Формирование здоровье сберегающей среды на уроках технологии.
статья (технология) по теме

Уляшева Юлия Михайловна

          В   юности   мы    мало    думаем    о    том,   как   сохранить    свое    здоровье.    Все     вредности  нам   кажутся    безвредными,   поэтому        задача учителя  состоит   в   том,   чтобы  развеять некоторые    детские    убеждения,    связанные с  питанием,   его режимом,    стрессами,  сном,    убедить    в  необходимости  следить  за   осанкой   своего тела,   воспитание    привычки    к    чистоте, сознательному   выполнению    санитарно – гигиенических    правил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tekhnologii.docx21.75 КБ
Файл fizkultminutka.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

 Формирование здоровье сберегающей среды

на уроках технологии.

         Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе:

  • Педагогика здоровья (Касаткина В.Н.). Беседы: питание и здоровье, как сохранить здоровыми зубы, обучение правилам личной гигиены, о  необходимости   следить   за  осанкой   своего   тела (красивая  фигура, походка,  умение  правильно   сидеть,  красиво   двигаться); влияние курения на органы дыхания, кровообращения, влияние алкоголя на органы дыхания, пищеварения, нервную систему; оформление стендов, конкурсы рисунков;
  • Технология обучения и воспитания в условиях активной сенсорно-развивающей среды (Уланова С. А.): упражнения для сохранения зрения, физминутки, чередование на уроках разных видов деятельности (устная, письменная, самостоятельная, практическая (ручная работа, машинная, утюжильная), работа в парах, изучение наглядных пособий), упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на снижение утомляемости.

     

           В структуре урока предусматриваю своевременную смену деятельности, чтобы поддерживать интерес учащихся к изучаемому материалу.  Для наглядности на занятиях использую различный дидактический материал, натуральные образцы, выкройки и мини-выкройки, новые современные материалы, новые технологии обработки, применяю информационно-компьютерные технологии. В учебно-воспитательном процессе использую физкультминутки, стараюсь создавать комфортные условия для учащихся. Это показано в разработанном мной   комплексе упражнений для физкультминуток для среднего и старшего звена и конспекте урока для 5 класса «Ручные работы. Выполнение ручных стежков и строчек».  Во время практических занятий иногда включаю спокойную музыку. Занятия с использованием музыки дают потрясающий эффект, работоспособность учащихся повышается.

            К урокам в кабинете технологии учащиеся допускаются после прохождения инструктажа согласно инструкциям № 76, 83.

Требования к учащимся на уроках технологии.

1. Посадка   во   время   ручных   работ:

     - прямое   расположение   позвоночника,

     - прямое расположение  ног, выпрямленные  плечи,

     - расстояние   от  изделия   до  глаз   25 - 30 см.

2. Осанка  девочек  во  время  работы  на  швейной  машинке:

     - прямое  расположение  позвоночника,  слегка  наклонив  корпус  и  голову  вперед,

     - расстояние  от  глаз  до  обрабатываемого  изделия  25- 30см,

     - кисти  рук  располагают  на  платформе  машины,  правильное   расположение   локтей.

3. Соблюдение  техники  безопасности  во  время  практических   работ:

  • техника безопасности при работе с острыми предметами;
  • техника безопасности при работе на швейной машине;
  • техника безопасности при работе с электрическим утюгом.

           - Опасности   в   работе:

         а) повреждение  пальцев  иглой,

         б) попадание  волос,  краев  одежды  во  вращающиеся  части   швейной   машины,

         в) поражение  электрическим  током, ожоги.

            - Во  время   работы   нельзя:

         а) устанавливать  шпульный  колпачок,  заправлять  верхнюю   нитку  при   включенной  машине,

         б) класть  инструменты  около   вращающихся  частей   машины,

         в) передавать   инструменты   или   изделие   при  включенной   машине;

         г) оставлять электрооборудование включённым в сеть без присмотра.

4. Разминка     во    время    работы    сидя:

         - необходимость    пяти   минутной    зарядки, физкультминутки;

         - выполнение   упражнений,  снимающих    утомление    глаз.

5. Домашнее   рукоделие  -  как   один    из    вопросов    смены   деятельности  учащихся при   сохранении    здоровья:

            - рукоделие -  как   успокаивающий    фактор,

            - развитие     интереса    у    учащихся,  целеустремленности,   сосредоточенности,    терпения.            

          В   юности   мы    мало    думаем    о    том,   как   сохранить    свое    здоровье.    Все     вредности  нам   кажутся    безвредными,   поэтому        задача учителя  состоит   в   том,   чтобы  развеять некоторые    детские    убеждения,    связанные с  питанием,   его режимом,    стрессами,  сном,    убедить    в  необходимости  следить  за   осанкой   своего тела,   воспитать    привычку    к    чистоте, сознательному   выполнению    санитарно – гигиенических    правил.

            Рассказываю  о том,  что  даже  в простых процессах  приготовления  пищи,  шитье – нет  мелочей.  Именно  дом, ведение  домашнего  хозяйства  формируют  здоровый  образ  жизни  каждого  члена  семьи.

          Здоровый  образ  жизни,  принятый  в  семье,  формирует  не   только физическое  здоровье, он  воспитывает  нравственность,  а  значит, определяет   саму  судьбу  человека,  потому  что  закладывает  такие  черты личности,  как  трудолюбие,  доброжелательность,  честность,  милосердие.

                                                                                                                                                                                       



Предварительный просмотр:

Комплексы упражнений для физкультминуток

Для школьников средних и старших классов

1. Физкультминутка общего воздействия (вариант 1).

Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз» - встать на носки, руки вверх наружу, на счёт «два» - потянуться вверх за руками. На счёт «три» - опустить руки дугами через стороны вниз, на счёт «четыре» - скрестить руки перед грудью, голову наклонить вперёд. Повторить упражнение в быстром темпе 6-8 раз.

Упражнение 2. Исходное положение - стойка ноги врозь, руки вперёд. На счёт «раз» - поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. На счёт «два» - вернуться в исходное положение. На счёт «три, четыре» - упражнение выполняется в другую сторону. Повторить 6-8 раз в быстром темпе.

Упражнение 3. Исходное положение-стойка ноги врозь. На счёт «раз» - согнуть правую ногу вперёд и, обхватив голень руками, притянуть её к животу. На счёт «два» - притянуть ногу, подняв руки вверх. На счёт «три, четыре» - выполняется то же, но с левой ногой. Повторить упражнение в среднем темпе 6-8 раз.

Физкультминутка общего воздействия (вариант 2).

Упражнение 1. Исходное положение-стойка ноги врозь. На счёт «раз» - руки отводятся назад. На счёт «два» - руки развести в стороны, на счёт «три» - поднять руки вверх, стать на носки. На счёт «четыре» - расслабляя плечевой пояс, руки опустить с небольшим наклоном вперёд. Повторить 4-6 раз в медленном темпе.

Упражнение 2. Исходное положение-стойка ноги врозь, руки, согнутые вперёд, кисти в кулаках. На счёт «раз» - с поворотом туловища налево нанести удар правой рукой вперёд. На счёт «два» - принять исходное положение. На счёт «три, четыре» - выполнить то же самое, но в другую сторону. Повторить 6-8 раз, не задерживая дыхания.

2. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения (вариант 1).

Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз» - руки за голову, локти широко развести, голова наклонена назад. На счёт «два» - локти подаются вперед. На счёт «три» - руки расслабленно опускаются вниз. На счёт «четыре» - принять исходное положение. Упражнение в медленном темпе повторяется 4-6 раз.

Упражнение 2. Исходное положение-стойка ноги врозь, кисти в кулаках. На счёт «раз» - мах левой рукой назад, правой вверх. На счёт «два» - встречными махами переменить положение рук. Махи заканчиваются рывками рук назад. Упражнение повторяется 6-8 раз в среднем темпе.

Упражнение 3. Выполняется сидя на стуле. На счёт «раз» - отнести голову назад. На счёт «два» - голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Упражнение повторяется 4-6 раз в медленном темпе.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения (вариант 2).

Упражнение 1. Выполняется сидя на стуле или стоя. На счёт «раз, два» - выполнить круговое движение правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. На счёт «три, четыре» - выполнить круговое движение левой рукой назад с поворотом туловища и головы налево. Упражнение повторить 4-6 раз в медленном темпе.

Упражнение 2. Выполняется сидя на стуле или стоя, руки в стороны, ладони вперёд, пальцы разведены. На счёт «раз» - обхватить себя за плечи как можно крепче. На счёт «два» - занять исходное положение. Упражнение повторить 4-6 раз в быстром темпе.

Упражнение 3. Выполняется сидя на стуле, руки на поясе. На счёт «раз» - повернуть голову направо. На счёт «два» - исходное положение. На счёт «три» - повторить то же налево. Повторить 6-8 раз в медленном темпе.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения (вариант 3)

1. Исходное положение (и. п.) — сидя на стуле. 1 — голову наклонить вправо; 2 — и. п.; 3 — голову наклонить влево; 4 — и. п.; 5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и. п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

2. И. п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 — и. п.; 3 — поворот головы налево; 4 — и. п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

3. Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 1)

Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз»-поднять плечи. На счёт «два»-опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем сделать паузу на 2-3 секунды, расслабить мышцы плечевого пояса. Выполнять в медленном темпе.

Упражнение 2. Исходное положение - руки согнуты перед грудью. На счёт «раз, два»-выполнить согнутыми руками два пружинящих движения назад. На счёт «три, четыре»-выполнять такие же рывки прямыми руками. Упражнение выполнять 4-6 раз в среднем темпе.

Упражнение 3. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз»-слегка прогнуться, выполнив мах руками в стороны. На счёт «два»-расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 2)

1.      И. п. — стоя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх; 2 — переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3-4 раза. Темп средний.

2.      И. п. —стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 — локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.

3.      И. п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак; 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4. Физкультминутка для снятия напряжения с мышц туловища

1.      И. п. — стойка, ноги врозь, руки за голову. 1-5 — круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 — то же в другую сторону; 7-8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

2.      И. п. — стойка ноги врозь. 1-2 — наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнуться, вдоль тела вверх; 3-4 — и. п.; 5-8 — то же в другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний.

5. Физкультминутка для глаз

Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо.

Упражнение 2. 15 колебательных движений глазами по вертикали — вверх-вниз и вниз-вверх.

Упражнение 3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева-направо.

Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.

Упражнение 5. Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.

                                 Подпись директора:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по созданию здоровье сберегающей среды в театральном коллективе"Здорово живем"

Специфика театральной деятельности позволяет создать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников творческого объединения. В программе описаны технологии и мет...

Создание здоровье сберегающей среды для учащихся в рамках предмета технологии

забота о  здоровье  учащихся при помощи несложных физических и гигиенических процедур. Это комплекс упражнений для формирования правильной осанки, для профилактики плоскостопия, упражнения д...

Формирование здоровье сберегающей среды на уроках технологии

Формирование  здоровье  сберегающей среды на уроках технологии...

Формирование здоровье сберегающей среды на уроках технологии

Формирование  здоровье  сберегающей среды на уроках технологии...

Создание здоровье сберегающей среды на уроках математики: физкультминутка 1

На уроках математики дети постоянно пишут. Использование смены деятельности и форм работы дают психологическую разрядку, но не снимают статического напряжения мышц. Для решения этой проблемы в структу...

Создание здоровье сберегающей среды на уроках математики в 5-6 классах.

Использование смены деятельности и форм работы на уроках дают психологическую разрядку, но не снимают статического напряжения мышц. Для решения этой проблемы в структуру урока включают динамичес...

Методическая разработка "Коррекционно-педагогическая работа на уроках ПТО над улучшением здоровье-сберегающей среды

В данной разработке изложены материалы по работе учителя трудового обучения над улучшением здоровье-сберегающей среды....