Формирование здоровье сберегающей среды на уроках технологии.
статья (технология) по теме
В юности мы мало думаем о том, как сохранить свое здоровье. Все вредности нам кажутся безвредными, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы развеять некоторые детские убеждения, связанные с питанием, его режимом, стрессами, сном, убедить в необходимости следить за осанкой своего тела, воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно – гигиенических правил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.75 КБ |
![]() | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование здоровье сберегающей среды
на уроках технологии.
Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе:
- Педагогика здоровья (Касаткина В.Н.). Беседы: питание и здоровье, как сохранить здоровыми зубы, обучение правилам личной гигиены, о необходимости следить за осанкой своего тела (красивая фигура, походка, умение правильно сидеть, красиво двигаться); влияние курения на органы дыхания, кровообращения, влияние алкоголя на органы дыхания, пищеварения, нервную систему; оформление стендов, конкурсы рисунков;
- Технология обучения и воспитания в условиях активной сенсорно-развивающей среды (Уланова С. А.): упражнения для сохранения зрения, физминутки, чередование на уроках разных видов деятельности (устная, письменная, самостоятельная, практическая (ручная работа, машинная, утюжильная), работа в парах, изучение наглядных пособий), упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на снижение утомляемости.
В структуре урока предусматриваю своевременную смену деятельности, чтобы поддерживать интерес учащихся к изучаемому материалу. Для наглядности на занятиях использую различный дидактический материал, натуральные образцы, выкройки и мини-выкройки, новые современные материалы, новые технологии обработки, применяю информационно-компьютерные технологии. В учебно-воспитательном процессе использую физкультминутки, стараюсь создавать комфортные условия для учащихся. Это показано в разработанном мной комплексе упражнений для физкультминуток для среднего и старшего звена и конспекте урока для 5 класса «Ручные работы. Выполнение ручных стежков и строчек». Во время практических занятий иногда включаю спокойную музыку. Занятия с использованием музыки дают потрясающий эффект, работоспособность учащихся повышается.
К урокам в кабинете технологии учащиеся допускаются после прохождения инструктажа согласно инструкциям № 76, 83.
Требования к учащимся на уроках технологии.
1. Посадка во время ручных работ:
- прямое расположение позвоночника,
- прямое расположение ног, выпрямленные плечи,
- расстояние от изделия до глаз 25 - 30 см.
2. Осанка девочек во время работы на швейной машинке:
- прямое расположение позвоночника, слегка наклонив корпус и голову вперед,
- расстояние от глаз до обрабатываемого изделия 25- 30см,
- кисти рук располагают на платформе машины, правильное расположение локтей.
3. Соблюдение техники безопасности во время практических работ:
- техника безопасности при работе с острыми предметами;
- техника безопасности при работе на швейной машине;
- техника безопасности при работе с электрическим утюгом.
- Опасности в работе:
а) повреждение пальцев иглой,
б) попадание волос, краев одежды во вращающиеся части швейной машины,
в) поражение электрическим током, ожоги.
- Во время работы нельзя:
а) устанавливать шпульный колпачок, заправлять верхнюю нитку при включенной машине,
б) класть инструменты около вращающихся частей машины,
в) передавать инструменты или изделие при включенной машине;
г) оставлять электрооборудование включённым в сеть без присмотра.
4. Разминка во время работы сидя:
- необходимость пяти минутной зарядки, физкультминутки;
- выполнение упражнений, снимающих утомление глаз.
5. Домашнее рукоделие - как один из вопросов смены деятельности учащихся при сохранении здоровья:
- рукоделие - как успокаивающий фактор,
- развитие интереса у учащихся, целеустремленности, сосредоточенности, терпения.
В юности мы мало думаем о том, как сохранить свое здоровье. Все вредности нам кажутся безвредными, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы развеять некоторые детские убеждения, связанные с питанием, его режимом, стрессами, сном, убедить в необходимости следить за осанкой своего тела, воспитать привычку к чистоте, сознательному выполнению санитарно – гигиенических правил.
Рассказываю о том, что даже в простых процессах приготовления пищи, шитье – нет мелочей. Именно дом, ведение домашнего хозяйства формируют здоровый образ жизни каждого члена семьи.
Здоровый образ жизни, принятый в семье, формирует не только физическое здоровье, он воспитывает нравственность, а значит, определяет саму судьбу человека, потому что закладывает такие черты личности, как трудолюбие, доброжелательность, честность, милосердие.
Предварительный просмотр:
Комплексы упражнений для физкультминуток
Для школьников средних и старших классов
1. Физкультминутка общего воздействия (вариант 1).
Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз» - встать на носки, руки вверх наружу, на счёт «два» - потянуться вверх за руками. На счёт «три» - опустить руки дугами через стороны вниз, на счёт «четыре» - скрестить руки перед грудью, голову наклонить вперёд. Повторить упражнение в быстром темпе 6-8 раз.
Упражнение 2. Исходное положение - стойка ноги врозь, руки вперёд. На счёт «раз» - поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. На счёт «два» - вернуться в исходное положение. На счёт «три, четыре» - упражнение выполняется в другую сторону. Повторить 6-8 раз в быстром темпе.
Упражнение 3. Исходное положение-стойка ноги врозь. На счёт «раз» - согнуть правую ногу вперёд и, обхватив голень руками, притянуть её к животу. На счёт «два» - притянуть ногу, подняв руки вверх. На счёт «три, четыре» - выполняется то же, но с левой ногой. Повторить упражнение в среднем темпе 6-8 раз.
Физкультминутка общего воздействия (вариант 2).
Упражнение 1. Исходное положение-стойка ноги врозь. На счёт «раз» - руки отводятся назад. На счёт «два» - руки развести в стороны, на счёт «три» - поднять руки вверх, стать на носки. На счёт «четыре» - расслабляя плечевой пояс, руки опустить с небольшим наклоном вперёд. Повторить 4-6 раз в медленном темпе.
Упражнение 2. Исходное положение-стойка ноги врозь, руки, согнутые вперёд, кисти в кулаках. На счёт «раз» - с поворотом туловища налево нанести удар правой рукой вперёд. На счёт «два» - принять исходное положение. На счёт «три, четыре» - выполнить то же самое, но в другую сторону. Повторить 6-8 раз, не задерживая дыхания.
2. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения (вариант 1).
Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз» - руки за голову, локти широко развести, голова наклонена назад. На счёт «два» - локти подаются вперед. На счёт «три» - руки расслабленно опускаются вниз. На счёт «четыре» - принять исходное положение. Упражнение в медленном темпе повторяется 4-6 раз.
Упражнение 2. Исходное положение-стойка ноги врозь, кисти в кулаках. На счёт «раз» - мах левой рукой назад, правой вверх. На счёт «два» - встречными махами переменить положение рук. Махи заканчиваются рывками рук назад. Упражнение повторяется 6-8 раз в среднем темпе.
Упражнение 3. Выполняется сидя на стуле. На счёт «раз» - отнести голову назад. На счёт «два» - голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Упражнение повторяется 4-6 раз в медленном темпе.
Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения (вариант 2).
Упражнение 1. Выполняется сидя на стуле или стоя. На счёт «раз, два» - выполнить круговое движение правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. На счёт «три, четыре» - выполнить круговое движение левой рукой назад с поворотом туловища и головы налево. Упражнение повторить 4-6 раз в медленном темпе.
Упражнение 2. Выполняется сидя на стуле или стоя, руки в стороны, ладони вперёд, пальцы разведены. На счёт «раз» - обхватить себя за плечи как можно крепче. На счёт «два» - занять исходное положение. Упражнение повторить 4-6 раз в быстром темпе.
Упражнение 3. Выполняется сидя на стуле, руки на поясе. На счёт «раз» - повернуть голову направо. На счёт «два» - исходное положение. На счёт «три» - повторить то же налево. Повторить 6-8 раз в медленном темпе.
Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения (вариант 3)
1. Исходное положение (и. п.) — сидя на стуле. 1 — голову наклонить вправо; 2 — и. п.; 3 — голову наклонить влево; 4 — и. п.; 5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и. п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.
2. И. п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 — и. п.; 3 — поворот головы налево; 4 — и. п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.
3. Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 1)
Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз»-поднять плечи. На счёт «два»-опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем сделать паузу на 2-3 секунды, расслабить мышцы плечевого пояса. Выполнять в медленном темпе.
Упражнение 2. Исходное положение - руки согнуты перед грудью. На счёт «раз, два»-выполнить согнутыми руками два пружинящих движения назад. На счёт «три, четыре»-выполнять такие же рывки прямыми руками. Упражнение выполнять 4-6 раз в среднем темпе.
Упражнение 3. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз»-слегка прогнуться, выполнив мах руками в стороны. На счёт «два»-расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки.
Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 2)
1. И. п. — стоя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх; 2 — переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3-4 раза. Темп средний.
2. И. п. —стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 — локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.
3. И. п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак; 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
4. Физкультминутка для снятия напряжения с мышц туловища
1. И. п. — стойка, ноги врозь, руки за голову. 1-5 — круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 — то же в другую сторону; 7-8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И. п. — стойка ноги врозь. 1-2 — наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнуться, вдоль тела вверх; 3-4 — и. п.; 5-8 — то же в другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний.
5. Физкультминутка для глаз
Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо.
Упражнение 2. 15 колебательных движений глазами по вертикали — вверх-вниз и вниз-вверх.
Упражнение 3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева-направо.
Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.
Упражнение 5. Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.
Подпись директора:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по созданию здоровье сберегающей среды в театральном коллективе"Здорово живем"
Специфика театральной деятельности позволяет создать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников творческого объединения. В программе описаны технологии и мет...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/27/picture-132208-1351322952.png)
Создание здоровье сберегающей среды для учащихся в рамках предмета технологии
забота о здоровье учащихся при помощи несложных физических и гигиенических процедур. Это комплекс упражнений для формирования правильной осанки, для профилактики плоскостопия, упражнения д...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/27/picture-574478-1422362152.jpg)
Формирование здоровье сберегающей среды на уроках технологии
Формирование здоровье сберегающей среды на уроках технологии...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/27/picture-574478-1422362152.jpg)
Формирование здоровье сберегающей среды на уроках технологии
Формирование здоровье сберегающей среды на уроках технологии...
Создание здоровье сберегающей среды на уроках математики: физкультминутка 1
На уроках математики дети постоянно пишут. Использование смены деятельности и форм работы дают психологическую разрядку, но не снимают статического напряжения мышц. Для решения этой проблемы в структу...
Создание здоровье сберегающей среды на уроках математики в 5-6 классах.
Использование смены деятельности и форм работы на уроках дают психологическую разрядку, но не снимают статического напряжения мышц. Для решения этой проблемы в структуру урока включают динамичес...
Методическая разработка "Коррекционно-педагогическая работа на уроках ПТО над улучшением здоровье-сберегающей среды
В данной разработке изложены материалы по работе учителя трудового обучения над улучшением здоровье-сберегающей среды....