Разработка урока по технологии на тему «Народные куклы – обереги. Спаси, сохрани и даруй»
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Полубедова Ирина Сергеевна

Урок "Куклы - обереги" из раздела "Рукоделие" расширяет кругозор учащихся в плане обрядов и традиций народов нашей страны, позволяет применить полученные знания на практике при создании собственного оберега. К уроку применима презентаци( вышлю по запросу)

Задачи:

  • Раскрыть особенности  кукол-оберегов и способы их создания;
  • На основе повторения и обобщения ранее изученного материала  создать куклу – оберег.
  • Развивать элементы воображения, основы творческой деятельности учащихся в процессе конструирования и создания куклы-оберега в группах;
  • Привить учащимся интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества на примере истории кукол-оберегов;
  • Привить чувства прекрасного;
  • Воспитывать уважение к труду и работе в группах.                                                                                                                                                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_tekhnologii_oberegi.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  урока

по технологии

на тему «Народные куклы – обереги. Спаси, сохрани и даруй»

Учитель: Полубедова И.С.

Цели:

  • Активизировать систему представлений учащихся  об истории создания кукол – оберегов;
  • Создать условия для развития творческих способностей  всесторонней личности.

Задачи:

  • Раскрыть особенности  кукол-оберегов и способы их создания;
  • На основе повторения и обобщения ранее изученного материала  создать куклу – оберег.
  • Развивать элементы воображения, основы творческой деятельности учащихся в процессе конструирования и создания куклы-оберега в группах;
  • Привить учащимся интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества на примере истории кукол-оберегов;
  • Привить чувства прекрасного;
  • Воспитывать уважение к труду и работе в группах.                                                                                                                                                                

Методы урока:  беседа, диспут,  применение ИКТ,  работа в творческих мастерских по группам.

Тип урока: интегрированный

Оборудование :

  • Мини-выставка народных кукол;
  • Поролон, вата, белая и цветная ткани, нитки, кружева, тесьма, ножницы, иглы
  • Презентация.

Время занятия: 90минут.

Ход урока.

  1. Вводная часть.
  • Орг. Момент.
  • Подготовка к уроку.
  1. Теоретическая часть.

На доске записана тема урока «Спаси, сохрани и даруй».

Вступительное слово учащегося на фоне музыки:

Солнце яркое встает-

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары:

Продаются самовары,

Продаются вилы, санки,

И конфеты, и баранки.

Покупают люди сушки

И на дивную игрушку

Смотрят долго, не спеша:

До чего же хороша!

Свистят свистульки-утки,

Свистит петух-проказник.

Ой, вы гости дорогие!

У нас игрушки расписные,

Веселы и ярки,

Примите их в подарки!

Вот такими прекрасными словами мы начинаем с вами наш урок, посвященный игрушке. Игрушка – одно из наиболее дешевых произведений искусства. Она доступна всем. Ее отличают от других видов искусства и то, что она сопровождает человека с первого дня рождения и до самой старости. Создание игрушки – прекрасное, древнее и всегда молодое ремесло в мире. К тому же – это благородное ремесло, ведь с игрушки, как и с первых сказок, стихов, песен начинается познание прекрасного.

В современном мире существует огромное множество игрушек. Они сделаны из различных материалов (пластмассы, меха, пряжи и т.д.), бывают огромные и маленькие. Многие из них передвигаются, разбираются на части, а куклы могут еще и говорить.

Но сегодня мы с вами окунемся вглубь истории нашей родины и поговорим о народной игрушке, той, которую люди создавали своими руками. На доске записан девиз нашего урока – «Спаси, сохрани и даруй». Я хочу, чтобы вы подумали и в конце урока мне ответили на вопрос - почему именно эти слова стали смыслом нашего урока.

Но сначала я хотела бы узнать, что вы понимаете под словом «игрушка»? (ответы учащихся).

А какое бы вы дали слову « кукла» определение?

Давайте обратимся  к толковым словарям и найдем точное определение этим предметам. (учащиеся ищут определение слов  в разных толковых словарях для сравнения и выбирают более подходящее по смыслу)

Игрушка — предмет, предназначенный для игры.                                                                                        Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека.

Как мы видим, определение очень точное, даже по современным понятиям.  

А что же такое народная игрушка? (ответы учащихся. Народная игрушка- эта игрушка, которую создана руками народных умельцев)

Первую игрушку еще создал древний человек, когда лепил из глины горшок, а из остатков глины сделал дочке куклы, или тот, кто сделав копье, изготовил маленькое для  сына. А сын и дочка выросли и сделали такие же своим детям.

Однако, многие игрушки были вовсе не для игры. А для чего изготавливали игрушки? (в куклах люди воплощали богов, чтобы поклоняться просить у них милости, защиты. Они напоминали человека. Эти куклы заменяли собой человека в обрядах, служили оберегами от несчастий, плохой погоды, голода. Некоторые игрушки, такие как дудочки и свистульки, отгоняли злых духов, той же цели служили и погремушки.)

Народная игрушка есть в любой стране, и у каждой – свой национальный характер, потому что в игрушке отображается человеческая история. В России с давних пор самой распространенной игрушкой была тряпичная кукла. Давайте  вспомнить о том, что вы узнали о куклах. Это было ваше домашнее задание, и сейчас я предлагаю вам поделиться информацией друг с другом. (небольшие мини-доклады, подготовленные учащимися о народных куклах, традициях и обычаях, связанных с ними. На доске слайды 2-3).

  1. В русской деревне широкое распространение имели самодельные тряпичные куклы. Их делали родители, либо сами дети. По древним поверьям считалось, что глаза, нос, рот рисовать нельзя, т.к. кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегали  дом и очаг. Такие куклы передавались от матери к матери; они помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали от нечистой силы.
  2. Крестьянские куклы были очень простые, делались в основном из тряпок с помощью традиционных приемов. В каждой местности были свои способы изготовления. В Полтавской, Киевской, Черкасской областях делали кукол из куска белой ткани, клали посередине кусок ветоши и перетягивали суровой нитью для изготовления головы. Одевали на нее платок, а к концам скрутки привязывали разноцветные лоскутки. В  Подмосковье кукол-пеленашек сворачивали из двух платков и перевязывали  лентой. На Урале сворачивали валик из ткани, сверху клали вату и накидывали платок, из которого получались голова и руки. В любой самодельной игрушке отражались черты русских людей: они простые, жизнерадостные и мирные.
  3. В русских семьях к куклам относились бережно. Передавали по наследству. Известно, что девочки, не игравшие в куклы, впоследствии были склонны к излишней мужественности. Между тем, строгое разграничение по полам, когда мальчикам дарят машинки, а девочкам- только куклы – это заблуждение. Замечено, что если мальчики играют в куклы, то это расширяет их кругозор и развивает способность легко воспринимать точку зрения другого человека. Поэтому играть в куклы очень полезно и современным мальчикам. Основным богатством в русской семье были дети. Нормой было растить от 3 до 5 детей. Отсутствие детей считалось тяжелым горем. Поэтому магические действия начинались еще с детства. Чем больше девочка играла с куклами и чем больше было у нее кукол, тем богаче на детей она была в замужестве. С этой же точки зрения связаны и все свадебные обряды: обсыпание житом, битье горшков( чем больше черепков, тем больше детушек).

Вот мы с вами и узнали о традициях, преданиях и обрядах, связанных с куклой. А сейчас прошу вас дать небольшую характеристику некоторым видам кукол, с которыми вы уже знакомы. ( на доске в столбик записаны название кукол, во время характеристики показ слайдов кукол  со названиям. Слайды4-11)

«Неразлучники» - их дарили на свадьбу. Изготавливали из белой ткани, а оформляли контрастной нитью.

«Красота» - куклу делала перед свадьбой невеста, используя навыки вышивки, ткачества, плетения поясов и кружева. По одежде куклы судили о мастерстве хозяйки. Куклу выставляли на поднос со свадебным караваем, который пекла мать невесты.

«Берегиня» - самая красивая кукла, предназначалась для мира и покоя в доме.

«Домашняя масленица» - символизировала собой крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили ее в красном углу у входа в жилище.

«Перевертыш», или «девка-баба» - ее можно назвать куклой кукол, потому что содержит в себе две куклы. С раннего детства дети знали, чем отличается девичья одежда от женской благодаря этой кукле.

«Мокредина» - эта кукла-шестиручка, изображавшая женщину-крестьянку, работающую во время дождя, когда особенно тяжело работать и не хватает рук. Это обрядовая кукла. Женщины носили ее по деревне, а затем шли в лес и хоронили, украшая могилу цветами – считалось, что это избавит от несчастия.

«Сударушка» - ее мастерили без шитья, украшали вышивкой, жемчугом и даже золотом. Чаще всего одевали по образу казачки.

«На выхвалку» - шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Шили в основном во время Рождества и Великих постов, а после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами и слушали, что люди скажут об их рукоделии.

А как можно назвать всех этих кукол одним словом и почему?

А какие еще бы вы дали свои названия этим куклам?

А почему названия кукол все добрые и ласковые? (ответы учащихся).

Я предлагаю вам обратить внимание  на доску и посмотреть небольшой экскурсию по мини-выставке кукол. (презентация слайды 12-16)

3.Практическая часть.

Итак, что же такое «кукла» в народном понимании? (ответы учащихся).

А сейчас  я вам предлагаю  объединиться в небольшие группы (по 2 человека), так как вы будете воплощать в жизнь свою куклу – оберег, которую каждый из вас выбрал по желанию. Так как мы с вами живем на Дону, где тоже играли в куклы и соблюдали обряды, ваша кукла может позаимствовать казачий костюм или его элементы. Пусть она будет не похожа на свой оригинал, но идея  предназначения должна быть понятна всем.

У каждого из вам есть необходимые инструменты и материалы. Постарайтесь в процессе работы быть обходительны друг с другом, внимательны в процессе работы и экономны в расходе материалов.

Для того чтобы приступить к работе, давайте вспомним технику безопасности. (ответы учащихся)

В процессе практической работы учитель оказывает необходимую помощь учащимся по мере надобности.

4.Мини-выставка работ учащихся.

Презентация и защита учащимися своих работ, анализ работы, выявления ошибок, оценивание.

5.Рефлексия.

Вот и подходит к концу наш урок. Чем же вам запомнился наш урок, что нового вы узнали?

 Давайте с вами вспомним, о каких куклах шла речь  на нашем занятии?

Почему этих кукол называют оберегами?

Почему на куклах не рисовали лицо?

А сейчас я хотела бы услышать ответ на вопрос, заданный в начале урока - почему именно эти слова, написанные на доске, стали смыслом нашего урока. (ответы учащихся).

Какие впечатления у вас остались после прошедшего занятия, как бы вы охарактеризовали ваше отношение к нему. Выберите один из ответов  на доске и скажите. ( на доске изображена таблица с ответами:

 я не все запомнил,

мне не все понравилось,

 мне понравился урок,

мне очень понравился урок,  я могу поделиться информацией.)

Я очень рада, что наш урок прошел в мирной обстановке. Я желаю вам всем, чтобы ваши обереги хранили вас и ваши дома в мире и покое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс преподавателя живописного отделения Гуськовой Эллы Николаевны. Изготовление традиционной русской народной куклы-оберега «Кубышка-травница».

Мастер – класс преподавателя живописного отделения Гуськовой Эллы Николаевны 31 октября 2014 года в детской художественной школе №4 преподаватель живописного отделения Гуськова Элла Николаев...

Методическая разработка мастер-класса по изготовлению русской народной куклы-оберега из хлопчатобумажных материалов "ХОЗЯЮШКА-БЛАГОПОЛУЧНИЦА" 2014 год

       Методическая разработка мастер - класса по изготовлению русской народной куклы оберега из хлопчатобумажных  материалов "Хозяюшка - благополучница" 2014 год ...

Открытый урок по технологии. Тема: Народная кукла «Столбушка».

Ознакомление учащихся с историей народной игрушки, разнообразием, технологией изготовления; воспитание уважения к народным традициям....

конспект урока в 5 классе, Тема урока « Кукла-оберег в русском народном творчестве»

laquo;Народное творчество как средство приобщения учащихся к русской культуре на урока изобразительного искусства»(СЛАЙД) . Эта  тема наиболее актуальна в наше время. Само время диктует не...

Мастер-класс: "Народная кукла- оберег "Лихоманка"

Мастер- класс предназначен для детей от 7 лет и взрослых....

Конспект занятия «Изготовление народной куклы- оберега Берегини» (1-ый год обучения)

Конспект занятия«Изготовление народной куклы- оберега Берегини»(1-ый год обучения)...

Мастер-класс «Изготовление тряпичной народной куклы-оберега «На счастье»

Цель: Ознакомление с народными куклами-оберегами. Освоение технологии изготовления традиционной куклы «На счастье».Задачи:Познакомить с разнообразием народных кукол-оберегов, их значе...