"ВЕСЕЛАЯ ЯРМАРКА" Интегрированный нетрадиционный урок - проект.
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме
«Русское народное творчество и фольклор на уроках ИЗО, технологии, музыки.»
Название урока: «Веселая ярмарка».
Форма проведения : урочно- внеурочное мероприятие, интегрированный нетрадиционный урок
Цель урока:
· Проверить и углубить теоретические и практические знания по русскому - народному творчеству и фольклору, полученные на уроках ИЗО, Технологии, музыки.
· В игровой форме привить интерес к русскому - народному творчеству и фольклору.
· Научить детей бережно и с пониманием относиться к традициям, историческому и культурному наследию родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока. | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 641 с углубленным изучением английского языка
Невского района Санкт-Петербурга
Конспект
Интегрированного нетрадиционного урока
«Русское народное творчество и фольклор на уроках ИЗО, технологии, музыки.»
ПРОЕКТ
ВЕСЕЛАЯ ЯРМАРКА
Учащиеся 5 классов
Учителя: Медовник В.Д., Речнова Г.Е., Кушнир Н.Ю.
4 декабря 2012года
Название урока: «Веселая ярмарка».
Форма проведения : урочно- внеурочное мероприятие, интегрированный урок
Цель урока:
- Проверить и углубить теоретические и практические знания по русскому - народному творчеству и фольклору, полученные на уроках ИЗО, Технологии, музыки.
- В игровой форме привить интерес к русскому - народному творчеству и фольклору.
- Научить детей бережно и с пониманием относиться к традициям, историческому и культурному наследию родины.
Задачи:
- Формирование умения различать виды народных промыслов и росписей.
- Применение навыков полученных на уроках технологии и ИЗО при изготовлении изделий прикладного народного творчества .
- Использование умения игры на свирели других народных инструментах при проведении различных мероприятий.
- Умение использования деревообрабатывающих инструментов при изготовлении изделий .
Ход урока:
- Вступительное слово. 5 минут
- Работа творческих мастерских:
- Конкурс «Народные промыслы. Лучший знаток росписи».
Представление изделий русского – народного творчества:
хохлома, городецкая роспись, гжель, матрешки. 15 минут
(Речнова Г.Е.)
- Игра на свирели
Русские-народные песни - «Я на горку шла», «Ходит зайка по саду»,
«Во кузнице» (инсценировка).
Хороводы, песни, частушки и др.
Игра на трещётках, ложках и др.
Конкурсы «Угадай мелодию», «Допой песню». : 15 минут
(Кушнир Н.Ю.)
Конкуры на знание деревообрабатывающих инструментов и навыков работы с ними:
«Сундучок мастера», 5 минут
«Пиление дров». 10 минут
(Медовник В.Д.)
- Подведение итогов конкурсов - 5 минут
- Гуляния, пословицы, поговорки, частушки.
Соревнования, игры, эстафеты:
«Лучший художник»,
«Роспись матрешки». 15 минут
Подведение итогов конкурсов – 10 минут
- Заключительная часть:10 минут
- представления работ, подарки, угощения и т д.
Итого: 90 минут
Дети входят в класс, держась за руки под русскую народную музыку.
Вступительное слово учителя.(Медовник В.Д.)
Все люди любят праздники. Праздник – это яркое зрелище: песни, танцы, представления, забавы, игры. Русский народ всегда стремился к красоте, а к тому же русские люди очень трудолюбивы, умело совмещают труд с весельем. По-традиции каждый праздник на Руси являлся определенным итогом, подводимым людьми после очередного нелегкого трудового периода: сбора урожая, изготовления большого запаса утвари (посуды, корзин, тканых изделий и др.). Как правило, итог каждого трудового сезона совмещался с весельем на широкой ярмарке, где люди не только обменивались произведенными товарами, продавали излишки продукции, но и веселились. На ярмарке людей развлекали скоморохи, дрессированные
медведи, проводились молодецкие забавы. Зимой катались с горок. Угощались блинами, пряниками, пирогами.
Давайте, ребята, попробуем окунуться в мир русской ярмарки.
Прежде чем начать нашу ярмарку нам нужно хорошенько подготовиться, изготовить больше товаров для обмена и продажи. Поэтому размещайтесь по своим местам – мастерским и начинаем!
Звучит русская - народная музыка.
Ведущая: (Речнова Г.Е.)
Здравствуйте, дорогие ребята, приглашаю вас в свою мастерскую. Скоро ярмарка и нам с вами необходимо хорошо потрудиться, наготовить товара для обмена да для продажи. «Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь – хоть брось!». Всем ли вам удобно, всем ли видно, всем ли места хватило?
Учащийся:
В тесноте, да не в обиде!
Ведущая: (Речнова Г.Е.)
А пока наши умельцы будут работать, давайте узнаем, ребята, хорошо ли вы знаете русские народные промыслы?
Использование мультимедийной установки.
Конкурс «Народные промыслы. Лучший знаток росписи».
(Речнова Г.Е.)
№ | вопрос | ответ |
1 | Как называются заготовки из дерева для росписи? | Белье |
2 | Какая традиция при подписи декоративных панно сохранилась в городецкой росписи? | Подписывать пословицами, поговорками, пожеланиями. |
3 | Какой вид городецкой росписи используется чаще всего? | Цветочная роспись |
4 | Как в семейных мастерских организовывалось производство донец? | Работают все члены семьи |
5 | Что такое братина и ендова? | Старинные сосуды в форме ладьи для розлива напитков |
6 | Каков ассортимент хохломского промысла 19 века? | Чаши, чашки, блюда, миски, ложки, поставки, братины, ендовы, ковши, солонки |
7 | Какой материал использовался для производства изделий с хохломской росписью? | Древесина, в основном липа |
8 | Назовите виды письма в хохломском промысле. | «Верховое», «Фоновое» |
9 | В чем состоит уникальность хохломы? | Роспись по золоту |
10 | Назовите самый любимый и старинный орнамент хохломской росписи | «Травка» |
11 | Какими цветами пользуются полхов – майданские мастера? | Красный, желтый, синий, зеленый, розовый, белый |
12 | В чем самобытность полхов – майданской росписи? | Выжженный контур |
13 | Назовите русский – народный промысел роспись синим по белому. | Гжель |
14 | Какими инструментами и приспособлениями пользуются для изготовления заготовок из древесины? | Топор, пила, различные резцы по дереву, токарный станок. |
Ведущая: (Речнова Г.Е.)
Молодцы, ребята, вы хорошо подготовились и мы с вами знаем очень многое о народных ремеслах и росписях.
По традиции во время работы люди пели и аккомпанировали себе на разных инструментах. В ход шли даже ложки! Как же без песни?
«Труд и песня всегда вместе!».
Конкурс на знание Русских-народных инструментов.
Ведушая: Кушнир Н.Ю.
Кто знает, из какого материала делают инструменты?
(Свирель, трещотки, ложки, балалайки - древесина, камыш).
Может кто-нибудь нас порадует игрой на инструментах?
Свирель – это русский - народный инструмент. В старину свирели изготавливали из древесины, просверливая отверстия, которые издавали различные звуки. На свирелях играют соло, в группе, и в сочетании с другими инструментами.
Исполняются русские – народные песни:
«Я на горку шла» и «Ходит зайка по саду».
Игра на свирелях.
Проводится конкурс «Угадай мелодию».
А теперь, давайте посмотрим, как работают наши мастера. (Подходит к мастерицам, выполняющим росписи).
Использование презентации.
Хохломские мастера.
*
Как волшебница – Жар-птица не выходит из ума
Чародейка – Чаровница Золотая хохлома!
*
Золотая хохлома и богата и красива
Гостю рады от души кубки, чаши и ковши!
*
И чего здесь только нет?
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин!
*
Все вобрала словно память:
зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древне - суздальской парчи!
Городецкие мастера.
*
Если глянешь на дощечки, ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры тонко вывела рука.
*
Городецкий конь бежит!
Вся земля вокруг дрожит!
Птицы яркие летают
И кувшинки расцветают!
Гжель.
Сказка синяя, глазам загляденье,
Словно весною капель
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!
*
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых.
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Матрешки.
Восемь кукол деревянных круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут.
Как, скажите, их зовут? (Матрешки)
*
Словно репка она круглобока,
и под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок – глаз!
Ведущая:
Закончили работу наши мастера.
А теперь посмотрим, как вы умеете народ веселить!
Звучит русская – народная песня. Девушки водят хоровод .Игрют на свирели.
(КушнирН.Ю.)
А что же наши парни?
Конкурс «Сундучок мастера».
Использование презентации.
Ведущая: Медовник В.Д.
Для того чтобы что-либо сделать умелыми руками нам нужны помощники – инструменты, которые мастеру облегчают труд. А вы, знаете какие, есть инструменты и приспособления и что ими можно делать?
Ведущий:
Сундучок наш невысок, но на нем висит замок.
Для лентяев нет поблажек, сундучок для работяжек!
Инструменты в нем дружны, для работ любых важны.
Всех их должен каждый знать! Сколько их? Тебе считать!
1.
Молоток- предмет полезный, молоток предмет железный
Гвоздик длинный и худой забивает головой!
2.
Щеголяет гвоздик шляпкой. Дружит гвоздик с молотком.
А на ощупь гвоздик гладкий с острым, маленьким клыком!
3.
Дыркой в плоской тюбетейке голова отмечена.
А на талии спираль у шурупа сверчена.
Все прикрутит, что хотите, только вы его вертите!
4.
Вертит винтиком отвертка, очень быстро, очень ловко!
А когда закончит с ним – крутит головы другим.
5.
Винтик с гайкой очень дружен, гайке винтик тоже нужен.
Как друг с другом встретятся, друг на друге вертятся!
6.
Клещи – злючки, очень злятся. Гвозди не хотят сдаваться!
За доску цепляются. Клещи ведь кусаются!
7.
В досках дырки дрель сверлит, как оса она жужжит.
Все просверлит жалом длинным, так что и осе завидно.
8.
К толстой доске спозаранок в гости прибежал рубанок.
И давай строгать доску, разгонять ее тоску.
Полетела в воздух стружка! Стала стройною подружка!
9.
Летят опилки белые, летят из-под пилы!
Это плотник делает рамы и полы!
10.
У железных, у кусачек зубы есть, как у собачек.
Перекусят жгут любой острозубой головой!
11.
Долото и молоток дырки долбят под замок
Пять дверей уже закрытых от ребяток любопытных.
Ведущая:Кушнир Н.Ю
Инсценировка русской-народной песни «Во кузнице»
Исполнение песни под аккомпонимент свирелей, трещёток, ложек. Танец.
Ведущая: Медовник В.Д.
В русском – народном фольклоре много мудростей. Русский человек смекалистый и веселый. А знаете ли вы, ребята, пословицы, поговорки, загадки о труде?
Пословицы и поговорки.
Я начну, а вы продолжите:
- Семеро одного…………………..(не ждут).
- Без труда…………………………(не вытащишь рыбку из пруда).
- Волков бояться……………………..(в лес не ходить).
- Один в поле………………………… (не воин).
- На чужой каравай…………………(рот не разевай).
- Кто не работает………………………(тот не ест).
- Какие труды ………………………(такие и плоды).
- Под лежачий камень………………(вода не течет).
- Любишь кататься………………(люби и саночки возить).
- Готовь………………………….(сани летом, а телегу зимой).
- Уменье и труд…………………(все перетрут).
- Золотые руки у того - кто обучается хорошо.
Кто знает загадки про труд и инструменты?
Загадки
У двух матерей по - пять сыновей, одно имя всем .
(Пальцы)
*
Сам худ, голова с пуд, на работу вышел, каждый услышал.
(Молоток)
*
Умный Ивашка, красная рубашка, где пройдется, там и след остается!
(Карандаш)
*
По деревянной речке плывет кораблик новый,
Свивается в колечки дымок его сосновый.
(Рубанок)
*
Принялась она за дело, завизжала и запела!
Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.
(Пила)
Ведущая: (КушнирН.Ю.)
«Со вьюном я хожу». Хоровод «Дубравка»
Частушки
1
Пропоем мы вам частушки замечательны таки,
Что пойдут плясать девчонки, затанцуют пареньки! Ух!
2
Хохлома, ты хохлома, разукрасила дома,
А потом и улицу с петухом и курицей!
3
Выйду, выйду я плясать в новеньких ботинках,
Все ребята говорят, что я как картинка!
4
Шила милому кисет вышла рукавица.
Посмотри мой дорогой, какая я мастерица!
5
Не стругает мой рубанок, не пилит моя пила.
Ко мне милка не приходит и работа не мила.
6
Моя прялка не прядет, колесо не вертится.
Что – то милый не идет, видно, долго сердится.
7
Шила, шила сарафан – исколола пальчики.
Как надела я его – за мной гурьбою мальчики.
8
Мы не все частушки спели, знаем много их, поем!
Приходите в гости снова, мы другие вам споем!
9
Мы пропели, что сумели, поплясали от души!
Выходи на круг, кто смелый! Спой-ка громче и спляши!
И др.
Использование презентации.
Эстафеты – конкурсы
- «Художники» - командам задается задание нарисовать одинаковые рисунки на скорость. Предварительно оговаривается сюжет рисунка.
- «Матрешки» - участникам раздаются надувные шарики, косынки, кисточки, краски. Необходимо надуть шарики, нарисовать на них лицо матрешки, повязать косынки. Оценивается аккуратность и скорость исполнения.
- Пиление дров на скорость.
Ведущая: Время не стоит на месте! Меняются традиции, меняются нравы. Теперь ребята посмотрим выступление наших девочек, которые подготовили современный танец.
Заключительная часть.
Ведущая: (Медовник В.Д.)
Ну что, ребята, мы с вами хорошо поработали, хорошо и отдохнули
Узнали много нового, повторили ранее пройденное, весело и с пользой провели время, но, как говорится в пословице: «Делу время - потехе - час!»
Давайте покажем свои поделки, рисунки, работы.
( Подводятся итоги конкурсов, оцениваются работы мастеров.)
Ведущая:
Отдохнули мы по праву!
Мастерам отдали славу!
Что узнали - не забудем
Долго – долго помнить будем!
И еще одна народная мудрость: «Конец – всему делу венец!»
Чаепитие.
Разбор результатов мероприятия.
Список используемой литературы и материалов:
- А.М. Гусакова Внеклассная работа по труду. Москва Просвещение 2004 г.
- Э.К.Гульянц. Что можно сделать из древесины. Москва. Просвещение 1991 г.
- Е.С.Туманова, Л.Ю.Романова. Изобразительное искусство. В мире красок народного творчества. Волглград. Учитель.2008 г.
- http://www.yandex.ru/
- https://www.google.ru/search
- http://ru.ask.com/web?q=хохлома+роспис
- https://www.google.ru/search?q=ручные+дерево+инструмент
- http://bebi.lv/poslovici/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно - ролевой урок "Веселая ярмарка
Задачи урока:Совершенствование группировки, кувырок назад.Совершение упражнения в равновесии.Развитие гибкости.Место проведения: спортивный зал....
Веселая ярмарка
Общешкольное мероприятие по итогам недели технологии...
Фольклорное развлечение "Веселая ярмарка"
Данное мероприятие проводилось в рамках отчета по опытно - экспериментальной деятельности "Патриотическое воспитание дошкольников через ценностный аспект национально - культурных традиций своей Родины...
Урок-проект как нетрадиционная форма урока английского языка
Уже не первый год стимулировать интерес учащихся к изучению иностранного языка, а также развивать их познавательный и коммуникативный интерес к предмету мне помогают уроки-проекты. Метод проектов...
Музыкальная театрализованная сказка "Веселая ярмарка"
Цель: приобщение младших школьников к народной культуре.1.Познакомить с обычаями, обрядами русского народа.2.Развить творческие способности детей средствами театрального искусства.3.Воспитывать любовь...
Праздник "Веселая ярмарка".
Сценарий написан для детей младшего и старшего дошкольного возраста, Дети на празднике одеты в русские народные костюмы. Праздник помогает создавать основы уважительного отношения к традициям пр...
Конспект НОД, декоративное рисование. "Веселая ярмарка"
Данная совместная деятельность предназначена для работы с детьми с нарушением интеллекта...