работу ставят на стенде при помощи знаковой системы по объявленным критериям (дидактическая игра «Райтинг». Оценка ученика и учителя должна совпадать).

     3) Рефлексия: ответы на вопросы в рабочих тетрадях Картушиной.

     4) Подведение итогов урока учителем:

 -сообщение о достижении цели урока

 - объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке, выставление оценок в журнал.

 V. Уборка в мастерской.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Натуральные волокна. Хлопок. Урок швейного дела,5 класс СКОШ 8 вида.

Презентация содержит информацию о получении и применении хлопкового волокна....

урок швейного дела 5 класс

"Изготовление наволочки.Обработка боковых срезов наволочки двойным швом"...

Разработка урока швейного дела 8 класс "Вышивка лентами"

Разработка урока по теме "Вышивание швейных изделий"...

Разработка урока швейного дела. 7 класс "Пошив наволочки с клапаном"

Урок швейного дела в 7 классе по теме "Пошив наволочки с клапаном"...