Сельское хозяйство и его структура. Направления растениеводства. Понятия однолетние и многолетние растения, сорт.
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Быченко Ирина Валериевна

Урок по технологии в 5 классе по теме "Технологии выращивания овощных и цветочно-декоративных культур (осенний период)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta.doc550.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел: Технология растениеводства        Разработка урока И.В.Быченко

Технологическая карта

Тема раздела Технологии выращивания овощных и цветочно-декоративных культур (осенний период)

Тема 1-2 урока: Введение. Сельское хозяйство и его структура. Направления растениеводства. Понятия однолетние и многолетние растения,

                              сорт. Экскурсия на пришкольный участок.

Содержательная часть

  1. Личностные результаты:

Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

2. Метапредметные результаты

регулятивные: формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения; умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

познавательные: умение определять понятия, классифицировать, делать выводы.

коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать в группе – устанавливать рабочие отношения; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 

3. Предметные результаты:

научатся:

Обучающиеся получат возможность научиться: 

Классификация видов растениеводства и сельскохозяйственных культур

Владение  методами чтения и способами графического представления информации

Выявление допущенных ошибок в процессе труда и их исправление.

Тема урока: Сельское хозяйство и его структура. Направления растениеводства.  Понятия однолетние и многолетние растения.  

Цель урока

  1. Знакомство с отраслями сельского хозяйства и направлениями растениеводства.
  2. Формирование знаний о сельскохозяйственных культурах и продолжительности их жизни.

Задачи:

  • овладеть методами чтения и способами графического представления информации;
  • сформировать понятия: отрасль сельского хозяйства, основная задача растениеводства, направления (виды) растениеводства, культурное растение, сельскохозяйственные культуры: зерновые, хлеба первой группы, хлеба второй группы, зернобобовые, плодовые и ягодные культуры, овощные культуры, кормовые травы; однолетние, двулетние и многолетние растения;
  • сформировать умение находить достоверную и скрытую информацию в тексте;
  • сформировать умение  самостоятельно определять цели своего обучения;
  •  …владение основами самоконтроля, самооценки.
  • сформировать умение работы в паре, в группе;
  • сформировать умение создавать письменные тексты.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: комбинированный

Методы обучения: беседа, демонстрация.

Формы организации работы с учащимися: групповая, индивидуальная.

Объекты труда: опорный конспект, гербарий

Оборудование урока:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация «Растениеводство – отрасль народного хозяйства»;
  • опорный конспект;
  • карточки – задания
  • кроссворды
  • тренировочное упражнение

Межпредметные связи: биология

Информационные источники для учителя:

  • http://ru.wikipedia.org
  • Практическая энциклопедия садовода. Электронное пособие.
  • Г.Ю.Семенова  Технология. Основы агрономии.

Информационные источники для учащихся:

  • В.Д. Симоненко Технология: Учебник для учащихся 5 класса сельских общеобразовательных учреждений.
  • Практическая энциклопедия садовода. Электронное пособие.

План урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Целепологание  – 2 мин.
  3. Критерии оценивания работы на уроке.
  4. Изложение нового материала – 20 мин
  5. Закрепление изученного материала – 15 мин
  6. Проверка выполненных работ –2 мин
  7. Рефлексия – 2 мин
  8. Подведение итогов урока. Домашнее задание – 2 мин

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учителя приветствуют ребят, отмечают отсутствующих.

  1. Целепологание.

Слайд 2

Учитель: Ребята, мы с вами живем в сельской местности. Наши папы, мамы, бабушки и дедушки трудятся на предприятиях нашего поселка. И  многие семьи имеют целые династии животноводов, механизаторов, доярок. Многие из них являются передовиками производства. Эти профессии возникли давно. А как вы думаете, долго ли они будут существовать?

Ответы учащихся: Эти профессии будут еще долго существовать.

Учитель: Как вы думаете, почему?

Ответы учащихся: В сельском хозяйстве выращивают пшеницу, животных, получают мясо, молоко и т.д, т..е получают продукты питания.

Учитель: Давайте представим, что к вам приехал зарубежный гость и просит вас рассказать о сельском хозяйстве.

Задание 1

Работая в парах, придумайте по несколько предложений (1-3) о сельском хозяйстве, используя ключевые слова (сельское хозяйство, продукты питания и сырье для промышленности (ткацких фабрик, пищевой промышленности и т.д.), отрасли сельского хозяйства, направления растениеводства, сельскохозяйственные культуры), расскажите о сельском хозяйстве иностранному гостю.

Рассказ учащихся о сельском хозяйстве.

Учитель:  Полным ли получился наш рассказ?

Ответ учащихся: Нет

Учитель: А как вы думаете, почему?

Ответы учащихся: Потому что мы не все знаем?

Учитель: А хотели бы узнать?

Ответы учащихся: Да.

Учитель: Давайте сформулируем цели нашего урока (т.е с чем мы должны с вами познакомиться и изучить)

Ответы учащихся: Познакомиться отраслями сельского хозяйства, с выращиваемыми культурами.

  1. Изложение нового материала.

Учитель: В течение всего урока мы с вами будем работать с данной схемой, изучая новый материал, будем постепенно ее заполнять.

Учитель: Познакомиться с отраслями сельского хозяйства и с направлениями растениеводства нам поможет следующие задание. Вам предстоит, работая в парах, прочитать текст, найти и обсудить ответы на вопросы, которые находятся в конце текста.

Задание 2 (работа с текстом - смысловое чтение)

Время выполнения задания 7 минут

Работа в парах: Прочитайте предложенный текст, найдите и обсудите ответы на вопросы.  Познакомьте одноклассников с основной мыслью прочитанного текста, используя свои ответы на вопросы. Помогите учителю в заполнении таблицы.

Карточка- задание 1.

     Сельское хозяйство и промышленность – два основных вида материального производства в нашей стране. Основные задачи сельского производства – выращивание культурных растений и разведение животных с целью получения продуктов питания и сырья для промышленности и иных, в том числе декоративных целей. Для решения этих задач используются важнейшие природные ресурсы: земля, вода, электроэнергия; растения и животные, а также сельскохозяйственная техника. Сельское хозяйство делится на две отрасли: растениеводство и животноводство.

  1. На какие две отрасли делится сельское хозяйство?
  2. Какова основная задача растениеводства?

Карточка задания 2.

     Растениево́дство — возделывание культурных растений с целью их использования как источника продуктов питания, получения продукции для кормовых целей, а также сырья для промышленности и иных, в том числе декоративных целей. Растениеводство как наука изучает многообразие сортов, гибридов, форм сельскохозяйственных культур, особенности биологии и наиболее совершенные приёмы возделывания, которые обеспечивают высокую урожайность и качество при наименьших затратах. Растениеводство включает в себя полеводство, овощеводство, плодоводство, виноградарство, луговодство, лесоводство и цветоводство.

  1. Почему производство нашей страны невозможно представить без растениеводства?
  2. Какие направления включает в себя растениеводство?

Карточка – задание 3.

    Растениеводство обеспечивает население страны продуктами питания, животных – растительными кормами, а многие отросли промышленным сырьем.

    Животноводство обеспечивает население продуктами питания, живой тягловой силой, легкую промышленность – сырьем, а животноводство – органическими удобрениями.

    Растениеводство и животноводство как отрасли сельского хозяйства тесно связаны между собой. Они комплексно (совместно) решают задачи повышения качества и количества урожая, увеличения надоев молока, привеса животных и т.д.

  1. В чем проявляется связь между животноводством и растениеводством?

  1. На что направлена совместная работа растениеводства и животноводства?

Карточка – задание 4.

    Растения, выращиваемые человеком для получения продуктов питания, сырья для промышленности, в декоративных целях, называются культурными растениями. Их также называют сельскохозяйственными растениями или сельскохозяйственными культурами.

    Культурные растения получены человеком в результате специального разведения, возделывания, т.е. культивирования. Ценные для человека свойства культурные растения приобрели в процессе отбора лучших образцов и селекции.

    Селекцией называют также отрасль сельского хозяйства, занимающуюся выведением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных.

  1. Какие растения называются культурными?
  2. Какая отрасль сельского хозяйства занимается выведением новых сортов, гибридов культурных растений и пород животных?

Ответы на вопрос, самопроверка и заполнение таблицы (при ответах учащихся карточки и ответы на вопросы выводятся на слайдах).

Учитель: Из восьми перечисленных вами направлений (отраслей) растениеводства в нашей области более развиты: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство. (Слайд )

Полево́дство — одна из основных отраслей земледелия (растениеводства), связанная с производством полевых (преимущественно однолетних яровых и озимых) культур.

Овощеводство — отрасль растениеводства, занимающаяся производством овощей — сочных органов (плодов, корневых образований, клубней, луковиц, листьев, стеблей, соцветий) однолетних, мало- и многолетних травянистых растений, употребляемых в пищу в сыром и переработанном виде, а также съедобных грибов.

Плодоводство - отрасль растениеводства, занимающиеся разведением плодовых культур на обособленных земельных массивах и приусадебных участках (наз. плодовыми садами) с целью получения плодов, ягод и орехов.

Цветово́дство — отрасль растениеводства, занимающаяся селекцией и выращиванием красивоцветущих и других растений в декоративных целях: для срезки букетов, создания оранжерей и зелёных насаждений открытого грунта, а также для украшения жилых и производственных помещений.

Учитель: Давайте выясним, какими же культурами представлены эти отрасли. Для этого вам предстоит выполнить следующие задания.

Задание 3  (анализ предложенных культур (картинок) и выбор в соответствии заданием)

Время выполнения задания 5 минут

Работая в группе, рассмотрите предложенные картинки, познакомьтесь с культурами. Проанализируйте и определите, к какой  группе относятся данные культуры, удалите лишние, если таковые имеются. Представьте вашу группу культур одноклассникам.

  • Полевые злаковые зерновые культуры
  • Полевые зерновые крупяные культуры
  • Зернобобовые культуры и кормовые травы
  • Плодовые и ягодные культуры
  • Овощные культуры

Задание

Работая в группе, рассмотрите предложенные картинки, познакомьтесь с культурами. Проанализируйте и предположите, к какой  группе относятся данные культуры и их назначение, удалите лишнюю культуру. Представьте вашу группу культур одноклассникам.

  • Полевые злаковые зерновые культуры
  • Полевые зерновые крупяные культуры
  • Зернобобовые культуры
  • Кормовые травы
  • Плодовые и ягодные культуры
  • Овощные культуры

Конверт 1

  

Конверт 2

   

Конверт 3

Конверт 4

 

Конверт 5

   

    

Конверт 6

  

    

 

Учитель: Ребята, время выполнения задания истекло, прошу представителей групп выйти к доске и представить группы культур, с которыми они познакомились. Дайте оценку работе группы.

Представление культур, оценка работы группы.

Слайд  (группа 1)

Слайд  (группа 2)

Слайд  (группа 3)

Слайд  (группа 4)

Слайд  (группа 5)

Слайд  

Учитель: Сельскохозяйственные растения классифицируют еще  по продолжительности жизни.

Группы растений

Характеристика

Примеры

однолетние

растут, плодоносят и образуют семена в год их посева

двулетние

в первый год жизни образуют органы, употребляемые в пищу: кочан, корнеплоды, а затем из них выращивают семена.

многолетние

растут и плодоносят от3 до 20 и более лет (на одном месте)

Исходя из характеристики групп растений, выбери представителей однолетних растений, двулетних и многолетних растений и заполни таблицу. Проверь правильность заполнения таблицы по образцу. Найди и исправь ошибки.

  • Зерновые злаковые (рожь, пшеница ячмень, овес)
  • Лук-батун
  • Зерновые крупяные (рис, сорго, просо)
  • Хрен
  • Зернобобовые (горох, бобы, фасоль)
  • Тыква
  • Капуста
  • Кабачки
  • Щавель
  • Томат
  • Морковь
  • Свекла
  • Огурец
  • Укроп
  • Репа
  • Картофель
  • Редька
  • Плодовые (яблоня, груша, слива, вишня и т.д.)
  • Перец
  • Баклажан
  • Ягодные (малина, смородина, крыжовник, земляника и т.д)

Слайд

Проверка правильности выполнения задания

 Домашнее задание:

  1. Прочитай текст. Перескажи текст маме. Умей отвечать на вопросы расположенные в конце текста.
  2. Прочитай текст. Устно ответь на вопросы расположенные в конце текста. Напиши письмо своему зарубежному сверстнику о растениеводстве своей малой родины (Омской области).

  1. Прочитай  текст. Выучи основные понятия: отрасли сельского хозяйства, основная задача растениеводства, направления (виды) растениеводства, культурное растение, сельскохозяйственные культуры: зерновые, хлеба первой группы, хлеба второй группы, зернобобовые, плодовые и ягодные культуры, овощные культуры, кормовые травы; однолетние, двулетние и многолетние растения. Умей приводить примеры.

Перечерти и заполни таблицу в тетради, используя текст. Недостающую информацию найди в Интернете.

Культуры

Ценность и использование.

Злаковые зерновые

Зерновые крупяные

Зернобобовые

Плодовые

Овощные

Кормовые

  1. Подведение итогов практической работы. Оценка работ

Слайд 19

  1. Рефлексия
  • Вам было интересно на уроке?
  • Вы узнали что-то новое?
  • Был ли доступен изучавшийся материал?
  • Вы его поняли?
  • Готовы ли вы применить полученные знания на практике?  

Слайд

Домашнее задание

Познакомься с вариантами домашнего задания, оцени свои возможности  и выбери задание. Еще раз внимательно прочти задание и выполни его.

  1. Прочитай текст. Перескажи текст маме. Умей отвечать на вопросы расположенные в конце текста.
  2. Прочитай текст. Устно ответь на вопросы расположенные в конце текста. Напиши письмо своему зарубежному сверстнику о сельском хозяйстве своей малой родины (омской области).

  1. Прочитай  текст. Выучи основные понятия: отрасли сельского хозяйства, основная задача растениеводства, направления (виды) растениеводства, культурное растение, сельскохозяйственные культуры: зерновые, хлеба первой группы, хлеба второй группы, зернобобовые, плодовые и ягодные культуры, овощные культуры, кормовые травы; однолетние, двулетние и многолетние растения. Умей приводить примеры.

Перечерти и заполни таблицу в тетради, используя текст. Недостающую информацию найди в Интернете.

Культуры

Ценность и использование.

Злаковые зерновые

Зерновые крупяные

Зернобобовые

Плодовые

Овощные

Кормовые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сельское хозяйство. Растениеводство"

Тип урока: урок изучения нового материала.Цели и задачи урока:Расширить представление о первичном секторе экономики.Сформировать знания об отличии сельского хозяйства от других отраслей хозяйства...

План- конспект урока по теме « География сельского хозяйства мира. Растениеводство»

Пояснение: данный урок можно провести как с использованием  ИКТ так и при отсутствии такового....

Однолетние и многолетние цветочные растения

Материал для урока сельхозтруд в корркционной школе 8 вида...

Сельское хозяйство. Растениеводство

Урок для 9 класса  по  географии России . Особенности состава и географии отрасли растениеводства...

Задания по теме "Сельское хозяйство. Растениеводство" 8 класс

Задания к уроку географии по теме "Сельское хозяйство. Растениеводство" 8 класс...