Обобщение опыта "Формирование этических представлений на уроках технологии".
материал по технологии по теме

Прохватилова Ольга Валентиновна

 

Наступает новый учебный год....Как остановить хоть на мгновение  бурный поток школьных страстей?

Рецептов на все случаи никогда не бывает. Наше учительство непонятое до конца обществом и постоянно  им обвиняемое, в одиночку решает эти глобальные проблемы и посему все их решить не может. « Необъятное – не объять!»

Но все же каждый учитель продолжает искать пути к детским сердцам и душам...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_uchitelya_tekhnologii.docx53.15 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации г. Михайловки                                                                Волгоградской области

Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение                                                                      «Средняя общеобразовательная школа г. Михайловки»                                                            Волгоградской области

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА:

                                                                                       Учитель технологии:

                                                                                       Прохватилова О.В.

г. Михайловка

2012

ПЛАН:

  1. Вводная часть:

Воспитание гражданина, работника, семьянина.

  1. Основная часть:
  1. Уроки технологии - прекрасная возможность для формирования этических представлений.
  2. Начало начал или «этический заряд доброты».
  3. Система дидактических принципов - основа для определения целей воспитания:

    а)  Сознательности и активности.

    б) Наглядности.

    в) Систематичности и последовательности.

    г) Прочности.

    д) Научности.

    е) Доступности.

    ё) Связи теории с практикой.

  1. Заключительная часть:
  2. Роль положительного примера учителя.
  3. Используемая литература.
  4. Приложение.

  1. ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА, РАБОТНИКА, СЕМЬЯНИНА.

           В наше стремительное, беспокойное  время, когда у взрослых нервы на пределе из-за множества бытовых и социальных проблем, лавиной низвергающихся на их головы, дети своим неуправляемым поведением  как бы отражают нашу действительность. И ни уговоры, ни бесконечные беседы, ни  разгневанный  тон не в состоянии подчас успокоить души  воспитанников,  направить их мысли и стремления  на путь познания и добра.

        Мы, взрослые, бьёмся иной раз «как об стенку лбом» о детское  не восприятие   наших слов  и чувств. Мы говорим с ними будто на разных языках, и наши титанические усилия не дают желаемых результатов. Из этих битв мы, учителя выходим опустошенными, без сил, душевных и физических. Но больше всего угнетает каждого из нас бесплодность наших усилий.

      Как остановить хоть на мгновение этот бурный поток школьных страстей?

      Рецептов на все случаи никогда не бывает. Наше учительство непонятое до конца обществом и постоянно  им обвиняемое, в одиночку решает эти глобальные проблемы и посему все их решить не может. « Необъятное – не объять!»

       Но все же каждый учитель продолжает искать пути к детским сердцам и душам.

      Попав в школу из детского сада, я, к своему удивлению, обнаружила, что уровень воспитанности учащихся оставляет желать, мягко говоря, лучшего. Как в любой школе среди них были и драчуны, и сквернословы, и мелкие воришки, и просто маловоспитанные дети.

      Известно, что воспитанность – качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям.

      Что же я увидела?

       Дети не всегда доброжелательны друг к другу, не умеют радоваться за других, сопереживать неудачи своих одноклассников, проявлять сочувствие и жалость, у них негативное отношение ко лжи и жадности.

Многие дети не следят за чистотой тела и неопрятно одеты, (отсутствует этика гигиены) не умеют общаться со старшими: учителями, обслуживающим персоналом, чужими, незнакомыми людьми (этика общения); у детей негативное отношение к вредным привычкам, к взаимоотношениям между мальчиками и девочками.

«Всеразрешённость» в последнее время на нет, свела такие чувства как любовь, верность, взаимопомощь,  доверие,  ответственность за близкого человека.

Как закладывать эти основы в системе учебно-воспитательного процесса школы? Здесь следует подумать не только о нравственном содержании учебных предметов гуманитарного цикла, но и о педагогической технологии, позволяющей осуществлять взаимосвязь моральных знаний и представлений уч-ся, получаемых на уроках, с их повседневной жизнью, формирующей опыт нравственного поведения. Школе необходим процесс активного этического воспитания, обусловленного возрастом детей, построенный на тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения, приоритетности подхода к ребенку как субъекту воспитания.

Чтобы всего этого достичь, необходима система воспитания этической культуры учащихся в учебно – воспитательной процессе.

В своем учебно – воспитательном плане по курсу « Этической грамматики»   (как я его называю) я выделила 4 больших раздела по которым я работала на уроках  технологии:

-  « Этика общения»;

-  « Этикет»;

-  « Этика отношений с окружающими»;

- « Этика отношений в коллективе».

Каждый учитель знает, что хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина.

Попытаемся определить конкретные качества личности и обязательства человека по выделенным направлениям, которые мы должны воспитывать в школе.

Гражданин:

- выполнение гражданских обязанностей – чувство долга перед страной, обществом, родителями;

- чувство национальной гордости и патриотизма;

- бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям, природе;

- общественная активность;

- честность, правдивость, чуткость, милосердие;

- ответственность за свои дела и поступки;

- уважение прав свобод других людей и т.д.

Работник:

- дисциплинированность и ответственность;

- общие, специальные и экономические знания;

- творческое отношение к труду;

- коллективизм, умение трудиться сообща;

- инициативность, самостоятельность;

- ответственность за результаты труда;

- настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить порученное  

 дело;

- уважение к людям труда, мастерам производства и т.д.

Семьянин:

- трудолюбие и ответственность

- тактичность, вежливость, культура общения;

- опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки;

- здоровье, привычка к активному образу жизни;

- умение организовать и проводить досуг;

- разносторонняя образованность;

- знание правовых норм и законов;

- знание практической психологии, этики;

- умение воспитывать детей;

- психосексуальная подготовленность;

- готовность вступить в брак и выполнять семейные обязанности;

- уважение к своим родителям, престарелым людям и другие качества и т. д.

Нетрудно заметить, что  в  выделенных сферах многие моральные качества совпадают. Это свидетельствует о целостности воспитания всех качеств и сторон личности и указывает единственно верный путь достижения этой целостности комплексный подход к воспитанию.

  1. ФОРМИРОВАНИЕ  ЭТИЧЕСКИХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.

Один из педагогов прошлого писал:  «Старая школа покоится на 3-х китах: чтение, письмо и счёт, а новая растет на 3-х корнях: голова, сердце и рука».

Разумно ли в наше время, время напряженной работы  по всестороннему развитию личности, мириться с идеями старой школы?

А они продолжают жить в сознании некоторых  учителей: и в  порочной тенденции разделять предметы  на основные и второстепенные,  и в  преувеличенном внимании к первым, и в явной недооценке вторых.

К разряду второстепенных  нередко в школе относят и уроки технологии.  Как же здесь ошибаются эти учителя!

Не скрою, до недавнего времени, я так же скептически к ним (урокам) относилась, но, взглянув, на  этот предметов с другой точки зрения, то я поняла, что уроки труда помогают безболезненно перейти из мира детства во  взрослый мир.

Ведь на уроках технологии  учащиеся  получают основный знания по ведению домашнего хозяйства, приобретают умения и навыки приготовления пищи, ремонту одежды, уходу за домом, созданием уюта и комфорта в доме и т.д. Мало того, какой простор  для учителя для формирования этических представлений у учащихся, в данном случае, у девочек.

Я убедилась, что именно уроки технологии  способствуют формированию моральных качеств будущего гражданина,  работника и семьянина, пробуждают  стремление  приносить своей деятельностью пользу друзьям…

Начинается день, новый учебный день. Что он принесет: удовлетворение или досаду? С каким настроением пришёл ученик  в школу? Как сложится атмосфера на уроке? Ведь каждый учитель понимает, что урок прошел успешно тогда, когда в классе есть взаимопонимание, обоюдное желание со стороны учителя научить, со стороны учащихся учиться.

Поэтому, каждый урок (каждый!)  я начинаю с эмоционального этического заряда доброты.  Это специальный методический приём: начиная урок, высказать детям свою уверенность, что они будут доброжелательны и уступчивы, чтобы в классе  не возникло конфликтных ситуаций.

Высказывая это напутствие, я сама настраиваюсь на доброжелательную волну расположенности к учащимся, а детей ко мне. Дети становятся более доверительными к учителю, а еще это методический приём дисциплинирует и самого учителя, развивает стремление к собственному нравственному контролю.

Все уроки я строю по системе дидактических принципов. На основе этих принципов я и определяю цели воспитания.

      Это следующие принципы:

      1.Сознательности и активности.

      2.Наглядности.

      3.Систематичности и последовательности.

      4.Прочности.

      5.Научности.

      6.Доступности.

      7. Связи теории с практикой.

Рассмотрим  подробнее  эти принципы.

  1. ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ:

При реализации этого принципа я соблюдаю следующие правила.

В начале каждого урока я знакомлю с  целями  и задачами предстоящей работы, уч-ся должны понять важность и значение данной работы; каждый ученик должен понимать что, почему и как должен делать. Только осознанное  выполнение задания может принести настоящую радость от труда.

На обучающих уроках дети знакомятся с новыми понятиями, терминами

(«минералы», «кутикула», «кулинария», «эпидермис» и т. д.)

Здесь важно для меня обеспечить понимание учащимися новых понятий. Ведь на основе этих понятий будут строиться дальнейшие знания, умения и навыки. Раскрывая их, опираюсь на знания и опыт детей, использую образные сравнения и т. д. Заинтересовывая детей этим самым, я  вызываю у них осознанное, ответственное отношение к учёбе (главной деятельности).

 При объяснении нового материала я часто использую силу взаимообучения учащихся. То, что говорит товарищ, нередко детьми воспринимается лучше и легче, чем объяснение учителя. Так, на уроке «Ручные швы. Швейные принадлежности» (5 класс) группе девочек было дано задание подготовить сообщение о швейных принадлежностях, а на уроке « Бутерброды. Сервировка стола к завтраку» - сообщение о видах бутербродов. Дети здесь пошли дальше. К каждому сообщению дети показывали предмет, о котором велась речь, правила ТБ, правила хранения и даже (!) историю его возникновения. При подготовке уроков, дети сами проявляли желание использовать дополнительную литературу им информацию  из Интернета.

Учитывая возрастные особенности данного возраста (5 класс), дополнительные сведения помогли детям глубже и шире взглянуть на знакомые уже им вещи.

Распределяя сообщения, я обращаю внимание на активность детей. Как правило, пятиклассники с  удовольствием откликаются на просьбу учителя (именно просьба (!), а не требование), но есть и такие девочки,  Рита К., Женя М., Таня П., более пассивные, находятся как бы в тени.

Вот здесь стоит передо мной цель  воспитания активности, ведь сегодняшний активный ученик - завтрашний активный производственник, член общества, семьянин. Приходится прикладывать усилия, а иногда даже идти на «хитрости», чтобы вывести детей из «оцепенения», «пассивности».  Очень важно не забывать, что главное  - не предмет, которому мы обучаем, а личность, которую мы формируем - личность ученика, а учитель своей деятельностью, связанной  с изучением предмета. Поэтому, на всех уроках я связываю предмет обучения на своём собственном жизненном опыте. Чем больше таких примеров, тем больше дети понимают значимость (обучения) изучения данного объекта.

Так, при изучении инструктажа по ТБ при работе с режущими, острыми предметами, электрическими приборами и т.д., были приведены примеры несчастных случаев из собственного опыта детей и родителей, которые произошли при несоблюдении ТБ.

Эти примеры помогли мне в организации кулинарных работ и работ на швейной машине. И что интересно, дети не только контролировали сами себя, но и друг друга. Это создавало ответственное отношение к выполняемой работе, заботливое отношение друг к другу, взаимопомощь. Особенно это проявляется у пяти - шестиклассников.

С семиклассниками немного сложнее, т.к. приходиться контролировать факторы,  отвлекающие, как внутренние (рассеянность мысли, занятие посторонними делами и т.п.), так и внешние  (опоздание, нарушение дисциплины и т.п.).  Сложность заключалась ещё и потому, что  у  семиклассников  шло сравнение с предыдущим наставником, и когда стена отчуждения рухнуло, учебно-воспитательный процесс пошёл успешнее.

На уроках у меня часто звучит такой вопрос: «Как вы считаете?», «Почему?» - это помогает также мне активировать детей во время учебного процесса. Дети, в свою очередь, задают мне массу вопросов, поэтому я изучаю и использую индивидуальные интересы своих учащихся, а уже при ответах на вопросы, я развиваю и направляю эти интересы таким способом, чтобы они согласовались личными и общественными потребностями.

Так, я включила по теме «Гигиена девушки…», некоторые дополнение.

Девушки седьмых классов анонимно пишут записки с интересующими их вопросами, я же не только отвечаю на них, но и формирую те качества, которые затрагивают ту или иную сферу воспитанности. И ещё немаловажно помнить, как учитель слушает ученика – так ученик слушает учителя. Это и помогло найти общий язык с девушками седьмых классов, а также умение задавать вопросы и выслушивать ответы – одно из важных условий стимулирования и поддерживания активности.

Итак, основываясь на принципе сознательности и активности, я формирую такие моральные качества: дисциплинированность, ответственность, активность, выполнение гражданских обязанностей -  коллективизм, самостоятельность.

  1. ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ:

При реализации этого принципа я соблюдаю следующие правила.
Обучая и воспитывая, я помню, что  понятия и термины доходят до создания учащихся  легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, образами; для раскрытия  их необходимо использовать различные виды наглядности.
Так, по теме «Овощи» я использовала как натуральные объекты (овощи),  так     и иллюстрации, названия терминов, понятий, таблицы, изречение  великих людей.
По уроку «Уход за волосами и кожей лица» была выставка лечебной косметики, народных рецептов по уходу, предметов личной гигиены.
По уроку «Бутерброды…»  было, графическое изображение сервировки стала, выставка чая, а также  применение лекарственных трав и чая в профилактике различных  заболеваний и т.д.
Кроме всего, к каждому уроку  я подбираю выставки книг по данной теме, и на которую я всегда обращаю внимание на детей, где дети  могут почерпать дополнительную информацию из интернет – ресурсов и литературы.
Я использую наглядность не только для  иллюстрации, но и в качестве самостоятельного  источника знаний для создания проблемных ситуаций.

Применяя  наглядные  средства, я  активизирую чувственный опыт учащихся, но  следует всегда помнить, что чрезмерное количество наглядных пособий рассеивает внимание  и мешает воспринимать главное.

Все знают, что наглядность – одно из средств связи  с жизнью, она помогает лучше разобраться в применении, изучении того или другого явления; способствует  развитию логического  мышления, бережному  отношению к  своему  здоровью, природе, родному  краю.

Так, на каждом  уроке  при помощи наглядности, я призываю  детей  к здоровому  образу  жизни. Так, стремясь быстро повзрослеть, юные девушки начинают  курить, пользоваться  чрезмерно  макияжем  и т.д., забывая  о своём  здоровье, о  внутренней красоте.

Так,  весь урок по  теме: «Уход  за волосами и кожей  лица»  звучала главная мысль «Внешняя  красота  тем  ценнее, чем больше внутренней красоты  за ней скрываются». ( А. Линкольн)

На уроке формировались такие  этические понятия,  как доброта, сочувствие, милосердие, вежливость, тактичность и т. д.

На всех уроках формирую  бережное отношение к природе (ромашка, овощи, лекарственные травы  и т. д.), к родному городу,  России; уважение к людям  труда, продуктам их деятельности, профессии.

Помимо  этого, наглядные средства                                           способствуют развитию внимания, наблюдательности, которые так необходимы при формировании моральных качествах  будущего работника.

  1. ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ  И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:

        Процесс обучения, составляющий из  отдельных шагов, протекает тем успешнее и  приносит тем большие результаты, чем  меньше в нем перерывов, нарушений последовательности: если  систематически  не упражнять навыков, то они  утрачиваются; если не приучать детей к  логическому мышлению, то они будут испытывать затруднения в мыслительной  деятельности и т. д.

      При   реализации  этого   принципа  я соблюдаю  следующие  правила.                                                    

     Учебный предмет - уменьшенная  копия  наук. Поэтому  детям надо  понимать её систему, формировать понятия о своём  предмете  как  частицы  науки. Как  любая  наука  взаимосвязана с другими науками, так  и предмет  взаимосвязан с другими предметами.

       При изучении овощей, их применением  и  ценностью, дети сами убедились, что при исследовании овощей  необходимо знать, какие  части используют в пищу – ботаника, какие  витамины  и минералы полезны человеку  - химия, как происходит процесс пищеварения – биология, экологически чистые овощи – экология, приготовление блюд – кулинария, которую мы как раз и изучаем.

        Урок по гигиене помог нам  увидеть взаимосвязь  медициной, историей косметологией, фармацевтикой, ботаникой и т. д.

       Урок – практическое  занятие по изготовлению  бутербродов и  сервировке  стола (5 класс) дал  возможность  поговорить  углубленно об  этикете: правила поведения за столом, правила чаепития,  познакомиться  с историей  возникновения сервировки стола.

            Дети  видят, что всё взаимосвязано: изучая одни явления, всплывают и новые стороны этого  же  явления. Это даёт детям хороший  стимул  для самостоятельного  изучения,  заинтересовавшего их  предмета или явления.

        На каждом уроке идет проверка ранее полученных знаний и их усовершенствование. Здесь я использую следующие методы: тестирование, карточки, фронтальный опрос, домашнее практическое задание, интернет - тестирование. Это помогает мне систематизировать знание детей, а у детей формируется ответственность, помогает проявить творческое отношение к труду (оформление коллекций, видов ручных швов, рецептов), стремление быстро и качественно выполнить порученное дело.

        Уделяю внимание кратким и обобщающим повторениям не только в начале урока, когда обычно обобщают ранее изученный материал, и не только при закреплении рассмотренной в ходе урока основной проблемы, но и после изложения отдельных частей урока.

        Есть очень хорошее правило: не следует забывать, что понимание системы требует логики, а формирование её требует также чувств и эмоций. Поэтому, я стараюсь вести уроки энергично, с подъёмом, используя яркие примеры из жизни и литературы.

        Хочется сказать вот о чём.

          Детям свойственно ошибаться. Поэтому я стараюсь приучать учащихся к систематическому анализу собственных ошибок, исправляя ошибки эти доброжелательно и не унижая ученика перед другими детьми. Ведь не усвоив явления в самом начале, ребёнок не сможет понять смысл изучаемого, его назначение и применение.

        Так я строила уроки по кулинарии (5 класс) в такой последовательности. Вначале мы изучили сам предмет изучения – овощи  →  их назначение  →  

   → питательная ценность     →      их применение      →     сервировка стола          → правила этикета. Так, из урока в урок у детей сложилась целая система знаний, которая потом будет расширяться из года в год. Ведь недаром сказал Я. А. Каменский:

        «Всё должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы всё сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего».

  1. ПРИНЦИП ПРОЧНОСТИ:

        Всем известно, что прочность усвоения знаний учащихся обуславливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, чем важнее и интереснее тот или иной материал, тем  он дольше сохраняется.

           Прежде чем добиться усвоения того или иного материала, я следую следующему правилу: необходимо вызвать интерес и положительное отношение к изучаемому материалу.

            Как порадовать своих родителей на праздник или просто утром? Как красиво упаковать подарок? Чем можно удивить своих друзей, когда они пришли в гости? Как выглядеть привлекательно без косметики? и т. д. Все это помогает заинтересовать детей и добиться желаемых результатов. Во время процесса обучения надо также помнить: лучшее время от времени «подогревать» интерес детей, чем давать прямые указания.

         При выполнении практических заданий (изготовлении бутербродов, ручных швов и т. д.) я стараюсь приучать каждого ученика работать в соответствии с его возможностями, но в то же время в полную силу. Приходиться бороться с ленью, которая расхолаживает детей и мешает прочному усвоению знаний, приобретению  навыков и умений. Когда выясняется, что темп обучения снижается, я выясняю причину, как правило - это потеря интереса к учебному процессу и усталость. Приходится искать приёмы к восстановлению темпа обучения. Но не надо забывать и другую сторону медали: высокий темп трудовых действий лишь тогда хорош, когда они осмысленны и точны, когда быстрота сочетается с хорошим качеством.      

Так, при приготовлении бутербродов был взят      хороший темп, но    у Вики Л., Иры Б., Оли Л., Ани П. бутерброды были выполнены по инструкционной карте красивыми, приятными на вид  и  вкус,  а у Ани Р., Жени М., Оли Х. при хорошем   темпе бутерброды получились некрасивыми: кусочки хлеба неровные,  сыр осыпался,  майонез стекал по  краям. Поэтому мне пришлось остановить работу бригад, указать на недостатки – похвально стремиться к высокому темпу работы, но никак нельзя забывать  о точности своих трудовых действий, - только  в этом  случае будет красив труд, значительны его результаты.

Также встречаются учащиеся,  которые недооценивают фактор времени в работе, они думают только  о качестве. Понятно, у таких детей надо будить  заботу о темпе. Очень хорошую роль в этом  играет соревнование по бригадам. Об этом будет  сказано ниже.

Говоря  о принципе прочности, следует подчеркнуть,   что  учитель должен  знать психологические особенности  памяти  подросткового возраста:

- не следует допускать перегрузок памяти;

- забывание изученного  наиболее интенсивно  идёт  сразу после обучения,  поэтому время и частота повторений должны согласованы с психологическими закономерностями забывания;

- не злоупотреблять  произвольным  вниманием учащихся.

А вот непроизвольное внимание поможет «прочнее» запомнить  материал.

       Часто на уроке использую самостоятельное повторение  учащимися с использованием  тестов  карточек,  учебника, работы с интернет – ресурсами.

       Перед выполнением трудового задания,  я указываю,  ЧТО  и КАК надо делать.     Какие требования будут  предъявлены к результатам работы. Это помогает детям правильно организовать своё рабочее  место,  более ответственно отнестись к выполнению  работы,  проявить  творчество  и  активность.

  1. ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ:

       Известны классические правила,  сформулированные ещё Я. А. Каменским: от лёгкого  к трудному,  от известного  к неизвестному, от простого  к сложному.

        На своих уроках технологии я придерживаюсь этих правил.

        Обучая, я исхожу из уровня подготовленности и  развития учащихся, опираюсь на их  возможности,  жизненный опыт (моделирование жизненных ситуаций),  учитываю  их интересы. Всё это мне помогает в формировании многих моральных качеств. Так, на самом первом уроке по кулинарии   устроила «Праздник дегустации». Дети готовили  блюда из овощей,    оформляли красочно рецепты, делали рекламу на  блюда, находили историю возникновения блюд из интернет - ресурсов. На этом уроке я увидела,  ЧТО умеют  дети,  как умеют работать  сообща,  с удовольствием ли выполняется  работа.

          Из всего увиденного я наметила пути формирования коллектива,  какими они владеют навыками и умениями…

           Но  самое главное, для детей получился самый настоящий праздник! Они увлекательно рассказывали о блюдах, сами сделали вывод – зачем нужно нам изучать  кулинарию, что  процесс приготовления пищи должен доставлять удовольствие, т.е.  всё ТО, что можно было и рассказать  учителю  самому. Обучая,  я стараюсь также учитывать особенности  учащихся,   чтобы содержание и способы обучения  несколько опереживали их развитие (опереживающеее обучение)

            Так, на уроке по теме «Овощи» (5 класс) детям даны были понятия «минералы» «химические элементы» (химия). На уроке по теме «Гигиена и косметика» (7 класс)  строение кожи  и волоса (биология) и т. д.

          Доступность зависит от ясности  изложения и речи  учителя, поэтому на любом этапе урока я стараюсь  избегать монотонности,  чётко  формирую понятия, привожу примеры из жизни, литературы и истории, а также,  использую  интернет – ресурсы.

         Я  убедилась,  что не стоит  увеличивать  длительность монологов,  они не только  «расхолаживают» интерес детей, но и не дают детям самостоятельно анализировать  сопоставлять,   сравнивать и т.д.

         Задача учителя – помочь,  направить   дать кончик для самостоятельного анализа, ободрить ученика.

         Вот как раз здесь такой простор  для работы по разделу «Этика  отношений с окружающими», «Этика общения».

         Видя, как учитель помогает в познании окружающего,  ученик видит  в нём друга,  помощника и  даже защитника.

          Как приятно,  когда дети заходят  в класс желанием на урок,  с интересом,  с вопросами! Это говорит о том,   что дети идут на урок с уверенностью,  что  их поймут,  помогут, дадут  совет!

  1. ПРИНЦИП НАУЧНОСТИ:

         Принцип научности,  как известно, требует,  чтобы учащиеся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные  точно  установленные знания.

Исходя из этого  принципа,  также формируются этические качества. Рассмотрим их.

         На уроках технологии я не упускаю возможности ознакомить  учащихся с выдающимися людьми: учёными,  историками,  врачами,  их жизненными моральными качествами и  вкладом в развитии науки.

         Это вызывает у детей чувство национальной гордости и патриотизма, те качества,  которые обсуждаются, дети высказывают свои мысли и чувства, приходят к единому выводу, знакомятся  со  знаниями  практической психологии  и этики.

        Учащиеся должны иметь возможность  пережить радость  открытия,  чувство успеха,   удовлетворённости  от познавательного напряжения.

        Все успешные  шаги познания дают хороший стимул  для более эффективного  обучения,  всё это дисциплинирует учащихся,  вырабатывает настойчивость,  ответственность и т.д.

  1. ПРИНЦИП СВЯЗИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ:

         Рассматриваемый принцип опирается на многие философские,  педагогические и психологические  положения: эффективность и качество обучения проверяются,  подтверждаются и направляются практикой: практика – критерий истины,  источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения.  Правильно поставленное воспитание помогает вытекать из самой жизни,  практики,  неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности.

        Общественно-исторической практикой доказана необходимость научных знаний  изучаемых в школе.  Поэтому,  обучая  детей надо знать,  чтобы учащийся и понимал, и чувствовал,   что обучение для него  является жизненной необходимостью. Все дети должны проверять и применять  свои знания на практике. Технология  очень хорошо  отражает этот  принцип.

         По любой теме 2-  4 часа отводится теории, затем всё подтверждается и закрепляется  на практике.

         Например,  урок «Бутерброды. Чай. Сервировка стола к завтраку» (5 класс). На теоретическом уроке шёл  разговор о видах  бутербродов, правилах  их приготовления и чая, о значении, применении; о правилах сервировки стола и этикета за столом, а уже на практическом занятии дети  выполняли то,  о чём шла речь на предыдущем уроке. Моя же роль была  в том, чтобы помогать, направлять, исправлять  недочёты, напоминать о  ТБ, поощрять.

         Не должно  быть не одного  урока, ни одного занятия, на которых  бы учащиеся не знали жизненного значения данной работы!

         На всех уроках осуществляю профориентацию,  что помогает детям  в выборе  и значимости профессии (кулинар, повар,  швея, косметолог, дизайнер, архитектор, врач,  официант и т.  д.). Это воспитывает у детей сознательное и положительное  отношение к труду, людям труда и т. д.

        При организации практической  деятельности я поощряю творчество,  фантазию учащихся при выполнении любого задания, ведь  дети часто  решают поставленные  задачи  с  собственной точки зрения, что  часто убеждаешься,  что этот путь решения задания легче,  доступнее и проще, т.е. внедряют свою НОТ в учебный процесс.

        Но есть дети, которые выполняют только по указанию учителя (инструкционной карте) они не инициативны, пассивны. Поэтому,  я прилагаю усилия, чтобы учить  применять  более продуктивные и экономические методы, программировать и прогнозировать свою деятельность. Во всём процессе практической деятельности, я воспитываю у учащихся стремление к постоянному  улучшению своих результатов,  развиваю навыки и умения, дисциплину, манеры, трудолюбие и многое др.

       Часто я  использую  метод «соревнования» в формировании этических представлений.

        Прежде всего, на каждом уроке,  на каждом его  этапе,  я поддерживаю  бодрый дух соревнования. Проходя по классу, подмечаю всё хорошее, чтобы ободрить ученика, показать остальным, пробудить желание достичь таких результатов, убедить,  что  они могут добиться хороших результатов.

         Особенно виден дух  соревнования между бригадами.

        Звонок. Бригадиры (я их  называю ласково «хозяюшки») рапортуют о подготовке к уроку.  Лучшие получают одобрение. Дети убеждаются, что победа достигается общими усилиями всей бригады, коллектива.

        На уроках объявили борьбу за настоящий  порядок и чистоту.

        В начале практической работы в бригадах (5 класс) было немало ненужного «нерабочего» шума. Всё это учитывалось при подведении итогов работы, и, если негативное отражалось на оценке, то дети огорчались,  а  в случае «победы» искренне и бурно торжествовали.

        Со временем условия соревнования усложняются, заменяются, чтобы у детей  не притуплялся интерес к здоровому соревнованию. Условия могут различные от организации рабочего  места, соблюдения ТБ и санитарно- гигиенических требований,  НОТ,  взаимопомощь, дружеские взаимоотношения, чистота,  порядок, качество  выполняемой  работы и т. д.

        Соревнование играет исключительную роль  в пробуждении творческой активности учащихся,  в достижении ими высоких результатов труда,  коллективный труд становится более желанным и  радостным, дети становятся боле активными и пред собой и перед коллективом.

       Особенно это  видно при работе бригадиров: они не только распределяют  обязанности,  следят за работой,  но  и помогают в выполнении этих работ. Хочется выделить таких  учащихся как Вика Л, Света Е., Лена К., Оля К. (7класс). Девочки очень  внимательно относятся к своим обязанностям,  аккуратны, пользуются уважением в бригаде.  Остальные девочки прямо  на глазах «подтягиваются» за ними.

      Все это  помогает школьникам больше  убедиться на собственном опыте, чем ответственнее и дружнее относятся  к труду, тем слаженнее,  веселее и результативнее работа. Ещё это  побуждает в каждом ребёнке уверенность  в своих силах,  помощь друг другу, радость и сопереживание, интерес,  уважение к  коллективному труду.

      Никому не секрет,  что, выполняя работу любую,  учащиеся должны узнать конечную значимую цель этой работы.

       Так,   в 7-х классах девушки без энтузиазма относятся к швейным работам. Я объясняла значимость этих работ. Но слышала в ответ,  что ночные  сорочки не нужны,  носить их не  собираются,  можно купить на рынке, в магазине и т. д. И тут я предлагаю им акцию «Милосердие». Все ночные сорочки мы шьём и дарим девочкам из  детского дома. Предложение было принято на «Ура!». Сколько  стараний,  творчества они проявили при шитье! Сорочки были красивы,  нарядны, красиво упакованы, было написано трогательное письмо. Сколько было впечатлений  у девочек,  когда они пришли из детского дома!

       Каждый стремился рассказать о своих эмоциях и чувствах. Мало того, девочки сами проявили желание продолжить  общение с девочками из детского дома.

      Надеюсь,  что  так оно  и  будет.  Это общение принесёт  положительный результат в формировании этических  представлений.

III. РОЛЬ ПОЛОЖИТЕЛНОГО ПРИМЕРА УЧИТЕЛЯ.

«Поступки говорят больше,  чем слова».

                                             Английская пословица.

        В числе наиважнейших субъективных  факторов воспитания -  личность учителя и воспитателя.

       Дети естественным образом наблюдают и  повторяют то,  что  делают окружающие люди. Дети воспроизводят типы поведения и эмоции,  которые видят в повседневной жизни, телевидения, Интернета. Для успешного  воспитания огромное значение имеет положительный пример. Поэтому, требуя от детей определённых действий, следует обратить  внимание на себя.

        Если я вежлива и добра по отношению  к учащимся,  в любой  момент готова придти на помощь,  то и  дети,  как правило,  учатся вести точно  так же. Находясь в атмосфере взаимной любви,  они учатся любить. Всегда внимательно выслушивая детей и помогая разрешать возникшие  проблемы,  я вижу не только  облегчение,  но и знаю,  что они,  в свою очередь,  с таким же  вниманием и участием отнесутся к окружающим и ко  мне. В этом  я убедилась и не  один  раз.

       Немаловажен принцип: необходимость всегда держать  своё слово и выполнять обещание. Ведь нарушая  данное  слово, мы подаём пример безответственности по  отношению  не только к себе, но и к окружающим.

        Позволяя себе повышать голос,  мы учим детей поступать  аналогично. Прививая любовь к окружающему,  природе надо самому всё любить.

       Можно долго  говорить о роли положительного примера самого  учителя. Практика на каждом шагу подтверждает это: учитель должен сам    хорошо воспитан!

      И всё - таки,  воспитание детей оставляет желать лучшего.

      Уже  много  сказано о  серьёзных недостатках воспитания. В них повинны не только социальные «катаклизмы», нерадивые ученики,  уклоняющиеся от выполнения воспитательных функций родители. Но и  мы,  учителя, должны признать часть вины в этих недостатках  и ошибках.

      Поэтому,  важная задача  каждого учителя состоит в том,  чтобы расположить ученика к себе и к педагогическому влиянию.

      Педагогическая позиция должна быть  деликатной, незаметной,  возможно более скрытой от воспитанника.

      Я считаю,  что нужно быть  другом,  помощником, наставником,  а не стоять над  его  душой.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Педагогика» И.П. Подласый.
  2. «Начальная школа»  №7 1990,№5-6 92
  3. «Эстетическое воспитание на уроках труда» М.Печерский
  4. «Содержание и методика этических бесед» О.С.Богданова, О.Д. Калинина.
  5. «Психология-это просто» Чак Т.Фолкэн.
  6. «Словарь по этике». Под ред. И.С. Кона.
  7. «Воспитание школьников» №5 1986.
  8. «Этические беседы с подростками» М.Б. Рубцова
  9. Программа по трудовому воспитанию. 1997  год.

Этика - философская наука, объектом изучения, которой является мораль.

Словарь этических терминов:

Активность                                                           Навыки

Бережливость                                                       Нравственность

Благородство                                                        Общение

Вежливость                                                           Обязанность

Великодушие                                                        Оптимизм

Взаимопомощь                                                     Ответственность

Вина                                                                       Отношение к труду

Выдержка                                                              Пессимизм

Высокомерие                                                        Поведение

Грубость                                                                Последствия

Дисциплина                                                          Самооценка                    

Добро                                                                     Скромность

Доверие                                                                  Справедливость

Долг                                                                       Стыд

Дружба                                                                  Счастье

Зависть                                                                  Товарищество

Зазнайство                                                             Трудолюбие

Коллективизм                                                       Честность

Корыстолюбие                                                       Эгоизм

Культура поведения                                              Этика

Личность

 «Внешняя  красота тем ценнее,  чем больше внутренней красоты за ней скрывается»

                                                                                    А. Линкольн.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами школьных СМИ, при обучении на уроках и во внеурочной деятельности русскому языку и литературе"

Представленный опыт работы не содержит принципиальных педагогических открытий и изобретений. Он являет собой индивидуально осмысленные и практически осуществленные (осуществляемые) системы комму...

Обобщение опыта "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка у обучающихся 2 ступени через рациональные приемы умственной деятельности"

Актуальность данного опыта определяется необходимостью создания условий для формирования навыков грамотного письма у обучающихся через рациональные приемы умственной деятельностиЕжегодно повышаются тр...

обобщение опыта "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся по французскому языку через использование кейс-технологии"

Данный материал является обобщением инновационного педагогического опыта в  модульной технологии...

Обобщение опыта: «Формирование познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы через систему эффективных уроков»

       Актуальность проблемы.    В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся  на уроках русского язык...

Обобщение опыта по теме: "Использование современных образовательных технологий на уроках английского языка - одно из средств формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся».

тема выбрана мною в связи с изменениями в программах в соответствии  ФГОС.  Новые образовательные технологии позволяют  практически каждому преподавателю добиваться  положительных ...

Обобщение опыта "Формирование математической грамотности на уроках математики в 5-8 классах".

                    Статья содержит материал выступления  на районных педагогических чтениях «НОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ...