« Натуральные волокна животного происхождения. Шерсть, шёлк».
план-конспект урока по технологии (6 класс) по теме
« Натуральные волокна животного происхождения. Шерсть, шёлк».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sherst._shyolk_6kl.docx | 32.54 КБ |
zadanie2.docx | 10.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Натуральные волокна животного происхождения. Шерсть, шёлк».
Цели урока: ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, изучить свойства шерстяных и шёлковых тканей, научить использовать знания о свойствах тканей из шерстяных и шёлковых волокон при изготовлении швейных изделий, развивать логическое мышление; воспитать внимательность, эстетический вкус; умение работать в группах, навыки аккуратности.
Формируемые УУД: решать исследовательские, творческие задачи, слушать и слышать друг друга, контролировать и оценивать учебные действия в соответствие с поставленной задачей, осуществлять сотрудничество, оценивать качество выполненной работы.
Тип урока: беседа, изучение нового материала, практический (игра).
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаши, образцы тканей, модели из картона.
Наглядные пособия: образцы натуральной шерсти и шёлка, коллекции:
« Шерсть», «Шёлк», « Тутовый шелкопряд».
Техническое оснащение: мультимедиа-установка.
Межпредметные связи: история, география, рисование.
Время: 2 урока по 45 минут.
Ход урока:
I.Организационный момент (3 мин).
• Приветствие учащихся.
• Проверка готовности к уроку.
• Настрой на работу.
II.Повторение пройденного материала (5 мин).
1.Вступительное слово педагога:
-Сегодня мы начнём изучение следующего раздела, который называется
« Материаловедение».
- Как вы уже знаете материаловедение изучает свойства текстильных волокон. Вспомните, на какие два больших класса делятся текстильные волокна.
Текстильные волокна делятся на натуральные и химические.
Чтобы вспомнить, какие волокна мы изучали в 5 классе, отгадайте загадки:
«Голубой глазок, золотой стебелёк,
В выкосом дворце,
Скромный на вид, на весь мир знаменит».
( лён)
«Маленькие ларцы,
Кормит, одевает,
И дом украшает.
Кто их открывает,
Белое золото добывает».
( хлопок)
- Какими волокнами являются лён и хлопок? Натуральными или химическими?
- Лён и хлопок – это натуральные волокна.
- Какого происхождения эти волокна?
-Эти волокна растительного происхождения.
III. Актуализация опорных знаний (5 мин).
1. Вопрос учителя: « А какого ещё происхождения бывают волокна, вы мне ответите, отгадав загадку:
« По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан»
( овца)
- Волокно, какого происхождения можно получить от овцы?
- От овцы можно получить волокна животного происхождения.
2. Решение кроссворда. №1
1 | ш | а | п | к | а | ||||
л | и | н | е | й | к | а | |||
3 | к | р | о | м | к | а | |||
4 | с | а | р | а | ф | а | н | ||
5 | у | т | о | к | |||||
н | и | т | ь |
2
6
По горизонтали:
1.головной убор;
2.чертёжный инструмент;
3.обработанные края в ткани;
4.платье для лета;
5.нить, идущая поперёк ткани;
6.в иглу одевают…
№ 2
1 | ш | у | б | а | ||||
2 | л | ё | н | |||||
3 | х | л | о | п | о | к | ||
в | о | л | о | к | н | а |
4
По горизонтали:
1.верхняя одежда из меха;
2.волокна длинные, прямые, жесткие;
3.волокно растительного происхождения;
4.все текстильные материалы состоят из …;
3.Учитель: « Вы разгадали ключевые слова в кроссвордах – шерсть и шёлк. Это и является темой нашего урока. Запишите в тетради тему урока: «Натуральные волокна животного происхождения шерсть и шёлк».
Учитель: « Ребята, а теперь сформулируйте цель нашего урока (ответ).
IV.Изучение нового материала сопровождается демонстрацией слайдов из презентации « Натуральные волока животного происхождения. Шерсть. Шёлк» (15 мин).
1.Рассказ учителя (слайд № 2).
«Представителями натуральных волокон животного происхождения являются волокна шерсти и шёлка. Ткани, изготовленные их этих волокон, положительно влияют на организм человека, поэтому с древних времён они используются для изготовления одежды». Учитель: « Начнём с изучения шерсти».
2.Сообщение школьника о шерсти (историческая справка).
«Стоит ли овчинка выделки?»
« Наши далёкие предки ходили в шкурах. А какое животное было первым домашним? Собака, конь? Многие учёные говорят, что баран и овца. По крайней мере, сто веков назад овца уже была домашней. Что привело к ней человека? Неприхотливость, молоко, овечья шерсть, шкура? Всё вместе, трудно выделить что-то одно. Но нас интересует овечья шерсть, из которой делали одежду древние. Сразу вспоминаем древнюю легенду об аргонавтах, отправивших в Колхиду за золотым руно. На самом деле, аргонавты искали овец лучших пород. Уже тогда ценились овцы, дающую тонкую шерсть, из которой можно выделывать плотную, тёплую и мягкую ткань. Таких овец разводили жители селений, окружающий город Милет. Местные условия благоприятствовали рождению превосходной породы тонкорунных мериносов. Тогдашние правители Испании держали в секрете « золотых овец». Запрещено было выводить овец за границу. И всё же несколько смелых юношей рискнули переправить десяток овец через Пиренеи. Англия стала первой овцеводческой страной. И ныне символически лорд-канцлер восседает не на кресле, а на мешке, набитом шерстью.
Известный русский географ-исследователь П.К.Козлов во время монголо-тибетской экспедиции 1923-1926 годов раскопал курганные погребения, в которых обнаружил древние шерстяные ткани. Даже пролежав несколько тысяч лет под землёй, некоторые из них превосходили по крепости нитей современные.
А в СНГ овец разводят в районах: Казахстан, Грузия, Туркмения, Азербайджан.
3.Рассказ учителя:
- Чем же на самом деле является золотое руно?
- Золотое руно-это качественная шерсть овец.
- Шерсть – волосяной покров животных (слайд № 3) Этот покров состоит из разных видов волокон- волос, шерсть и пух. Волос и шерсть – длинные и прямые, пух – короткие, мягкие, извитые. Шерстяной покров состригают ножницами цельными пластами. Эти пласты и называются руно.
Почти 95 % шерсти дают нам овцы, но используют шерсть и других животных.
- Назовите их? (слайд № 4)
Перед отправлением на текстильную фабрику шерсть подвергается первичной обработке (слайд № 5) .
Её сортируют- перебирают по качеству,
треплют- разрыхляют, очищают от примесей,
промывают,
сушат в сушильных машинах.
Слайд № 6. Затем изготавливают пряжу, а из неё на ткацких фабриках производят ткани, красят в различные цвета и наносят рисунки. Свойства тканей зависит от свойств волокон, из которых они произведены.
« Каково волокно – таково и полотно» - говорится в русской пословице.
Рассказ учителя: (слайд № 7,8 )
- Из шерстяных волокон изготавливают плательные костюмы и пальтовые ткани: драп, габардин, кашемир. Из них шьют костюмы, кутки, пальто. Шерсть замечательна тем, что годится в виде войлока. Из войлока, сбив его плотнее, делали накидки, валенки.
V.Закрепление теоретического материала (5 мин).
1.Самостоятельно изучите материал (карточка № 1)
2.Запишите в тетрадь свойства шерстяных волокон.
3.Работа с тестовым заданием.
4.Заполнить лист самооценки.
Карточка № 1
Шерстяные волокна ткани.
Длина -2,45 см
Цвет: белый, серый, рыжий, черный. Обладают высокой гигроскопичностью
( хорошо впитывают влагу, быстро сохнут). Обладают теплозащитными свойствами.
Недостатки: пылеёмкость, усадка, после сгорания образуют чёрный комочек, остаётся запах жжёного пера. Стирают ткани вручную при t 30с., сушат в разложенном виде. Утюжат при t 150- 200 с через проутюжильник.
Физкультминутка (упражнения для глаз).
VI. Продолжение изучения нового материала, сопровождается демонстрацией слайдов из презентации « Шерсть, шёлк» (15 мин).
1.Рассказ учителя о шёлке: « Его история полна тайн и опасностей. Значение шёлка « Китайка» - ткань из Китая.
2.Сообщение школьника о шёлке (историческая справка)
На вес золота.
Когда-то в Китае на шёлку распространялась монополия. Секреты ни в коем случае не должны были узнать иностранцы: китайцы продавали шёлк во всём мире, перемещая его по Великому шёлковому пути. Но европейцы узнали тайну китайского шёлка. В 245 году нашей эры японская императрица получила в дар от китайского соседа шёлковое платье. Но не ведомы пути прихода шёлка в Японию.
А вот появление шёлка в Индии: пограничным странам запрещено было пропускать за пределы страны семена тутового дерева и гусениц шелкопряда. Тогда индийский царь Хотан стал просить руки китайской принцессы. Получив согласие, Хотан приказал послу отправиться к невесте и передать следующее: « Наша страна никогда не располагала собственным шёлком, поэтому ты должна привести с собой семена тутового дерева и гусениц шелкопряда. Тем самым ты обеспечишь себя драгоценными одеждами. Семена и коконы были спрятаны в причёске принцессы.
Известно, что бродячие монархи перевезли шёлк в Византию, спрятав семена тутового дерева в посохи. Как бы то ни было, появление шёлка всегда сопровождалось удивлением и восторгом. Шёлк ценился на вес золота: за свёрток шёлковой ткани полагалась двойная по весу мера золота. Одевались в шёлк только аристократия.
Зачинателем шелководства на Руси были Пётр I в XVII веке. « Дабы иметь парчовые изделия из собственного шёлка» отвёл земли на Кавказе. Там шелководством занимаются по сей день.
Учитель: « Что же такое шёлк и чем он так уникален?»
- Натуральный шёлк – нить гусеницы тутового шелкопряда (слайд № 9) Эта гусеница питается листьями тутового дерева и отсюда её название.
Развитие тутового шелкопряда проходит 4 стадии (слайд № 10):
Из яичек выползают гусеницы. Когда гусеница превращается в куколку, чтобы потом стать бабочкой, она выпускает из особой железы нить и начинает сплетать себе из этой нити кокон. Она очень торопиться, и вертит головой с большой скоростью -2 раза в секунду и наматывает от 600-900 м нити.
В коконе гусеница превращается в бабочку, которая откладывает яички и всё начинается снова. Коконы собирают через 9 дней и приступают к первичной обработке.
Слайд № 11. Коконы обрабатывают паром, затем разматывают. И т.к. шёлковые нити очень тонки, их, как паутинка, несколько нитей соединяют в одну и получают шёлк-сырец.
Рассказ учителя (слайд № 12,13): « Из шёлковых волокон производят платьевые, блузочные ткани: крепдешин, крепшифон. Благодаря хорошим гигиеническим свойствам изделия из натурального шёлка приятно носить. Косынки, блузки, платья, юбки. Они красивы, мягки, хорошо дышат.
VII. Закрепление теоретического материала (5 мин).
1. Самостоятельно изучите материал (карточка № 2)
2. Запишите в тетрадь свойства шёлка.
3. Работа с тестовым заданием.
4. Заполнить лист самооценки.
Карточка № 2.
Длина 600-900м.
Толщина - очень тонкие, но очень прочные.
Цвет - белый, кремовый.
Обладают высокой гигроскопичностью, воздухопроницаемостью.
Упругие, гладкие, мягкие, красивые, обладают блеском, хорошо драпируются.
Недостатки: растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку.
После сгорания образуют чёрный комочек, растирается пальцами, оставляет запах жжёного пера.
Стирают вручную при t 30-40 с, прополаскивают водой с уксусом. Утюжат при t 150 с.
Физкультминутка (гимнастика для тела).
VIII. Практическая работа (25 мин).
Изучение свойств натуральных волокон животного происхождения шерсти и шёлка проводим в виде « Деловой игры».
Учитель делит учащихся на 3-4 группы. В группах по 3 человека: технолог, художник, менеджер. Группа в целом обсуждает и подбирает ткань к данной модели.
1.Технолог - готовит сообщение о производстве волокна для данной ткани, правила ухода за тканью, свойствах ткани.
2.Художник - раскрашивает модель цветными карандашами.
3.Менеджер - представляет весь материал у доски (самоанализ).
IX. Рефлексия деятельности (5 мин).
1.Что нового вы узнали на уроке?
2.Чему научились?
3.Где в жизни вам помогут пригодиться эти знания?
4.Учитель: « Передайте через цветовую гамму свою удовлетворённость от урока. Используя дерево и стикеры - яблоки».
X. Подведение итогов урока (5 мин).
1.Анализ выставленных оценок по листу самооценки.
2.Выставление итоговой оценки.
3.Уборка рабочих мест.
XI. Домашнее задание.
1.Составьте познавательный словарь названий тканей из натуральных волокон животного происхождения – шерсти, шёлка.
2. Составьте коллекцию тканей.
Литература:
1.Технология. Технология ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица., В.Д.Симоненко.- М.: Вентана- Граф, 2012.
2.Технология. 6 класс ( вариант для девочек): поурочные планы по учебнику под ред.В.Д.Симоненко / авт.-сост. О.В.Павлова, Г.П.Попова.-Волгоград: Учитель, 2008.
3.Сайт с интернета Http ( tehnologiye.и coz.ru)
Предварительный просмотр:
Задание.
В группах по 3 человека: технолог, художник, менеджер.
Группа обсуждает и подбирает ткань к данной модели.
1 . Технолог – готовит сообщение о производстве волокна для данной ткани
Правила ухода за тканью, свойствах ткани.
2 . Художник – раскрашивает модель цветными карандашами.
3 . Менеджер – представляет весь материал у доски (самоанализ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Натуральные волокна животного происхождения. Свойства шёлковых и шерстяных тканей.
Задача урока: ознакомить обучающихся с натуральными волокнами животного происхождения, с основными свойствами ткани, вывести признаки шерстяных и шёлковых тканей и определить применение шелковых...
разработка урока технологии в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"
Комбинированный урок относится к разделу "Элементы материаловедения" образовательной области "Технология".Урок содержит различные игровые компоненты, историческую справку по происхождению волокон....
Натуральные волокна животного происхождения и их свойства.
Конспект урока по технологии, 6 класс....
Волокна животного происхождения - шерсть, шёлк.
Конспект урока+ карточки для самостоятельной работы и презентация, разработаны для детей с ОВЗ I-II вида....
Конспект урока по технологии .6 класс."Натуральные волокна животного происхождения. Виды волокон первичная обработка шерсти».
Самоанализ урока....
Презентация "Натуральные волокна животного происхождения. Шёлк"
Презентация "Натуральные волокна животного происхождения. Шёлк"...
Презентация "Натуральные волокна животного происхождения. Шерсть"
Презентация "Натуральные волокна животного происхождения. Шерсть"...