Изготовление изделий из образцов платочной и чулочной вязок
план-конспект урока по технологии (6 класс) по теме

Лютая Елена Александровна

Конспект урока и презентация из раздела "Вязание спицами" может быть использован как на уроке, для повышения мотивации вязания образцов, так и на кружке "Рукоделие".  Дана пошаговая инструкция изготовления игрушек из образцов платочной и чулочной вязки. Ребята с большей охотой отрабатывают навыки вязания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

по технологии 6 класс

Тема урока: «Вязание спицами. Выполнение изделий из образцов в технике вязания спицами».

Цель урока: Повысить мотивацию вязания образцов спицами для отработки навыков.

Задачи:

1. Обучающие:

  •  обучить первоначальным элементам и способам вязания спицами;
  • научить правильно обращаться с инструментами в соответствии с правилами техники безопасности.
  1. Развивающие:
  • развивать познавательные процессы: память, внимание, мышление,       воображение, восприятие;
  •  способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности;
  • развивать чувство цвета, пропорции;
  • развивать моторику рук.

3. Воспитательные:

  • воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
  • повысить мотивацию вязания образцов;
  • приучать к аккуратности в работе;
  • сформировать умение работать в коллективе;
  • предоставить возможность социализации каждому ребёнку.

Материально-техническое оснащение:

Компьютер, мультимедийный проектор, плакаты, технологические карты, альбомы с образцами, образец изделия, ножницы, иголка, нитки.

Тип урока: комбинированный: презентация с объяснением материала, практическая работа учащихся

Ход урока.

Во время урока при выполнении практической работы учителем осуществляются целевые обходы рабочих мест учащихся:

  • с целью проверки начала работы;
  • с целью соблюдения Правил техники безопасности;
  • с целью проверки типичных ошибок;
  • с целью проверки качества выполнения изделия.

I. Организационная часть.

  • приветствие обучающихся
  • проверка присутствующих

II. Начало урока.

У нас сегодня продолжение темы из раздела «Художественные ремесла» – «Вязание  спицами. Выполнение изделий из образцов в технике вязания спицами». (Слайд 1, название темы урока)

Целью урока - продолжение знакомства с платочным вязанием, лицевыми  петлями и выполнение изделий из образцов в технике вязания спицами с целью повышения мотивации.  (Слайд 2, Цель и задачи урока).

III. Объяснение нового материала

На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что вязание - это очень древний вид рукоделия, оно пришло к нам из Египта в виде вязаной туфельки, найденной в одной из гробниц, более четырех тысяч лет. В те далекие времена, как я уже говорила, вязанием занимались мужчины, но в современном мире это всё же удел женщин, хотя и некоторые мужчины этим видом рукоделия.

Давайте вспомним, что мы уже знаем о вязании спицами: (Слайд 3)

1.   Какие материалы и инструменты необходимы для ручного вязания?

2.  Назовите основное правило подбора спиц.

3.  Почему петли первого ряда набирают на две спицы сложенные вместе?

4.  Как провязывают кромочные петли?

   В наши дни очень ценятся вещи ручной работы  и в первую очередь это, конечно же, вязаные вещи, невозможно представить себе жизнь без трикотажа. Овладев навыками вязания на спицах, мы тоже сможем приобщиться к этому удивительному виду рукоделия и порадовать себя и своих близких вот такими чудными вещами. (Слайд 4).

   А для того чтобы у нас это получилось, нужно потрудиться отработать навыки вязания, научиться прибавлять и убавлять петли, уметь читать схемы и вязать по описанию. Но не отчаивайтесь, мы уже сегодня сможем изготовить своё первое вязаное изделие. (Слайд 5).

   Всего за 6 этапов мы сможем добиться поставленной цели. (Слайд 6).

   Сегодня мы будем работать с иголкой и ножницами, поэтому давайте вспомним Правила техники безопасности при работе с ними.

    Ну, что ж, приступим. На прошлом уроке мы с вами связали образец лицевыми петлями.  Скажите, а как называется эта вязка? (Платочная). Совершенно верно, а ещё это вязание называли «репсовым», «рябушкой», «грядками». В России им вязали платки, поэтому до сих пор сохранилось название «платочное».  Вязание одинаково выглядит с обеих сторон (двустороннее), поэтому часто используется при вязании воротников, планок, шарфов, шапок и т.д. А мы используем его для изготовления игрушки-зайчика.

  Проверьте ваш образец, какой он формы? (Квадрат). Это важно при изготовлении нашего изделия.

  А что можно сказать про стороны квадрата? (Стороны квадрата равны).

  У вас на столах лежат инструкционные карты. Рассмотрите их, те, кто понял, могут приступить к самостоятельной работе, остальные работают пошагово со мной.

   Итак, начинаем работу.

 I этап. (Слайд 7).Отметить булавками середины 3-х сторон квадрата и прочной нитью, в цвет образца,  прошить через отмеченные точки  швом вперёд иголку, оставив оба конца длиной около 3 см. 

II этап. (Слайд 8). Стянуть концы нити. Образовавшееся углубление набить  синтепоном. 

III этап. (Слайд 9). Сформировать голову, шею, расправить уши.  Обмотать концы ниток вокруг шеи и завязать.

VI этап. (Слайд 10).Сшить открытые концы по спинке швом через край косыми стежками ниткой в цвет образца. Набить синтепоном туловище.

  V этап. (Слайд 11). Собрать на сборку и стянуть нить  по низу туловища, нить закрепить.

 VI этап. (Слайд 12). Осталось оформить мордочку: пришить бусины или вышить глаза и нос. Сделать и пришить хвост. 

   Вот и всё, зайчик готов. Посмотрите, какие чудесные они получились и все разные. (Посмотреть, как девочки справились с работой).

   На следующем уроке мы с вами познакомимся с изнаночными петлями и свяжем образец чулочной вязки. И если вам понравилось изготавливать игрушки, то из этого образца вы сможете сделать вот таких славных котят. (Слайд 13). Правда для того чтобы это сделать придётся по больше потрудиться и связать не один, а  хотя бы три образца:                                                                                  

квадрат 10 х 10 см  -  туловище

½ квадрата       –    голова

¼ квадрата     –      хвост.

    А теперь рассмотрим, как можно превратить эти образцы в славного котёнка. (Слайды 14 - 20). Ну, что, вы готовы потрудиться?

Очень хорошо. Ведь наш девиз: «Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда».

VI. Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления:

  1. Как называются петли используемые для вязания платочной вязки?
  2. Что значит «двустороннее» вязание?
  3. Почему вязка называется платочная?
  4. Где можно использовать платочную вязку?

Критерии оценок:

  • Готовность к уроку – 0, 5 балла;
  • Старание выполнить работу - 0,5 балла;
  • Выполнение I -  III этапов – 1 балл;
  • Выполнение I  - VI этапов – 1,5 баллов;
  • Выполнение I  - V этапов – 2 балла;
  • Выполнение I  - VI этапов – 3 балла;
  • Качество работы – 1 балл.

Проанализировать работы всех  учащихся, выявить и указать на типичные ошибки.

Выставить оценки.

Выяснить с какими трудностями столкнулись на уроке?

Что нового узнали и чему научились на уроке?

Уборка рабочих мест.

Приложение.

Инструкционная карта для самостоятельной работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнение изделий из образцов в технике вязания спицами. Учитель технологии Лютая Е.А. МОУ Кузьмоловская СОШ №1

Слайд 2

Цель : п овысить мотивацию при вязании образцов спицами Задачи : Познакомить учащихся с использованием платочного вязания Развивать чувство пропорции Вырабатывать усидчивость, аккуратность Воспитывать любовь к рукоделию

Слайд 3

Давайте вспомним: 1. Какие материалы и инструменты необходимы для ручного вязания? 2. Назовите основное правило подбора спиц. 3. Почему петли первого ряда набирают на две спицы сложенные вместе? 4. Как провязывают кромочные петли?

Слайд 4

Мы тоже так сможем:

Слайд 5

А пока, мы из связанных образцов изготовим вот такого, замечательного зайчика

Слайд 6

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Слайд 7

ВЯЗКА ПЛАТОЧНАЯ Связать образец 10х10 см Прочной нитью, в цвет образца, прошить через середины 3-х сторон квадрата швом вперёд иголку

Слайд 8

Стянуть концы нити Образовавшееся углубление набить синтепоном

Слайд 9

Сформировать голову и шею Обмотать концы ниток вокруг шеи и завязать

Слайд 10

Сшить открытые концы по спинке Набить синтепоном туловище

Слайд 11

Собрать на сборку и стянуть нить по низу туловища

Слайд 12

Пришить бусины или вышить глаза и нос Сделать и пришить хвост Зайчик готов

Слайд 13

А из образцов чулочной вязки можно сделать вот таких котят:

Слайд 14

ВЯЗКА ЧУЛОЧНАЯ Связать 3 детали: Квадрат 10х10 см - туловище ½ квадрата – голова ¼ квадрата - хвост

Слайд 15

Сложить углы по диагонали Сшить две прилегающие стороны угла, оставляя середину не зашитой

Слайд 16

Набить деталь, пропихивая синтепон в тонкие места ножек Отверстие аккуратно зашить. Туловище и ножки готовы.

Слайд 17

Прямоугольник для головы с изнанки сложить поперек и сшить его по бокам Деталь хвоста сложить поперек, сшить вдоль и зашить с одного конца.

Слайд 18

Вывернуть детали. Хвост заполнить синтепоном . На детале головы котика сшиваем уголки возле сгиба наискосок – это будут ушки. Заполнить голову синтепоном ( в зашитые ушки синтепон не набивать

Слайд 19

Пришиваем голову и хвост к туловищу Пришить глазки Вышить черными нитками носик Шейку украсить бантиком

Слайд 20

Котёнок готов

Слайд 21

Закрепление материала Как называются петли используемые для вязания платочной вязки ? Что значит «двустороннее» вязание ? Почему вязка называется платочная ? Где можно использовать платочную вязку ?

Слайд 22

Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАТЕРИАЛЫ К ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «Изготовление русских кукол в скульптурно-текстильной (чулочной) технике»

В методическом пособии представлены материалы для элективного курса «Изготовление русских кукол  в скульптурно-текстильной  (чулочной) технике»: даны сценарии занятий, инструкционно-те...

Методический план изготовления изделия «Салфетка с мотивами народной вышивки»

Вашему внимаю предлагается методический план изготовления изделия "Салфетка с мотивами народной вышивки"....

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИЗГОТОВЛЕНИЮ ИЗДЕЛИЯ ИЗ БИСЕРА У ДЕТЕЙ, ОСВОИВШИХ ОСНОВНОЙ КУРС БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ.

В данном материале предложена методика изготовления колье в технике бисероплетения. Данное колье используется, как базовая модель. Путем использования предложенных схем ребенок сможет изготовить свое ...

Урок по теме: Составление технологической карты. Изготовление изделий из металла.

Открытый урок, представленный на конкурсе "Учитель года - 2012"...

Технология изготовления изделий из лоскутов.

Презентация содержит материал  для изучения раздела декоративно-прикладного творчества в 5 классе....

Технология изготовления изделий из лоскутов, 5 класс

Презентация  может быть полезна при изучении одноименного раздела по направлению Рукоделие. Матерал выполнен по учебнику В.Д.Симоненко....

Изготовление изделия в технике «Терра»

Техника «терра» - это создание объемных картин, которые позволяют по-новому передать разнообразие окружающего мира. Коллажи в данном стиле в наше время очень модны, так как являются оригинальным...