Береста - народный промысел
проект по технологии (8 класс) по теме
Работа была выполнена для научно-практической конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno_prakticheskaya_konferentsiya_avtosokhranennyy.docx | 686.29 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Русская берёза
1.1.Великий лекарь – берёза………………………………………………….................5
1.2.Береста и быт…………………………………………………………………………7
1.3.Художнственные изделия из бересты………………………………………………8
1.4.Заготовка бересты……………………………………………………………………9
1.5.Хранение бересты…………………………………………………………………..10
1.6.Обработка бересты………………………………………………………………....11
2. Рабочие инструменты и принадлежности для работы с берестой……………………….11
3. Мастер – класс в технике художественной обработки бересты………………………….12
Заключение……………………………………………………………………………………...14
Литература………………………………………………………………………………............15
Приложение…………………………………………………………………………………16-24
Введение
Как бы стремительно не развивалось производство, технологии обработки материалов, изделия, созданные руками мастера, всегда будут привлекать внимание и не только специалистов. Каждый человек стремится создать вокруг себя такое пространство, в котором ему уютно и комфортно. Как сделать подарок близкому человеку, чем удивить окружающих, когда уже удивлять сложно?
История ремесел огромна. Еще много можно почерпнуть из народной памяти. То, что мы видим в музеях, - лишь малая часть материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает представление о том, как жили наши предки, как умело работали с природными материалами, как бережно относились к природе. Любая частичка природы способна принести радость творчества и пользу.
Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование, поделки из природного материала - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
В крестьянских семьях приемы традиционного ремесла передавались из рук в руки, от старших - к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа. В настоящее время в условиях городской цивилизации такая преемственность прервалась. В какой-то мере сохранить традиции, восстановить недостающее звено в цепи преемственности ремесленного и художественного опыта, а так же способствовать решению вопросов гармонического развития и творческой самореализации детей, призвана данная научно - практическая работа.
К бересте сейчас интерес особый. Она переживает свое второе рождение - "берестяной ренессанс". Интересно, что в изделиях, которые выплетают мастера сегодня, редко можно встретить исполнителя, который бы абсолютно понимал бересту. Чаще проявляется тенденция применять ее узкие полоски, усложнять и мельчить рисунок плетения. Думается это не случайно. Современный мастер часто красивым считает сложное, изящное, миниатюрное, ярко украшенное. Полезность и конструктивность перестают быть критерием эстетического. Да и делает он берестяной предмет не для жизни, а для выставки или для продажи в художественном салоне. Распадается связь полезного, жизненного и эстетического начала, которое рождалось в рукотворном мастерстве. Ремесло - сфера создания необходимых в жизни предметов. И береста, как материал, не втискивается в жесткие рамки современной технологии.
Наша практическая работа знакомит с декоративным творчеством - неиссякаемым источником мудрости и красоты, а именно таким его разделам, как художественная обработка бересты, что способствует сохранению традиций преемственности, развитию и обогащению духовного мира, художественного вкуса не только взрослых, но и детей.
На кружке я познакомился с техникой «Художественной обработки бересты», с правилами заготовки, хранения, расслаивания и окраски бересты, одним словом освоил азы работы с этим тёплым и податливым природным материалом. И мне захотелось поделиться с окружающими с этой красотой.
Мною была поставлена цель: научиться выполнять простые работы в технике художественной обработки бересты, и с каждым разом оттачивать свое мастерство и все больше его совершенствовать.
Задачи:
- Знакомство с историей возникновения «берестяного» промысла на Руси;
- Формирование любви и уважения к народному искусству, к родной природе;
- Приобретение технических знаний, умений и навыков (заготовка и хранение материала, подготовка материала к работе, умение пользоваться инструментами и приспособлениями, способы наклеивания, тиснения и т.д.);
- Формирование художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения.
Сначала я изучал литературу по данной теме. Затем стал осваивать технику работы с берестой, чему сегодня хотел бы научить и вас.
- Русская берёза
1.1.Великий лекарь – берёза.
Нет больше такого дерева, которое бы природа создала специально для человека, и нет такого дерева, которое отдавало бы все себя до капельки именно человеку.
Достаточно того, что растет это белоснежная красавица в наших лесах, рощах, парках, да и просто под нашими окошками на шумных и многолюдных улицах и радует глаз неравнодушного наблюдателя, наполняя душу умилением, поэзией и лирикой. Шелест ее листвы под легким ветерком ласков и нежен, тень от широкой кудрявой кроны в летнюю жару приятна и спасительна, белизна бересты, как венчальное платье невесты, прекрасна и неповторима. Ни в каком другом дереве так весело не щебечут птицы, радуясь солнцу летнего утра, и нигде больше так упоительно не стрекочет кузнечик свою длинную двухколенную трель теплыми ночами. Люди с испокон веков очень бережно относились к березе, любили ее, слагали о ней песни, а великий праздник Троицы всегда было принято считать праздником русской березы.
Редко кто из нас, наверное, не пробовал ранней весной сладкий прохладный сок, который струится по стволу березы из только, что оттаявшей земли к почкам, чтобы дать жизнь новым зеленым листочкам и приодеть славное дерево в чистый зеленый наряд. Не из любопытства или из-за жажды пили люди березовый сок и даже запасали его впрок, а чтобы лечить им человеческие недуги. Сок очень полезен и питателен, в нем много витаминов, так необходимых всему живому в период весеннего авитаминоза.
Собирал человек ранней весной с веток березы набухающие, слегка смолянистые почки, настаивал их для того, чтобы вылечить мучительные болезни желудка, сердца, спины и других органов. Другой, прошагав по лесу не один десяток километров, уставший и промокший от пота, вдруг обнаруживал по дороге на стволе березы черно-коричневый нарост гриба-чаги, и как бы ни был тяжел его рюкзак, он обязательно снимал его для себя, чтобы потом применить в лечении, ибо нет средства лучше против множества желудочных болячек. А уж человеку в возрасте заваривать и пить чагу как чай просто необходимо, так как она, хоть и не считается лекарством, но является вернейшим профилактическим средством против раковых новообразований.
Лечился в старину простой мужик от множества болезней самым распространенным по тем временам средством – дегтем. Язвы и сыпи залечивал смазыванием, а при разных кишечных коликах принимал внутрь на вид противную и на запах отталкивающую густоватую темную жидкость. Она и сейчас входит в состав многих современных лекарственных препаратов. А выгонялся деготь из березовой коры – бересты.
Если бывало, порежется кто-то на сенокосе, то тут же тоненькой полоской бересты вместо бинта перевяжут рану, глядишь – к вечеру она уже затянулась. В бересте много дёгтя, а еще нашли в ней и серебро, поэтому-то, наверное, она и сама не портится. И продукты береста долго сохраняет. Хранят в берестяных туесах и коробах моченые и свежие ягоды, соленые грибы. Даже свежая рыба может храниться долго.
С Петровок до Ильина дня была у русского хозяина забота – наготовить на всю зиму березовых веников, высушить их и развесить аккуратно на сушилах в тени, чтобы все время свежие были и под рукой. Истопится банька, запарится кипятком в тазике веничек, и поплывет аромат по парной, да такой, что, кажется, все запахи цветочных полян в березовых рощах в один миг соберутся и закружат голову прозябшему на морозе мужику. И заходит, захлещет по истомившемуся на тяжелой работе телу запашистый снопик березовых веток в листве, разожжет кожу паром до ярко красного цвета, до нутра достанет так, что аж дух – вон! А вместе с ним вон и вся хвороба незаметно уходит из тела. После бани человек, как заново родится, не зря в народе так говорят. Так береза в первую очередь врачует человека.
Молодые девки на Руси очень любили мыть свои волосы отваром из березовых листьев и их же, распаренные, накладывали себе на лицо в виде питательных масок. Волосы становились пышнее и гуще, а кожа лица белее и глаже. Так береза становилась доступным дешевым косметическим средством.
И все-таки, пожалуй, самый удобный, красивый и более распространенный в практическом применении материал, получаемый от березы – это береста. Более 800 лет при раскопках в Великом Новгороде находят берестяные грамоты, которые совершенно не тронуло время. Пролежав долгие годы в земле, береста абсолютно не подверглась гниению и тем самым сохранила для нас уникальные исторические документы о жизни наших предков. Проходя по частому захламленному лесу, мы постоянно натыкаемся на поваленные стволы березовых деревьев. В большинстве из них они внутри пусты или заполнены рыхлой древесной трухой, в то время как внешняя их оболочка из бересты цела и невредима, хотя подвергалась всевозможным климатическим воздействиям. Это еще раз доказывает великолепную стойкость этого материала.
1.2.Береста и быт
Береста занимала большое место в жизни крестьянин. Широко ее использовали народы Сибири и Дальнего Востока. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и кончая строительством дома, везде использовали бересту.
В строительстве бересту использовали в качестве изоляторов от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам береста предохраняла от гниения. Нижние венцы деревянного сруба, подоконники, перекрытия дольше служили, если между деталями конструкции прокладывали бересту. В некоторых деревнях и сейчас покрывают баньки и подсобные строения берестой из-за дороговизны рубероида. Крыша, крытая скалой (берестой), служит не меньше 40 лет.
В крестьянском доме так же можно было увидеть много берестяной утвари, весьма необходимой в хозяйстве: корзины, пестери, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы. С корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Солонки были разных размеров и видов, часто в виде стилизованной утицы. Разбитые горшки получали «вторую жизнь» после обвивания их берестяной лентой. Во дворе можно было встретить простую конскую упряжь из бересты, веревки, на рыбацких сетях - поплавки.
Сегодня, когда мы пытаемся возродить старинные виды ремесла, постепенно лучшие качества ремесленного производства растрачиваются, мельчают, как и эстетический опыт мастеров и потребителей изделий.
1.3.Художественные изделия из бересты.
Художественные изделия из бересты - оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность.
Береста - это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с XV-XVI вв. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор.
Из бересты делались раньше и делаются сейчас туеса (бураки) - сосуды для хранения еды и питья. Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и в самый жаркий день питье в туеске оставалось холодным. За спиной он носил берестяной пестерь - плетеный заплечный мешок, на ногах лапти, часто сплетенные из бересты. Кузовки, берестянники - короба для муки и меда, лукошки, пастушечьи рожки, канаты для рыболовных снастей, - все это делалось из бересты.
Плетеные из бересты изделия обычно не украшают дополнительно. Главную эстетическую нагрузку несет сама форма изделия, мягкая, бархатная фактура бересты, разнообразие природного материала. Так, весенняя береста имеет холодновато-желтый цвет, а осенняя - теплая, темно-коричневая. При сочетании бересты разного цвета получается дополнительный цветовой эффект.
Это интересно
Кустарные промыслы в России имели обширное распространение и давали значительный заработок населению. По некоторым источникам, берестяным промыслом в России занималось 115 тысяч человек. Бурачный промысел занимал одно из ведущих мест.
В литературе, наряду со словом «туес», укрепилось слово «бурак» в одном и том же значении - берестяной сосуд цилиндрической формы с крышкой и донышком. И хотя у слова «бурак» 11 значений, а у слова «туес» - одно, почему-то за промыслом укрепилось название бурачный.
В словаре современного русского литературного языка в статье «Бурак» замечено, что шведское «Bark» - банка, коробка, похоже на наше «бурак», что указывает на иностранное происхождение слова. Сейчас в научной литературе чаще встречается «бурак». А «бурак» - это и корзина, и свекла, и остов печи, и одиночная камера, и сапог, и туча, и другие значения.
1.4.Заготовка бересты
Заготовлением берёсты занимаются в жаркий летний период: с конца мая до середины июня. В это время кора хорошо отслаивается от ствола, тогда, как зимой она напрочь пристаёт к пробочному слою. Если ее снимали умело, не повреждая следующий слой коры - зазелень, то это не вредило дереву, и через несколько лет на нем вырастала снова нарядная белая одежда.
Береста имеет различные оттенки в зависимости от времени снятия её со ствола дерева и его возраста. Чем старее дерево, тем больше его диаметр, тем темнее оттенок поверхности бересты. «Твердая» береста, имеющая при расслоении внутри белую поверхность, не годится для плетения. Она не расслаивается. Для декоративных работ необходима береста ровная, без болезненных утолщений, наплывов и порезов.
По мнению мастеров, береста насчитывает около ста цветовых оттенков: от белого, бледно-розового, янтарно-золотистого до темно-коричневого. Понимание природных свойств материала, умение выявить и подчеркнуть его красоту, с любовью сделать полезную вещь составляют удивительные свойства народного ремесла, за что и называют его искусством.
Лента
В лесу выбирается гладкая без сучков и трещин берёза. На ней делается вертикальный надрез ножом 4-6 см. для снятия ленты. Далее кору нужно отслаивать по спирали вокруг ствола вниз. Опытный мастер снимает непрерывную ленту длиной в 100 метров. Важно следить за тем, чтобы глубина надреза была небольшой, в пределах пробкового слоя, чтобы берёзка не засохла и через 10-15 лет на ней снова появилась защитная кора.
Пласт
Для снятия пласта нужно сделать вертикальный надрез на всю достижимую высоту дерева и отслаивать пластами того размера, в зависимости от того, как вы планируете хранить бересту. Предварительно можно почистить ствол от верхнего белого слоя, тем самым уменьшить объём работ в мастерской.
Сколотень (цилиндр)
Спиливать дерево удобнее на высоте 1-1,20 метра. Далее для себя обозначить все потенциальные места. Для снятия сколотня выбирается всё та же белоствольная берёза с наименьшим количеством сучков, трещин и неровностей. Необходимый инструмент: двуручная пила, топор, нож, шпага, или длинный и тонкий нож. Для снятия сколотней нужно напилить дерево на чурки 2,50-3 метра. Для удобства работы лучше организовать место снятие бересты на уровне живота. Снимается берёста сколотнем от комеля к вершинке (но можно и наоборот). Для начала делается надрез по всей длине окружности ствола, чтобы обозначить длину будущего сколотня. Далее длинный нож вставляется между стволом и камбием, и производятся движения вдоль ствола, и кора берёзы постепенно отслаивается, сопровождается этот процесс обильным соковыделением. Когда после трудных минут отслоения вам покажется что вот оно, сейчас должно совсем сойти с дерева, обхватите двумя руками ствол и немного прокрутите бересту по кругу. Если береста подалась, значит нужно осторожно снимать её со ствола. А осторожно потому, что на стволе под камбием могут оказаться острые выпуклости, которые порвут всю проделанную работу, или утолщение ствола так же сможет испортить сколотень.
1.5.Хранение бересты
Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях (чердак, подвал, сарай, кладовка). Берестяное лыко сразу после снятия со ствола скручивают в клубки, белой стороной вверх. Лента, пролежавшая не скрученная несколько часов становится непригодной для работы. Хорошее правило при скручивании – с одной берёзы один клубок. Это поможет при плетении в мастерской. Однако, если береста тонкая и количество сучков и трещин на берёзе не позволяют снимать бересту в полный рост, то клубки можно скручивать из лент разных деревьев.
Береста, снятая пластами, укладывается между двух широких досок или листов фанеры, а сверху помещается груз, чтобы во время хранения пласты не скручивались и были пригодны для работы. Необходимо проследить за тем, чтобы между пластами оставался некоторый промежуток для просушки. В клубках и пластами береста может храниться годами. Особых условий для хранения сколотней нет.
Хранящаяся в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются пятна. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой. В таких условиях береста постепенно теряет свои свойства. Поэтому старую бересту размачивают в воде определённое время, после чего её можно использовать в работе.
1.6. Обработка бересты
Первый этап обработки бересты – снятие тонкого верхнего тонкого белого слоя с коры о шероховатую поверхность дерева сразу после заготовки в лесу или в мастерской при помощи обычной щётки и ножа.
Второй этап – расслоение бересты на слои. Берёзовая кора многослойна и не все слои можно и нужно использовать в плетении. Поэтому нужно отслаивать непрочные верхние слои до необходимой толщины для каждого конкретного изделия, поскольку небольшую солонку невозможно аккуратно изготовить из толстых лент, и наоборот, большой пестерь будет походить на бумажный конверт при тонкослойном материале. Отсюда делаем вывод, что расслоение бересты представляет собой довольно сложный и важный этап при подготовке материала к плетению.
Третий этап – нарезка лент (лычек) бересты. Нарезать материал (бересту или бумагу) можно несколькими способами: при помощи ножниц, при помощи ножа и линейки, при помощи лентореза. Важно отметить следующий момент – чем ровнее будет нарезан материал, тем удобнее будет при работе с ним.
Работа с пластом
Для работы с пластом необходимо выбрать берёсту с наименьшим количеством неоднородностей. Необходимый инструмент: нож, шило, резец, железная линейка.
2.Рабочие инструменты и принадлежности
Инструмент плетельщика прост – это нож-косяк, ножницы, шаблоны, железная линейка, карандаш, циркуль, высечки различного диаметра, чеканы, шестеренки от часов. Все это есть в каждом доме или легко можно сделать самим. Рабочее место занимает мало места и состоит из стола и низенького стула или скамеечки. (Приложение 1)
Нож должен быть очень острым. Удобно работать ножом, имеющим форму сапожного ножа. Ножи - косяки бывают с разной шириной полотна и разным углом скоса. Резать бересту можно носком или пяткой.
Нож имеет прямое полотно шириной 25-30 мм и длиной 80-150 мм, длина с ручкой 180-270 мм. Наиболее удобная ручка для ножа – прямой формы с закругленными гранями и головкой, с черенком длиной 100-120 мм, шириной 20-30 мм, толщиной 12-15 мм.
Лезвие ножа должно быть идеально острым. Фаска при заточке косяка снимается с двух сторон узкой скошенной грани под одинаковым углом. При заточке нож держат так, чтобы фаска плотно прилегала к бруску, и придают ему возвратно-поступательное движение большой амплитуды. Как только на режущей кромке появится заусенец, нож переворачивают. Доводят заточку на тонко - зернистом бруске.
3.Мастер – класс «Избушка на курьей ножке»
Для выполнения представленной работы необходимо взять плотные берестяные пластины, 6 штук 4 х 8 см, 1 штука 6 х 14см, предварительно проверив на способность скручиваться в горячей воде. Также понадобится береста для плетения: 1 полоска для крыши и 4 для ножки (шириной ~ 1см); пластина 5 х 5см (с последующим доведением до нужных размеров) для скрепления избы с ножкой (рис.1) (Приложение 2)
Складываем попарно крест-накрест белой стороной вовнутрь меньшие детали и загибаем концы, (рис.2) сравниваем получившийся результат с приложением (рис.3). Затем опускаем детали в кипяток пока не «схватятся» (рис.4). Доводим форму каждой детали пальцами, скручивая загнутые концы в трубочку, (рис.5) опять сравниваем получившийся результат с картинкой (рис.6). В 2х деталях делаем окошки пробойником d ~ 8мм (рис.7). После того, как все детали готовы, приступаем к сборке изделия, т.е. избушки.(8) Собираем «жилую часть» по принципу колотка, детали с окошками расположив друг напротив друга (рис.9) Подготавливаем крышу: большую пластину сгибаем пополам (рис.10). Чтобы крыша хорошо держалась на избушке и имела красивую форму, сделаем в ряд несколько (~5) отверстий на расстоянии 5мм от сгиба (рис.11). Прошиваем берестяной лентой «конёк» крыши, для придания необходимой формы: начинаем с условно задней части, один конец ленты последовательно вдевается в прорези (рис.12). Вторая половина ленты перекрывает крест-накрест предыдущую оплётку, таким образом, оба конца ленты оказываются с одной стороны крыши друг напротив друга (рис.13). Концы ленты оказались со стороны фасада избы, завязываем их узлом, концы полосок слегка подкручиваем, получаем некое подобие охлупня. (рис.14). Опускаем в кипяток нижнюю часть крыши (рис.15). Края крыши скрутились (рис.16). Вставляем крышу на место, она плотно закреплена и сама приобретает красивую гармоничную форму (рис.17). Избушка готова, приступаем к изготовлению «курьей ножки» Для «Курьей ножки» берём 4 ленты, выкладываем 2х2, оставляя «лапки», которые обеспечат избушке хорошую устойчивость и гармоничный вид (рис.18). Загибаем ленты на себя поочерёдно, последнюю необходимо продеть под первую (рис.19). Выплетаем ножку (рис.20). Достигнув необходимой высоты, оставляем в запасе длину лент для крепления «ноги» к избушке (рис.21). Чтобы соединить избушку с ножкой, вырезаем из плотного куска пластину, по размерам пола избы, и делаем прорези так, чтобы они оказались в месте свободного выхода полос из плетения ножки (рис.22). Продеваем концы лент в подготовленные прорези и заплетаем таким же образом поверх пластины один раз, тем самым обеспечив надёжность конструкции (рис.23). Обрезаем концы плетения так, чтобы они не торчали за пределами пластины (рис.24). Вставляем получившуюся конструкцию под отвороты боковых деталей избушки (рис.25). Конструкция вставлена под отвороты боковых деталей избушки (рис.26). Пластина обеспечивающая надёжное крепление ножки к избе не видна со стороны фасада (рис.27).
Вот Вам и избушка как в сказке! (рис.28).
Заключение
На бескрайних просторах северной тайги в глубине тысячелетий возникло самобытное народное искусство, более всего отразившееся в художественной резьбе по дереву, обработка металла и бересты, плетению из лозы, в узорном ткачестве и вязании. Народное творчество сибиряков уникально и самобытно. Огромную роль в быту крестьянина играла береста. Легко поддающийся обработке материал был незаменим в создании бытовых вещей, особенно различного вида сосудов. К тому же в таежной зоне Сибири береза является чрезвычайно распространенным деревом, и добыча бересты - дело не трудоемкое, не требующее специальных орудий труда и особого умения.
Обработка бересты, как и каждая разновидность народного ремесла, представляет собой целостную художественную систему, неразрывно связанную с национальной культурой и местным традициями. Обращение к народному искусству позволяет унаследовать его основы, развивать интерес к культуре народа, а так же способствовать сохранению и развитию его традиций.
Сегодня, когда мы пытаемся возродить старинные виды ремесла, постепенно лучшие качества ремесленного производства растрачиваются, мельчают, как и эстетический опыт мастеров и потребителей изделий. Очень разнообразные вещи плели из полосок эластичной, крепкой и красивой коры березы. Это были и большие заплечные сумки, короба, корзины, обувь, весьма различная по форме, солонки в виде птицы.
И все-таки, пожалуй, самый удобный, красивый и более распространенный в практическом применении материал, получаемый от березы – это береста. Более 800 лет при раскопках в Великом Новгороде находят берестяные грамоты, которые совершенно не тронуло время. Пролежав долгие годы в земле, береста абсолютно не подверглась гниению и тем самым сохранила для нас уникальные исторические документы о жизни наших предков. Проходя по частому захламленному лесу, мы постоянно натыкаемся на поваленные стволы березовых деревьев. В большинстве из них они внутри пусты или заполнены рыхлой древесной трухой, в то время как внешняя их оболочка из бересты цела и невредима, хотя подвергалась всевозможным климатическим воздействиям. Это еще раз доказывает великолепную стойкость этого материала.
Хотя мои работы можно назвать примитивными я, конечно не буду останавливаться на достигнутом, хочется достичь более высокого результата, чтобы мои работы занимали достойные место на различных выставках.
Но все - таки обработка бересты, прежде всего – искусство, признанное дарить людям радость.
Использованная литература
- Финягин В.В. Изделия из бересты. АСТ Астрель, 2001.
- Сидоренко В.И. Игрушки своими руками. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
- Черныш И.В. Поделки из природного материала. М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
- Донец Е., П. Рачков Плетение из лозы и лыка. М., Изд."РАНКО - пресс",1993
- Загребаева Л.В. Плетение из соломки, бересты и лозы. Минск, «Миринда», 1999
- Каплан Н.И. Народные художественные промыслы. М., «Высшая школа», 1980
- Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов Л., «Лениздат», 1974
- Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. М., «Просвещение», 1984
- Федоеева В.К. Работа с берестой Каргополь, 2002 г.
- Интернет ресурсы: http://stranamasterov.ru/ , http://oriart.ru/
Приложение 1
Рабочие инструменты и принадлежности
Рисунок 1 Железная линейка | Рисунок 2 Набор надфилей |
Рисунок 3 Резец | Рисунок 4 Ножницы |
Рисунок 5 Высечки | Рисунок 6 Циркуль и карандаш |
Приложение 2
Мастер-класс «Избушка на курьей ножке»
1. Для работы необходимо взять плотные берестяные пластины, 6шт 4х8см, 1шт 6х14см, предварительно проверив на способность скручиваться в горячей воде. Также понадобится береста для плетения: 1 полоска для крыши и 4 для ножки (шириной ~ 1см); пластина 5х5см (с последующим доведением до нужных размеров) для скрепления избы с ножкой. | |
2. Складываем попарно крест-накрест белой стороной вовнутрь меньшие детали и загибаем концы. | |
3. результат | |
4. Опускаем детали в кипяток пока не «схватятся» | |
5. Доводим форму каждой детали пальцами, скручивая загнутые концы в трубочку. | |
6. Результат. | |
7. В 2 деталях делаем окошки пробойником d ~ 8мм. | |
8. Избушка готова к сборке. | |
9. Собираем «жилую часть» по принципу колотка (шаркунка), детали с окошками располагаем друг напротив друга. | |
10. Подготавливаем крышу: большую пластину сгибаем пополам. | |
11. Чтобы крыша хорошо держалась на избушке и имела красивую форму, сделаем в ряд несколько (~5) отверстий на расстоянии 5мм от сгиба. | |
12. Прошиваем берестяной лентой «конёк» крыши, для придания необходимой формы: начинаем с условно задней части, один конец ленты последовательно вдевается в прорези. | |
13. Вторая половина ленты перекрывает крест-накрест предыдущую оплётку, таким образом, оба конца ленты оказываются с одной стороны крыши друг напротив друга. | |
14. Концы ленты оказались со стороны фасада избы, завязываем их узлом, концы полосок слегка подкручиваем, получаем некое подобие охлупня. | |
15. Опускаем в кипяток нижнюю часть крыши. | |
16. Края крыши скрутились. | |
17. Вставляем крышу на место, она плотно закреплена и сама приобретает красивую гармоничную форму. | |
Избушка готова, приступаем к изготовлению «курьей ножки». | |
18. Для «Курьей ножки» берём 4 ленты, выкладываем 2х2, оставляя «лапки», которые обеспечат избушке хорошую устойчивость и гармоничный вид. | |
19. Загибаем ленты на себя поочерёдно, последнюю необходимо продеть под первую | |
20. Выплетаем ножку. | |
21. Достигнув необходимой высоты, оставляем в запасе длину лент для крепления «ноги» к избушке. | |
22. Чтобы соединить избушку с ножкой, вырезаем из плотного куска пластину, по размерам пола избы, и делаем прорези так, чтобы они оказались в месте свободного выхода полос из плетения ножки. | |
23. Продеваем концы лент в подготовленные прорези и заплетаем таким же образом поверх пластины один раз, тем самым обеспечив надёжность конструкции. | |
24. Обрезаем концы плетения так, чтобы они не торчали за пределами пластины. | |
25. Вставляем получившуюся конструкцию под отвороты боковых деталей избушки. | |
26. Конструкция вставлена под отвороты боковых деталей избушки. | |
27.Пластина обеспечивающая надёжное крепление ножки к избе не видна со стороны фасада. | |
Вот Вам и избушка как в сказке! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема занятия «Дымковская игрушка – Вятский народный промысел »
Развитие мотивации воспитанников к декоративно прикладному творчеству, знакомство с дымковской игрушой. ....
Презентация "Народный промысел - Гжель"
Презентация к уроку ИЗО на тему: "Народный промысел - Гжель"...
Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе "Народный промысел. Гжель."
Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе "Народный промысел. Гжель."Список ЭОР, использованных в работе над презентацией:Мастер-класс по росписи в фотографияхhttp://farfor-gzhel.ru/o_...
Презентация Народный промысел ЦЭР - история Жостовского промысла.
Презентация Народный промысел ЦЭР - история Жостовского промысла.Слайд 2История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне ...
Технологическая карта Потешный промысел "Народные глиняные игрушки"
Знакомство воспитанников с народным ремеслом - глиняной игрушкой, с историей возникновения народной глиняной игрушки "Дымковская", "Каргопольская", "Филимоновская"...
Презентация к уроку ИЗО 5 класс "Народный промысел_Гжель"
Презентация к уроку ИЗО 5 класс "Народный промысел_Гжель" по программе Б.М, Неменского...