Моделирование формы предмета. Методическое пособие для учащихся общеобразовательных школ.
методическая разработка по технологии (10 класс) по теме

Монид Надежда Николаевна

 

 

     Технические преобразования и развитие науки и техники требуют от людей овладения графической грамотой, знаниями правил выполнения чертежей и умения читать их. Чертёж является одним из главных носителей технической информации, без него не обходится ни одно производство. Языком техники – чертежом должен владеть не только инженер, но и каждый работник, какую бы специальность он не имел.

     В настоящее время снизился общий уровень графической грамотности выпускников технических вузов, техникумов и колледжей из-за снижения количества учебных часов черчения, как в школах, так и в других учебных заведениях. В этих условиях внеклассная работа по черчению приобретает большое значение. Она позволяет, прежде всего, углубить знания учащихся по курсу черчения, являясь дополнением к обязательным учебным занятиям. 

    Данное пособие разработано в помощь учащимся, желающим расширить знания и умения по техническому черчению и рассчитано для обучающихся 10-11 классов.

     Для учеников самыми сложными вопросами при решении задач являются вопросы, связанные с формообразованием предметов, так как решение их требует знания способов построения линий пересечения поверхностей геометрических тел, что совсем не предусмотрено школьной программой.

     В данной работе кратко изложен необходимый теоретический материал, сделан подробный поэтапный разбор задач по моделированию формы предмета, предложены задания для самостоятельной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 92 с углубленным изучением отдельных предметов»

Моделирование формы предмета

Методическое пособие для учащихся общеобразовательных школ

Разработал:      Монид

                        Надежда Николаевна

           

г. Кемерово

 2013

Введение

     Технические преобразования и развитие науки и техники требуют от людей овладения графической грамотой, знаниями правил выполнения чертежей и умения читать их. Чертёж является одним из главных носителей технической информации, без него не обходится ни одно производство. Языком техники – чертежом должен владеть не только инженер, но и каждый работник, какую бы специальность он не имел.

     В настоящее время снизился общий уровень графической грамотности выпускников технических вузов, техникумов и колледжей из-за снижения количества учебных часов черчения, как в школах, так и в других учебных заведениях. В этих условиях внеклассная работа по черчению приобретает большое значение. Она позволяет, прежде всего, углубить знания учащихся по курсу черчения, являясь дополнением к обязательным учебным занятиям. Самой активной формой внеклассной работой является проведение конкурсов разного уровня.

     Учащиеся нашей школы регулярно принимают участие в районном конкурсе по черчению. Большинство заданий, предлагаемых на конкурсе, не предусмотрены действующими государственными программами для общеобразовательных школ, поэтому не разбираются на обязательных учебных занятиях. Данное пособие разработано в помощь учащимся, желающим расширить знания и умения по техническому черчению и рассчитано для обучающихся 10-11 классов.

     Для учеников самыми сложными вопросами при решении задач являются вопросы, связанные с формообразованием предметов, так как решение их требует знания способов построения линий пересечения поверхностей геометрических тел, что совсем не предусмотрено школьной программой.

     В данной работе кратко изложен необходимый теоретический материал, сделан подробный поэтапный разбор задач по моделированию формы предмета, предложены задания для самостоятельной работы.

Построение проекций точек, принадлежащих поверхностям геометрических тел

     Чтобы построить проекции точки, принадлежащей поверхности геометрического тела, необходимо предварительно по поверхности провести какую-либо линию, а затем на соответствующих проекциях линии отметить проекции точки. По плоскости проводят прямую линию, а по поверхности вращения – или одну из их образующих (линий, которые при своем движении образуют плоскость), или окружность (параллель).

     Призма – это многогранник, у которого боковые грани – прямоугольники или параллелограммы, а основаниями служат два равных многоугольника.

     На поверхности боковых граней четырехугольной призмы (рис. 1) изображены две точки A и B, заданные фронтальными проекциями. Так как боковые грани расположены в горизонтально проецирующих плоскостях, то на горизонтальную плоскость точки проецируется на линию, в которую вырождается проекция соответствующей грани. Эти грани являются также и профильно-проецирующими. Профильные проекции точек строятся по двум ранее построенным. Построение проекций точек, расположенных на боковых гранях любой другой призмы аналогично.

     Пирамида – это многогранник, у которого боковые грани представляют собой треугольники, имеющие общую вершину. В основании у пирамиды – многоугольник.   При построении проекций точки, принадлежащей поверхности пирамиды можно использовать два способа, описанные ниже.

     На рис. 2, а дан чертеж правильной пятиугольной пирамиды. На боковой поверхности пирамиды лежит точка A, заданная фронтальной проекцией A2. Поскольку грань пирамиды расположена наклонно ко всем плоскостям проекций (плоскость общего положения), то для определения других проекций используют вспомогательную линию, проведенную через данную точку и вершину пирамиды S. Фронтальную проекцию этой прямой проводят через фронтальную проекцию вершины пирамиды S2 и заданную проекцию точки A2 до встречи с проекцией ребра основания в точке M2. Определив горизонтальную проекцию точки M, проводят прямую через горизонтальные проекции точек M и S. Точка A1 должна лежать на соответствующей прямой S1M1 и на перпендикуляре к оси x, проведенном через известную проекцию точки (A2). Профильная проекция точки строится по двум другим проекциям.

Точка B строится с помощью профильной проекции.

     На рис. 2, б используется фронтально-проецирующая секущая плоскость, параллельная основанию, которая проходит через точку A2. В горизонтальной проекции строится линия пересечения плоскости с пирамидой. В месте пересечения этой линии с перпендикуляром к оси x, опущенным из точки A2, и находится горизонтальная проекция точки A.

     Цилиндр – это тело вращения, боковая поверхность которого образована вращением вокруг оси цилиндра отрезка, параллельного этой оси. Основания цилиндра – круги.

     Проекции точки, принадлежащие боковой поверхности цилиндра, строятся по аналогии с рис. 1. На рис. 3 на чертеже цилиндра задана фронтальная проекция точки – А2.

     Конус – это тело вращения, боковая поверхность которого образована вращением отрезка прямой вокруг оси. Образующая пересекается с осью вращения в точке, которая называется вершиной конуса. Основание конуса – круг.

     Чтобы построить горизонтальную проекцию точки A, через фронтальную проекцию вершины конуса и точку A2 проводят проекцию образующей, находят ее горизонтальную проекцию и на ней отмечают искомую горизонтальную проекцию точки A (рис. 4, а).

     Та же задача на рис. 4, б решена с помощью параллели, построенной на поверхности конуса. Сначала через A2 проводят фронтальную проекцию окружности: она проецируется в отрезок прямой, параллельной проекции основания конуса. На горизонтальную плоскость проекций указанная окружность проецируется без искажения; на ней будет лежать горизонтальная проекция точки A.

     Шар – это тело вращение, поверхность которого образована вращением окружности вокруг оси, лежащей в плоскости окружности и проходящей через ее центр. В ортогональных проекциях все три проекции шара – круги.

     При построении проекций точки, лежащей на поверхности шара по одной заданной ее проекции, сначала проводят через данную точку вспомогательную окружность, плоскость которой параллельна одной из плоскостей проекции. На рис. 5 эта окружность расположена в плоскости, параллельной горизонтальной плоскости проекций. Две другие проекции точки лежат на перпендикулярах к осям, разделяющим проекции и на соответствующих проекциях окружности.

Пересечение тел плоскостями

     При пересечении поверхности или какого-либо геометрического тела плоскостью получается плоская фигура, которая называется сечением.

     В результате пересечения плоскостью многогранника получается плоская фигура, ограниченная замкнутой ломаной линией, многоугольник. Вершинами полученного многоугольника будут точки пересечения ребер многогранника с секущей плоскостью, а сторонами многоугольника будут линии пересечения его граней с секущей плоскостью.

     На рис. 6 показано построение линии пересечения четырехугольной призмы с фронтально проецирующей плоскостью. Искомая линия пересечения пройдет через точки пересечения боковых ребер с плоскостью и через точки, в которых плоскость пересекается со сторонами верхнего основания.

     Построение линии пересечения пирамиды с фронтально проецирующей плоскостью показано на рис. 7. Фронтальные проекции точек пересечения ребер с плоскостью расположены на фронтальном следе секущей плоскости, а горизонтальные и профильные проекции точек – на соответствующих проекциях ребер пирамиды.

     Линия пересечения плоскости с поверхностями тел вращения в общем случае представляет собой замкнутую кривую. Когда секущая плоскость проходит через прямолинейные образующие или пересекает основания, линия пересечения будет включать прямолинейные участки.

     Положение кривой линии определяется рядом ее точек. Чем больше точек кривой будет известно, тем точнее она будет построена.

     Чтобы построить линию пересечения плоскости с цилиндром (рис. 8) или шаром (рис. 9) берут опорные (верхнюю и нижнюю, левую и правую) точки и несколько произвольных на той проекции сечения, в которой оно проецируется в линию, и находят две другие их проекции, способами, описанными выше. При этом в сечение шара может быть только окружность, а в сечение цилиндра – эллипс (или его часть), окружность, прямоугольник.

     

Пересечение плоскости с конусом рассмотрено отдельно, поскольку в сечении могут быть четыре различные кривые: окружность, эллипс, парабола и гипербола.

   На рис. 10, а показаны положения секущей плоскости для получения окружности (плоскость H, которая параллельна плоскости основания) и эллипса (плоскость K, пересекающая все образующие конуса). На рис. 10, б показано положение секущей плоскости для получения параболы (плоскость L, параллельная одной образующей конической поверхности) и плоскость J (прошедшая через вершину конуса), имеющую с конической поверхностью общую прямую. На рис. 10, в изображены плоскость N, пересекающая плоскость по гиперболе (плоскость параллельна двум образующим), и плоскость T, в сечении которой образуются две пересекающиеся прямые (плоскость проходит через вершину конуса).

     На рис. 11 приведены фронтальные проекции поверхности конуса, следы фронтально проецирующих секущих плоскостей и указан вид получаемой в сечении кривой.

Моделирование формы предмета

1. Усеченные геометрические тела и тела с отверстиями

     Для выполнения чертежей усеченных геометрических тел и тел с отверстием необходимо использовать материал, изложенный в предыдущем пункте.

     На рис. 12 представлен цилиндр, ось вращения которого перпендикулярна горизонтальной плоскости. Перпендикулярно фронтальной плоскости выполнено сквозное отверстие, образованное несколькими секущими плоскостями. Участок CD образован горизонтальной плоскостью, параллельной основанию, значит он является частью окружности, фронтальной проекцией которой является прямая (C2D2), горизонтальная проекция совпадает с горизонтальной проекцией боковой поверхности цилиндра (C1D1), профильная проекция – горизонтальная прямая (C3D3). Участки ED и BC образованы плоскостями, параллельными профильной плоскости, значит их профильные проекции –  части прямоугольника, на фронтальной и горизонтальной проекциях это прямые линии. EA и AB не параллельны ни одной из плоскостей, т.е. они являются частью эллипса; профильные проекции строятся с помощью вспомогательных точек (точки 1-4 на рис. 12).

     На рис. 13 представлен конус с сечением, образованным несколькими секущими плоскостями. Участок AB образован плоскостью, параллельной профильной и проходит через ось конуса, в сечение получается треугольник. BC – часть фронтально-проецирующей плоскости, в сечении – часть эллипса. Строится она с помощью точек, взятых на фронтальной проекции сечения (см. рис. 4), которые затем на горизонтальной и профильной проекциях соединяются лекалом. CD – это участок гиперболы (плоскость параллельна двум образующим (см. рис. 10в)), строится также как и BC. А DE – это, очевидно, часть окружности.

     На рис. 14 дан шар с вырезом, образованным тремя различными секущими плоскостями. Участок AB – часть окружности, параллельной профильной плоскости, поэтому её профильная проекция – часть окружности, фронтальная и горизонтальная – отрезки прямых. Участок BC – часть окружности, параллельной горизонтальной плоскости, поэтому её горизонтальная проекция – окружность, две другие проекции – отрезки прямой линии. Участок CD – это тоже часть окружность, расположенной под наклоном к горизонтальной и профильной плоскостям проекций, поэтому проекции этой окружности на указанные плоскости проекций – эллипсы, которые строятся с помощью вспомогательных точек, из которых точка 1 – обязательна.

     В сечениях пирамиды плоскостями – многоугольники, построение которых ясно из предшествующего текста и рис. 15.

     Теперь рассмотрим геометрические тела с отверстиями, представляющими собой поверхности вращения.

     На рис. 16 изображен цилиндр со сквозным цилиндрическим отверстием, фронтальная проекция которого является окружностью, горизонтальная проекция совпадает с горизонтальной проекцией вертикального цилиндра (A1C1). Достроив профильную проекцию по двум заданным (B3D3), видим, что это кривая линия, точки которой соединяют лекалом.

     Отверстие в конусе также строится по точкам (см. рис. 4), из которых A, B, C и D – обязательны (рис. 17). Для точности построения берут промежуточные точки. Принципиально также строятся отверстия в призме и пирамиде (рис. 18, 19).

   

2. Порядок моделирования формы предмета

     Моделирование предмета начинается с изображения первоначальной формы (заготовки). Затем вводятся элементы и строятся их пересечения с уже заданными поверхностями во всех проекциях. В конце построения выполняются необходимые разрезы и наносятся размеры.

     Рассмотрим порядок моделирования формы предмета, включающего несколько конструктивных элементов.

     Заготовкой будущего предмета является цилиндр со сквозным отверстием в форме правильной шестиугольной призмы, направленным вдоль оси вращения цилиндра (рис. 20).

     На рис. 21 изображен срез верхней передней части наклонной плоскостью. Сечением цилиндра этой плоскостью является часть эллипса (1-2-3). Для более точного построения использованы промежуточные точки A и B. Сечением шестигранной полости является пятиугольник (4-5-6-7-8), вершины которого расположены на ребрах.

     Затем в полученную конструкцию вводится сквозное отверстие в форме трехгранной призмы (рис. 22). Внешним пересечением отверстия и цилиндра являются части эллипса (см. рис. 23) и окружности, которая на виде слева проецируется в отрезки прямых линий. Пересечение отверстий (трёхгранной призмы и шестигранной) строится с помощью точек (1-4).

     В конце строится разрез, и стираются невидимые линии, поскольку они затрудняют чтение чертежа (рис. 24). Обратите внимание, что профильный разрез строится не как соединения половины вида и половины разреза, несмотря на симметричность получившейся детали, так как существует линия, совпадающая с осью симметрии.

     Следующий пример. На рис. 25 дана заготовка в виде цилиндра со сквозным отверстием вдоль оси вращения в виде треугольной призмы. Поочередно в эту заготовку вводятся отверстия: шестигранное и цилиндрическое (рис. 26, 27). Заметьте также, что участок AB, как и симметричный ему, не является прямой линией, поскольку здесь идёт пересечений трёхгранной призмы и цилиндра. На рис. 28 строятся разрезы на всех видах, хотя чаще обходятся фронтальным и профильным. На профильном разрезе часть линий не обводится, так как находится за секущей плоскостью.

Использование метода вспомогательных концентрических сфер

     Кроме вышеизложенного способа для построения линии пересечения поверхностей тел вращения, оси которых пересекаются и параллельны одной из плоскостей проекции, применяется также метод вспомогательных секущих сфер. В некоторых случаях построить линию можно только этим способом.

     Этот метод состоит в следующем: из точки пересечения осей проводят ряд сфер. Каждая из них пересекает заданные поверхности по окружностям. Точки пересечения этих окружностей принадлежат искомой линии. Рассмотрим построение отверстия в вертикальном цилиндре, образованного горизонтальным цилиндром, ось которого перпендикулярна профильной плоскости (рис. 29). Верхняя и нижняя опорные точки линии пересечения цилиндров определяются пересечением очерковых образующих, передние и задние точки определяются от пересечения поверхностей цилиндров сферой с минимальным радиусом, равным радиусу большего цилиндра. Эта сфера соприкасается с плоскостью большего цилиндра по окружности, плоскость которой перпендикулярна оси большего цилиндра. С меньшим цилиндром сфера пересекается по окружности, фронтальная проекция которой, соприкасаясь с фронтальной проекцией сечения большего цилиндра, образуют точки C и D. Наибольший же радиус сферы определяется расстоянием от точки пересечения осей до максимально удалённой опорной точки. Для построения промежуточных точек проводят сферы, радиусом больше минимального и меньше максимального.

     На рис. 30 показано построение отверстия в вертикальном конусе, образованное пересечением с ним горизонтальным конусом. В данном случае верхняя и нижняя опорные точки линии пересечения определяется пересечением очерковых образующих конусов. Передние и задние точки определяются с помощью вспомогательной плоскости, проходящей через ось горизонтального конуса и параллельной основанию вертикального конуса (точки A, B и симметричные им). Промежуточные точки определяются методом секущих концентрических сфер. Минимальный радиус сферы определяется по перпендикуляру, опущенному из точки пересечения осей конусов (центра сфер) на очерковую образующую вертикального конуса, максимальный равен расстоянию до самой удалённой опорной точки.

Список литературы

  1. С. А. Фролов, “Начертательная геометрия”, 1983г.

  1. Л. А. Баранова, А. П. Панкевич, “Основы черчения”, 1978г.

  1. А. Ф. Кириллов, “Черчение и рисование”, 1980г.

  1. С. К. Боголюбов, “Индивидуальные задания по курсу черчения”, 1994г.

Приложение

     В данном пункте предложены задания для самостоятельного выполнения..

     Достройте третий вид (где его нет), покажите линии пересечения тел и сделайте разрезы.

           

             

   

     В последнем задании цилиндрическое отверстие в конусе, здесь необходимо применить метод секущих сфер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание мультимедийных учебников и учебных пособий курса ОБЖ общеобразовательной школы

Мультимедийный учебник ОБЖ 5 классМультимедийные тесты ОБЖ для обучающихся 5 класса Мультимедийный учебник ОБЖ 6 класспо структуре аналогичен 5 классу  СКАЧАТЬ УЧЕБНИК Мультимедий...

Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе

Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе....

Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности , В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (дополнено 2018 год)

Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности и  В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ4 класс «Б» МАОУ г. Иркутска Гимназ...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для проведения занятий по правилам пожарной безопасности с учащимися общеобразовательных школ

Обучению по настоящему методическому пособию должны быть охвачены все учащиеся общеобразовательных школ Форма проведения занятий: беседа, лекция, семинар в сочетании с практическими занятиями, экскурс...

Учебное пособие Подготовка к ЕГЭ на основе регионального социокультурного компонента для учащихся общеобразовательных школ Ульяновской области

Учебное пособие для элективного курса «Подготовка к ЕГЭ  на основе регионального социокультурного компонента для учащихся общеобразовательных школ Ульяновской области»...